ПК 4.4.
методическая разработка

Плешакова Алёна Владимировна
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,рефератов,выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в рамках Федерального государственного стандарта (ФГОС) на уроках литературного чтения

В современном образовании проходят процессы модернизации. Сегодня основной целью рассматривается развитие у обучающихся самостоятельности, способности к самоорганизации, к созидательной деятельности, готовности к сотрудничеству и диалогу.

В этой связи каждого вступающего в жизнь человека надо, прежде всего, научить учиться, привить ему интерес к познанию.

Поэтому современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию универсальных учебных действий, навыков саморазвития и самообразования. Приоритетным направлением становится переход к организации такой учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и консультанта. Новая модель образования предполагает активную деятельность учащихся. Проектный метод как нельзя лучше отвечает требованиям, предъявляемым к организации обучения в современной школе.

В процессе изучения проектной деятельности нами была поставлена цель - выявить методические условия, методы и приемы организации проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

*Рассмотреть теоретические сведения о проектной деятельности

*Провести анализ стандарта на предмет рассмотрения метода проектов

*Изучить специфику организации проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

*Методы исследования: анализ, обобщение, сравнение описание(?)

*Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

*Проект по литературному чтению в начальной школе

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты организации проектной деятельности младших школьников

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющимся мире постиндустриального общества.

Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия

Метод проектов возник в начале ХХ века, когда деятельность педагогов и философов была направлена на нахождение способов и путей развития самостоятельного мышления ребенка. Они стремились научить детей не только воспроизводить знания, но и уметь применять их в практической жизни. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Они утверждали то, что ребенок с большим увлечением может выполнять только ту деятельность, которая ему нравится и которую он свободно выбрал сам.

Метод проектов вызывал интерес и у русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России чуть позже, чем были созданы первый разработки американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но массовое внедрение в отечественные школы данного метода уже при советской власти не оправдало себя, т.к. не смотря на высокую мотивацию учеников при таком обучении, школа не обеспечивала учащихся необходимым объемом систематических знаний, группируя учебный материал различных предметов вокруг проектов, носящих в основном практический характер.

Постановлением ЦК ВКП(б) (Центральный комитет всероссийской коммунистической партии (большевиков)) в 1931 г. метод проектов был осужден, так как "не давал возможности ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов", и в течение более полувека в России этот метод как самостоятельный не использовался.

По первой главе можно сделать вывод, что деятельность - это особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия (что и как нужно сделать), результат (его соответствие поставленной цели и необходимость корректировки). Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему.

Именно поэтому технологии проектирования урочных и внеурочных занятий должны затрагивать все компоненты образовательной деятельности.

Во второй главе рассмотрены методические подходы к организации проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Уроки литературного чтения дают богатый материал для использования проектных методов обучения. С помощью метода проектов можно творчески подойти к изучению любого произведения и жанра литературы, биографии писателя. Можно учиться создавать книги, журналы, диафильмы, инсценировать произведения и многое другое. Все зависит от фантазии и творческих способностей педагога и учеников.

Проектная работа предполагает исследовательскую деятельность, направленную на развитие внимания, воображения. Одной из самых серьезных и трудных задач на уроках литературного чтения является обучение детей думать, умению творчески самостоятельно мыслить.

Творческие проекты на уроках литературного чтения помогают школьникам развивать аналитические способности. Самое главное, что при использовании этого метода каждый ученик имеет возможность проявить себя на творческом уровне. Для формирования у школьников творческого мышления нужна система специальных упражнений творческого характера.

В данном случае во время выполнения творческого проекта можно использовать музыкальное сопровождение, просмотр репродукций картин.

Работа по созданию иллюстрации непрерывно связана с анализом произведения, просмотром и анализом произведений изобразительного искусства. Это необходимом для самостоятельного выбора детьми изображаемого эпизода. Здесь также ученики учатся передавать настроение произведения. После выполнения проекта делают выставку работ и защиту готовых проектов. Помимо рисунков на уроках литературного чтения можно готовить инсценировки к произведениям. Инсценировки и спектакли, презентации, самодельные книги, поделки, рисунки, собственные стихотворения и сказки также являются продуктами проектной деятельности.

Также важно отметить, что при реализации проектов в начальных классах по литературному чтению, также как и на других предметах, необходимо учитывать возрастные особенности учеников при разработке заданий.

Результатом участия школьников в проектной деятельности являются личные продвижения детей, а также приобретение ими опыта проектной деятельности.

Проектная деятельность позволяет нам находить способы развития индивидуальности и самостоятельности школьников, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, видах деятельности

Спасибо за внимание, мы готовы ответить на ваши вопросы.