«LEGO-конструирование как инструмент языкового восприятия и развития навыков устной и письменной речи в обучении русскому языку в начальной школе»
статья

Храмцова Елена Анатольевна

Всё больше и больше новых предметов стало появляться в школе за последнее время. Один из них – ЛЕГО-конструирование.

Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки учащегося.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego-konstruirovanie.docx28.05 КБ
Файл lego-konstruirovanie.pptx2.24 МБ

Предварительный просмотр:

«LEGO-конструирование как инструмент языкового восприятия и развития навыков устной и письменной речи                                                                                  в обучении русскому языку в начальной школе»

Всё больше и больше новых предметов стало появляться в школе за последнее время. Один из них – ЛЕГО-конструирование.

Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки учащегося.

Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования предоставил нашей школе комплект учебных проектов LEGO Education (лего эдьюкейшн) «StoryStarter  «Построй свою историю. Развитие речи 2.0».  

«Развитие речи 2.0» — набор для изучения русского и иностранных языков, предназначенный для начальной школы (2–5 классы).

В рамках проведения внеурочной деятельности у нас в школе реализуется программа внеурочной деятельности «Простые механизмы и конструирование», где используется Базовый набор StoryStarter  «Построй свою историю. Развитие речи 2.0».

Решение «Развитие речи 2.0» состоит из набора деталей ЛЕГО. Один набор «Развитие речи 2.0» рассчитан на  совместное создание рассказа максимум пятью учениками. Решение «Развитие речи 2.0» предназначено для развития навыков устной речи, чтения, словарного запаса, письма, развития знаний в областях технологий и цифрового обучения.  

Материалы всех заданий сформированы с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта НО. Ученики развивают широкий спектр навыков в процессе активной учёбы, созидания, строительства, повествования, выяснения и обсуждения.

«Развитие речи 2.0» — это уникальный творческий обучающий инструмент,  который позволяет школьникам освоить навыки повествования и научиться  сочинять рассказы в естественных условиях. Решение  «Развитие речи 2.0» сразу вовлекает учеников в работу, мотивирует их  использовать своё воображение для сочинения и построения рассказов,  персонажей и сюжетных линий.

Изложение и сочинение рассказов с опорой на заданную структуру — это мощные инструменты, повышающие грамотность и помогающие ученикам делиться своими историями, рассказами и событиями из повседневной жизни. Выстраивание событий в естественном порядке способствует познанию и стимулирует воображение, развивает творческие способности и помогает ученикам находить совершенно новые идеи.

Ученики совершенствуют навыки владения родным или иностранным языком, творческое и критическое мышление во время практических занятий, на которых они создают карты событий, сцены, объекты и животных, образы, диалоги, придумывают увлекательное действие и захватывающие сюжетные линии с заранее определённым началом и концом, заданными временными рамками и последовательностью событий.

 Сценарии ведения учебной деятельности, подстраиваемые под уровень подготовки учеников, очень разнообразны и стимулируют совместную работу учеников и обмен идеями, методами и опытом.

Решение «Развитие речи 2.0» поможет ученикам:

• Научиться уверенно говорить на разные темы.

• Научиться сочинять, последовательно выстраивать и пересказывать рассказы.

• Улучшить навыки говорения и восприятия речи.

• Развить навыки чтения и письма.

• Научиться анализировать рассказы, персонажей и сюжеты.

• Научиться определять и понимать концепции жанров.

• Естественным образом объединять классическое и цифровое обучение.

Дополнительный набор StoryStarter «Построй свою историю. Городская жизнь» включает в себя все преимущества базового набора StoryStarter «Построй свою историю» и в то же время расширяет возможности его использования, позволяя учащимся изучать общество и культуру, узнавая о ролях и обязанностях, общественных системах, общественном поведении и коммуникации. Комплект учебных материалов StoryStarter «Построй свою историю. Городская жизнь» подчеркивает связь с реальным миром, предлагая учащимся прочесть информативные тексты и поделиться новыми знаниями с другими, таким образом прививая им прочные навыки проведения исследований и объяснения полученных данных.

