ПК 4.4
методическая разработка

Андрейко Виктория Сергеевна

Предварительный просмотр:

Выступление на тему «Народные художественные промыслы»

 Данная проблема исследования актуальна тем, что народные промыслы - это история страны, города, семьи; нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров. Сегодня исторические традиции занимают все меньше места в повседневной жизни семьи, локальной общности. Проблема возрождения, сохранения и развития народной художественной культуры России является одной из наиболее актуальных.

 Исходя из проблемы художественного образования, была сформулирована тема: «Народные художественные промыслы»

  Задачи представлены на слайде. 

Целью данного исследования являлось  Изучение народных художественных промыслов.

 Методы исследования вы можете видеть на экране

 Наша глава называется:  народные художественные промыслы в системе ценностей человеческой культуры

В теории нами рассмотрены вопросы:( на слайде)

      Базовыми понятиями нашего исследования являются 

«Народные художественные промыслы»

 « керамика»

«гжельская керамика»

Данной проблемой занимались

Известный исследователь народного творчества Некрасова, Мария Александровна. 

Педагог-методист Наталья Михайловна Сокольникова

и доктора педагогических наук  Шпикалова Тамара Яковлевна

Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества, производство художественных изделий, неотъемлемая часть культуры, отражающая традиции народа, его миропонимание и мировосприятие

 Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелеными и золотистыми тонами по черному фону.

Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. Городецкой росписи свойственны яркие сочные краски. Самые любимые цвета: красный, изумрудно зеленый, черный, голубой, сочный синий и белый Колористика рисунка строится на контрасте. Ярким стилистическим приемом является белая или черная контурная обводка отдельных элементов.

Ды́мковская игру́шка — Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках.

Классическая роспись дымковских игрушек состоит из сочетания крупных геометрических узоров и гладкоокрашенных частей. Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный.

Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет.

Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов.

 Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжели от других народных техник. Многие считают, что русское художественное искусство не наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете, тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде.

 Излюбленный узор- гжельская роза  Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда

написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких

роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так:

самой нет, есть только её лепестки. А ещё Фарфор украшают

диковинными птицами и сценами из жизни людей.

 Вывод: Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них способности и художественный вкус.

Таким образом, на основе изучения методической и специальной литературы можно сделать вывод, что знакомство с Гжельским промыслом способствует развитию художественных способностей, творческого воображения, воспитанию эстетического вкуса.

   В исследовательской работе над курсовым проектом мы планируем дальнейшее теоретическое исследование. Освоение и создание элементов гжельской росписи, создание творческих работ и методических таблиц для учащихся начальной школы.



Предварительный просмотр:

Выступление на тему «Создание комплекта учебно-методических таблиц по гжельской росписи для развития изобразительных способностей детей»

 О роли народного искусства и возможности развития изобразительных способностей писали многие учёные такие как Анатолий Васильевич Бакушинский,  Павел Петрович Блонский, Нина Павлова Сакулина, Наталья Михайловна Сокольникова и др.

Наглядные пособия - это вид пособий, которые разработаны для особого понимания на уроке во время сообщения нового материала

Применения наглядных пособий, как это полагает известный автор Спарта́к Петро́вич Никано́ров (р. 30 августа 1923 года) — советский, российский учёный в области организационного управления и методологии разработки информационных систем., в значительной степени повышает интерес учащихся к изобразительному искусству и содействует лучшему усвоению знаний, умений и навыков. 

Делая обзор существующих наглядных пособий по изобразительному искусству, а именно того раздела, что посвящен народному творчеству, я поразилась их многообразию, была приятно удивлена тому вниманию к народной культуре, что проявляется   в современном образовании. 

Школа мало обеспечена необходимыми наглядными пособиями на уроках изобразительного искусства, а учителя все чаще прибегают к мультимедийным средствам. Это отрицательно сказывается на качестве преподавания, на усвоении программного материала, на развитии изобразительных способностей.

Поэтому выбранная нами тема: «Создание комплекта учебно – методических таблиц по гжельской росписи для развития изобразительных способностей детей», является актуальной.

Цель исследования: разработать комплект наглядных пособий по гжельской росписи для уроков изобразительного искусства.

Задачи и методы исследования  вы можете видеть на экране

Данной проблемой занимались

Исследователь народного творчества Некрасова  Мария  Александровна. 

Педагог-методист Наталья Михайловна Сокольникова и Нина Павловна Сакулина.  Доктора педагогических наук  Шпикалова Тамара Яковлевна, а так же  Русский искусствовед Анатолий Васильевич Бакушинский и др.

   В Главе 1. Нами были рассмотрены следующие вопросы:
-  
История развития гжельской росписи;
-   Технология гжельской росписи;
-    Гжель в современном мире;

Базовыми понятиями нашего исследования являются

«Народные художественные промыслы»

«Гжель»

 «Гжельский мазок»

«Гжельская роза»

Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества, производство художественных изделий, неотъемлемая часть культуры, отражающая традиции народа, его миропонимание и мировосприятие

Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики.

Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области.  Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».

Главный секрет гжельского рисунка - нанесение мазков, которые всегда считались родовой приметой искусства. Правильная технология гжельского рисунка подразумевает правильное соотношение синего и белого цветов, а также отличие каждого последующего мазка от предыдущего. 

Посмотрите, как рождается особый гжельский мазок — основа всей росписи. Красота и выразительность этого мазка в постепенном переходе синего цвета от темного к светлому.

Гжельская роза — один из главных мотивов. Все лепестки цветка выполняют «живописным мазком». Обычно начинают писать цветок с середины, постепенно наращивая лепестки с левой и правой стороны от первого, а также немного ниже. Во время этой работы бумагу можно вращать, чтобы удобнее было расписывать.

Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности :

- наносится только вручную;

- использование краски 3-х основных цветов: белого (фон изделия), синего и голубого (сам рисунок).

Насчитывается больше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Древнерусскую гжель (майолику) расписывали "пятицветкой" – белая эмаль (основа), зелёная (соли меди), желтая (соли сурьмы), вишнёвая (соли марганца), синяя (соли кобальта).

Тематика гжельского рисунка в прошлые времена являлась результатом творчества людей, как правило, неграмотных, но талантливых. На сегодняшний день тематика гжельского рисунка делится на 3 вида:

- растительная (травка, злаки, ягоды, веточки, гирлянды цветов и т.д.);

- орнаментальная. В первую очередь - это "шашечки" (несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика). Сюда можно отнести гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики».

- cюжеты (природа и времена года ).

Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжели от других народных техник. Многие считают, что русское художественное искусство не наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете, тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде.

Глава 2.  ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
Рассмотрены вопросы:
-
Возможности развития изобразительных способностей детей
- Способности . Изобразительные способности
- Характеристика художественных способностей
- Наглядные пособия в изобразительной деятельности

Успешная изобразительная деятельность требует развитых  художественных способностей. 

Способности — Способности  это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам.

Изобразительные Способности — система врожденных и выработанных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Могут проявляться в достаточно раннем возрасте.

Задачи развития изобразительных способностей у детей обуславливается общими требованиями всестороннего развития личности. В школе процесс формирования у детей изобразительных способностей приобретает Целенаправленный и активный характер Чем раньше будут замечены, выявлены изобразительные способности ребёнка, тем больше возможности имеется для более раннего начала их развития.

 Повышению эффективности учебного процесса помогает разнообразие применения самостоятельно изготовленных учебных таблиц, а также учебные пособия, изданные по изобразительному искусству для развития изобразительных способностей, репродукций и открыток с изображением произведений известных художников. Учителя сами делают наглядные пособия, раскрывающие методическую последовательность выполнения изобразительных работ

Мы начали создание комплекта наглядных пособий по гжельской росписи  для занятий  изобразительного искусства. Мы предполагаем, что если на уроках изобразительного искусства будут использованы наглядные пособия, выполненные учителем, то обучение младших школьников будет более успешным.

    Учебный комплект включает в себя 9 таблиц, а также творческие работы. Таблицы содержат основные элементы росписи, поэтапное выполнение росписи и динамическую таблицу. Динамическая таблица предназначена для занятий композицией.

   Таблицы способствуют усвоению детьми основных элементов росписи и выполнению их вариативно.

Мы предполагали, что детям будет довольно легко запоминать  и усваивать приемы выполнения элементов и композиций.

   Обратимся непосредственно к комплекту

Таблица №1 – 2  (показан)Гжельский кистевой мазок.

Таблица №3. (варианты) Бордюров.

Таблица№4. Элементы гжельской росписи.

Таблица №5. Поэтапная роспись гжельской розы.

Таблица №6. Поэтапная роспись птицы.

Таблица №7 – 8. Этапы выполнения росписи изделия.

Таблица №9 - 10. Творческие работы.

Таблица №11. Динамическая таблица.

   Оригинальность и своеобразие этого комплекта заключается в росписи. Это кобальтово-синие тона на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник.

   Нами были выполнены  наглядные пособия, раскрывающие методическую последовательность выполнения гжельской росписи. Наглядные пособия способствует повышению эффективности учебного процесса,  а также способствует развитию изобразительных способностей. Мы считаем, что на уроках изобразительного искусства необходимо демонстрировать динамические таблицы и собственные творческие работы. Динамические таблицы нужны для составления творческих композиций, чтобы дети видели разные варианты работ, а так же для повышения интереса к росписи.

   Подводя итоги, мы можем сказать, знакомство с Гжельской росписью способствует развитию изобразительных способностей. Использование наглядных пособий, выполненных учителем,  является важным условием повышения эффективности занятий.

   Исследование данного вопроса обогатило и расширило мои знания по ДПИ и народным художественным промыслам, способствовало развитию умений, навыков и развитию собственных изобразительных способностей.

   В дипломном проекте мы планируем

- Завершение создания комплекта наглядных пособий по гжельской росписи для занятий изобразительным искусством;

- Освоение и создание элементов по гжельской майолики

- Разработку блока занятий по гжельской росписи;

-  Провести апробацию данного исследования с детьми младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.