Главные вкладки

    ПК 4.3.
    методическая разработка

    Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Здоровьесберегающая технология

    Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

    На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

    • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
    • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
    • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
    • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

    Цель здоровьесберегающих технологий - сбережение  здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников  необходимых УУД  по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

    Задачи здоровьесберегающих технологий - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

    Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

    • - отсутствие назидательности и авторитарности;
    • - элементы индивидуализации обучения;
    • - наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;
    • - интерес к учебе, желание идти на занятия;
    • - наличие физкультминуток;
    • - наличие гигиенического контроля.

    Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС

    • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
    • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
    • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
    • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
    • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

    Результаты внедрения в обучение здоровьесберегающей технологий:

    - снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.

    - учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.

    Здоровьесберегающая технология на уроках в начальной школе

    Фрагмент урока по русскому языку «Школа России» 2 класс

    Тема: «Что такое местоимение?»

    Динамическая пауза

    17:20-17:21

    - Руки подняли и покачали -

    Это рябина в лесу.

    Руки согнули, кисти встряхнули -

    Ветер сбивает росу.

    В сторону руки, плавно помашем -

    Это к нам птицы летят.

    Как они тихо сядут покажем -

    Крылья сложим назад.

    Выполнение упражнения

    Р.:саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

    Фрагмент урока по математике «Школа России» 2 класс

    Тема: «Деление числа 2 и на 2»

    Динамическая пауза

    2 мин.

    - Настало время немножко размяться.

    Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали.

    Ручками похлопали, раз-два-три.

    Ножками потопали, раз-два-три.

    И еще потопали и дружней похлопали.

    Сели, встали, и друг друга не задели,

    Мы немножко отдохнем и опять считать  начнем.

    Выполняют двигательные

     упражнения

    Р.:саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

    Фрагмент урока по окружающему миру «Школа России» 2 класс

    Тема: «Водные богатства».

    Динамическая пауза

    1 мин.

    Ребята, встаньте, проведем физкультминутку.

    Не раз – поднимает руки класс.

    На два – завертелась голова.

    Три – в ладоши 3 хлопка.

    На четыре – руки шире.

    Пять – руками помахать.

    Шесть – на место тихо сесть.

    Присаживайтесь!

    Выполняют двигательные упражнения

    Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.



    Предварительный просмотр:

    Технология продуктивного обучения

    Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста. 

    Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.

    I этап. Работа с текстом до чтения.

    Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

    Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

    II этап. Работа с текстом во время чтения.

    Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 

    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.  Беседа по содержанию текста.

    Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 

    Выразительное чтение.

    III этап. Работа с текстом после чтения.

    Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

    Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

    Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 

    Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 

    Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).  Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

    Фрагмент урока по литературному чтению «Школа России» 2 класс

    Тема: «Стихи В. Берестова»

    V. Первичное закрепление во внешней речи.

    Практич.: первичное чтение учителя.

    Словес.: учебный диалог

    Практич.: выборочное чтение.

    Практич. чтение учащихся.

    Практич.: первичное чтение учителя.

    Практич.: чтение

    учащихся.

    10 мин.

    - А теперь мы с вами прочитаем стихотворение В. Берестова «Знакомый».

    Учебник пока не открывайте. Как вы думаете, о каком знакомом может идти речь?

    -Давайте проверим наше предположения. Откройте в учебнике стр. 150.

    (Читает первое четверостишие.)

    -«Сегодня вышел я из дома.

    Пушистый снег лежит кругом.

    Смотрю на встречу мой знакомый

    Бежит по снегу босиком…»

    -Хотите ли вы о чем- нибудь спросить автора?

    Читает второе четверостишие.

    -«… И вот мы радости не прячем.

    Мы – неразлучные друзья.

    Визжим, и прыгаем, и скачем,

    То он, то я, то он, то я…»

    -Узнали вы уже что- то о друзьях? Открылся ли вам секрет?

    Читает третье четверостишие.

    -«…Объятья, шутки, разговоры.

    – Ну, как живёшь? Ну, как дела? –

    Вдруг видим, кошка вдоль забора,

    Как тень на цыпочках прошла….»

    -Какие вопросы возникли сейчас?

    - Читает четвертое четверостишие.

    -«… – Побудь со мной ещё немного!

    –Но я его не удержал.

    – Гав! Гав! – сказал знакомый строго,

    Махнул хвостом и убежал…»

    -Кем оказался знакомый мальчишка?

    -Ожидаемым ли был такой конец стихотворения?

    -А теперь, кто может выразительно прочитать это стихотворение?

    Сейчас, мы с вами прочитаем стихотворение на стр. 151.

    - Прочитайте название стихотворения.

    - Как вы думаете, о чём или о ком будет это стихотворение?

    - Давайте проверим наши предположения и прочитаем его.

    Читает стихотворение

    «Возьмём с собой сушёных груш

    И двинемся в лесную глушь,

    Одни в далёкий путь.

    Я у Старкова за спиной,

    Спешит Красильников за мной.

    Назад не повернуть.

    Взлетают палки наши в лад,

    И наши лыжи в лад скользят.

    Всё дальше, дальше дом.

    Но мы — мужчины. И к тому ж

    У нас запас сушёных груш.

    И мы не пропадём.»

    -Можем ли мы назвать его юмористическим? Почему?

    -Автор сочувствует героям или посмеивается над ними?

    -А теперь, кто может выразительно прочитать это стихотворение?

    Откройте стр. 152 прочитайте, пожалуйста, название стихотворения и предположите, о чём будет идти речь?

    - Прочитайте стихотворение самостоятельно.

    - О чем говорится в стихотворении?

    - Чем машет кисточка?

    - Что рисует девочка?

    - Ребята, а вы любите рисовать?

    -А теперь, кто может выразительно прочитать это стихотворение?

     

    Кто может бежать зимой босиком?

    Они неразлучные друзья.

    -Почему они обращали внимание на кошку? Почему кошка кралась вдоль забора, а не шла открыто?

    Щенком.

     

    -Путешественники.

    Предположения детей.


    -О кисточке.

    -Машет хвостом.

    -Куклу, девочку…

    Да/нет.

    VII. Включение в систему знаний.

    Словес.: вопрос – ответ

    Практич.: работа с загадками.

    Практич.: работа со словами – перевертышами.

    5 мин.

    Ребята, давайте проверим как хорошо вы знаете учебные предметы. Я предлагаю вам отгадать загадки.

    -Пишет он, когда диктуют,

    Он и чертит, и рисует,

    А сегодня вечерком

    Он раскрасит мне альбом.

    -Не куст, а с листочками,

    Не рубашка, а сшита,

    Не человек, а разговаривает.

    -Хоть я и не прачка, друзья,

    Стираю старательно я.

     -Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать новую черту Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья,

    Кто же я?

    -Посмотрите на меня — Сбоку у меня поля, Для задачек будут, детки, На моих страницах клетки, А для разных упражнений, Я — в линейку, без сомнений. Это — лёгкая загадка: Каждый знает, я — ... .

    Все вы хорошо знаете учебные принадлежности. Молодцы ребята!

    Обратите внимание на слайд. Вам нужно расшифровать название стихотворения.

    «ЙЫМОКАНЗ»

    -Кто сможет расшифровать и назвать это стихотворение?

    -Мы с вами недавно прочитали данное стихотворение. Скажите-ка мне пожалуйста, о каком друге рассказывает автор в этом стихотворение?

    -Почему он убежал?

    - А теперь расшифруйте название этого стихотворения.

    «ИКИННЕВТСЕШЕТУП»

    -Кто сможет расшифровать и назвать это стихотворение?

    -О чем это стихотворение?

    «АКЧОТСИК»

    -А кто сможет расшифровать и назвать это стихотворение?

    -О чем это стихотворение?

    - Выберите одно из стихотворений, которое больше всего вам понравилось, и прочитайте его выразительно.

    Карандаш

    Книга

    резинка

    Линейка

    тетрадь

    Знакомый

    Путешественники

    кисточка



    Предварительный просмотр:

    Технология проблемно-диалогического обучения

    Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

    Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. При системном использовании этой технологии будут хорошие результаты.

    Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

    Существует три основных метода постановки учебной проблемы:        
    - побуждающий от проблемной ситуации диалог;        
    - подводящий к теме диалог;        
    - сообщение темы с мотивирующим приемом.

    Побуждающий от проблемной ситуации диалог

    Педагогические действия:

    - создание проблемной ситуации;

    - побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

    - побуждение к формулированию учебной проблемы;

    - принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

    Подводящий к теме диалог - представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.

    Сообщение темы с мотивирующим приемом - заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".

    Технология проблемно-диалогического обучения является:

    - результативной;

    - здоровьесберегающей;

    - носит общепедагогический характер.

    Фрагмент урока по изобразительному искусству. Тема: «Весенний пейзаж» УМК «Школа России» 3 класс 2 часть.

    III. Постановка учебной задачи

    Словесный: беседа

    2 мин.

    - Чтобы узнать какая тема нашего урока, отгадайте загадку.

    - Снег чернеет на полянке,

    С каждым днем теплей погода.

    Время класть в кладовку санки.

    Это, что за время года.

    - Правильно, ребята, это весна.

    - Как вы догадались?

    - Назовите мне весенние месяцы

    - Расскажите, какая весна? Назовите ее признаки.

    - Какие чувства вызывает пробуждение весны? (радость, хорошее настроение)

    - Почему говоря о весне, мы говорим «Весна-красна»? (все расцветает, приобретает яркие сочные цвета)

    - Какие есть цвета у весны? (яркие, солнечные)

    - Сформулируйте тему урока (весенний пейзаж) (слайд)

    Отвечать на поставленные вопросы.

    (весна)

    (снег тает, погода теплее)

    (март, апрель, май)

    (теплая, светлая, птички поют, снег тает, распускаются почки на деревьях, прилетают птицы, заканчивается спячка у животных).

    (все расцветает, приобретает яркие сочные

    цвета)

    Весенний пейзаж

    П.: самостоятельное формулирование темы и цели урока

    Л: проявление активности в общей работе

    Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

    П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

             

    Фрагмент урока по окружающему миру. Тема: «Город на Неве»  УМК «Школа России» 2 класс 2 часть.

    III. Постановка учебной задачи

    Словес.: подводящий диалог

    Практический:

    метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

    5 мин

     -Я приглашаю вас в увлекательное путешествие. А знаете ли вы, куда мы отправимся? Я вам помогу в этом, но для этого вы должны справиться с заданием – это ключевое слово, которое подскажет вам маршрут нашего путешествия.

    -Отгадайте, о каком городе так говорят?

    300 лет тому назад

    Был заложен этот град.

    В Невской дельте, средь болот.

    Здесь рождался русский флот.

    -Назовите тему нашего урока. 

    - Обратите внимание на тему урока, почему на Неве?

    - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

    О чем бы вам хотелось узнать?

    -Ребята, а что такое достопримечательность?

    О Санкт-Петербурге

    Город на Неве.

    Город стоит на реке Неве.

    это то, чем она  примечательна  и что ее отличает от других стран, например это могут быть здания, памятники, парки, интересные места.

    П: подведение под понятие

    П: построение речевого высказывания

    Р: целеполагание