ПК 4.4.
методическая разработка

Станкевич Алена Владиславовна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_k_vystupleniyu_na_temu.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы к выступлению на тему «Освоение техники Кинусайга младшими школьниками»

(по материалам курсового проекта)

Станкевич Алена Владиславовна

Научный руководитель – Чернышева С. А., преподаватель кафедры художественно-эстетического воспитания, высшей квалификационной категории

На данный момент техника Кинусайга известна очень малому кругу лиц, так как это новый вид обработки материала. Но данная техника с нескольких сторон влияет на формирование личности ребенка. С педагогической точки зрения применение техники Кинусайга в образовательном процессе связано с возможностью использования ее как средство развития мелкой моторики. Изучение техники способствует выработке более точных движений кисти, скоординированности мелких движений пальцев. Во время выполнения изделий в этой технике обогащаются сенсорные впечатления ребенка, включаются психические процессы, такие как образное и пространственное мышление, воображение.  Так же развивается зрительно – двигательная координация, проявляются творческие способности детей. Все это стимулирует развитие речи у детей, в том числе подготовка детей к письму.

Подготовка материалов для изделия развивает у детей художественно-эстетический вкус, при подборе цветов для какой-либо картины важно правильно подобрать сочетание цветов. Именно от того, какие цвета буду использованы в работе, зависит ее внешний вид и общее художественное впечатление.  

Еще одним немаловажным компонентом при создании работ является чувство композиции и равновесия. Именно при созданий изделий в технике Кинусайга у детей младшего школьного возраста развивается данное качество.

В современном обществе развитие креативности у детей младшего школьного возраста вызывает у педагогов затруднения. Техника Кинусайга способствует развитию данного качества. Выполняя работу,  ребенок  создает свое изделие, отличное от других. Это способствует развитию креативности.

Поскольку 2017 год назван годом экологии, техника Кинусайга затрагивает и этот не маловажный момент. При создании изделий в технике Кинусайга используется вторичное сырье. То есть все материалы, используемые в изделии, обретают вторую жизнь. Ткань не выбрасывается, а идет в создание изделий декоративно-прикладного характера. Именно поэтому данный вид техники можно считать экологичным. И приобщение младших школьников к данному виду техники также способствует большему пониманию детей проблемы бережного отношения к природе. Так как старые вещи не загрязняют окружающую природу.

Техника Кинусайга достаточно молода, но уже имеет своих приверженцев и даже успела получить профессиональное название «метод инкрустации в лоскутном шитье»

Инкрустация – нарезка по дереву, с прокладкой перламутра, металла вгладь, подлицо; цветная, пестрая столярная работа[8].

Технику Кинусайга легко спутать с мозаикой, так как в основе техники лежит тот же принцип. Подбор лоскутов ткани по сочетанию цветов, по фактуре, по гармоничности. Не зря технику Кинусайга еще называют «шелковая мозаика» или «мозаика из шелка».

Мозаика (позднелатинская mosaica, от греческого — муза) — изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, цветных керамических плиток и т. д.

Кинусайга очень тесно связана с еще одной необычной техникой – витраж. Для создания изделий в технике Кинусайга могут использоваться как самые простые эскизы, так и самые сложные. Схожесть данной техники с витражом дает больший объем для выбора эскизов.

Витраж -  (франц. vitrage, от лат. vitrum - стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.

 Витраж - орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет[3].

Витраж – картина или узор из цветного стекла (в окнах, дверях)[4].

Декоративно-прикладное творчество является одним из основных для развития художественно-эстетического вкуса у детей, в том числе развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

В младшем школьном возрасте ребенок наиболее прогрессивно начинает чувствовать потребность в творчестве, воспринимать и создавать прекрасное. Во время знакомства с декоративно-прикладным творчеством дети узнают о культурных традициях, как своего народа, так и народов мира.  

При овладении какого-либо вида декоративно-прикладного творчества у детей происходит активизация мышления, затрагиваются познания из различных сфер: история, математика, технология и т.п. Немаловажным аспектом при занятиях декоративно-прикладным творчеством является развитие мелкой моторики рук. Моторика рук тесно связана с органами осязания, мышления.

В процессе создания изделий в технике Кинусайга у детей развиваются волевые качества: доводить дело до конца, несмотря на возникающие у них трудности.

Воля (англ. volition, will) – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления)[1].

