Главные вкладки

    ПК 4.4.
    методическая разработка

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление по теме:

    «Формы и методы взаимодействия классного руководителя с семьей»

    (По материалам курсовой работы)

    Кучкарова Зарина Бахтияровна

    Научный руководитель: Золотникова Екатерина Андреевна, преподаватель ПМ 03. «Классное руководство»

    Представляю вашему вниманию курсовую работу на тему: «Формы и методы взаимодействия классного руководителя с семьей»

    Говоря о взаимоотношениях между классным руководителем и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнении в воспитательной деятельности. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач.

    Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Это подтверждают документы: Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», а также Конвенция ООН о Правах ребенка (1988). В данных документах декларируется, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении в атмосфере счастья, любви и понимания.

    Наша задача, как классных руководителей, обеспечить взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе.

    Данной проблемой занимались такие педагоги как, Сухомлинский Василий Александрович; Леонид Алексеевич Кулик; Макаренко Антон Семенович; Гусева Юлия Сергеевнам (автор книги: «педагогика традиции и иновации» проблемы взаимодействия семь и школы); Безрукова Наталья Геннадьевна (педагог, отличник народного просвещения"(проблемы взаимодействия семьи  и школы)

    На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Формы и методы взаимодействия классного руководителя с семьей».

    Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической литературы изучить формы и методы взаимодействия классного руководителя с семьей.

    Задачи исследования:

    1.  На основе анализа психолого педагогической литературы раскрыть понятие «семья»

    2.  Охарактеризовать современные подходы, формы  и методы организации воспитательного взаимодействия школы и семьи

    3. Описать семейный праздник как форму взаимодействия классного .руководителя с родителями младших школьников

    4. Отобрать методику работы классного руководителя по организации семейных праздников

    5.  Определить роль классного руководителя в организации воспитательной работы класса

    6.  Обобщить материалы исследования, сделать выводы.

    Для решения поставленных исследовательских задач мы использовали следующие методы:

    • теоретические: анализ, изучение, обобщение психолого – педагогической литературы, сравнение, систематизация.

    В теории нами рассмотрены  следующие вопросы:

    1. Общая характеристика понятия «семья»                                                                      

    2. Семья как институт воспитания ребенка                                                                      

    3. Современные подходы к организации взаимодействия школы и семьи                  

    4. Формы и методы организации воспитательного взаимодействия школы и семьи                                                                                                                      

    Семья – это сложное образование, которое имеет четыре характеристики:

    • семья – малая социальная группа общества;
    • семья – важнейшая форма организации личного быта;
    • семья – супружеский союз

    Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значительную часть своей жизни ребенок проводит в семье, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. (писал российский психолог В.В. Столин)

    В первой главе мы также рассмотрели - Формы и методы взаимодействия школы с семьей.

    Существуют индивидуальные формы взаимодействия, к ним относится — беседа с родителями, консультации по отдельным вопросам, посещение семьи воспитанника, беседа с родителями по телефону, использование электронной почты, переписка с родителями.

     А также коллективные и групповые формы взаимодействия к ним относятся:

    • родительское собрание

    • родительский лекторий

    • родительский актив (родительский комитет)

    Основной задачей индивидуальных и групповых консультаций является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия на детей.

    Во второй главе нами изучены и освещены следующие вопросы:

    1. Методика работы классного руководителя по организации семейных праздников

    2. Семейный праздник как форма взаимодействия классного руководителя с родителями

    3. Роль классного руководителя в организации воспитательной работы класса

    Одной из наиболее эффективных и интересных форм работы, для  взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников мы определили - семейный праздник.

    «Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника ... Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники...» – писал народный педагог К. Д. Ушинский.

    Практическая приемлемость и целесообразность применения в воспитательной работе праздников, в значительной мере определяется доступностью средств осуществления и творческой реализации главной педагогической идеи умственного, эстетического, нравственного, духовного развития ребёнка, возможностью широкого привлечения положительного потенциала родителей в деятельность совместной работы по воспитанию детей.

    Особенности семейного праздника: 

    • разослать пригласительные
    • дать домашнее задание, не сложное, но предполагающее совместную деятельность родителей и детей. 

    Продумать мероприятие так, чтобы в нём присутствовали воспитательные моменты, как для детей, так и для их родителей.

    Система подготовки и проведение семейных праздников включают несколько этапов:

    Первый этап (познавательный) – выбор темы праздника. Он определяется всей системой работы.

    Второй этап (подготовительный) организация подготовительной работы к празднику. В этот период выполняются работы по изготовлению костюмов, оформлению зала, пригласительных билетов. При этом предусматриваются виды деятельности: массовые, групповые, индивидуальные. Детям можно заранее создать роли, и они вместе с родителями готовят костюмы персонажей, также с родителями принимают участие в оформление зала, готовят реквизиты и атрибуты праздника.

    Учащиеся младшего школьного возраста очень любят внешние атрибуты, поэтому там, где это возможно, необходимо, чтобы родители вместе с ребятами сделали костюмы или их элементы.

    Третий этап важная часть подготовки к празднику – разработка сценария. В сценарии излагается то, что будет происходить на празднике, фрагменты, раскрывающие тему, авторские переходы от одной части праздника к другой, приёмы активизации участников (конкурсы, игры, сюрпризные моменты, проблемные ситуации и др.), оформление и оборудование праздника.

    Четвёртый этап – подведение итогов. После праздника надо дать родителям и детям возможность обменяться мнениями, выразить свои эмоции, чувства.

    Удачно выбранная тема, творчески разработанный сценарий, позволит претворить задуманную идею в жизнь. Разумеется, вся эта работа требует от классного руководителя большой затраты сил, но если праздники проходят с  участием родителей – это значительно упрощает работу. Сыграть роль, придумать конкурсы и развлечения, оформить класс, изготовить костюмы, поощрительные призы, помочь накрыть стол для детей, оказать шефскую помощь с неблагополучными детьми, да и многое другое.

    Из всего вышесказанного в нашем исследовании можно сделать вывод о том, что взаимодействие классного руководителя с родителями  может быть успешным, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют  планирование, подводят итоги деятельности.

    В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, и терпимости по отношению друг к другу. Одна из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей. Решить эту задачу можно с помощью семейного праздника.

    Проведение совместных праздников, направлено на единение семьи, на формирование достойных семейных традиций и обычаев, на совместное проживание членами семьи положительных, ярких эмоций, связанных с праздничными событиями.

    Семейный праздник способствует установлению плодотворного сотрудничества семьи и классного руководителя в вопросах воспитания младших школьников и сплочению родителей и детей через совместную творческую деятельность. 

    Спасибо за внимание!