ПК 4.4.
методическая разработка

Гирш Анастасия Валерьевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление по теме:

«Роль смыслообразования в развитии инициативы младших школьников в условиях ФГОС НОО»

(По материалам курсовой работы)

Гирш Анастасия Валерьевна

Научный руководитель: Гаубец Максим Юрьевич

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что начальная школа – наиболее ответственный период в развитии человека. В начальной школе закладывается та система знаний, мировоззренческие основы, предпосылки будущих профессиональных ориентиров, личностная траектория - все то, что будет развиваться и укрепляться в процессе дальнейшей жизнедеятельности.

Задача  школы на современном этапе - научить учиться. Федеральный государственный образовательный стандарт  призван, среди прочего, научить обучающихся начальной школы учиться, самостоятельно овладевать системой знаний, умений, навыков и компетенций, овладеть универсальными учебными действиями, без которых невозможно достижение системных результатов образования и которые формируют фундаментальное ядро образования.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия, под которыми понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные (метапредметные) действия» и т.п.

Один из авторов концепции ФГОС, доктор психологических наук, профессор А.Г. Асмолов так говорит о системе универсальных учебных действий: «Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться».

Проблемой реализации Программы развития универсальных учебных действий на современном этапе занимаются такие деятели педагогической науки, как Д.Н.Никандров,  Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов и др.

Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, основанного на развитии инициативы самих обучающихся.

В связи с этим важная задача школы - способствовать становлению особого типа поведения учащихся, которые обладают потребностью и умением самостоятельно добывать и применять знания в практической деятельности, осуществляя выход за пределы извне заданных требований, проявлять инициативу.

В педагогике большое внимание уделяется развитию  интеллектуальных, творческих, физических качеств и способностей обучающихся. Вместе с тем такой аспект развития, как инициирование нового, основанием чего и выступает ученическая инициатива, недостаточно разработан.

Такое положение нашло отражение в существующей педагогической практике. Её изучение свидетельствует о том, что возможности проявления учащимися на начальной ступени школьного образования инициативы оказываются в значительной степени ограниченными, а создаваемая педагогами образовательная среда, ориентированная зачастую на внешнюю оценку учения и становление исполнительской активности, недостаточно стимулирует развитие данного качества у младших школьников.

Доктор педагогических наук Л.П. Волкова так говорит о развитии ученической инициативы как стратегическом общественном явлении: «Современная жизнь начала XXI век диктует необходимость формирования человека творческого, внутренне свободного, инициативного, способного принимать ответственность за то, что происходит с ним самим и в окружающем его мире. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира. Это активное познавательное отношение к действительности предполагает специфическую педагогическую деятельность по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей, формированию активности и инициативы, самостоятельности и познавательного интереса».

На основании вышесказанного в связи с высокой актуальностью данной педагогической проблемы нами была сформулирована тема курсовой работы: «Роль смыслообразования в развитии инициативы младших школьников в условиях ФГОС НОО»

Целью нашего исследования стало изучение процесса развития инициативы учащихся на начальном этапе школьного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Для достижения цели данной работы нами были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность понятия «ФГОС НОО», «УУД», «инициатива», «смыслообразование» младших школьников;

2. Изучить типы инициативы младших школьников;

3. Выделить личностные УУД младших школьников в контексте развития инициативы;

4. Изучить смыслобразование как основную характеристику развития инициативы в начальной школе.

В соответствии с целью и задачами данного курсового исследования нами был определен комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга:

- изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

- классификация и систематизация материала;

- обобщение и анализ.

Очевидно, что образование на современном этапе требует новых подходов, которые заложены в концепции Федеральных государственных образовательных стандартов. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.

При этом необходимо помнить, что начальное общее образование является фундаментом всего последующего образования. В чём заключается роль учителя начальных классов, осуществляющего свою деятельность в условиях ФГОС НОО? Самое главное, на наш взгляд, то, что ФГОС ставит перед учителем новые цели: учитель должен не только дать какую-то сумму знаний, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это формирование универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться. Во-вторых, формировать у учащихся мотивацию к обучению.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.

Таким образом, личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

В условиях курсового исследования мы изучали вопросы учебной инициативы, предложенной А.Г.Асмоловым, а также показали способы формирования и развития смыслообразования как личностного универсального учебного действия.

Отметим также, что данное направление реализации ФГОС в том виде, в каком оно предложена педагогическому сообществу авторским коллективом разработчиков Стандарта требует дополнительного изучения и конкретизации, формирования нормативных и стратегических документов по осуществлению деятельности по смыслообразованию.

В условиях выпускного квалификационного исследования в 2018-2019 учебном году мы планируем продолжить теоретическое и методическое изучение вопроса формирования смыслообразования, а также изучить возможности отдельных предметов учебного плана, разработать программу внеурочной деятельности, направленную на развитие смыслообразования у младших школьников.