Схожесть техники с такими видами декоративно-прикладного творчества как: пэчворк, витраж, мозаика позволяет развивать детей с нескольких сторон. Эстетика витража схожа с техникой Кинусайга, поэтому при создании изделий можно использовать эскизы витражей. Можно использовать готовое цветовое решение, так младший школьник научится воспроизводящей деятельности. То есть в точности повторить цветовую гамму, как в эскизе. Так же у ребенка есть вариант самому подбирать цвета в работе, в этом случае у ребенка с художественно-эстетической стороны развивается чувство композиции и художественный вкус. Задачей ребенка будет подобрать цвета так, чтобы присутствовало равновесие.

Достаточно сложно развивать у детей чувство равновесия, так как чаще всего они выбирают яркие, блестящие цвета, что не всегда уместно в изделии. При изучении техники Кинусайга этот процесс будет проще. Детям будет легче запоминать какие цвета лучше использовать вместе, а какие нет. При этом эскизы из витража будут хорошим помощником учителю. В витраже цвета уже гармонично подобраны, именно на примере ребенку легче понять.

Помимо однотонных цветов в создании изделий в технике Кинусайга могут использоваться ткани с принтом, то есть уже готовое сочетание. В этом случае будет сложнее подбирать цвета к уже имеющимся. В данном случае подойдет техника пэчворк. В технике пэчворк чаще всего используются ткани с рисунками. В некоторых работах отсутствует гармоничность, но в большинстве случаев она есть, именно поэтому если использовать в Кинусайге ткани с принтом, то работы в технике пэчворк можно использовать как образец.

Помимо художественно-эстетической стороны техника Кинусайга способствует развитию школьника в психологической сфере, а именно развитие внимания, образного мышления, мелкой моторики. Внимание развивается посредством выполнения работы

Внимание – форма психической активности, которая проявляется в ее направленности и сосредоточенности на том или ином объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)[2].

На определенных этапах концентрация внимания очень важна, так как возможность допуска ошибок есть. При прорезании либо при заполнении тканью, можно либо пораниться, либо испортить работу. Поэтому внимание очень важно, при повышении сложности работы внимание усиливается.

Образное мышление развивается также на определенных этапах выполнения работы.

Мышление образное – процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных форм объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи[1].

В самом начале подготовки материалов к выполнению изделия, важно представлять каким оно будет. Таким образом, будет происходить развитие образного мышления, ребенок представляет законченную работу, а значит, создает готовый образ. Развитие мышления связано с тем, что видение и понимание объектов и явлений окружающего мира обусловлено формами их познания и отражения.

Развитие мелкой моторики происходит во время все работы над изделием.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

От точных движений руки зависит точность линий, а значит контур рисунка. Контур самое важное в работе, если он будет кривой, то и проталкивать ткань в углубления будет сложно. Работа с мелкими лоскутами ткани, от того на сколько точно  по контуру и по размерам будет вырезан лоскут и будет зависеть аккуратность. При этом так же развивается глазомер. Если вырезать лоскут меньшего размера, то заполнить фрагмент не получится, а если вырезать большего размера, то расход ткани будет больше.

Немаловажной частью является развитие в педагогической сфере. Техника Кинусайга требует большой усидчивости, концентрации. Так у младших школьников развивается способность доводить дело до конца, использовать время рационально.

Помимо всего того, что развивает, техника Кинусайга происходит освоение самой техники. Так как данный вид декоративно-прикладного творчества малоизвестен, дети познают историю и культуру народа Японии. Развивают творческие способности посредством выполнения изделий.


Список использованной литературы

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672, [6] с.
  2. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник/ М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 576 с.
  3. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный / Т.Ф. Ефремова. - М.: АСТ 2000.- Том 2 - 1209 с.
  4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.(дата обращения: 22.05.2017)

Интернет ресурсы

  1. Интернет журнал Крестик «Кинусайга: учимся создавать картины из лоскутков» / URL: http://nacrestike.ru/publ/interesnoe/kinusajga/10-1-0-916 
  2. Интернет-журнал JLady.ru «Кинусайга – пэчворк без иголки» / URL: http://www.jlady.ru/hobby/pechvork-bez-igolki.html 
  3. «История лоскутного шитья», «История лоскутного шитья в России»/URL: http://fb.ru/article/193932/istoriya-loskutnogo-shitya-kratko-istoriya-loskutnogo-shitya-v-rossii 
  4. Словари и энциклопедии на Академике / URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/962401