ПК 4.1.
методическая разработка

Антонова Марина Олеговна

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Математика»

на 4 четверть 2018-2019 учебного года

Челябинск, 2019

Дата

Тема и тип урока

Планируемые результаты

Виды деятельности уч-ся

Формы контроля

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УУД

1.04

Названия и последовательность чисел от 1 до 20

УОНЗ

Десяток, единица, название чисел второго десятка, последовательность чисел второго десятка

П:ориентироваться в учебниках; принимать информацию, представленную в виде рисунков, схем; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей.

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками.

Р:целеполагание, планирование; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц.

Читать числа второго десятка

Устный контроль

2.04

Названия и последовательность чисел от 1 до 20

УОМН

Десяток, единица, название чисел второго десятка, последовательность чисел второго десятка

П:структурирование знаний; принимать информацию, представленную в виде рисунков, схем; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками.

Р:целеполагание, планирование; контроль в форме сличения способа действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществлять итоговый контроль по результату.

Читать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи.

Письменный

3.04

Запись чисел от 1 до 20

УОНЗ

Десятки, единицы

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя

Р:целеполагание, планирование, принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Записывать числа от 1 до 20, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа

Читать числа от 1 до 20

Фронтальный опрос

5.04

Дециметр

УОНЗ

Единица измерения длины: дециметр. Соотношение между сантиметром и дециметром

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей; использовать знаково – символические средства для решения;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планирование; целеполагание.

Заменять крупные единицы длины мелкими и обратно

Фронтальный опрос

8.04

Вычисления вида 10+7; 17-7; 17-10

УОНЗ

Десяток, единица, сумма, разность

Взаимосвязь компонентов сложения и вычитания

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей; использовать знаково – символические средства для решения;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, целеполагание, планирование

Выполнять вычисления вида 10+7; 17-7; 17-10

Устный

9.04

Закрепление вычислительных навыков

УР

Сложение (сумма), вычитание (разность) чисел, задача

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; самоконтроль; самооценка; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р: целеполагание, планирование, контроль в форме сличения способа действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществлять итоговый контроль по результату.

Выполнять вычисления различного вида

Решать задачи в одно действие

Фронтальный опрос

10.04

Закрепление вычислительных навыков. Проведение проверочной работы «Счет в пределах 20»

УРК

П: структурирование знаний; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; самоконтроль; самооценка; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р: целеполагание, планирование, контроль в форме сличения способа действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществлять итоговый контроль по результату.

Выполнять вычисления различного вида

Решать задачи в одно действие

Выполнять задания поискового характера в измененных условия

Письменный

12.04

Дополнение условий задачи. Сравнение величин

УОНЗ

Величины измерения длины: сантиметр, дециметр

Неполное условие задачи; полное условие задачи

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей; использовать знаково – символические средства для решения;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, целеполагание, планирование

Выполнять сравнение величин

Дополнять условие задачи

Отличать текстовую задачу

Фронтальный опрос

15.04

Решение задач

УОМН

Задача в одно действие

Условие задачи

П:структурирование знаний; принимать информацию, представленную в виде рисунков, схем; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками.

Р:целеполагание, планирование; контроль в форме сличения способа действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществлять итоговый контроль по результату.

Решать задачи в одно действие

Фронтальный опрос

16.04

Решение задач в два действия

УОНЗ

Задача в два действия, главный вопрос задачи; план решения задачи в два действия

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей; использовать знаково – символические средства для решения задач.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, целеполагание, планирование

Выполнять рисунок к задаче

Решать задачи в два действия

Фронтальный опрос

17.04

Решение задач в два действия

УОМН

Задача в два действие, условие задачи

П:структурирование знаний; принимать информацию, представленную в виде рисунков, схем; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками.

Р:целеполагание, планирование; контроль в форме сличения способа действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществлять итоговый контроль по результату.

Выполнять решение задач в два действия по готовому рисунку

Фронтальный порос

19.04

Решение задач в два действия

УРК

П: структурирование знаний; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей; использовать знаково – символические средства для решения задач.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; самоконтроль; самооценка; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р: целеполагание, планирование, контроль в форме сличения способа действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществлять итоговый контроль по результату.

Выполнять решение задач в два действия по рисунку

Письменный

22.04

Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток

УОНЗ

Десяток

Сложение однозначных чисел

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, целеполагание, планирование

Выполнять сложение чисел с переходом через десяток

Фронтальный опрос

23.04

Сложение вида _+2,_+3

УОНЗ

Сложение чисел первого десятка с числами 2,3

Таблица сложения чисел

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, целеполагание, планирование

Выполнять сложение чисел 9,8 с числа 2,3

Работать с таблицей сложения

Фронтальный опрос

24.04

Сложение вида _+4

УОНЗ

Сложение чисел первого десятка с числом 4

Таблица сложения чисел

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; установление причинно – следственных связей; использовать знаково – символические средства для решения;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, целеполагание, планирование

Выполнять сложение чисел первого десятка с числом 4

Работать с таблицей сложения

Фронтальный опрос

26.04

Сложение вида _+5

УОНЗ

Сложение чисел первого десятка с числом 5

Таблица сложения чисел

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, целеполагание, планирование

Выполнять сложение чисел первого десятка с числом 5

Работать с таблицей сложения

Фронтальный опрос

29.04

Сложение вида _+6

УОНЗ

Сложение чисел первого десятка с числом 6

Таблица сложения чисел

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, целеполагание, планирование

Выполнять сложение чисел первого десятка с числом 6

Работать с таблицей сложения

Фронтальный опрос

30.04

Сложение вида _+7

УОНЗ

Сложение чисел первого десятка с числом 7

Таблица сложения чисел

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, целеполагание, планирование

Выполнять сложение чисел первого десятка с числом 7

Работать с таблицей сложения

Фронтальный опрос

6.05

Сложение вида _+8, _9

УОНЗ

Сложение чисел первого десятка с числами 8,9

Таблица сложения чисел

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, целеполагание, планирование

Выполнять сложение чисел первого десятка с числами 8,9

Работать с таблицей сложения

Фронтальный опрос

7.05

Таблица сложения

УОНЗ

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; установление причинно – следственных связей.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, целеполагание, планирование.

Выполнять табличное сложение и вычитание

Работать с таблицей сложения и вычитания

Фронтальный опрос

8.05

Страничка для любознательных

УРК

Таблица сложения и вычитания

Арифметический способ решения задач с помощью краткой записи

Величины

П: структурирование знаний; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей; использовать знаково – символические средства для решения задач.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; самоконтроль; самооценка; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р: целеполагание, планирование, контроль в форме сличения способа действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществлять итоговый контроль по результату.

Выполнять табличное сложение и вычитание чисел

Составлять краткую запись к задаче

Решать задачи

Фронтальный порос

Письменный

10.05

Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.

УР

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; самоконтроль; самооценка; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р: целеполагание, планирование, контроль в форме сличения способа действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществлять итоговый контроль по результату.

Выполнять табличное сложение чисел

Сравнивать числа, величины

Решать задачи в одно, два действия

Письменный

Фронтальный опрос

13.05

Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток.

УОМН

Табличное вычитание

Способ вычитания: вычитание по частям (разложение уменьшаемого на удобные и разрядные слагаемые)

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, целеполагание, планирование

Выполнять табличное вычитание

Фронтальный опрос

14.05

Вычитание вида 11-_

УОНЗ

Вычитание из числа 11 числа первого десятка

Табличное вычитание

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, целеполагание, планирование

Выполнять вычитание вида 11-_

Работать с таблицей вычитания

Фронтальный опрос

15.05

Вычитание вида 12-_

Вычитание из числа 12 числа первого десятка

Табличное вычитание

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, целеполагание, планирование

Выполнять вычитание вида 12-_

Работать с таблицей вычитания

Фронтальный опрос

17.05

Вычитание вида 13-_, 14-_

Вычитание из числа 13, 14 числа первого десятка

Табличное вычитание

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, целеполагание, планирование

Выполнять вычитание вида 13-_, 14-_

Работать с таблицей вычитания

Фронтальный опрос

20.05

Вычитание вида 15-_, 16-_

Вычитание из числа 15, 16 числа первого десятка

Табличное вычитание

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, целеполагание, планирование

Выполнять вычитание вида 15-_, 16-_

Работать с таблицей вычитания

Фронтальный опрос

21.05

Вычитание вида 17-_, 18-_

Вычитание из числа 17, 18 числа первого десятка

Табличное вычитание

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; установление причинно – следственных связей.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, целеполагание, планирование

Выполнять вычитание вида 17-_, 18-_

Работать с таблицей вычитания

Фронтальный опрос

22.05

Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.

УР

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; самоконтроль; самооценка; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р: целеполагание, планирование, контроль в форме сличения способа действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществлять итоговый контроль по результату.

Выполнять табличное сложение и вычитание чисел

Сравнивать числа, величины

Решать задачи в одно, два действия

Письменный

Фронтальный опрос

24.05

Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.

УР

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог с учителем и сверстниками;  формулировать собственное мнение и позицию.

Л:адекватно воспринимать оценку учителя; самоконтроль; самооценка; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р: целеполагание, планирование, контроль в форме сличения способа действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществлять итоговый контроль по результату.

Выполнять табличное сложение и вычитание чисел

Сравнивать числа, величины

Решать задачи в одно, два действия

Письменный

Фронтальный опрос



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №148 г. Челябинска»

Согласовано с заместителем

директора по УВР «___»______

Утверждена приказом директора учреждения  «___»_________

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Юные исследователи»

Направление деятельности: обще-интеллектуальное

Вид: туристско-краеведческая деятельность

Возрастная группа: 10-11 лет

Срок реализации: 1 год

Составители: Антонова М.О.,

 Патлусова Т.В.,

студентки 36 группы

Челябинск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка

3

Учебно-тематическое планирование

6

Содержание программы

8

Мониторинговая карта

13

Учебно – методическое обеспечение

17

Материально – техническое обеспечение

18

Список использованной литературы

19

Приложения

20

Пояснительная записка

Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования одной из личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») является ученик, выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы –  привлекательный вид деятельности для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. 

 Цель программы:  улучшение физической подготовленности и физического развития через туристскую деятельность, обогащение знаний обучающихся о родном крае.

Форма проведения занятий: заочная экскурсия, театрализованные занятия, экскурсия, занятие-соревнование, занятие – деловая игра, игра – путешествие.

Срок реализации: 1 год

Описание места курса в учебном плане: программа рассчитана на 36 часов (1 час в неделю)

Планируемые результаты:

Предметные планируемые результаты: 

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире.

Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Метапредметные:

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Формы контроля:

Для реализации программы используются следующие методы обучения:

1. Поисково-исследовательский метод;

2. Метод самореализации, самоуправления через участие в играх, экскурсиях, через различные творческие дела;

3. Метод самоконтроля;

4. Практические занятия;

5. Викторины;

6. Квест;


Учебно – тематическое планирование

№ п/п

Содержание программы

Кол-во часов

Форма организация деятельности учащихся

Всего

Теория

Практика

I.Введение (6 ч)

1.

Вводное занятие: беседа о правилах безопасности на занятиях. Знакомство с инструктажем по технике безопасности

1

1

-

Занятие – погружение

2.

Развитие туризма

2

1

1

Занятие – погружение

3.

Туристские возможности нашего края.

2

-

2

Занятие – игра

4.

Много ли я знаю?

1

-

1

Занятие – соревнование

II.Туризм в родном краю (9 ч)

5.

История нашего края

2

1

1

Экскурсия

6.

Почвы. Растительный и животный мир

2

-

2

Занятие – игра

7.

Метеорологические наблюдения

2

-

2

Экскурсия

8.

Гидрологические наблюдения

2

-

2

Экскурсия

9.

Всё ли получилось?

1

-

1

Поле чудес

III.Я – настоящий турист (9 ч)

10.

Быт, кухня и безопасность юного туриста

2

-

2

Театрализованное занятие

11.

Туристское снаряжение

2

1

1

Игра – путешествие

12.

Топографические карты и топографические знаки

2

1

1

Игра-путешествие

13.

Ориентирование по местным приметам

2

-

2

Игра-путешествие

14.

Знатоки туризма

1

-

1

Викторина

IV. Что нужно знать туристу о редких видах растений и животных? (12 ч)

15.

Растения нашего края

2

1

1

Экскурсия

16.

Редкие и исчезающие виды растений и животных Челябинской области

3

2

1

Экскурсия  

17.

Их нужно спасти!

2

-

2

Квест

18.

Войди в природу другом

2

-

2

Игра – путешествие

19.

В экоцарстве, Челябинском  государстве

2

-

2

Театрализованное занятие

20.

Стал ли я настоящим туристом?

1

-

1

Квест

Итого

36

8

28


Содержание программы

Раздел I. «Введение»

Цель раздела: формирование понятия «туризм», знакомство с инструктажами техники безопасности, туристическими возможностями родного края, подготовить к ознакомительному походу. Обучить выбору туристического маршрута, соблюдению правил безопасности, гигиены.

Занятие №1. Вводное занятие: беседа о правилах безопасности на занятиях. Знакомство с инструктажем по технике безопасности. Знакомство учащихся с правилами безопасности на занятиях, в туристических походах.

Занятие №2. Тема: «Развитие туризма»

Раскрытие понятий туризм как средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления. Развитие массового туризма. Практическая работа: составление и решение кроссвордов.

Занятие №3. Тема: «Развитие туризма»

Раскрытие понятия охрана природы. Инструкции по организации и проведению многодневных походов и походов выходного дня. Практическая работа: решение краеведческих викторин.

Занятие №4. Тема: «Туристические возможности нашего края»

Знакомство учащихся с уникальными природными объектами, охраняемыми территориями. Практическая работа: деловая игра «Быть ли Челябинску курортным краем?»

Занятие №5. Тема: «Туристические возможности нашего края»

Знакомство учащихся с историко-культурными достопримечательностями. Практическая работа: знакомство с картосхемой «Достопримечательности Челябинской области».

Занятие №6. Тема: «Много ли я знаю?»

Закрепление и систематизация знаний по первому блоку. Практическая работа: подготовка мини-докладов.

Раздел II. «Туризм в родном краю»

Цель раздела: создать условия для развития гуманного отношения обучающихся к природе и повышения уровня их экологической грамотности.

Занятие №7. Тема: «История нашего края»

Раскрытие понятий: край, Урал, родина. Знакомство учащихся с историей нашего края, с народами, которые проживают на Урале.

 Практическая работа: эссе на тему «Мой край»

Занятие №8. Тема: «История нашего края»

Раскрытие понятий: религия, обычаи. Знакомство с религией и обычаями народов, которые проживают на Урале.

Практическая работа: эссе на тему «Обычаи нашей семьи»

Занятие №9. Тема: «Почвы, растительный и животный мир»

Изучение учащимися типов почв, видовой состав леса, степень использования земель. Изучение видов животных: млекопитающие, птицы, земноводные, рыбы, насекомые и другие беспозвоночные.

Занятие №10. Тема: «Почвы, растительный и животный мир»

Изучение красоты и гармонии камней и гор (минералы и горные породы – одни из самых древних объектов природы). Практическая работа: создание коллекций.

Занятие №11. Тема: «Метеорологические наблюдения»

Изучение местных признаков и прогноз погоды. Знакомство с приборами для метеонаблюдений и их устройство (термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер). 

Занятие №12. Тема: «Метеорологические наблюдения»

Знакомство с облаками и другими атмосферными явлениями. Фиксация наблюдений. Практическая работа: составление метеорологического дневника.

Занятие №13. Тема: «Гидрологические наблюдения»

Заочное гидрологическое обследование района, исследование озер. Знакомство с искусственными водоемами своего края.

Занятие №14. Тема: «Гидрологические наблюдения»

Разработка мер по охране вод. Сбор сведений об использовании рек, озер в хозяйстве. Раскрытие понятия вода – основа жизни. Практическая работа: анализ качества воды своего края.

Занятие №15. Тема: «Всё ли получилось?»

Закрепление и систематизация знаний по второму блоку. Практическая работа: подготовка мини-докладов.

Раздел III. «Я – настоящий турист»

Цель раздела: сохранение и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и физического развития через туристскую деятельность.

Занятие №16. Тема: «Быт, кухня и безопасность юного туриста»

Знакомство учащихся с бытом туристов. Выбор места туристского бивака с учётом особенностей природного окружения. Знакомство с правилами уборки места лагеря.

Занятие №17. Тема: «Быт, кухня и безопасность юного туриста»

Знакомство учащихся с противопожарными мероприятиями. Сушка и ремонт обуви. Приготовление пищи. Режим дня в походе. Практическая работа: деловая игра «Составь меню».

Занятие №18. Тема: «Туристическое снаряжение»

Знакомство учащихся с личными и групповыми снаряжениями, правилами размещения предметов в рюкзаке, одеждой и обувью для летних и зимних походов, с типами рюкзаков и палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Топоры, пилы.

Занятие №19. Тема: «Туристическое снаряжение»

Хозяйственный набор, костровое оборудование, рукавицы, ножи. Ремонтный набор. Самодельное снаряжение, способствующее охране природы (колышки, стойки для палатки, костровое оборудование). Практическая работа: установка палатки, разжигание костра.

Занятие №20. Тема: «Топографические карты и топографические знаки»

Знакомство с учащихся с ориентированием на местности. Виды топографических карт и основные сведения о них. Масштаб, условные знаки. Компас. Его устройство, правила обращения.

Занятие №21. Тема: «Топографические карты и топографические знаки»

Раскрытие понятия: азимут. Движение по азимуту. Спортивное ориентирование. Ориентирование по местным признакам. Практическая работа: участие в соревнованиях по ориентированию

Занятие №22. Тема: «Ориентирование по местным приметам»

Изучение учащимися местных примет по ориентированию на местности во время похода.

Занятие №23. Тема: «Ориентирование по местным приметам»

Разработка действий в случае потери ориентировки во время похода.

Занятие №24. Тема: «Знатоки туризма»

Закрепление и систематизация знаний по третьему блоку. Практическая работа: подготовка мини-докладов.

Раздел IV. «Что нужно знать туристу о редких видах растений и животных?»

Цель раздела: организовать изучение природы родного края, обучить методам оценки ее состояния.

Занятие №25. Тема: «Растения нашего края»

Раскрытие понятий соцветие. Знакомство с растительным миром, его особенностями.

Занятие №26. Тема: «Растения нашего края»

Раскрытие понятия лекарственные растения. Знакомство с отдельными видами растений. Проведение лабораторных опытов с листьями растений.

Занятие №27. Тема: «Редкие и исчезающие виды растений и животных Челябинской области»

Раскрытие понятия Красная книга. Знакомство с Красной книгой России, ее обитателями. Практическое занятие: создание запрещающих знаков.

Занятие №28. Тема: «Редкие и исчезающие виды растений и животных Челябинской области»

Раскрытие понятия Красная книга. Знакомство с Красной книгой Челябинской области, ее обитателями.

Занятие №29. Тема: «Их нужно спасти!»

Раскрытие понятия спасение. Знакомство с видами животных из Красной книги, которых еще можно спасти.

Занятие №30. Тема: «Их нужно спасти!»

Раскрытие понятия спасение. Знакомство с видами растений из Красной книги, которых еще можно спасти.

Занятие №31. Тема: «Войди в природу другом»

Раскрытие понятия гуманность. Знакомство с поведением в лесу, на водоеме. Практическое занятие: разработка правил поведения на природе.

Занятие №32. Тема: «Войди в природу другом»

Раскрытие понятий: друг, дружба, браконьерство. Практическая работа: разработать правила борьбы с браконьерством.

Занятие №33. Тема: «В экоцарстве, Челябинском государстве»

Раскрытие понятия экоцарство. Рассказы об его представителях.

Занятие №34, 35. Тема: «В экоцарстве, Челябинском государстве»

Театрализованное представление о природе нашего края.

Занятие №36. Тема: «Стал ли я настоящим туристом?»

Закрепление и систематизация знаний по четвертому блоку. Практическая работа: подготовка и защита проектов.

Мониторинговая карта

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

Личностные планируемые результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Предметные планируемые результаты: 

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире.

Метапредметные планируемые результаты:

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Результат:

  • знает историю своего края,  топонимику улицы, на которой живет;
  • имеет представление о том, что такое топонимика, об истории своего родного края

Эффект:

  • высокое нравственное поведение в различных ситуациях;

Результат:

  • знает правила поведения в группе;
  • имеет представление о том, зачем нужно уважительно относиться к чужому мнению

Эффект

  • умеет выслушать собеседника, не перебивая его;

  • умеет высказывать своё мнение, не боясь ошибиться;

  • имеет представление о правилах работы в группе

Результат:

  • знает, что такое экологическая грамотность, правила поведения на природе, на экскурсиях;
  • знает основы этики;
  • имеет представление о нравственных и безнравственных поступках;

Эффект:

  • бережное отношение к природе;

  • мотивация интереса к нравственному поведению.

Результат:        

  • умеет устанавливать взаимосвязи в природе;
  • имеет представление обо всех явлениях природы

Эффект:

  • мотивация интереса к наблюдениям за природными явлениями

Результат:

  • имеет представление о том, как искать нужную информацию в дополнительных источниках;
  • умеет анализировать материал и выбирать то, что необходимо в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  • умеет правильно подать информацию, используя свои ораторские качества

Эффект:

  • ответственное отношение к поиску необходимой информации в различных дополнительных источниках в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  • формирование мотивации в потребности получать больше знаний из дополнительных источников;
  • добросовестное отношение в подготовке к выступлению с докладами, проектами и т.п.

Результат:

  • умеет выслушать собеседника и конструктивно вести диалог;
  • умеет отстаивать свою точку зрения и позицию, не прибегая к агрессии;
  • умеет объективно анализировать высказывания своего собеседника

Эффект:

  • уважительное отношение к иной, отличной от своей, точке зрения;

  • объективный анализ высказывания окружающих людей при парной (групповой) работе;

Анкета

Вопросник «Самоанализ (анализ) личности»

Методика «Экологическая этика»

Методика «Установи причинно – следственные связи»

Анализ мини-анкеты

Тест «Умеете ли вы правильно вести беседу»

Учебно – методическое обеспечение

Для учащихся:

  1. Обязательные источники:
  • Красная книга Челябинской области;
  • Красная книга Южного Урала;
  • Красная книга России.

2) Дополнительные источники:

  • В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка для детей», ОлмаМедиаГрупп/Просвещение:Хочу все знать, 2015

3) Интернет-ресурсы:

  • «Сезоны года». Общеобразовательный журнал // cезоны-года.рф

Для учителя:

  1. Обязательные источники:
  • Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения);
  • Методические рекомендации, как правильно организовать экскурсию;
  • Методические рекомендации по проведению нестрандартных форм занятий в начальной школе.
  1. Дополнительные источники:
  • В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»  //Переиздание словаря Даля в 4 томах в современной орфографии, «Олма-пресс», 2001 год.
  1. Интернет-ресурсы:
  • «Сезоны года». Общеобразовательный журнал // cезоны-года.рф

Материально – техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Количество (шт.)

Рабочие места обучающихся

По количеству обучающихся

Рабочее место преподавателя

1

Транспорт:

Автобусы

2

ТСО:

Компьютеры

Интерактивная доска

Принтер

Видеокамера

15

1

1

1

Канцелярия:

Ручки (шариковые синие)

Ручки (гелиевые цветные)

Блокноты

Бумага для принтера (белая)

Бумага для принтера (цветная)

Ватманы

Фломастеры

Папки – скоросшиватель

Планшетки         

60

60

60

3 (по 500 л.)

2 (по 200 л.)

30

10 (по 36 фл.)

20

7

Снаряжение:

Рюкзаки

Аптечка

Веревки

По количеству обучающихся

2

15

Одноразовая посуда:

Тарелки

Ложки

Вилки

Стаканчики

90

90

90

90

Теплоизоляционная посуда:

Термосы

Ланчбоксы с подогревом

5

По количеству обучающихся

Список использованной литературы

  1. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.
  2. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (действующая редакция, 2016).

ПРИЛОЖЕНИЯ


    Школа: № 148                                                                                             ФИ студента: Патлусова Т., Антонова М., 36 группа

    Класс: 4 Г                                                                                                 

    Кабинет: 209

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: «Растения нашего края».

   Цели деятельности учителя: формирование условий для развития эмоциональной и познавательной сфер школьников в процессе  знакомства с растениями Челябинской области

    Планируемые результаты

     Предметные: расширить и углубить знания учащихся о жизни растений

    Личностные: проявлять интерес к изучению темы; осваивать новые виды деятельности; желание приобретать новые знания; понимание собственных достижений при освоении учебной темы

  Тип урока: открытие нового знания.

   Оборудование: карточки, презентация


Этап урока  

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

 УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

М: словесный

1 мин

-Здравствуйте, ребята!  В природе есть солнце. Оно светит и всех одинаково любит и греет. Пусть же сегодня каждый его лучик проберется к нам в класс и принесет не только свет, нежность и ласку, но и уверенность в себе и в своих знаниях.

Приветствуют учителя

Контролируют и оценивают свою готовность к уроку, настраиваются на урок.

К: планирование сотрудничества с учителем

II.Актуализации знаний  и мотивация

М: словесный

2 мин

-Ребята, сегодня наше занятие будет необычным. Надеюсь вы получите удовольствие от приобретенных знаний.

В сказочном Урале мы живем,

Так привольно нам в краю родном.

Горы и вершины, реки и долины,

Нам всегда ласкают взор.

Сосны исполины, кедры и рябины,

Манит нас лесной шатёр.

Зеленей, расцветай мой родимый край,

Заленей, расцветай мой родимый край.

-Сегодня на нашем занятии мы отправимся путешествовать по тропинкам природы и будем искать ответы на некоторые вопросы. Ну что, в путь?

-да.

Л: включение в учебную деятельность

III.Постановка учебной задачи

М: словесный (беседа)

3 мин

-Посмотрите, как прекрасен и удивителен мир природы! (слайд)

-Отгадайте ребус и скажите о чем мы будем говорить сегодня:

 

 

-растение

Л: самоопределение к деятельности

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV.Открытие нового знания

М: словесный (рассказ, беседа), наглядный (показ презентации)

17 мин

-Начнем наш урок с рекордов Южного Урала: почти 1500 видов растений встречается на территории нашей области. По числу видов Челябинская область превосходит все другие области Урала, уступая только Башкирии.

-Назовите самое распространенное дерево в нашем крае. 

(сообщение учащихся о самых распространенных растениях нашего края

-береза

Л: смыслообразование

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р: волевая регуляция в ситуации затруднения

V.Первичное закрепление во  внешней речи

М: словесный(беседа)

2 мин

-А сейчас я предлагаю вам ответить на мои вопросы:

1) Это многолетнее растение – самое ядовитое. По преданию, соком этого растения был отравлен древнегреческий философ Сократ.

2) Какое растение самое популярное в геральдике Челябинской области?

3) Самое неправильно называемое растение. Это дерево имеет листву только в своем названии?

4) Дуб и брусника. Что объединяет эти два вида растительного мира?

5) Ятрышник шлемоносный, любка двулистная, башмачок настоящий. Что объединяет эти растения?

-вех ядовитый

-пшеница

-лиственница

-самые известные долгожители нашего края. Эти растения живут до 300 лет

-самые редкие растения

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Р : саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолеванию препятствий

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5 мин

Растения леса имеют разную высоту и образуют ярусы.

Выполнить задания у доски. По одному человеку от каждого ряда, работа с гербариями – разложить растения в три группы: деревья, кустарники, травы.

 

VII. Включение систему знаний

7-8 мин

-А сейчас, ребята, мы с вами отправимся на экскурсию. Я надеюсь, что она вам понравится ивы будете вести себя культурно.

VII.Рефлексия деятельности

М: словесный (анализ)

2 мин

-Что вы нового интересного узнали во время нашего путешествия? 

-Что бы хотели ещё узнать?

 Спасибо, мне было приятно с вами путешествовать, вы умеете внимательно слушать.

-редкие виды растений

-какие  интересные растения есть в других странах

Р: самоанализ, самооценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающая система Даниила Борисовича Эльконина – Василия Васильевича Давыдова

Слайд 3

Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов – отечественные педагоги и психологи, которые начали развивать свою концепцию с 1959 года, а в 1995-1996 году добились того, что их теория развивающего обучения была признана государственной системой обучения в начальной школе. И хотя оригинальная система ориентирована на начальные классы, в настоящее время разрабатываются идеи ее внедрения на всех ступенях образования. Концепция Эльконина -Давыдова получила мировую известность и популярность.

Слайд 4

В системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами : 1. Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия. 2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде». 3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Слайд 5

Традиционное обучение и система Эльконина -Давыдова Концепцию Эльконина -Давыдова противопоставляют традиционному обучению: последнее выстраивается от частного к общему, от конкретного к абстрактному, от единичного к целому, а развивающее обучение строится прямо противоположно. Традиционное обучение развивает эмпирическое мышление, а развивающее – теоретическое. В чем разница: Эмпирическое мышление позволяет классифицировать предметы, группировать, выделять общее для группы понятие и согласно ему дифференцировать предметы. Этот вид мышления играет важную роль в повседневной жизни, позволяет упорядочивать предметы, ориентироваться в мире. Теоретическое мышление позволяет выявить через анализ системы ее генетическую основу. В дальнейшем на этой основе находятся другие предметы, которые могут входить в эту систему. Это позволяет находить нестандартные решения.

Слайд 6

Урок по системе развивающего обучения имеет следующие особенности: дискуссии и игры для выявления проблем; исключение правил, аксиом, схем (дети сами их выводят в процессе деятельности); отсутствие отметок, качественная оценка («молодец»), что создает положительный психологический климат; минимум домашнего задания; исключение ненужных знаний – память не перегружается далеким от практики и жизни материалом. В ходе такого урока дети не только получают знания, умения и навыки, но и учатся аргументировано отстаивать свою позицию, перепроверять информацию и верить фактам, понимать и учитывать позицию другого человека, требовать доказательства и объяснения. Они осознанно выбирают усваиваемые в дальнейшем дисциплины.

Слайд 7

Психологические основы обучения К базовым принципам системы Эльконина -Давыдова относятся: дифференциация этапов обучения согласно психическому развитию ребенка; ориентация на ближайшую зону развития с обновлением содержания обучения; активная деятельность ребенка, создание условий для этой деятельности, а не передача готовых знаний; предметность, то есть самостоятельное определение предмета изучения и представление его в виде процесса, системы, модели, знаков.

Слайд 8

Результаты обучения У детей, отучившихся по программе Эльконина -Давыдова, отмечаются следующие усредненные особенности развития познавательных способностей и личностных качеств: высокий уровень внимания, растут аттенционные способности (распределение внимания между несколькими видами деятельности); развитие памяти близко к высокому уровню, опосредованная память находится на высоком уровне, наблюдается регулярный рост кратковременной, смысловой, опосредованной памяти (у четвероклассников значительно выше, чем у третьеклассников); осведомленность, способность к классификации и обобщению, аналогическому мышлению находится на высоком уровне у четвероклассников и на близком к высокому уровню у третьеклассников, то есть наблюдается тенденция роста вербально-логического мышления до достижения высокого уровня в четвертом классе; высокий уровень невербального интеллекта, но пик приходится на третий класс; высокая способность к поисковому планированию; воображение (оригинальность и гибкость) находится стабильно на среднем уровне, близком к высокому; мотивация на успех; средний уровень эмпатии .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УМК «Перспективная начальная школа»

Слайд 2

Учебники УМК «Перспективная начальная школа»

Слайд 3

Концептуальные положения программы «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в основе котрого лежит системно- деятельностный подход. Основное содержание системы обучения «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование. Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

Слайд 4

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»: - Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка. - Принцип целостности картины мира. - Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. - Принципы прочности и наглядности. - Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

Слайд 5

Основные методические особенности УМК «Перспективная начальная школа»: - УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста). - Каждое методическое пособие состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации. Вторая часть — непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.

Слайд 6

Типические свойства программы «Перспективная начальная школа»: - Комплектность предусматривает единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша). - Инструментальность – это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.

Слайд 7

- Интерактивность – Internet -адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах. Однако, поскольку для многих школ использование Internet -адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками. - Интеграция – это стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Разработан интегрированный курс «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательные области, как язык, литература и искусство.

Слайд 8

УМК «Перспективная начальная школа» включает в себя завершенные предметные линии учебников: Русский язык. Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Литературное чтение. Автор : Чуракова Н.А. Математика . Автор: Чекин А.Л. Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А. Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Музыка . Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Технология . Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б. Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В. Английский язык « Favouritе » (2-4 классы). Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно – методический комплекс «Школа России» Научный руководитель - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования.

Слайд 2

Учебники УМК «Школа России»

Слайд 3

Школа России» - это система учебников (учебно-методический комплекс) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов информационно-образовательной среды для начальной школы.

Слайд 4

Отличительные особенности 1. Сочетает традиционные наработки и новейшие достижения по психологии, педагогике, включает в себя элементы развивающего мышления. Представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющее полное программно-методическое обеспечение. 2. Комплект реализует Федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный язык 3. «Школа России» - школа духовно - нравственного развития.

Слайд 5

4. Учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, которые должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы. 5 . Дифференциация обучения, развитие личности каждого ребенка, снятие стрессообразующих факторов учебного процесса. 6 . В ее основе также лежат личностно-ориентированный и проблемно-поисковый подходы. Модуль "Школа России" развивает у ребенка природосберегающее "чувство дома", воспитывает любовь и уважение к природе во всех ее проявлениях. Важнейшей его составляющей являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, которые направлены на духовное и нравственное саморазвитие личности ребенка

Слайд 6

Главный принцип модернизации учебников УМК «Школа России» — усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность и реализацию идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Слайд 7

Основополагающие принципы УМК «Школа России»: принцип воспитания гражданина России; принцип ценностных ориентиров; принцип обучения в деятельности; принцип работы на результат; принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.

Слайд 8

Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня — это: Мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования. Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций. Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

Слайд 9

Авторский коллектив программы русский язык - Горецкий В.Г., Кирушкин В.А. и др. "Азбука", Канакина В.П., Горецкий В.Г., "Русский язык"; литературное чтение - Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. "Литературное чтение"; математика - Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. "Математика" окружающий мир - Плешаков А.А. "Окружающий мир"; музыка - Критская Е.Д. и др. "Музыка"; технология - Роговцева Н.И.и др., "Технология" физическая культура - Лях В.И. "Физическая культура" ИЗО - Неменская Л.А., под ред. Неменского Б.М. "Изобразительное искусство" и др.