ПК 4.4
методическая разработка

Хохрякова Полина Владимировна
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представляю разработку темы курсового проекта «Технология изготовления подвижных моделей оригами в начальной школе». Руководитель Чернышева София Анатольевна.

В настоящее время перед педагогами современности возникает проблема: с появлением технических средств массовой информации дети совсем не умеют работать с различными материалами, так как у них не развита мелкая моторика, внимание, пространственное мышление, мотивация к деятельности, терпение. Следовательно, одной из основных задач современного учителя начальной школы является: развитие указанных качеств.

Для этого может применяться техника оригами. Оригами применяется при изготовлении изделий, у учащихся развивается фантазия, воображение, моторика рук, пространственное мышление, воспитывается эстетический вкус, воля, аккуратность, трудолюбие, что и делает методику обучения оригами в школе актуальным для исследования. Оригами учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, стимулирует развитие памяти. Приемы и способы складывания знакомят с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.  Развивается пространственное воображение – оригами учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Одними из самых интересных моделей оригами являются подвижные модели  или модели, которые можно использовать как игрушки. Это двигающиеся модели, летающие, плавающие и надувные модели. Подвижные модели можно использовать как игрушки и именно поэтому вызывают большой интерес у детей.

На основе актуальности проблемы исследования мы сформулировали тему исследовательской работы: «Технология изготовления подвижных моделей оригами в начальной школе». 

Целью нашей работы являются: освоение, систематизация и описание технологии изготовления подвижных моделей оригами для начальной школы.

В соответствии с поставленными целями в работе предполагается решить следующие задачи, которые вы можете увидеть на экране.

1. Изучить педагогический потенциал оригами в начальной школе;

2. Рассмотреть историю возникновения и развития оригами;

3. Проанализировать основные технические приёмы создания подвижных моделей из бумаги.

4. Рассмотреть современных художников, работающих в технике оригами.

При написании исследовательской работы использовались теоретические методы (которые вы можете увидеть на слайде): анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация.

1) Рассмотрев педагогический потенциал оригами в начальной школе, мы выявили, что одной из первых стран, использовавших возможности оригами в образовании, была Япония. Оригами использовали как способ обучения в детских садах и в начальной школе. Когда в японском образовании упор делался на развитие творчества и изобразительности, оригами стали критиковать, так как считалось, что дети складывают листы по стандартным линиям, что не способствует развитию воображения. Однако вскоре оригами снова получило высокую оценку в качестве образовательного метода.

Особую актуальность приобретает проблема обучения элементам геометрии в начальных классах. В геометрическом материале много общего с художественным восприятием, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению.

2) Рассмотрев историю оригами, мы выявили, что оригами – это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами, и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку. Оригами – искусство складывания бумажных игрушек.

3) Проанализировав классификацию основные технические приёмы и условные знаки создания подвижных моделей нами было выявлено, что в международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимый для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Помимо знаков существует небольшой набор приёмов, которые важны для складывания подвижных моделей. Появление авторских моделей и бурное развитие оригами, как направления современного искусства началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного японского мастера Акиры Йошизавы. Он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигуры.

4) Изучив особенности создания подвижных моделей из бумаги, мы сделали  вывод, что большинство игрушек создают из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовки. Важно помнить, что на качество изображения, на конечный результат влияет не только выбор заготовки, толщина бумаги, но и тщательность, точность складывания сгибов. Поэтому при организации работы с детьми начальной школы необходимо научить их приемам изготовления поделок, постепенно усложняя последовательность сгибов и другие приемы обработки бумаги для получения сначала более простых, а затем и более сложных по способам изображения изделий.

5) Проанализировав творческую биографию художников, работающих в технике оригами, мы сделали вывод, что подвижные модели оригами очень редкие, но востребованные. Подвижными моделями занимаются не все художники. Подвижные модели оригами развиваются, и мы бы хотели предоставить вам несколько моделей, которые мы систематизировали, это динамичные, летающие, плавающие, надувные и прыгающие.

На основе данной темы мы разработали методическое пособие, в котором есть история возникновения оригами, основные технические приёмы создания подвижных моделей из бумаги, художники, работающие в технике оригами, материалы и инструменты которые потребуются для создание моделей, а так же классификация подвижных моделей.

В заключении хотелось бы отметить, что в выпускной квалификационной работе мы планируем продолжить исследование данной проблемы путём разработки методических рекомендаций по формированию интереса младших школьников по средствам подвижных моделей в технике оригами.

Спасибо за внимание!