Школьные исследовательские проекты с использованием сети Интернет
учебно-методический материал

Шумай Инна Ильинична

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekty_v_seti_internet.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Пристеньская основная общеобразовательная школа Ровеньского района

Белгородской области»

Школьные исследовательские проекты с использованием сети Интернет (Мастер-класс)

Подготовила: Шумай

Инна Ильинична,

учитель начальных

классов

                                                         

2019

Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека.

Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. Организация исследовательской деятельности учащихся - одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе — наличие у них потребности узнавать новое. Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Конечно же, исследовательская деятельность — процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности, при этом учащимся необходимы хотя бы минимальные языковые знания.

В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач: развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков; формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований; выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала; воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности; помощь в профессиональной ориентации; самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Формирование исследовательских навыков и, как следствие, становление исследовательской деятельности на многих уроках в начальных классах  происходит постепенно. На начальном этапе дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока учитель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке.

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению.

Одним из методов современного преподавания  является создание мультимедийных проектов с использованием средств сети Интернет и новейших информационных технологий. Необходимо планировать свои уроки с привлечением ресурсов Интернет. Выбирать темы, при изучении которых Интернет ресурсы органичнее всего впишутся в процесс обучения, и, соответственно, будет достигнут максимальный образовательный эффект.

Находить самые лучшие ресурсы и составляю список Web- сайтов, с которыми учащимся необходимо познакомиться, выполняя задание учителя.

Объяснять определенную тему, давать задание школьникам. Для его выполнения необходимо познакомиться с Интернет - ресурсами. Предварительно определять сложность заданий, их объем, величину школьных групп (возможна и индивидуальная работа учеников). Очень важно, чтобы найденная в сети информация отсутствовала в учебниках.

Школьники публично представляют выполненные задания либо в электронном виде отправляются для проверки.

Следует помнить, что выбор формы продукта проектной деятельности –важная организационная задача участников проекта. От её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

При оценивании исследовательских работ учащихся начальных классов необходимо обращать внимание на следующие моменты:

  1. Использование в работе известных результатов, фактов, знаний внешкольной программы.
  2. Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов.
  3. Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.
  4. Работа должна содержать собственные выводы автора.
  5. Работа должна иметь практический и теоретический интерес.
  6. Учитывается грамотность выполнения, тематическая широта использованного лексического материала, оригинальность подхода.
  7. В работе должен использоваться  демонстрационный материал.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Он способствует реализации принципа связи обучения и воспитания с жизнью, решает многие педагогические задачи.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

В ходе исследовательской деятельности нужно готовить  детей к жизни, чтобы все знания, которые они получают, пригодились ученикам. И считаю метод проектов универсальным средством развития человека.

Метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействуя все аспекты жизни детей в школе и дома.

Классификация проектов по продолжительности:

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

По количественному составу различают: индивидуальные, парные и групповые проекты.

По доминирующей деятельности учащихся проекты делят на:

Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, обязательное выдвижение гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.

Творческий проект. Интересен тем, что его участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую ситуацию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра. В отличие от собственно ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т.п.

Практико-ориентированный проект. Он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта.

Информационный проект. Это тип проектов изначально направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализом и обобщением фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Результатом работы может являться реферат, доклад, статья и т.п.

Опыт работы свидетельствует, что в проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

Мотивационный Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.

Планирующий – подготовительный. Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности, сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности.

Информационно – операционный Ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.

Рефлексивно – оценочный. Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Для направления деятельности учеников разработана памятка.

Памятка начинающему исследователю:

-Выбери тему исследования

-Подумай на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

-Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

-Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

-Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

-Сделай выводы.

-Оформи результаты своей работы.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Использованная литература:

1.Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г.

2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3.Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. М.:Просвещение,2011.

4.Белобородов Н.В. Социально-творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка "Умники и умницы" с использованием сети Интернет и цифрового микроскопа

На занятии кружка рассмотрена возможность применения цифрового микроскопа по изучению окружающего мира по теме "Кладовая витаминов"...

советы родителям по использованию сети интернет

Эти советы помогут родителям научить своих детей пользоваться интернетом...

Преимущества и безопасность использования сети интернет для детей.

Цель:ознакомить с основными правилами пользования интернета; расширить представление детей об интернете; формировать основы коммуникативной грамотности, чувства ответственности за своё поведение; сфор...

Безопасное использование сети Интернет

Беседа для родителей учащихся начальных классов...

Школьный исследовательский проект "Лошади алтайской породы"

Проект рассказывает о лошадях алтайской породы, месте их обитания, дает краткую характеристику...

Использование сети Интернет для повышения мотивации изучения предмета посредством дистанционных олимпиад и конкурсов

Образовательные стандарты второго поколения ориентируют систему образования на формирование у учащихся универсальных и специальных способов действий. Новые социальные запросы определяют цели образован...

«Безопасное использование сети Интернет

С 13 по 17 апреля прошло мероприятие в рамках недели безопасного интернета всех участников образовательного процесса «Безопасность в глобальной сети».  Учащиеся с родителями и с педаг...