ПК 4.4
материал

Коновалова Татьяна Валерьевна

Курсовая работа на тему "Развитие мышления и  познавательных УУД  младших школьников в процессе работы над произведениями исторической тематики для детей"

Исторический материал оказывает интеллектуальное воздействие на личность ребѐнка, способствует воспитанию любви к отечеству, ува

Реферат на тему "Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира"

Необходимость с самого детства прививать любовь к Отчизне, любовь к народу и готовность встать на ее защиту, как только это потребуется, и является тем необходимым условием и элементом воспитания. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Защитное слово

Добрый день,  уважаемая комиссия. Я студентка 33 группы Коновалова Татьяна, сегодня я представляю вашему вниманию курсовую работу на тему: «Развитие мышления и познавательных УУД  младших школьников в процессе работы над произведениями исторической тематики для детей».

Многие психологи и педагоги подчеркивают значимость детской литературы в образовании младших школьников. Младший школьный возраст – это период развития познавательной способности и социальной активности. Книга в этот период со своим богатым разносторонним наполнением может послужить средством образования ребенка.

Историческое прошлое нашей страны является частью национальной культуры. Исторический материал оказывает интеллектуальное воздействие на личность ребёнка, способствует воспитанию любви к отечеству, уважение к истории и культуре своего народа. Интеллектуальное развитие учащихся является одной из главных задач современного образования.

Познавательная функция книги распространяется на все области знаний. Использовать художественную литературу можно, в том числе, и для формирования исторических знаний младших школьников. Историческую память любой культуры бережно хранит литература. А произведения исторической тематики - один из немногих источников, позволяющих проникнуть в глубины культуры во времени и пространстве.

 Школа, как указано в Федеральном государственном образовательном стандарте,  должна сформировать у ученика умение результативно мыслить и работать с информацией. Но мы часто в работе встречаемся  с тем, что многие ученики предпочитают выполнять задания на репродуктивном уровне и не хотят  заниматься поиском.

Сегодня начальная школа, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, формирует универсальные учебные действия, которые позволяют учащимся самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

Цель исследования: определить формы и методы работы по  развитию мышления и познавательных УУД у младших школьников в процессе работы над произведениями исторической тематики. (На слайде)

Задачи исследования:

  1. проанализировать теоретическую, методическую и художественную литературу по проблеме исследования;
  2.  проанализировать содержание основных образовательных программ начальной школы, обеспечивающих изучение произведений исторической тематики;
  3. определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми по формированию мышления и познавательных универсальных учебных действий с использованием детской художественно-исторической литературы.

Методы исследования: теоретический анализ; метод моделирования; обобщение материала исследования. (На слайде)

В первой главе мы рассматривали такие вопросы как: Функции и основные задачи формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения; Литература исторической тематики для детей младшего школьного возраста. Основные понятия вы можете видеть на слайде.

Федеральный государственный стандарт образовательной деятельности подробно раскрывает специфику формирования УУД. В частности, выделяются следующие виды познавательных УУД. Они представлены на слайде. (8 слайд) Формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения является одной из важных проблем образования. Главная задача учителя – познакомить детей с реальной действительностью.

Познавательные универсальные учебные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности, так и на самооценку учащегося, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника - владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать.  Задачу развития читательской компетенции в рамках универсальных учебных действий, и познавательных УУД, учителю начальных классов можно решать в процессе работы над произведениями исторической тематики. Мы разделили произведения исторической тематики на несколько больших разделов. Они представлены на слайде. Это такие разделы как: Давным-давно, Рассказы о русском подвиге, исторические портреты и рассказы о полководцах.  (9 слайд)

Вопросы, которые мы рассматривали во 2 главе, представлены на слайде. Мы работали с такими операциями мышления как: анализ, синтез и классификация.

Проанализировав основные программы начальной школы на наличие исторического аспекта, мы пришли к такому выводу, что программа «Перспективная начальная школа» уделяет больше внимания этой теме. Нежели Школа России и Перспектива. (12 слайд)

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. Развитию мышления и познавательного интереса способствуют методы работы над произведениями исторической тематики:

  1.  словесное рисование;
  2.  составление диафильма;
  3.  экранизация литературного произведения;
  4.  драматизация;
  5.  пересказ;
  6.  музыкальное иллюстрирование.   (13 слайд)

Использование названных методов в формировании универсальных учебных действий в процессе работы над произведениями исторической тематики  становится более эффективным и занимательным.

Работая над первой задачей, был проведен почти полный анализ детской художественно - исторической литературы для детей младшего школьного возраста, а так же изучена теоретическая и методическая литература.

Осуществляя вторую задачу, был проведен анализ трех программ начальной школы, таких как: «Школа России», «Перспективная начальная школа», «Перспектива».

