ПК 4.3.
методическая разработка

Антонова Марина Олеговна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лысенкова Софья Николаевна - учитель начальных классов средней школы № 587 г. Москвы, Народный учитель СССР. Решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей.

Трудную тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а немного раньше. Для каждой темы это начало разное. Тема дается на каждом уроке малыми дозами,  при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени.

Цель такого предварительного ознакомления с новым материалом в реализации одного из важнейших педагогических принципов – принципа преемственности и перспективности, так как успех в освоении новых знаний, умений и навыков в значительной степени зависит от того, насколько этот принцип реализуется в процессе обучения. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой упоминания, примеры. Такое обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

ТЕХНОЛОГИЯ ЛЫСЕНКОВОЙ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ТРЕХ КИТАХ

Особенности содержания (1 кит)

С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа, вы можете видеть их на слайде.: 1) предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний, 2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение и 3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий (отрезок В).

 Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным.

Особенности методики (2 кит)

Вторым «китом», на котором основана технология С.Н.Лысенковой, является комментируемое управление

Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.).

Метод комментирования был в 60-х годах широко распространен как опыт липецких учителей. У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.

И, наконец, третий «кит» системы С.Н.Лысенковой - это опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Первоклассники - вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы - это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение математических заданий, к условному наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов.

Затем, когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

Фрагмент урока математики. 1 класс (комментируемая запись)

– Веди, П! (На доске пример.)

– Пишу 5, пишу “плюс”, пишу 2, считаю: ставлю клюв на цифру 5, прибавляю 2 (раз, два), получается 7, пишу 7.

– Веди, Ю!

– Пишу 10, пишу “минус”, пишу 8, пишу “получится”. 10 – это 8 и 2, 8 отнимаем, остается 2, пишу 2.

– А теперь пишите за мной. Пишу 6, пишу “минус”, пишу 3, пишу “получится”, считаем (пауза), пишем результат (пауза), поднимаем руку.



Предварительный просмотр:

Квест - технологии

Дети любят играть. Только меняются формы игр. Сейчас огромную популярность приобретают различные КВЕСТЫ. И это неудивительно.  

Во-первых, это современно.

Во-вторых, каждый ребенок в такой игре может проявить активность благодаря ее  необычному формату.

В – третьих, данная технология универсальна. Это может быть веб-формат или живой, их можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. На основе КВЕСТА можно построить  целый урок или только его определенный этап.  С помощью КВЕСТА  можно решать разные задачи: проверить полученные ранее знания или провести контроль их усвоения,  объяснить новый материал и систематизировать прошедший. КВЕСТЫ  развивают внимание и умение мыслить логически,  учат принимать решения в нестандартных ситуациях и  работать в команде.

Так что же такое КВЕСТ?

КВЕСТ – это приключенческая игра, в ходе которой необходимо преодолевать трудности, чтобы двигаться дальше по сюжету к намеченной цели. Сюжет в свою очередь может быть компьютерным, литературным, игровым. В нем дети  могут  столкнуться с различными проблемами, персонажами. Главное, через череду препятствий  достигнуть поставленной цели.


Фрагмент урока окружающего мира «Почему нужно есть много овощей и фруктов» 1 класс

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Репродуктивный

(инструктаж)

Наглядный

(учебник)

Практический

(упражнение)

Частично-поисковый

Познавательная игра

(игровое задание)

Устный контроль

(оценка результата)

8 мин

Итак, ребята, сейчас мы с вами будем готовить

Квест «Кулинары»

1.Введение

Кто-нибудь готовил из вас борщ?

А компот?

Сейчас я предлагаю Вам поиграть в поваров.

Разделитесь на 4 группы. Определите роли в группе.

 Давайте повторим правила работы в группах

Сейчас один представитель от команды выйдет ко мне и вытянет имя того героя, которому он будет помогать (Черепаха, Муравей).

2. Задание

Итак, в классе у нас спрятаны ингредиенты. Ваша задача выбрать двух человек в группе, которые будут искать ингредиенты для приготовления борща или компота. Для этого я приготовила вам карту, на которой отмечено, где спрятан ингредиент.

Чтобы узнать, какие ингредиенты вам понадобятся один человек от группы должен найти рецепт, который также отмечен на вашей карте.

Один в группе записывает, что вы нашли, а два других – приклеивают ингредиенты на лист и записывают витамины, которые в этом ингредиенте содержатся.

После этого обменяемся «блюдами и проверим друг друга»

Желаю вам удачи!

3.Порядок выполнения

Итак, ребята, давайте выставим баллы за работу над «блюдом»

4.Оценка

Оцените вашу работу в группе. Что вам понравилось?

Понравилась ли ваша роль в группе?

Довольны ли вы работой своей группы?

Давайте сделаем вывод

Распределение ролей в группе: ответственный, наблюдатель, хранитель времени, поиск информации

Не шуметь, не мешать другим, уважать друг друга, не перебивать

Проводят самоанализ

Для приготовления борща требуются овощи, а для приготовления компота - фрукты

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера – контроль оценка  его действий

П:установление причинно-следственных связей

П (зсм): преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач зависимости от условий

Р.- рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности



Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. При системном использовании этой технологии будут хорошие результаты.

Фрагмент урока письма. 1 класс. Письмо прописной буквы «З»

-Посмотрите на экран, на нём вы видите названия городов, какую букву необходимо поставить вместо пропусков?  (__латоуст, __ еленогорск, __аречный)

Названия городов: Златоуст. Зеленогорск, Заречный

- Строчную или прописную? (учащиеся затрудняются ответить)

-Сегодня на уроке  мы этим и займемся.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся.

В последние годы педагоги стали больше акцентировать свое внимание на вопросах обеспечения здоровья учащихся. Многие учителя стремятся включить школьников в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения. Для этого они используют программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяют различные способы укрепления здоровья (дыхательную, корригирующую гимнастику, элементы психотерапии и др.).

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Фрагмент урока письма. 1 класс. Письмо приписной буквы «З»

(Массаж пальцев обеих рук)

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папа,

Этот пальчик мама,

Этот пальчик я.

Вместе мы одна семья (сжать и разжать кисти рук)