ПК 4.4.
материал

Голубева Наталья Петровна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПРОБЛЕМНЫЕ  ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

(по материалам курсовой работы)

Голубева Наталья Петровна

Научный руководитель Зубарева Н.С., преподаватель МДК 01.02. русский язык с методикой преподавания высшей квалификационной категории, кандидат филологических наук

 

Выдающийся советский педагог-новатор  В. А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям» [5].

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявлять свои дарования – это умное руководство со стороны взрослых.

В  динамичном,  быстро  меняющемся  мире, общество  значительно    чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует  или изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, которая  раньше  определялась  как  формирование  основ всесторонне и гармонично  развитой  личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент  на воспитание личности активной, творческой, осознающей важные проблемы  человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Кандидат педагогических наук В.А.Сухомлинский считал, что «творческий подход учителя к учебному процессу способен пробудить в ребенке скрытые способности и таланты».

Основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушинский утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесет больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником. Большую роль играет самостоятельная работа в процессе развития творческого потенциала.

Исследование особенностей развития творческих способностей младшего школьника осуществлялись в трудах Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, Н. С. Лейтеса, педагогов Ш. А. Амонашвили, Г. И. Щукиной, В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова, И. Ф. Харламова и др. Среди разнообразных средств развития творческих способностей младших школьников особое место занимают уроки русского языка.

Развитие творческих способностей младшего школьника является одной из важнейших проблем общества, составляющих основу, фундамент процесса обучения. Данная проблема приобретает свою особую актуальность в последние десятилетия в связи с различного рода преобразованиями в стране. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. Именно сегодня перед образовательным процессом ставится как наиболее актуальная задача - воспитания творческой личности, начиная с начальной школы.

Творчество – один из видов работы по внедрению ФГОС в начальной школе.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей [4].

В свое время Л.С. Выготский сформулировал основную задачу педагогики будущего, в которой жизнь “раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперёд к чему–то новому…”. Воспитание творческой личности – задача всей системы образования [1].

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников невозможно без проблемного обучения. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности и  развитию творческих способностей. Его целевыми ориентациями являются: приобретение знаний, умений, навыков (ЗУН); усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей.

Таким образом, функциями проблемного обучения являются: воспитание навыков творческого усвоения знаний, воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы, формирование и накопление опыта творческой деятельности, формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных [3].

В проблемном обучении путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося… Проблемные вопросы указывают на существо учебной проблемы и на область поиска еще неизвестному учащемуся знаний [2]. Самостоятельность учащихся, вовлеченность их в формулировку проблемы, поиск ее решения и, наконец, само решение обеспечивают, с одной стороны, актуализацию уже имеющегося интеллектуального багажа, с другой – интериоризацию новых знаний, умений, навыков.

Библиографический список

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
  2. Психология. Словарь/Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  4. ФГОС и его реализация в системе учебников УМК «Школа России». –URL:  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/10/14/fgos-i-ego-realizatsiya-v-sisteme-uchebnikov-umk-shkola 
  5. Цитаты писателей и поэтов о творчестве. – URL:  http://www.liveinternet.ru/users/geniusrevive/post295492150