Выполняя третью задачу, были проанализированы основные творческие методы работы над произведениями исторической тематики. Так же, был разработан и проведен урок, где был наглядно представлен метод – экранизация литературного произведения.

И результаты работы над осуществлением задач вы так же можете видеть на слайде. (14 слайд)

В выпускной квалификационной работе планируется:

1.        разработка и апробация модели работы учителя начальных классов над произведениями исторической тематики;

2.         разработка и апробация комплекса заданий для младших школьников по изучению исторического прошлого Родины;

3.        разработка диагностического инструментария по определению уровня сформированности познавательных УУД в процессе работы над произведениями исторической тематики.

Спасибо за внимание, я готова ответить на ваши вопросы.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Конспект классного часа

«В гостях у Математики»

Выполнила:

студентка 43 группы

Коновалова Т. В.

Проведение:________

Проверил:________

Челябинск, 2019

Дата проведения мероприятия: 18.01.2019

ФИО учителя: Никитина С. Ю.

Класс: 2

Тема: «В гостях у Математики»

Цели: мотивировать учащихся на совершенствование навыков вычисления и логического мышления.

Оборудование: презентация, компьютер, дипломы.

Этап

Время

Содержание

Примечание

1.Органи-зационный

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Присаживайтесь. Есть ли среди вас те, которые любят математику?

- У меня для вас хорошая новость, так как царица всех наук пригласила нас к себе в гости.

Дети внимательно слушают, настраиваются на рабочий лад.

2. Основной

36 мин

- Итак, добро пожаловать! Мы оказались у хозяюшки Математики в гостях. Она как гостеприимная хозяйка приготовила чай и развлечения для вас. Математика очень любит играть со своими гостями. Но чтобы начать играть следует разделиться на команды. Каждый ряд  - команда. У каждой должен быть капитан и ваша задача его выбрать. У вас есть 1 минута.

- Время истекло. Теперь вам надо придумать название командам, оно должно быть связано с предметом математика. У вас одна минута.

- Время кончилось. Сейчас командиры должны представить свои команды. Для этого встает командир представляется, затем называет название команды.

(Представление команд)

- Математике очень приятно с вами познакомиться и она с нетерпением хочет начать игру. Но это будет не простая игра, а игра – соревнование.

- Посмотрите, математика приготовила для вас табло, на нем есть категории и баллы. В категориях спрятаны вопросы и задания разной сложности. Чем выше балл, тем сложнее задание. А на доске я буду записывать количество баллов, которые набирает команда.

- Теперь послушайте правила игры. Ходить будем по очереди, начиная с первой команды. Они выбирают категорию и количество баллов. Затем они могут ответить на вопрос посовещавшись. Так же вам могут помочь черновики, которые у вас лежат на парте. Если же команда не отвечает, право голоса переходит второй команде и так далее. Кричать нельзя. Математика выскочек не любит! Кому правила не понятны?

- Итак, вы готовы?

- Тогда приступим. Первая команда выбирайте категорию и количество баллов.

Посчитай устно:

10 баллов 7-6+8= (9)

20 баллов 35дм+21дм=(56дм)

30 баллов 78дм+12дм=(90дм)

50 баллов 3м12дм= (42дм)

Реши задачу:

10 баллов  В одной коробке 8 карандашей, а в другой 6. Сколько всего карандашей в двух коробках?(14 карандашей)

20 баллов  У белочки на 6 шишек больше, чем у ежика. Сколько шишек отдала белочка ежику, если шишек стало поровну?(3 шишки)

30 баллов  Периметр квадрата равен 12 см. Вычисли длину его стороны. (3см)

50 баллов  Катя, Галя и Оля играя, спрятали по игрушке. Они играли с медвежонком, зайчиком и слоненком. Известно, что Катя не прятала зайчика, а Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. У кого какая игрушка? (Оля – слоник, Катя – медвежонок, Галя - зайчик)

Кот в мешке:

10 баллов Реши уравнения: 9+х=14; 7-х=2 (5;5)

20 баллов Реши устно! 50-х=40; х+3=13; х+8=18 (10; 10; 10)

30 баллов Используя цифры 2, 5, 8 запишите самое большое и самое маленькое двузначное число. Цифры не должны повторяться! (25;85)

50 баллов Восстанови равенство: 5* - *7=31 (58-27=31)

Дети внимательно слушают, делятся на команды, выбирают капитана и придумывают название командам.

Играют

3. Заключительный

3 мин

- Ребята, вы такие молодцы! Математике очень понравилось с вами проводить время. Математика приготовила вам грамоты.

(Награждение)

- Вы все большие молодцы! Показали что умеете логически мыслить и хорошо считать. Спасибо вам большое за игру. Если вам понравился поход в гости к Математике, то поднимите красный карандаш, если не очень, то синий.

- До новых встреч!