Дополнительный набор StoryStarter «Построй свою историю. Космос»

позволяет учащимся изучать жанр научной фантастики, обществознание (включая изложение исторических событий) и естественные науки. Уникальные детали позволяют учащимся узнавать больше об особенностях научной фантастики, людях и их потребностях, а также об освоении космоса.

Дополнительный набор StoryStarter «Построй свою историю. Сказки позволяет учащимся создавать более насыщенные и детализированные сказки. Уникальные детали позволяют учащимся узнать больше об отличительных особенностях сказок, известных авторах, чертах характера персонажей и влиянии культуры на сказки.

Программное обеспечение StoryVisualizer в классе

Ученики изучают письмо для описания подлинных и вымышленных событий, выражения и обоснования своего мнения, демонстрации понимания предмета изучения. Они учатся понимать, что одна из основных целей письма — это передача информации другой, иногда незнакомой, аудитории простым и понятным способом, и постепенно учатся приводить стиль и содержание своих текстов в соответствие с текущим заданием. Кроме того, ученики развивают у себя способность черпать знания в ходе исследования и аналитически подходить к художественным и информационным источникам.

Чтобы достичь такого уровня, ученики должны потратить значительное время и силы на выполнение письменных заданий.

Многие ученики быстро читают, но письмо вызывает у них сложности. У них есть идеи, но недостаточно сформированы навыки письменного оформления начала рассказа, упорядочивания идей и написания логического заключения. Таким ученикам нравится подкреплять своё письмо рисунками и обсуждать свои идеи.

Программное обеспечение StoryVisualizer позволяет ученикам сочетать слова  и фразы для решения затруднений, возникающих при изложении рассказа, из которых они не могли бы выйти, пользуясь лишь словами. Педагоги могут поддержать учебный процесс, оказывая необходимую помощь и конструктивную поддержку. Программное обеспечение включает в себя множество схем вёрстки, которые ученики могут использовать в качесте

рабочих платформ в соответствии со своим уровнем. Например, схема

«комикс» позволяет ученикам использовать для создания истории последовательность изображений, сопровождаемых текстом. Эта схема вёрстки также помогает научиться переносить конкретные элементы непосредственно в документы, содержащие только текст. Например, текст из текстового облачка можно заключить в кавычки. Схемы вёрстки можно менять согласно желанию и возможностям пользователя.

Программное обеспечение StoryVisualizer позволяет учащимся публиковать материалы по-новому. С его помощью ученики могут легко писать, печатать, публиковать рассказы и делиться ими с другими учениками. Документы можно посылать по электронной почте родителям или публиковать на айтах.

Достоинства ПО StoryVisualizer:

• Прекрасное наглядное представление знаний

• Легко запоминающееся яркое представление основной информации

• Приобщение учеников к обдумыванию, сочинению и написанию текстов

• Предоставление прекрасных возможностей для написания диалогов

• Вовлечение в работу учеников, которые не любят письменные задания

• Систематизация материала с помощью изложения событий и обозначения их на карте

• Осмысление рассказа или темы на основе наглядности

• Развитие творческих способностей и способности к размышлению

• Развитие умения писать сочинения с опорой на взаимосвязь наглядно-

действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления

• Улучшение навыков чтения, письма и мышления

• Средство оценки и анализа__

Как этим пользоваться?

Типы заданий

Есть четыре категории заданий:

• Первые шаги

• Повседневное повествование

• Построение и рассказывание историй

• Пересказ и анализ рассказов

Первые шаги

Очень важно, чтобы ученики познакомились с материалами, научились распознавать отдельные элементы, поняли, для чего они нужны и как они взаимодействуют. Если ученики недостаточно хорошо знакомы с материалами, они не смогут применить их правильно в процессе строительства и придумывания рассказа. Чтобы приступить к работе можно было быстрее, начальные задания собраны вместе.

Повседневное повествование

Эти задания дают учителю возможность предложить ученикам поговорить о значимых для них случаях и происшествиях, например о днях рождения, выездах на природу, документальных фильмах, событиях, связанных с жизнью общества, о книгах  или статьях.

Создание и пересказ историй

Выполняя эти задания, ученики знакомятся с основными элементами структуры рассказа. Общая структура рассказа, часто называемая «сюжетной линией», состоит из разных сцен. Каждая сцена — независимое звено в цепи событий рассказа.

В зависимости от уровня и возможностей учеников, структура рассказа может включать в себя либо три сценические конструкции — начало (завязка), середина (действие) и конец (развязка), — либо пять сценических конструкций: начало, завязка, кульминация, развязка и конец. Сочинять рассказ могут до пяти учеников — они вместе придумывают сюжет рассказа, а затем каждый из них собирает одну из сцен рассказа.

Пересказ и анализ рассказов

Эти задания дают возможность адаптировать всем знакомые истории таким образом, чтобы они соответствовали уровню учеников и являлись основой для анализа и работы с разными жанрами.

Ученики могут добавить свою последовательность событий и окончание. Также можно изменить начало всем знакомой истории, тем самым изменив чувства, настроения персонажей и место действия. Ученики могут ознакомиться с тем, как изменения сказались на сюжете и ходе событий в рассказе.

Распределение заданий

Все вышеуказанные задания находятся в библиотеке и могут использоваться в любом порядке в соответствии с задачами учебного плана, предпочтениями отдельного преподавателя и классом. Однако рекомендуется прежде выполнить начальные задания, а затем — задания, связанные с описанием ежедневных событий вместе с заданиями на создание и пересказ. Такой порядок обеспечивает естественное формирование и совершенствование навыков сочинения рассказа. Задания на пересказ и анализ рассказов можно выполнять на любом этапе.

Структура заданий

Структура каждого отдельного задания обеспечивает естественный процесс

обучения и приобретения опыта обучения:

Подготовка к работе

Подготовка к работе заключается в раздаче наборов «Развитие речи 2.0» и обсуждении с детьми сценария будущей истории, т. е. фактически постановки задачи, связанной с реальной жизненной ситуацией. Его можно прочитать вслух или просто пересказать, используя иллюстрацию из набора «Развитие речи 2.0». В этих иллюстрациях намеренно не показана определенная развязка. Их цель — побудить учащихся к обсуждению и помочь выстроить сюжетную линию.

Построение рассказа

Строительство из кубиков ЛЕГО® — это органичный и быстрый процесс. Ученики могут составлять планы на бумаге, в уме или с помощью карты событий. Их планы будут естественным образом развиваться по мере появления новых возможностей в ходе строительства. Начав строительство, ученики постепенно создадут персонажей, место

действия, специальные элементы, развитие сюжета и определят, сколько им необходимо сценических конструкций — одна, три или пять.

Размышление

Размышление влечет за собой пересмотр, изменение, сомнение, адаптацию и продолжению строительства. Задача учеников — создать убедительные и выразительные сценарии, описывающие участие различных персонажей в череде событий. В процессе сборки сцен и размышления ученики общаются, выражают своё мнение и развивают важные языковые навыки.

Во время строительства появляются новые яркие возможности, которые нельзя было предвидеть при создании карты событий или в набросках диалогов. Чтобы учесть эти новые возможности, ученики могут отойти от предварительного плана. Они должны общаться и развивать рассказ в процессе построения.

Предлагаю вам несколько общих вопросов, которые помогут ученикам оценить свои успехи в ходе конструирования. Эти вопросы помогут определить их уровень знаний и подготовки с учётом выполнения заданий учебного плана:

• Вы можете кратко описать сценарий или сюжет?

