ПК 4.3.
методическая разработка

Гирш Анастасия Валерьевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология продуктивного чтения

Слайд 2

Продуктивное чтение – это умение вычитывать все виды текстовой информации Фактуальная (о чем в тексте сообщается в явном виде) Концептуальная (основная идея текста, его главные смыслы) Подтекстовая (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)

Слайд 3

Технология продуктивного чтения позволяет формировать: Главными приемами анализа текста в этой технологии являются диалог с автором и комментированное чтение. Умение вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, концептуальную, подтекстовую). Умение самостоятельно осваивать текст до начала чтения, во время чтения, после чтения.

Слайд 4

Этапы работы До чтения Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению. Во время чтения «Читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация. После чтения Беседуем и уточняем позицию автора.

Слайд 5

1-й этап. Работа с текстом до чтения Цель: прогнозирование будущего чтения. Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по: названию, имени автора; иллюстрациям (перед текстом); выделенным словам (просмотровое чтение); привлекая предшествующий читательский опыт.

Слайд 6

2-й этап. Работа с текстом во время чтения Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.). ПРИЕМ: диалог с автором. Видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл). Прогнозировать ответы на эти вопросы. Проверять свои прогнозы, по ходу чтения.

Слайд 7

3-й этап. Работа с текстом после чтения 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту: Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией; Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. 3. Работа с заглавием; иллюстрациями. 4. Творческие задания.



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

На уроке литературного чтения во 2 классе по теме: В.Вересаев «Братишка»

Этап урока
Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный :

беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия.

Первичное чтение.

Ознакомление с текстом.

Словесный :

беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия.

20 мин

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.

- Для этого откройте учебник на стр. 161.

Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте имя автора и название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к данному тексту.

- Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию рассказа? Почему вы так думаете?

- Прочитайте ключевые слова и словосочетания на экране.

- Значение, каких слов вам не понятно? Как вы думаете, что обозначает это слово?

- Где мы можем найти значение этого слова?

- Предположите, о чем будет текст?

- Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение, и мы увидим, насколько точны были ваши предположения.

Работа с текстом во время чтения.

- Наш текст разделен на части. Посмотрите, сколько частей?

- Прочитаем первую часть рассказа. Где происходят события?

- Познакомились ли мы с героями?

- Какие вопросы у вас возникли после чтения первой части?

- Можем ли мы ответить на эти вопросы? А как бы вы на них ответили? Сделайте предположения?

- Встретились ли вам слова, значение которых вам были непонятны?

(обращение к словарю, или учитель объясняет значение слов)

- Чтобы узнать, что же произошло дальше, прочитаем вторую часть.

- Что мы узнали нового о наших героях? (что они были братьями и хотели пить.)

- Какие вопросы у вас возникли к автору? Как бы вы ответили на них?

- Это ваши предположения, а как автор решил, узнаем дальше.

- Давайте прочитаем третью часть рассказа.

- Получили ли мы ответы на ваши вопросы? Что конкретно узнали? (Да, получили. воробей боялся подлететь к кадушке с водой.)

- Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским?

- Появились ли у вас новые вопросы? Давайте будем читать дальше и узнаем, чем закончилась эта история.

- Прочитайте четвертую часть. Что произошло с младшим братом?

-Сразу ли он попил воды? ( нет, он не сразу попил воды.)

Почему? (Он боялся.)

Добился ли старший брат своего? (брат добился своего, они попили и оба улетели.)

- Есть ли у вас в этой части сложные слова, значение которых вам были непонятны? Давайте объясним их значение.

Работа с текстом после чтения.

- Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они?

- Ожидали ли вы такого развития действия? (нет, не ожидали)

- Что вас удивило в рассказе? Что было самым интересным?

- Чем привлекли писателя два обыкновенных воробья? (Они были красивыми с ярко – желтыми пазухами по краям клювов.)

Почему он решил написать о них?

- Что вы скажете о старшем воробье? Какой он?

- А какой его братишка? Как относится писатель к живой природе?

- Это были ваши предположения относительно позиции автора.

- А как вы относитесь к природе?

Открывать учебники;

Рассматривать иллюстрации;

Кадушка, хотелось пить, ободряет, поглядывал на брата, неуверенно сел, напился;

Читать все произведение;

Читать первую часть рассказа;

Отвечать на вопросы по тексту;

Читать третью часть рассказа;

Отвечать на вопросы по тексту;

Читать четвертую часть рассказа;

Объяснять значение слов;

Строить речевое высказывание;

Делать выводы.

К: участвовать в учебном диалоге;

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы;

Р: устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения, выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии

Слайд 2

Здоровьесберегающая технология –это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Слайд 3

Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

Слайд 4

1. Эмоциональный настрой Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Тут затеи и задачи, Игры, шутки – всё для вас! Пожелаем вам удачи – За работу, в добрый час! На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший дружный класс Всё получится у нас! Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь.

