«Взаимосвязь детского учреждения и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка
материал

Тищенко Марина Витальевна

«Взаимосвязь детского учреждения и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка младшего школьного возраста» 

 

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся.  Одним из условий стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок. 

В современной школе важно учитывать социальный заказ родителей, выполнение которого требует новых форм совместной деятельности родителей, педагогического коллектива и обучающихся. Для того чтобы совместная деятельность была успешной, необходимо вовлекать родителей в работу педагогов по формированию ученического коллектива, контролю учебы, организации внеурочных мероприятий.

Можно выделить следующие направления работы с родителями:

  • психолого-педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей;
  • вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми;
  • корректировка взаимоотношений в семьях отдельных учащихся;
  • организация работы родительского актива; совместная деятельность по вопросам успеваемости школьников;
  • взаимодействие семьи с организациями дополнительного образования школы;

Успешность сотрудничества семьи и школы в современной образовательной ситуации зависит от успешности взаимодействия школьного педагогического коллектива с родителями, которое способствует увеличению позитивных связей между семьей и школой и качественно изменяет структуру отношений.

Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. 

Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми - вот основа родительского авторитета. Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа - семья - ребенок.

Единые согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.

Родителям таких детей нужно поговорить с учителем об индивидуальных особенностях ребенка, оказать ему помощь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценивать как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Мне кажется, что учитель прав», «Давай подумаем, почему дети не захотели с тобой играть», «Правильно ли ты оценил свою работу?» и т.п. Постепенно у младшего школьника формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи.

Родители должны быть доброжелательными. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у родителей его рассказы, они должны сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разберитесь в ситуации.

Если родители начнут упрекать и обвинять ребенка, то они могут не рассчитывать впредь на его откровенность. В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать ребенка, решая за него все проблемы, лишая его самостоятельности. Нельзя пропустить и то, что воспитание-диалог становится одним из важнейших условий воспитания ребёнка в семье.

У родителей, привыкших добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Взрослые сами нередко замечают, что чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремление выполнять требования старших. Бывает, что при выборе методов поощрения и наказания родители не учитывают индивидуальные особенности ребенка, не вникают в причины того или иного поступка.

Педагоги выделяют три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье:

  • попустительский,
  • авторитарный,
  • демократический.

Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй - жесткая авторитарность, безапелляционность, диктат в отношениях с детьми.

Третий - сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потребностей и интересов каждого из участников взаимоотношений. Потребность в общении - первая социальная потребность ребенка. Общение взрослых и детей всегда происходит на эмоциональной основе, для него характерно сопереживание.

Однако с течением времени изменяется содержание общения - то, что ищет в нем ребенок. Младший школьник не только стремится удовлетворить в общении свои эмоциональные и интеллектуальные потребности, но и хочет получить оценку своей личности, самоутвердиться, осознать себя. Стремление родителей поддерживать общение-диалог с детьми, предполагающее уважение к личности ребенка, его потребностям, интересам, будет способствовать созданию демократического стиля взаимоотношений в семье.

В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении. Оценочные воздействия взрослых способствуют воспитанию чувства долга, уверенности в собственных силах, ответственности, организованности и многих других качеств, оказывают влияние на уровень притязаний школьников в учебе.

Важно, чтобы ребенок чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка. Только в этом случае он будет охотно принимать советы и замечания взрослого. Родители, оценивая поведение ребенка, результаты его деятельности, нередко допускают крайности - злоупотребляют либо похвалой, либо порицанием.

Многие ошибочно считают, что отрицательная оценка стимулирует ребенка. В действительности же, часто используемая, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе. Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков и качеств ребенка, чем постоянное подчеркивание и осуждение его недостатков. Особо значимой для ребенка является оценка его теми взрослыми, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна быть справедливой и ни в коем случае не унижать ребенка. Нередко случается, что взрослые даже вежливости пытаются учить детей грубостью. В общении с детьми преобладают приказной тон, замечания, порицания, отрицательные характеристики и т.п. Гораздо реже имеют место совет, пожелание, просьба, сделанные в доброжелательной форме, и крайне редко используются шутка, юмор, вызывающие у ребенка улыбку, смех по поводу собственного поступка, заставляющие его посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки в смешном свете.

Безусловно, бывают ситуации, когда необходимо категорически, резко, немедленно пресечь непозволительное поведение ребенка. Главными условиями являются эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание ребенка. С утверждением, что ребенок - это личность, не всегда согласны родители, потому что под понятием «личность» они имеют в виду человека с цельным и сильным характером, самостоятельного, уверенного в себе, своих возможностях.

Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями и что именно эмоциональная среда оказывает влияние на его духовный мир. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой.

Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в какой-то степени является вашим зеркальным отражением. Доброжелательность, внимание родителей друг к другу, к ребенку естественно перенимаются им, так же как и грубость, неуважение, раздражительность. В некоторых семьях не принято проявлять нежные чувства друг к другу.

Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Важнейшими образцами, на которые равняется ребёнок, выступают родители. Половина из опрошенных детей младшего школьного возраста сказали, что хотели бы быть такими, как их родители.

Позиция взрослых по отношению к младшему школьнику как к существу, мало что знающему, умеющему, понимающему, может выражаться в пренебрежительных высказываниях, в унижающих его достоинство оценках, эпитетах. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила - всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, которой ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений, требований.

Нельзя уличать ребенка в плохом поступке, стыдить, если у вас нет уверенности, что он его совершил. Ошибка может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «вывернуться», говоря неправду. Если возникнет ситуация, когда надо оценить неблаговидный поступок ребенка, не следует спешить. Спросите, что случилось, как он сам оценивает свое поведение.

При этом ребенок должен почувствовать, что родители ему сопереживают, стремятся разобраться во всем по существу, по справедливости, помочь. Основы дружбы с родителями зарождаются из доверия ребенка ко взрослому, понимания последним детских переживаний, мыслей, устремлений, из умения взрослых поставить себя на место ребенка. Трудности воспитания детей обусловлены тем, что многие источники влияния находятся вне поля зрения родителей, даже если они стараются следить за ребенком, его отношениями с другими людьми, сверстниками, знают его интересы, привязанности.

Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа - семья - ребенок.

Иногда родители думают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в школе. Взаимодействие семьи и школы осуществляется по следующим направлениям: повышение психолого-педагогических знаний; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и в управление школой. Охарактеризуем содержание, конкретные методы и формы этого взаимодействия.

В педагогической литературе сформулированы правила взаимодействия школы, классного руководителя с семьями учащихся:

  • Доверие к воспитательным возможностям родителей, уважительное отношение к ним. Недопустим нравоучительный, назидательный, категоричный тон в общении с родителями учащихся. Семья - союзник педагога в воспитании детей.
  • Забота о развитии ученика - цель, мотив и содержание общения классного руководителя и родителей.
  • Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ученика, на сильные стороны семейного воспитания.
  • Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
  • Изучение семей учащихся должно быть объективным и тактичным и осуществляться с целью дальнейшего психолого-педагогического просвещения родителей и коррекционной работы. Изучение семей учащихся позволит педагогам школы лучше узнать ученика, понять уклад жизни семьи, ее традиции, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.[3]

Формирование личностных качеств младшего школьника, развитие его, определяется уровнем воспитания в семье. Семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. 

Следует помнить, что общие интересы – это залог успешных взаимоотношений. Обе стороны нуждаются в плодотворном сотрудничестве. Родители смогут укрепить авторитет педагога, помочь в проведении внеклассных мероприятий, принять посильное участие в работе классного и школьного родительского комитета.

 

 

 

Формы участия родителей в учебно-воспитательном процессе:

  1. Урок – наблюдение. 

Урок – наблюдение за деятельностью учителя и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения, какие методы и приемы использует учитель, как складываются его взаимоотношения с детьми, как дети общаются со сверстниками и какие при этом возникают затруднения. Информированность о школьной жизни, образовательном процессе оказывает огромное влияние на формирование авторитета школы в глазах родителей. Многие родители после урока – наблюдения пересматривают свое отношение к ребенку, учителю, школе. 

  1. Урок - практическое участие. 

Урок – практическое участие знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает детей, родителей и учителя к совместной деятельности. Во время такого урока родителям предлагается роль активных участников. Изучая тему совместно с детьми, они ощущают себя задействованными в образовательном процессе и как бы возвращаются в детство, снова вспоминая, как трудно бывает учиться. Предлагая родителям первоклассников взять авторучку в левую руку и сделать любую запись, учитель тем самым напоминает им, как нелегко детям овладеть навыком письма. 

  1. Урок – соревнование. 

Урок – соревнование между детьми и родителями – особая форма урока, которую нужно тщательно продумывать. Не каждый родитель готов уронить свой авторитет в глазах собственного ребенка. Но урок – соревнование создает ситуации успеха учащихся в учебной деятельности, стимулирует познавательный интерес.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом. Родительский актив - это опора педагога, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива. 

Педагог и родительский актив пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае применяются следующие формы: 

1.Родительский лекторий. 

Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий. 

2. Родительское собрание. 

Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Родительские собрания сближают учителя и родителей, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка, приближают семью к школе. Классные родительские собрания могут быть построены различно. На учителе начальной школы лежит ответственность подготовки первого родительского собрания. Приводя ребенка в первый класс, родители и сами как бы вступают в новую жизнь. Для них начинается многолетнее постоянное общение со школой. От содержания, направленности этого общения будет зависеть результативность работы учителя с родителями. Воспитание подрастающего поколения осуществляется совместными усилиями учителя начальных классов и родителей. Педагог организует родителей в воспитании ребенка, направляет процесс воспитания в семье. 

Семья и школа - это незаменимый источник энергии, ресурсов для ребенка, в которой он живет.

В сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Семья - это социальный институт, который является одним из важнейших факторов воспитания во всех его направлениях. В свою очередь, семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное общение с собственным ребенком. Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.

Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Учителю необходимо изучить каждую семью, выяснить роль семейных традиций и праздников, духовных интересов. От того, как будет обращено к семье слово учителя, каким тоном оно будет сказано, часто зависит результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература: 

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской федерации"
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. 
  3. Жукова З.П. Совместная деятельность классного руководителя и семьи // Начальная школа. – 2012. – №8. – С. 21-23.
  4. Основы семейного воспитания. Учебник для ВУЗов. Коллектив авторов. Изд. Academia., 2013.
  5. Сухомлинский В.А. Избр. произв. В 5-ти т. – Киев, 1979 – 1980.
  6. Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка.//Начальная школа. - 1999, №3. – С. 59 – 61.
  7. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. Изд.  Академический ПроектКонстанта. 2011
  8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества. Изд. Владос. 2012.
  9. Контроль воспитательного процесса. Современные подходы и формы. Методическое пособие.// Воспитание школьников. Под редакцией Степанова Е. Изд. Центр «Педагогический поиск». 2014
  10.  Недвецкая М.Н. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи. Изд. Перспектива. 2013.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь детского учреждения и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка младшего школьного возраста» 

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся.  Одним из условий стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок. 

В современной школе важно учитывать социальный заказ родителей, выполнение которого требует новых форм совместной деятельности родителей, педагогического коллектива и обучающихся. Для того чтобы совместная деятельность была успешной, необходимо вовлекать родителей в работу педагогов по формированию ученического коллектива, контролю учебы, организации внеурочных мероприятий.

Можно выделить следующие направления работы с родителями: 

  • психолого-педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей;
  • вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми;
  • корректировка взаимоотношений в семьях отдельных учащихся;
  • организация работы родительского актива; совместная деятельность по вопросам успеваемости школьников;
  • взаимодействие семьи с организациями дополнительного образования школы;

Успешность сотрудничества семьи и школы в современной образовательной ситуации зависит от успешности взаимодействия школьного педагогического коллектива с родителями, которое способствует увеличению позитивных связей между семьей и школой и качественно изменяет структуру отношений.

Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. 

Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми - вот основа родительского авторитета. Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа - семья - ребенок.

Единые согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.

Родителям таких детей нужно поговорить с учителем об индивидуальных особенностях ребенка, оказать ему помощь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценивать как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Мне кажется, что учитель прав», «Давай подумаем, почему дети не захотели с тобой играть», «Правильно ли ты оценил свою работу?» и т.п. Постепенно у младшего школьника формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи.

Родители должны быть доброжелательными. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у родителей его рассказы, они должны сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разберитесь в ситуации.

Если родители начнут упрекать и обвинять ребенка, то они могут не рассчитывать впредь на его откровенность. В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать ребенка, решая за него все проблемы, лишая его самостоятельности. Нельзя пропустить и то, что воспитание-диалог становится одним из важнейших условий воспитания ребёнка в семье.

У родителей, привыкших добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Взрослые сами нередко замечают, что чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремление выполнять требования старших. Бывает, что при выборе методов поощрения и наказания родители не учитывают индивидуальные особенности ребенка, не вникают в причины того или иного поступка.

Педагоги выделяют три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье:

  • попустительский,
  • авторитарный,
  • демократический.

Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй - жесткая авторитарность, безапелляционность, диктат в отношениях с детьми.

Третий - сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потребностей и интересов каждого из участников взаимоотношений. Потребность в общении - первая социальная потребность ребенка. Общение взрослых и детей всегда происходит на эмоциональной основе, для него характерно сопереживание.

