ПК 4.4.
статья

Деменьшина Валентина Сергеевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья по реферату18.96 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

(по материалам реферата)

Научный руководитель – Шакирова О.Г., преподаватель кафедры математики и информатики высшей квалификационной категории

           Без целенаправленного развития математического мышления невозможно достичь эффективных результатов и обучении, систематизации знаний, умений и навыков. О человеке, у которого хорошо развито математическое мышление, говорят, что он основательно мыслит, дисциплинированно рассуждает.

           Математическое мышление имеет свои специфические черты и особенности.
Сознательное изучение математики и развитие мышления учащихся стимулируется самостоятельным составлением  математических задач. При этом, во-первых, воспитывается самостоятельность, во-вторых, развивается их творческая мыслительная активность.

           В.А.Сухомлинский, А.Я Хинчин, В.А.Крутецкий, Л. С. Трегуб, Л. М. Фридман — это великие ученые, которые внесли особый вклад в познании математического мышления и его развития.

На основе актуальности проблемы исследования, нами,была сформулирована тема: «Развитие математического мышления учащихся начальных классов при организации внеклассной работы»

мышление — это психический процесс, с помощью которого человек устанавливает внутренние свойства объектов познания, которые нельзя обнаружить с помощью восприятия, а также связи и отношения между объектами.

Математическое мышление является одним из важнейших компонентов процесса познавательной деятельности учащихся, без целенаправленного развития которого невозможно достичь высоких результатов в овладении школьниками системой математических знаний, умений и навыков. К сожалению, в настоящее время нет единого подхода к трактовке понятия мышления, к объяснению тех механизмов, которые им управляют

А.Я Хинчин, известный математик, указал лишь четыре характерных признака математического мышления:

  1. «Доведение до предела доминирование логической схемы рассуждения...»
  2. «...лаконизм, сознательное стремление всегда находить кратчайший, ведущий к данной цели логический путь, беспощадное отбрасывание всего, что не абсолютно необходимо для безупречной аргументации»
  3. «...четкая расчлененность хода аргументации»
  4. Скрупулезная точность символики.(можете увидеть на слайде)

Цель математического развития детей – это стимуляция и развитие математического мышления

 Главное – превращать обучение и развитие математического мышления ребенка в интересный процесс. Игры — самый лучший способ привить интерес к математике.  В.А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

":замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное,кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формыразвития учащихся вне уроков".
В.А.Сухомлинский

Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы в школе, одна из форм организации досуга учащихся

Виды внеклассной работы:

-эпизодические;

-постоянно действующие;

-массовые;

-групповые;

-индивидуальные.

Существует пять типов форм внеклассной работы со школьниками:

–словесно-логические

Главное здесь – обмен информацией.

–образно–художественные

Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. 

–игровые

Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения.

-психические

Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации.

-трудовые

К формам внеклассной работы по математике в современной школе можно отнести следующие:

  1. Математические кружки. Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога
  2. Математические соревнования, викторины, конкурсы, КВН Игры, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.
  3. Тематические математические часы (беседы, лекции).Такое общение является более целостным и завершенным, помогает сконцентрировать внимание учащихся на конкретных вещах, не распыляясь по мелочам
  4. Математические вечера (утренники).Развивают  интерес к предмету, повышают уровень математической культуры
  5. Математические представления.
  6. Математические олимпиады. Математическая олимпиада — это предметная олимпиада между учащимися школы  по решению нестандартных математических задач. 
  7. Математические факультативы.
  8. Математическая печать. В практике работы школ встречаются разнообразные их формы: стенгазета, радиогазета, светогазета, историко-математический календарь, бюллетени.
  9. Математические экскурсии Экскурсия - это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы.
  10. Неделя (декада) математики. Цель декады – повысить интерес школьников к изучению предмета
  11. Внеклассное чтение математической художественной, научно-популярной литературы.
  12. Математические рефераты и сочинения.
  13. Школьные научные конференции по математике.
  14. Конструирование и изготовление математических моделей.

Подводя итоги, мы можем сделать вывод о том, что математическое мышление действительно является одним из важнейших компонентов процесса познавательной деятельности учащихся.

Изучение теории развития математического мышления необходимо мне, как будущему учителю, для более глубокого понимания организации работы на уроках математики и во внеклассной деятельности.

Список литературы:

1.Учебники
1. Вейль, Г. Математическое мышление. М.: Наука, 1989. - 400 с
2. Фридман, Л. М, Теоретические основы методики обучения математике : учебно-методическое пособие / Л. М. Фридман . – 2-е изд., испр. и доп . – М. : Эдиториал УРСС, 2005 . – 248 с.
2.Журналы
3. Артемов А. К. О развитии математического мышления // Начальная школа. – 1979. - № 5. – С.36 – 38.
3.Интернет ресурсы
4. Даниловская, О. Н. Виды внеклассной работы по математики / О. Г. Даниловская // УчПортфолио.ru, - URL: http://uchportfolio.ru/articles/read/1166 (дата обращения: 28.04.2017)
5. Финько, З. М. Внеклассная работа по математике как форма обучения / З. М. Финько // Первое сентября. Открытый урок, - URL: http://festival.1september.ru/articles/652352/ (дата обращения: 05.05.2017)
6. Шилина, Н. В. Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно. /Н. В. Шилина // Первое сентября. Открытый урок, - URL: http://festival.1september.ru/articles/603737/ ( дата обращения: 10. 04.2017)