Слайд 5

Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учётом его возрастных особенностей. 3. Подача материала 2. Темп и стиль

Слайд 6

Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся. Работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и т. д., разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости. 4. Наглядность 5. Смена видов деятельности

Слайд 7

6. Физкультминутки Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) Там немного отдохнём. (Дети садятся.) Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше. Раз, два — стоит ракета. Три, четыре — самолёт. Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.) А потом на каждый счёт. Раз, два, три, четыре - Руки выше, плечи шире. Раз, два, три, четыре - И на месте походили. (Ходьба на месте.)

Слайд 8

7. Дифференцированное обучение При дифференцированном обучении каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищённость и испытывает интерес к учёбе.

Слайд 9

8. Игра и игровые моменты Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приёмами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Слайд 10

9. Гимнастика Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика Гимнастика для глаз Артикуляционная разминка

Слайд 11

10. Санитарно - гигиеническое состояние класса Температура и свежесть воздуха (чистота воздуха – фактор работоспособности и успешности учащихся); Качество освещения класса и доски (помните естественно освещение благоприятнее, чем искусственное); Чистота помещения, аккуратность; Чистота классной доски.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Делай как я!» Физкультминутка для кистей рук:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология скорочтения Повышение скорости чтения

Слайд 2

С какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение? « Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность».

Слайд 3

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения: 1 ) Изучение алфавитных названий букв Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА Легко ли ребёнку расшифровать такое слово? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным. 2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов; Неправильный подход при обучении: - М и А будет МА. - побуквенное чтение: М, А, М, А. - прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Слайд 4

Правильное обучение навыкам чтения Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА – МММА; СССОК; РРРАК. Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей , которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования , поэтому, важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно.

Слайд 5

Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определенные этапы Овладение звуко-буквенными обозначениями На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением. Послоговое чтение На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.

Слайд 6

Ступень синтетического чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания. Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.

Слайд 7

Артикуляционная гимнастика а) разминка вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям. б) упражнения для развития четкости произношения: Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползет змея: ш-ш-ш . Муха бьется в стекло: з-з-з-з . в) чтение чистоговорок шепотом и медленно: ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару. г) чтение тихо и умерено: арка арца арта арда арла арча арса аржа д ) чтение громко и быстро: гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь

Слайд 8

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко 1. Водовоз вез воду из-под водопада. 2. Говори, говори, да не заговаривайся. 3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит. 4. Наш голова вашего голову головой переголовит , перевыголовит . 5. Наш дуда и туда и сюда. 6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят. 7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. 8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д. 9. Летят три пичужки через три пусты избушки. 10. В один, Клим, клин колоти.

Слайд 9

ж) чтение согласных Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда: БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу. Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у]. После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Слайд 10

Складывание слов из половинок Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию. Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова .

Слайд 11

Для развития скорости и гибкости используется упражнение Буксир” Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением. Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове. Многократное чтение Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

Слайд 12

Чтение в темпе скороговорки Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе . Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Слайд 13

Как помочь ребенку прийти к скорочтению ? Одной из самых трудных задач в методике обучения динамическому чтению является преодоление привычки сознательной или подсознательной артикуляции, стремление к озвучиванию читаемого текста.

Слайд 14

Эффективные резервы обучения чтению можно найти в следующих упражнениях: Чтение перевернутого текста: Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать. Это упражнение способствует: Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв; Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов; Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

Слайд 15

Корректировка деформированных предложений Набор деформированных предложений. 1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи 2. дали каши Маше манной нашей 3. летом одним и зимой цветом 4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке 5. ко мне друзья пришли мои на праздник 6. у деда, Мороза красивые легкие сани были 7. любимое дерево мое белая береза 8. в саду в нашем расцвела клубника 9. мы электричке на доехали до станции 10. ледяная , крутая и длинная горка был

Слайд 16

Восполнение пропусков букв в словах: Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками. Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения. Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Класс: 2-А

Тема: Техника чтения

Цель:  проверить технику чтения в 3 четверти, сравнить результаты.

Планируемые результаты:

личностные: 

- повысится интерес к чтению;

- появится мотивация больше и чаще читать;

предметные: 

- читать правильно, выразительно, четко целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

- констатация техники и скорости чтения уч-ся.

Тип урока: урок проверки, контроля и оценки.

Оборудование: мультимедиа, дидактический материал, аудиозаписи, презентация.

Этап урока, методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Словесный:

Эмоциональный настрой на работу.

2 мин.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сели тихо девочки, сели тихо мальчики.  

Сделаем разминку.

        сом                Маша                шапка

        лом                Даша                лапка

        ком                Паша                папка

        кто – кот        следы – слезы        мука – муха                лыжи – ложись

        лес – лесок                           шел – пошел

        трава – травка                     нырял – нырнул

        решила – решала                 увидел – увиделся

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

  1. Тары – бары

Растабары!

У Варвары

 Куры стары!

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Проверка техники чтения/Самостоятельная работа

35 мин.

 У вас на партах листочки с творческой самостоятельной работой. ( лист приложение) Нужно пройти тест и рядом ответить на вопросы. Отвечая на вопросы вы заполняете кроссворд. А пока вы работаете с заданием ко мне по одному по цепочке подходите для проверки техники чтения.

Текст (приложение)

Читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать текст;

Работать самостоятельно с заданием.

П: понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем.