ПК 4.4.
статья

Иванова Ольга Евгеньевна
Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие изобразительных способностей младших школьников в создании образа человека во внеурочной деятельности»

Иванова Ольга Евгеньевна

Научный руководитель: Подгорская Татьяна Алексеевна

Человек в изобразительном искусстве всегда занимал центральное место независимо от видов и жанров.

Сила искусства заключается в том, чтобы пробуждать духовные способности человека, проявлять все лучшее, что в нем есть. Зрителя художественных выставок неизменно удивляет и поражает красота и реалистичность изображения образа человека в произведениях искусства.

Сталкиваясь с произведениями искусства, где человеческая фигура является центральной, современный человек должен получать наслаждение и удовольствие, любуясь красотой человека. Эти эстетические чувства формируются в школе, на уроках изобразительного искусства.

В школьной программе по изобразительному искусству предусмотрены уроки, где учащиеся учатся рисовать фигуру и портрет человека. Учитель начальных классов должен обладать этими знаниями, уметь правильно вести объяснение закономерностей изображения образа человека.

В настоящее время присутствует проблема, заключается в дефиците учителей- специалистов в области изобразительного искусства, в недостаточной базе учебных пособий и методических комплектов, позволяющих качественно вести образовательный процесс.

Процесс знакомства школьников с образом человека, обучение их рисованию фигуры и портрета человека позволит учителю развивать изобразительные и творческие способности.

Проблемой развития изобразительных способностей школьников занимались выдающиеся советские учёные-педагоги и Кузин В.С., Теплов Б.М., Дубровина И.В. В настоящее время методике обучения детей изображении образа человека уделяют серьёзное внимание учёные-педагоги Сокольникова Н.М., Шпикалова Т.Я., Неменский Б.М. и их ученики

Изучение и представление в работе теоретических положений об основных закономерностях изображения фигуры человека и методике развития изобразительных способностей младших школьников является одной из целей учителей-предметников.

В теоретической части исследования мы основательно изучили историю становления учения об изображении фигуры человека. Значительный вклад в это  учение внесли художники Древней Греции, эпохи Возрождения, русские и  советские художники-педагоги.

В методической части работы мы описали сущность изобразительных способностей школьников, опираясь на труды учёных-психологов Теплова Б.М., и Кузина В.С.

Учёные определяют изобразительные способности как вид специальных способностей, которые могут развиваться в полной мере из природных задатков.

К ведущим свойствам изобразительных способностей учёные относят:

-развитую наблюдательность как высшую чувствительность зрительного анализатора;

-зрительную память- способность удерживать образы реальными;

-чувство пропорций и богатое цветоощущение.

Наличие художественных способностей, в том числе и любви к занятиям изобразительным искусством, способствует проявлению и развитию таких черт личности, как работоспособность и настойчивость. Никакая любовь к искусству без большого, упорного и настойчивого труда не может дать положительного результата в развитии изобразительных способностей.- пишет В.С.Кузин.

Важнейшими показателями изобразительных способностей являются умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом, быстрота успешного усвоения специальных знаний, умений и навыков. Лучшее время для развития изобразительных и творческих способностей- это младший школьный возраст.

Введение ФГОС в начальное образование существенно обогатило и расширило сферу внеурочной работы со школьниками. Увеличение времени, для кружков, студий вселяет надежду на возможного глубокого знакомства младших школьников с образом человека и на развитие их изобразительных способностей при изображении человека.

Нами определены основные компоненты  комплекта. В него входит:

-блок планирования внеурочных занятий;

-блог наглядных пособий для изучения пропорций человека;

-блог учебных и творческих работ создания образов человека в графике;

-блог учебных и творческих работ создания образов человека в живописи;

-конспекты занятий с презентациями;

-детские работы.

Данный методический комплект предназначен для использования его на внеурочном занятии в начальной школе.

В заключение мы хотим сказать, что на дальнейший этап исследования планируется создать полный методический комплект для учителя начальных классов для эффективного обучения по теме «Создания образа человека во внеурочной работе».

Мы считаем, что это поспособствует решению проблемы в дефиците качественных пособий и методических комплектов, позволяющих учителю грамотно учить и развивать изобразительные способности детей в изображении человека.

Спасибо.