ПК 4.4.
методическая разработка

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenierazrabotki_temy_kursovogo_proekta.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуете, я студентка 31 группы Могильникова Анастасия представляю вашему вниманию  курсовую работу на тему «Методические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках технологии». Руководитель Чернышева С.А.

  За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения, как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования .
Современная система обучения в начальной школе, реализуя программу «Наша новая школа» и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к поиску и разработке новых технологий, моделей развития школьника. В Послании Федеральному Собранию РФ Д.А. Медведев, говоря об инициативе «Наша новая школа», в качестве важнейших выдвинул задачу раскрытия способностей каждого ученика, воспитания его личности, готовой к жизни  в современном мире. Работа по новым стандартам - это, прежде всего, изменения в работе педагогов, новые задачи и новые требования для них.

Актуальность и выбор темы нашей исследовательской работы определены  следующими факторами: во-первых, начальная школа призвана теперь решать целый ряд важнейших задач, среди которых - успешное «включение» детей в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Реализация этой задачи в образовательном процессе требует о новой организации в процесса обучения  на основе совместной деятельности учителя и учащихся.  Во-вторых, теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.  Цель исследования  вы можете прочитать на слайде

Развитием универсальных учебных действий занимались такие учёные как: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин,  В. В. Давыдов и др.

На уроках  технологии чаще всего используются познавательные универсальные учебные действия. Роль познавательных универсальных учебных действий в обучении и воспитании очень велика: они обладают возможностями анализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению обучающимися умений и навыков, являются мотивом учения и активной деятельности, способствуют формированию личности, необходимой современному обществу – пытливой, активной, творческой.

Задачи и методы исследования вы можете увидеть на экране!

 Вопросы, рассматриваемые в первой главе, представлены на экране!

Универсальные учебные действия берут своё начало из системно - деятельностного подхода. Универсальные учебные действия  являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина —В. В. Давыдова.
Подробнее вы можете посмотреть на странице 7.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Стандарты второго поколения выделили виды универсальных учебных действий, которые необходимо формировать у учащихся. Они разделены на 4 группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Совершенно верно отмечается, что выделение этих видов действий позволит уделить им приоритетное место в ходе изучения конкретного учебного предмета.

На  экране представлены вопросы, рассмотренные во второй главе!

Значимое место занимают приёмы и методы в формировании универсальных учебных действий у младших школьников. Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических задании).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

На экране представлена главная функция универсальных учебных действий.

В процессе формирования познавательных  универсальных учебных действий, пожалуй, самое важное — научить младших школьников делать маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, может привести к личным победам в развитии ума. Приёмы формирования  познавательных универсальных учебных действий занимают значимое место на уроках  технологии в начальной школе.

Подробнее вы можете посмотреть на странице 21.

 Приложением к нашей курсовой работе мы разработали конспект урока для 3 класса, в котором сделали упор на познавательные УУД. В конспекте мы применили не которые приёмы. На этапе открытия нового знания мы использовали приём « Угадай следующие шаги», а на этапе первичное закрепление примёнили приём « организация работы в группе».

Специфика урока технологии в начальной школе  и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования и возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе. При соответствующем содержательном и методическом наполнении технология может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Этот предмет создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата.

Тема курсовой работы нова тем, что перед учащимися ставится одна задача «умение учится», которое предполагает то, что ученик самостоятельно пытается достичь каких-либо результатов, а учитель помогает и направляет учащегося.

В дипломной работе мы планирует создать методический сборник для студентов педагогического колледжа. В котором, мы разработаем приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий.