ПК 4.4.
статья

Горбунова Ольга Владимировна

 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ольга Горбунова

Челябинский педагогический колледж №1

Научный руководитель Колотухина Я.А.

Формирование основ здорового образа жизни младших школьников

Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников является одной из важнейших проблем общества, составляющая основу, фундамент процесса обучения. Данная проблема приобретает свою особую актуальность в последнее время. Именно сегодня перед образовательным процессом ставится как наиболее актуальная задача – формирование основ здорового образа жизни, начиная с начальной школы. Здоровье человека является оптимальным условием его жизнедеятельности. При этом сознательно-волевая активность отражается на эффективности деятельности, на показателях здоровья учебного коллектива, семьи, общества. Одной из наиболее ярких форм активности человека, направленной на сохранение и улучшение здоровья, является здоровый образ жизни.

В цивилизованном обществе здоровью ребенка придается особая роль и значимость. В настоящее время с понятием «здоровье» связывается не просто отсутствие болезни, а психическое, физическое и социальное благополучие личности.

В определенной степени здоровье ребенка, равно как и взрослого человека, генетически определено, но условия жизни, экологические катаклизмы и ряд других мощных по своему воздействию факторов могут существенно изменить программу естественной реализации физических и психических качеств личности.

Ухудшение состояния здоровья школьников – серьезная проблема, которая вызывает беспокойство у педагогов. С каждым годом увеличивается число учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобожденных от занятий физической культурой, растет количество выпускников, имеющих какие-либо ограничения по состоянию здоровья. Школа предусматривает решение многих вопросов, направленных на охрану здоровья детей. Одной из важнейших задач школьного образования является формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников. Задачи, которые ставит государство перед педагогом, общественностью, отражают позицию президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина: «Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех».

Сегодня одним из приоритетов является здоровое будущее. Поэтому в настоящее время тревожно то, что в молодёжной сфере имеет массовость употребление спиртных напитков, курение, наркотики. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для формирования навыков здорового образа жизни. Дети должны знать, что только здоровый человек может жить полноценной жизнью и приносить максимальную пользу людям. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. Школа должна взять на себя первостепенную роль в формировании здорового образа жизни учащихся. Главными ее направлениями следует считать: общегигиеническое, физкультурно-оздоровительное, реабилитационно-профилактическое, экологическое и культурно-просветительное.

На основе актуальности проблемы исследования нами была сформулирована тема исследования: «Формирование здорового образа жизни младших школьников».

В соответствии с темой нашего курсового исследования была сформулирована цель исследования: теоретически обосновать роль внеклассной работы при формировании здорового образа жизни младших школьников.

Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:

1. Изучить проблему формирования здорового образа жизни младших школьников во внеклассной работе на основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы.

2. Раскрыть сущность понятий «здоровый образ жизни», «внеклассная работа».

3. Выявить основные составляющие компоненты здорового образа жизни младших школьников.

4. Определить возможности внеклассной работы классного руководителя в формировании здорового образа жизни у младших школьников.

5. Рассмотреть декаду здоровья как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.

6. Сделать выводы.

В ходе исследования нами был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга.

Методы теоретического исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, нормативных документов по проблеме исследования;

- систематизация материала;

        - обобщение и анализ.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых в оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности.

 Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни младших школьников, должны составлять комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности младших школьников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.

Наибольшей эффективности можно ожидать лишь тогда, когда мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Таким образом, основные задачи педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.