Однако с течением времени изменяется содержание общения - то, что ищет в нем ребенок. Младший школьник не только стремится удовлетворить в общении свои эмоциональные и интеллектуальные потребности, но и хочет получить оценку своей личности, самоутвердиться, осознать себя. Стремление родителей поддерживать общение-диалог с детьми, предполагающее уважение к личности ребенка, его потребностям, интересам, будет способствовать созданию демократического стиля взаимоотношений в семье.

В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении. Оценочные воздействия взрослых способствуют воспитанию чувства долга, уверенности в собственных силах, ответственности, организованности и многих других качеств, оказывают влияние на уровень притязаний школьников в учебе.

Важно, чтобы ребенок чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка. Только в этом случае он будет охотно принимать советы и замечания взрослого. Родители, оценивая поведение ребенка, результаты его деятельности, нередко допускают крайности - злоупотребляют либо похвалой, либо порицанием.

Многие ошибочно считают, что отрицательная оценка стимулирует ребенка. В действительности же, часто используемая, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе. Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков и качеств ребенка, чем постоянное подчеркивание и осуждение его недостатков. Особо значимой для ребенка является оценка его теми взрослыми, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна быть справедливой и ни в коем случае не унижать ребенка. Нередко случается, что взрослые даже вежливости пытаются учить детей грубостью. В общении с детьми преобладают приказной тон, замечания, порицания, отрицательные характеристики и т.п. Гораздо реже имеют место совет, пожелание, просьба, сделанные в доброжелательной форме, и крайне редко используются шутка, юмор, вызывающие у ребенка улыбку, смех по поводу собственного поступка, заставляющие его посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки в смешном свете.

Безусловно, бывают ситуации, когда необходимо категорически, резко, немедленно пресечь непозволительное поведение ребенка. Главными условиями являются эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание ребенка. С утверждением, что ребенок - это личность, не всегда согласны родители, потому что под понятием «личность» они имеют в виду человека с цельным и сильным характером, самостоятельного, уверенного в себе, своих возможностях.

Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями и что именно эмоциональная среда оказывает влияние на его духовный мир. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой.

Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в какой-то степени является вашим зеркальным отражением. Доброжелательность, внимание родителей друг к другу, к ребенку естественно перенимаются им, так же как и грубость, неуважение, раздражительность. В некоторых семьях не принято проявлять нежные чувства друг к другу.

Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Важнейшими образцами, на которые равняется ребёнок, выступают родители. Половина из опрошенных детей младшего школьного возраста сказали, что хотели бы быть такими, как их родители.

Позиция взрослых по отношению к младшему школьнику как к существу, мало что знающему, умеющему, понимающему, может выражаться в пренебрежительных высказываниях, в унижающих его достоинство оценках, эпитетах. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила - всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, которой ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений, требований.

Нельзя уличать ребенка в плохом поступке, стыдить, если у вас нет уверенности, что он его совершил. Ошибка может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «вывернуться», говоря неправду. Если возникнет ситуация, когда надо оценить неблаговидный поступок ребенка, не следует спешить. Спросите, что случилось, как он сам оценивает свое поведение.

При этом ребенок должен почувствовать, что родители ему сопереживают, стремятся разобраться во всем по существу, по справедливости, помочь. Основы дружбы с родителями зарождаются из доверия ребенка ко взрослому, понимания последним детских переживаний, мыслей, устремлений, из умения взрослых поставить себя на место ребенка. Трудности воспитания детей обусловлены тем, что многие источники влияния находятся вне поля зрения родителей, даже если они стараются следить за ребенком, его отношениями с другими людьми, сверстниками, знают его интересы, привязанности.

Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа - семья - ребенок.

Иногда родители думают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в школе. Взаимодействие семьи и школы осуществляется по следующим направлениям: повышение психолого-педагогических знаний; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и в управление школой. Охарактеризуем содержание, конкретные методы и формы этого взаимодействия.

В педагогической литературе сформулированы правила взаимодействия школы, классного руководителя с семьями учащихся:

  • Доверие к воспитательным возможностям родителей, уважительное отношение к ним. Недопустим нравоучительный, назидательный, категоричный тон в общении с родителями учащихся. Семья - союзник педагога в воспитании детей.
  • Забота о развитии ученика - цель, мотив и содержание общения классного руководителя и родителей.
  • Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ученика, на сильные стороны семейного воспитания.
  • Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
  • Изучение семей учащихся должно быть объективным и тактичным и осуществляться с целью дальнейшего психолого-педагогического просвещения родителей и коррекционной работы. Изучение семей учащихся позволит педагогам школы лучше узнать ученика, понять уклад жизни семьи, ее традиции, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.[3]

Формирование личностных качеств младшего школьника, развитие его, определяется уровнем воспитания в семье. Семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. 

Следует помнить, что общие интересы – это залог успешных взаимоотношений. Обе стороны нуждаются в плодотворном сотрудничестве. Родители смогут укрепить авторитет педагога, помочь в проведении внеклассных мероприятий, принять посильное участие в работе классного и школьного родительского комитета.

Формы участия родителей в учебно-воспитательном процессе:

  1. Урок – наблюдение. 

Урок – наблюдение за деятельностью учителя и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения, какие методы и приемы использует учитель, как складываются его взаимоотношения с детьми, как дети общаются со сверстниками и какие при этом возникают затруднения. Информированность о школьной жизни, образовательном процессе оказывает огромное влияние на формирование авторитета школы в глазах родителей. Многие родители после урока – наблюдения пересматривают свое отношение к ребенку, учителю, школе. 

  1. Урок - практическое участие. 

Урок – практическое участие знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает детей, родителей и учителя к совместной деятельности. Во время такого урока родителям предлагается роль активных участников. Изучая тему совместно с детьми, они ощущают себя задействованными в образовательном процессе и как бы возвращаются в детство, снова вспоминая, как трудно бывает учиться. Предлагая родителям первоклассников взять авторучку в левую руку и сделать любую запись, учитель тем самым напоминает им, как нелегко детям овладеть навыком письма. 

  1. Урок – соревнование. 

Урок – соревнование между детьми и родителями – особая форма урока, которую нужно тщательно продумывать. Не каждый родитель готов уронить свой авторитет в глазах собственного ребенка. Но урок – соревнование создает ситуации успеха учащихся в учебной деятельности, стимулирует познавательный интерес.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом. Родительский актив - это опора педагога, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива. 

Педагог и родительский актив пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае применяются следующие формы: 

1.Родительский лекторий. 

Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий. 

2. Родительское собрание. 

Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Родительские собрания сближают учителя и родителей, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка, приближают семью к школе. Классные родительские собрания могут быть построены различно. На учителе начальной школы лежит ответственность подготовки первого родительского собрания. Приводя ребенка в первый класс, родители и сами как бы вступают в новую жизнь. Для них начинается многолетнее постоянное общение со школой. От содержания, направленности этого общения будет зависеть результативность работы учителя с родителями. Воспитание подрастающего поколения осуществляется совместными усилиями учителя начальных классов и родителей. Педагог организует родителей в воспитании ребенка, направляет процесс воспитания в семье. 

Семья и школа - это незаменимый источник энергии, ресурсов для ребенка, в которой он живет.

В сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Семья - это социальный институт, который является одним из важнейших факторов воспитания во всех его направлениях. В свою очередь, семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное общение с собственным ребенком. Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.

Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Учителю необходимо изучить каждую семью, выяснить роль семейных традиций и праздников, духовных интересов. От того, как будет обращено к семье слово учителя, каким тоном оно будет сказано, часто зависит результат.

Литература: 

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской федерации"
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. 
  3. Жукова З.П. Совместная деятельность классного руководителя и семьи // Начальная школа. – 2012. – №8. – С. 21-23.
  4. Основы семейного воспитания. Учебник для ВУЗов. Коллектив авторов. Изд. Academia., 2013.
  5. Сухомлинский В.А. Избр. произв. В 5-ти т. – Киев, 1979 – 1980.
  6. Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка.//Начальная школа. - 1999, №3. – С. 59 – 61.
  7. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. Изд.  Академический ПроектКонстанта. 2011
  8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества. Изд. Владос. 2012.
  9. Контроль воспитательного процесса. Современные подходы и формы. Методическое пособие.// Воспитание школьников. Под редакцией Степанова Е. Изд. Центр «Педагогический поиск». 2014
  10.  Недвецкая М.Н. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи. Изд. Перспектива. 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Приезентация иллюстрирует статью, раскрывающую основные проблемы современного общества, отражающихся на воспитании детей....

Воспитание « культуры умственного труда» - необходимое условие успешности обучения.

Каждый педагог ставит перед собой цель воспитать образованного и  самодостаточного ученика, который смог бы, выйдя из стен школы, получить хорошее образование и  без труда ориентироваться в ...

Памятки для родителей “Необходимые условия успешного воспитания и обучения школе.”

Уважаемые родители!1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.2. Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замеча...

Памятка для родителей "Необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе"

Памятка составлена в помощь родителям для успешного воспитания и обучения в школе....

Необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе

Необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе...