ПК 4.3.
материал

Голубева Наталья Петровна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Цель – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как фору активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний .

Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения: 1.) создание проблемных ситуаций, 2.) обучение учащихся в процессе решения проблем, 3.) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1.) сложность, выступающая в форме противоречия, 2.) ёмкое содержание, 3.) увлекательная форма, 4.) доступный для ученика уровень сложности.

Приемы создания проблемных ситуаций:

  1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
  2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания
  3. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности
  4. Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
  5.  Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
  6.  Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Русский язык «Школа России». (3 класс)

Тема урока: Неопределенная форма глагола

Создание проблемной ситуации через методический прием – практическое задание невыполнимое вообще

-На слайде даны глаголы, стоящие в начальной форме. Ваша задача составить с помощью данных глаголов связный текст, не изменяя их и их последовательность.           ( Дети пробуют составить текст с помощью данных глаголов)

Прийти, учиться, читать, списать, помочь, говорить.

-Возникли у вас какие-либо затруднения? Какие? (Невозможно составить текст с помощью данных глаголов, так как они все стоят в одной форме, в начальной)

Русский язык «Школа России». (3 класс)

Тема урока: Времена глаголов

Создание проблемной ситуации через методический прием – предоставление противоречивых фактов

- Сегодня по дороге в школу я шла и любовалась городскими улицами, дворами, природой нашего замечательного города.

- Придя в класс, я записала несколько предложений о том, что увидела. Вот они.

Птицы улетают в далекие страны. Во дворах лежит снег. Дети пускают по лужам бумажные кораблики.

- Удивили вас мои предложения? Что вас удивило в них? (Птицы улетают осенью, а дети пускают кораблики весной)

- Как быть? Из предложения слов не выкинуть. А записать их надо сейчас. (Попробовать изменить форму глаголов)

-  Как это сделать? Вы умеете? Значит, нам нужно сегодня научиться это делать.

Русский язык «Школа России». (3 класс)

Тема урока: Значение и употребление глаголов в речи

Создание проблемной ситуации через методический прием – предоставление противоречивых фактов

-Недавно в одном из словарей я нашла очень интересное правило. Я сфотографировала его для вас.

Прочитайте правило на экране.

Глагол обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делает? Что делают? Какое действие? Зачем? В предложении глагол является сказуемым, подлежащим (в некоторых случаях).

-Что необычного вы заметили? (Глагол не отвечает на вопрос Какое действие? Зачем?

В предложении глагол является только сказуемым)

-Кто сможет рассказать настоящее правило о глаголе? (Глагол обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что сделал? В предложении глагол является сказуемым)

В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Особое внимание заслуживает методика конструирования проблемных заданий, предложенная И.Я. Лернером.

Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.

Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этапТретий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.

Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.

Моделирование уроков. При моделировании урока в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями: 1.) актуализации знаний и умений; 2.) осознания и осмысления блока новой учебной информации; 3.) закрепления и систематизации знаний; 4.) применения знаний в новой учебной ситуации; 5.) проверки уровня усвоения знаний и умений.

В зависимости от цели и содержания учебного материала проблемное учебное занятие проводится в разных формах. Мы разработали одну из эффективных фор – блоковый проблемный урок.

Правила моделирования проблемно-блокового урока следующие:

1.      При конструировании блокового урока содержание разбивается на 3-4 логические части.

2.      К каждой логической части конструируется проблемный вопрос.

3.      Каждый проблемный вопрос на уроке звучит трижды, но с разной дидактической целью: а.) актуализация знаний; б.) осознание и осмысление учебной информации; в.) закрепление новых знаний.

4.      На этапе закрепления задание из проблемного трансформируется в репродуктивное, так как ответ на вопрос уже прозвучал в процессе осознания и осмысления новой учебной информации. На этом этапе происходит процесс запоминания логики решения проблемной задачи.

5.      В каждом блоке изменяется приём работы с источниками информации.

6.      Важно в одном из блоков предложить работу с наглядностью как источником информации.

7.      Сочетание приёмов работы с информацией зависит от содержания учебного материала и средств обучения, которыми располагает учитель.

8.      На этапе диагностического контроля учитель проверяет уровень умения решать проблемные задачи, предлагая на выбор 2-3 задания. Высокий уровень – оценка «отлично», если учащиеся демонстрируют умения определять противоречия, формулировать гипотезу, доказывать её, делать вывод.



Предварительный просмотр:

 Здоровьесберегающие технологии

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

Почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения,

Что? — отбор и структура содержания,

Как? — оптимальная организация учебного процесса,

С помощью чего? — методы, приемы и средства обучения,

Кто? — реальный уровень квалификации учителя.

Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией.

В то же время, понятие «здоровьесберегашие технологии»  объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.


Здоровьесберегающая технология на уроках в начальной школе

Математика «Школа России». (3 класс)

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)

Русский язык «Школа России». (3 класс)

Приставка

На доске записаны слова:

Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.

Литературное чтение «Школа России». (3 класс)

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)



Предварительный просмотр:

Проектная технология

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения). Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этому будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат.

Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

  1. Рефлексивные умения.
  2. Поисковые (исследовательские) умения.
  3. Умения и навыки работы в сотрудничестве.
  4. Управленческие умения и навыки.
  5. Коммуникативные умения.
  6. Презентационные умения.

Проектная технология на уроках в начальной школе

Окружающий мир «Школа России». (3 класс)

- Каждый из вас дома готовил проект на тему «Музей путешествий», по плану который мы составили с вами на прошлом уроке.

План:

  1. История города или страны.
  2. Достопримечательности.
  3. Причина поездки в этот город или стану.
  4. Почему необходимо посетить именно этот город или страну.

-Вы искали информацию о тех городах и странах, в которых вы побывали или желаете побывать. Ваша задача рассказать нам о ваших путешествиях так, чтобы каждый из нас захотел посетить ту страну или город. Для начала давайте определим критерии оценивания ваших проектов.

Критерии:

  1. Достоверность информации
  2. Правильность изложения
  3. Креативность
  4. Качество оформления