Статья "Формирование коммуникативных УУД младших школьников."
статья

Громова Ольга Игоревна

Статья о формировании коммуникативных универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных УУД младших школьников.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, в целом далёк от желаемого. Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты:

  • потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение вербальными и невербальными средствами общения;
  • эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству;
  • умение слушать собеседника.

Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?

Во – первых, она влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения .

В- третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.

Можно выделить систему работы, которую можно использовать, отрабатывая у младших школьников необходимые умения на различных уроках с 1 по 4 класс:

Виды коммуникативных универсальных учебных действий

Необходимые умения, которые необходимо сформировать

1.Коммуникация как взаимодействие

Действия , направленные на учёт позиций собеседника. Преодоление эгоцентризма в межличностных отношениях.

- слышать и слушать друг друга;

-полно и точно выражать свои мысли;

-адекватно использовать аргументы в дискуссии;

-спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;

-вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

-владеть монологической и диалогической формами речи;

- строить грамматически и синтаксически правильную речь.

2.Коммуникация как кооперация.

Действия , направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.

- договариваться и находить общее решение;

-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

-сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта;

-осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

3.Коммуникация как условие интериоризации.

Речевые действия, служащие средством коммуникации( передачи информации), способствует осознанию и усвоению содержания.

- понимать возможность существования различных точек зрения;

-обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую ( групповую) позицию;

-сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор;

-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения;

-получать необходимые сведения от одноклассника,

4.Работа в группе.

-Устанавливать рабочие отношения, сотрудничать в группе;

-обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

- разрешать конфликтную ситуацию через анализ её условий;

-уважительное отношение к партнерам, внимание к личности каждого;

-готовность помочь и поддержать одноклассника.

Одним из эффективных методов формирования коммуникативных УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учитель- группа совместно действующих детей должно стать исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Работу в группах в первом классе я начала с выработки основных правил:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие;
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет право на ошибку.

Уже с 1 класса мои обучающиеся выполняют парные и групповые проекты. Это творческие проекты на уроках технологии, изо, литературы.

Это исследовательские проекты на уроках окружающего мира, литературы, ОРКСЭ.

В результате работы над проектом решаются задачи установления интерактивного взаимодействия: умения слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать; проявлять эмпатию. А так же речевые задачи такие как, развитие связной монологической и диалогической речи

На уроках ребята часто работают в парах и группах при проверке домашнего задания, устного счёта, при изучении новой темы, закреплении пройденного материала. На уроках технологии, математики и русского языка мы часто назначаем консультантов, из ребят которые могут помочь другим. Одноклассники с желанием откликаются и помогают в том, что у них получается отлично.

Мои обучающиеся к 3-4 классу легко могут оценить свою работу и работу одноклассника, дать небольшой комментарий к своей отметке.

Отвечающие не боятся ошибиться. Они знают, что принимается любой ответ. Они знают, что их дружелюбно поправят. Таким образом, они учатся терпимости, взаимопониманию.

Проектная деятельность очень многогранна и не заканчивается уроком. Работа продолжается и во внеурочное время. Моим обучающимся очень нравится выпуск классных газет. Ребята сами распределяют функции. Кто-то подбирает материал, кто-то выполняет иллюстрации, кто-то пишет статьи. Для всех желающих находится работа. Дети радуются, когда видят результат своей деятельности. А одновременно они учатся правильному общению.

По моему мнению, развитию коммуникативных УУД помогает работа по формированию самоуправлению в классном коллективе.

У каждого ребёнка в классе есть определённая обязанность, которую он по желанию выбирает сам. Стараясь добросовестно выполнить свою обязанность, ученик учиться правилам коммуникации, начинает чувствовать свою значимость в классном коллективе, учится вести диалог, контролировать свои действия и действия других. На классных собраниях ребята учатся отстаивать свою точку зрения, выслушивать мнения других, вырабатывать общее мнение и согласовывать своё мнение с общим мнением.

К 4 классу обучающиеся умеют выполнять ряд коммуникативных действий.

Например, проявлять инициативу, сотрудничать друг с другом с целью поиска и обработки информации, распределять функции членов группы, выявлять проблему, осуществлять поиск её решения, осуществлять контроль и оценку работы своих товарищей. В процессе общения, на уроках и во внеурочной деятельности, у обучающихся формируются такие качества личности, как терпимость, внимание к другим людям, дружелюбие.

Умения, полученные в начальной школе, они смогут применить не только при обучении в школе, но и, что важнее, в процессе коммуникации в жизни в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"

О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...

"Фомирование коммуникативной компетенции младших школьников через реализацию музыкальных проектов

Выступление на конкурсе "Учитель года"  с докладом о методической работе .  В данной работе представлен материал по обобщению опыта работы по созданию музыкальных проектов - мюзиклов....

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

Современный этап развития школы в России характеризуется  изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования.  Обновление и инновация учебных дисциплин требуют включения в ...

“Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника ”

В статье раскрываются преимущества групповых форм работы, рассматриваются такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм, такие разновидности групповых...

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...