ПК 4.4
материал

Муркина Дарья Сергеевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вышивка Blackwork как средство развития мелкой моторики младших школьников

Муркина Дарья

Руководитель: Чернышева Софья Анатольевна

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

В современном мире одна из самых важных предпосылок успешного обучения – достаточно высокий уровень развития мелких движений. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук имеет большое значение для овладения письмом. У многих детей это умение сформировано недостаточно. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти кисти руки, расположенной в кисти головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции . Именно эти два уже подтвержденных научных факта позволяют рассматривать кисти рук как «орган речи».

Хорошо развитая мелкая моторика рук активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения - это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. Развитие мелкой моторики ребенка, т.е. тонких движений кистей и пальцев рук - это один из показателей психического развития ребенка. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное, мышечное и костное развитие.

Изучением мелкой моторики занимались следующие ученые: М. Монтессори, В.М. Бехтерев, В.А. Сухомлинский, З.П. Васильцова, А.В. Запорожец, Ф. Энгельс, И.П. Павлов,  Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.П. Хризман, М.И. Звонарева, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова и т.д. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

В современной педагогике известно влияние вышивки на формирование личности ребенка. С педагогической точки зрения вышивка развивает у ребенка: усидчивость, воображение, терпение, характер и умение сосредоточиться. С психологической точки зрения известно, что вышивка способствует: развитию внимания, памяти, эстетического вкуса, снятию стресса. С социальной точки зрения известно, что, работая, над вышивкой, ребенок получает удовольствие от проделанной работы, открывает творческое начало, учится творить своими руками. В целом у ребенка развивается художественно-эстетический потенциал.

Развивать навыки мелкой моторики на уроках технологии в начальной школе может помочь вышивка. В начальной школе дети вышивают крестом, используют «тамбурный шов», который состоит из отдельных петель и образует на ткани цепочку. Также используется «Стебельчатый шов» и др. Одним из интересных видов вышивки является вышивка Blackwork. Об этом виде вышивки писали книги такие ученые – художники, как: Lesley Wilking – “Beginner’s guide to Blackwork”, Becky Hogg – “ Blackwork”, Sonia Lucano - “Noir”  и т.д.  

Вышивка Blackwork, как одна из изобразительных техник зародилась в XV в. Вышивку с давних времен использовали для украшения одежды, предметов интерьера – подушки, гобелены, чехлы для мебели. В качестве ткани - основы для вышивки использовался лен. Изначально вышивали черными нитками на белом фоне, но часто вышивка выполнялась красными, зелеными и другими цветными нитями.

В связи с тем, что вышивка Blackwork является одним из редких видов вышивки, она не включена в учебники по технологии, создано мало пособий по работе в этой технике. Ребенка необходимо познакомить с этой уникальной техникой, так как она делает ребенка все сторонне развитой личностью. Нужно заинтересовать ученика, познакомить его с вышивкой, показать, что вышивка не является сложным видом рукоделия и выполняется легко и просто.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Blackwork – Книги по вышивке – New embroidery.                –         URL: http://new-embroidery.com/forum/index.php?topic=824.0 (Дата обращения: 19.11.17).
  2. Мелкая моторика в психологии и педагогики / Социальная сеть работников образования.         –         URL:   https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/06/30/teoreticheskie-voprosy-razvitiya-melkoy-motoriki-v (Дата обращения: 14.12.17).
  3.  Развитие художественного творчества детей средствами вышивки. – URL:  https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8961/ (Дата обращения: 15.12.17).