• Какая из созданных вами сцен самая любимая и яркая, и почему?

• Что чувствуют ваши персонажи в каждой сцене?

• Как вы раскроете эти чувства в своём рассказе?

• Как сделать сюжетную линию захватывающей?

• Вы можете вкратце описать диалоги, части речи и выразительные средства,

которые собираетесь использовать? (Конкретные примеры прилагательных

и описательных слов, местоимений в зависимости от предмета изучения).

• Кто ваш любимый персонаж в рассказе и почему?

Совместное использование и оформление

В процессе совместного использования и оформления ученики должны последовательно представить сценические конструкции своего рассказа аудитории или друг другу.  Перед использованием программного обеспечения StoryVisualizer ученики могут подготовить карты событий, рассказы и цели обучения в черновом варианте.

Расширение

При расширении используются дополнительные идеи для формирования исходного замысла и дальнейшего развития сюжета. Такие предложения предназначаются для всех учеников и служат основой дополнительных заданий и идей.

Направленность дополнительной образовательной программы - техническая и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области технологии. Конструкторы ЛЕГО вводят детей в мир моделирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«LEGO-конструирование как инструмент языкового восприятия и развития навыков устной и письменной речи в обучении русскому языку в начальной школе» муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса» Храмцова Е. А., учитель начальных классов

Слайд 2

Базовый набор StoryStarter «Построй свою историю. Развитие речи 2.0» Решение «Развитие речи 2.0» поможет ученикам: Научиться уверенно говорить на разные темы. Научиться сочинять, последовательно выстраивать и пересказывать рассказы. Улучшить навыки говорения и восприятия речи. Развить навыки чтения и письма. Научиться анализировать рассказы, персонажей и сюжеты. Научиться определять и понимать концепции жанров . Естественным образом объединять классическое и цифровое обучение.

Слайд 3

Дополнительные наборы StoryStarter «Построй свою историю» «Городская жизнь» «Космос» «Сказки»

Слайд 4

Программное обеспечение StoryVisualizer в классе Достоинства ПО StoryVisualizer : • Прекрасное наглядное представление знаний • Легко запоминающееся яркое представление основной информации • Приобщение учеников к обдумыванию, сочинению и написанию текстов • Предоставление прекрасных возможностей для написания диалогов • Вовлечение в работу учеников, которые не любят письменные задания • Осмысление рассказа или темы на основе наглядности • Развитие умения писать сочинения с опорой на взаимосвязь наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления • Улучшение навыков чтения, письма и мышления • Средство оценки и анализа

Слайд 5

Образовательные решения. Как этим пользоваться? Категории заданий: • Первые шаги • Повседневное повествование • Построение и рассказывание историй • Пересказ и анализ рассказов Структура заданий: Подготовка к работе Построение рассказа Размышление Оформление Расширение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского языка по учебнику М. С. Соловейчик»

В статье рассматриваются проблемы развития речи у учащихся начальных классов, анализируются возможности, подходы  и пути решения данных проблем в современной педагогической науке....

Роль письма и письменной речи в обучении иностранного языка на начальном этапе обучения.

Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку всегда являетя не только как средство обучения, но и как цель обучения иностранным языкам....

Дидактические игры для развития речи на уроках русского языка в начальной школе

Сегодня в научно-педагогической и методической литературе учитель может найти много пособий, рекомендаций по использованию игр в учебной деятельности. Дидактическая игра является ценным средством восп...

Дидактические игры для развития речи на уроках русского языка в начальной школе

Сегодня в научно-педагогической и методической литературе учитель может найти много пособий, рекомендаций по использованию игр в учебной деятельности. Дидактическая игра является ценным средством восп...

Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в начальной школе

Статья "Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в начальной школе" представляет собой краткое описание основных направлений работы по формированию у обучающихся начальных к...

Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка

Владение словом - инструментом общения, мышления — это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ...