ПК 4.4.
методическая разработка

Такиуллина Эмилия Фаязовна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностический материал по внеурочной деятельности

Выполнила: студентка 33 группы

Такиуллина Эмилия

Проверила: Колотухина Я.А.

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности, автор Л.В. Байбородовой

Цель: выявление мотивов поведения учащихся.

Оборудование: бланк, ручка.

Ход проведения: учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах.

Инструкция: Ребята, у вас на партах лежат бланки. Вам необходимо определить и оценить в балах (от 3 до 1), что и в какой степени привлекает вас в совместной деятельности.

Обработка результатов: Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективистские мотивы (пункты 3, 4, 8, 10 табл.);

б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12 табл.);

в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11 табл.).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

ФИО      класс

п/п

Что тебя привлекает в деятельности?

Ответ: от З до 1 баллов

1

2

3

 

Интересное дело.

 Возможность общения с  разными людьми.

Возможность помочь товарищам.

Возможность передать свои знания.

Возможность творчества.

Возможность приобрести новые знания, умения.

Возможность руководить другими.

Возможность участвовать в делах своего коллектива.

Возможность заслужить уважение товарищей.

Возможность сделать доброе дело для других.

Возможность выделиться среди других.

Возможность выработать у себя определенные черты характера.

 

Оценки ответов: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает незначительно; 0 — не привлекает совсем

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на вопросы данной анкеты.

Ваше мнение важно для регулирования деятельности

Ф.И.О. родителя (законного представителя ребенка)

____________________________________________________________

Ф.И.О. ребенка_______________________________________________

учащегося_____________класса

1)    Посещает ли ваш ребенок дополнительные занятия во второй половине дня?

А) да

Б) нет

В) пока не посещал, но с этого года планируем

Г) не думали об этом

2) Какая сфера наиболее привлекательна для вашего ребенка? (можно выбрать не более трех)

- игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

- художественное творчество;

- социальное творчество (социально-преобразующая добровольная деятельность);

- трудовая (производительная) деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность.

3) Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок во второй половине дня находился в школе и занимался внеурочной деятельностью?

А) да

Б) нет

4Считаете ли вы, что внеурочная деятельность помогает учащимся адаптироваться в процессе взаимодействия с учителями и сверстниками

А) да, безусловно

Б) нет, не считаю

В) затрудняюсь ответить

Г) другое

5) Развитию, каких способностей Вашего ребенка Вы хотели уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности?

А) организаторские

Б) творческие

В) актерские

Г) импровизаторские

Д) музыкальные

Другие_____________________________

6Считаете ли Вы педагогов школы достаточно компетентными для проведения дополнительных занятий с учащимися?

А) да

Б) не во всех направлениях

В) желательно сотрудничать с центром дополнительного образования

7) Занимается ли Ваш ребенок в кружках или секциях вне школы

А) нет

Б) в спортивной секции

В) в кружке

Г) в музыкальной школе

Другое__________________

Есть ли у вас какие - либо предложения по организации внеурочной деятельности ваших детей? Будем очень благодарны!!!

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за работу!

Анкета для учащихся

Уважаемые ребята! Администрация и педагогический коллектив предлагает Вам принять участие в изучение заинтересованности внеурочной деятельности и ответить на вопросы анкеты.

1.Какой курс внеурочной деятельности ты посещаешь?_____________________________________________________________

2.Сколько ты посещаешь этот курс?

А)1-й год

Б)2-й год

В)3-й год

3.Что тебе нравится на этих занятиях?_______________________________________________________________

4.Что бы ты хотел изменить?_______________________________________________________________

5.Чему ты научился на этих занятиях?

_______________________________________________________________________

6.Какой курс ты хотел бы выбрать на следующий учебный год:

А)Азбука здоровья

Б)Весёлые нотки

В)Вдохновение

Г)Твори добро

Д)Умники и умницы

7.Чему бы ты хотел научиться на внеурочной деятельности?__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за работу!

«Размышляем о жизненном опыте»

адаптированная методика, автор  Н.Е. Щуркова

Цель: выявить нравственную воспитанность обучающихся.

Оборудование: бланк, ручка, анкета.

Ход проведения: Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» — мальчик, «д» — девочка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

1

2

3

*

*

*

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

Инструкция: ребята, вам необходимо выбрать один из трех предложенных ответов в анкете. Затем обозначить его в бланке для ответов знаком *.

1.        На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?

а)        обойду, не потревожив;

б)        отодвину и пройду;

в)        смотря какое будет настроение.

2.        Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?

а)        ничего, какое мое дело;

б)        не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в)        подойду и непременно заговорю.

3.        Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

а)        тороплюсь в школу;

б)        если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в)        звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

4.        Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

а)        предложу свою помощь;

б)        я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в)        если попросят, я, конечно, помогу.

5.        Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?

а)        очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б)        ничего: жизнь вообще несправедлива;

в)        вступаюсь за обиженного.

6.        Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

а)        они мои, раз я их нашел;

б)        завтра спрошу, кто их потерял;

в)        может быть, возьму себе.

7.        Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?

а)        на шпаргалки

б)        на усталость учителя: авось, пропустит;

в)        на свои знания.

8.        Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

а)        поболтаюсь немного, потом видно будет;

б)        ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в)        присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

9.        Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

а)        соглашусь с благодарностью;

б)        сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в)        отказываюсь решительно.

10.        Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

а)        забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б)        выполняю, конечно;

в)        увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

11.        Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

а)        да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б)        не знаю, как придется;

в)        зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

12.        Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

а)        поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б)        сижу и жду, когда кто-то назовёт мою фамилию;

в)        я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

13.        Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?

а)        напомню о праве на отдых;

б)        делаю, раз надо;

в)        посмотрю, что скажут остальные.

14.        С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?

а)        отвечаю тем же

б)        не замечаю, это не имеет значения для меня;

в)        разрываю все отношения с этим человеком.

15.        Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

а)        бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б)        обеспокоен, думаю, как дальше учиться;

в)        буду ждать новых сообщений.

16.        Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?

а)        ужасно завидую, мне неудобно;

б)        я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в)        мне все равно.

17.        Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

а)        отдаю – здоровье дороже;

б)        постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

в)        подарков не отдаю, сражаюсь с ними.

18.        Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?

а)        быстро начинаю скучать;

б)        хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в)        не замечал.

19.        Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

а)        отбираю интересное и приношу;

б)        ненужных книг у меня нет;

в)        если все принесут, я тоже кое-что отберу.

20.        Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?

а)        у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б)        человеку просто повезло прославиться;

в)        уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Большое спасибо за ответы!

Обработка результатов: Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, 11, 12, 18, 19.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 11,12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Диагностика нравственной самооценки, автор Л. Н.  Колмогорцева

Цель: выявить уровень нравственной самооценки обучающихся.

Оборудование: бланк, ручка.

Ход проведения: учитель прочитывает 10 высказываний. Задача обучающихся - оценить уровень своего согласия по 4-х бальной шкале.

Инструкция:  Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание.

Утверждение

Ответ: от 4 до 1 баллов

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

3

Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

6

Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

7

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

8

Мне приятно делать людям радость

9

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

  • Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
  • в 3 балла - 2 единицы,
  • в 2 балла - 3 единицы,
  • в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Тест «Творческие способности», автор Е.Е. Туник

Цель: выявить уровень творческого потенциала личности.

Оборудование: бланк, ручка.

Ход проведения: обучающимся предлагается оценить в балах характеристики их поведения.

Инструкция: ребята, оцените в баллах (от 1до 10), насколько типичными для вас являются следующие характеристики вашего поведения. Очки выставляются исходя из следующего:

  • 10 баллов — ваше соответствие тому, что сказано, очень велико.
  • 9-6 баллов — соответствие значительное.
  • 5 баллов — в данном смысле вы где-то на среднем уровне.
  • 4-2 балла — по этой части ваш уровень ниже среднего.
  • 1 балл — это вам вообще не свойственно.

Опросник

Ответ: от 10 до 1 баллов

1

Любознательны ли вы ? Сомневаетесь ли вы в очевидном? Беспокоит ли вас, что, как, почему, почему нет? Любите ли вы собирать сведения?

2

Наблюдательны ли вы? Замечаете ли вы изменения, происходящие вокруг вас?

3

Воспринимаете ли вы чужие точки зрения? Когда вы с кем-то не согласны, способны ли вы понять того, с кем несогласны? Можете ли вы взглянуть на старую проблему по-новому?

4

Готовы ли вы изменить точку зрения? Открыты ли вы новым идеям? Если кто-то делает дополнения к вашей идее или вносит в нее изменения, готовы ли их принять? Ищете ли вы новые идеи, вместо того чтобы придерживаться своих старых?

5

Учитесь ли вы на своих ошибках? Можете ли вы осознать свою неудачу, при этом несдаваясь? Понимаете ли вы, что пока вы не сдались, не все потеряно?

6

Пользуетесь ли вы своим воображением? Говорите ли вы себе: «А что будет, если...»?

7

Замечаете ли вы черты сходства между вещами, которые, как кажется, не имеют ничего общего? (Например, что общего между растением пустыни и упорным человеком?) Используете ли вы вещи новыми способами (вроде стакана в качестве вазы для цветов)?

8

Верите ли вы в себя? Приступаете ли вы к делу с уверенностью, что справитесь? Считаете ли вы себя способным находить решения проблем?

9

Стараетесь ли вы воздерживаться от того, чтобы давать оценки другим людям, чужим идеям, новым ситуациям? Дожидаетесь ли вы, пока не наберется достаточно сведений, чтобы прийти к определенному выводу?

10

Склонны ли вы находить в любом деле интерес? Станете ли вы заниматься тем, что со стороны выглядит глупым? Верите ли вы в себя достаточно для того, чтобы быть предприимчивым и идти на риск? Предлагаете ли вы решения, которые могут быть отвергнуты другими, или обычно вы не подставляетесь?

Обработка результатов:

80-100 баллов — потенциал очень велик.

60-80 баллов — вы творческая личность.

40-60 баллов — вы не хуже большинства.

20-40 баллов — вы не столь творческая личность, как большинство.

10-20 очков — вам следует посещать кружки с творческой направленностью.

Тест «Творческие способности»

Цель: выявить уровень творческого воображения, быстроты протекания мыслительных процессов и широты словарного запаса.

Оборудование: чистый лист бумаги, ручка.

Ход проведения: обучающимся необходимо, по команде учителя, составить фразы из трех заданных слов.

Инструкция: После сигнала «Внимание!» я назову и напишу на доске три слова. Ваша задача быстро написать наибольшее количество фраз так, чтобы в каждую из них входили все три слова.

Каждую фразу надо писать с новой строки. Когда я скажу: «Черта», поставьте отчетливую черту в том месте, в котором вас застанет моя команда. Пишите быстро, но обычным почерком, чтобы было нетрудно прочитать. Когда я дам команду «Стоп!», прекратите писать и переверните лист бумаги.

Слова: «дождь», «поле», «земля».

Фразы: «Дождь в поле хорошо промочил землю», «После дождя земля стала мокрой, и я не пошел гулять в поле», «Дождя не было уже месяц, и земля в поле стала как камень».

Обработка результатов: Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе:

5 — остроумная оригинальная комбинация.

4 — правильное, логичное сочетание слов.

3 — пожалуй, и так можно.

2 — два слова связаны, а третье нелогично.

1 — бессмысленное сочетание слов.

Эти показатели могут быть сведены к одному коэффициенту творческого воображения, который равен сумме баллов, деленной на число фраз, написанных за 10 минут.

Методика «В мире животных», автор Н.Л. Кутявина

Цели: выявить способности обучающихся использовать модели для установления классификационных отношений.

Оборудование: карточки с изображением животных, ручки.

Ход проведения: обучающимся необходимо найти на картинке домашних животных и от каждого из них провести дорожки к домику.

Инструкция: Найдите на картинке всех домашних животных и от каждого из них проведи дорожки к домику.

Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 4

Обработка результатов:

3 балла – ребенок все сделал правильно
2 балла – ребенок допустил 1 – 2 ошибки
1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки

Оценку 3 балла получают дети, которые могут устанавливать классификационные отношения с помощью модели, ориентируясь на признак «домашние животные».

Оценку 2 балла получают дети, которые частично ориентируются на нужный признак при установлении классификационных отношений даже при наличии вспомогательного средства – изображения домика.

Оценку 1 балл получают дети, которые затрудняются в использовании модели при решении задач на классификацию.

Методика «Коврик», автор И.Г.Топоркова

Цели: выявить способности обучающихся использовать схему, на которой представлена часть целого.

Оборудование: картинки с изображением, ручки.

Ход проведения: обучающимся необходимо соотнести узор на коврике с узором на заплатке.

Инструкция: На картинке ты видишь коврики. Подбери к коврикам нужную заплатку.
Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 5

Обработка результатов: Ответы: А – 5, Б – 6, В – 4
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 ошибка
1 балл – 2 ошибки и более


Диагностическая методика «Солнце, дождик, тучка»

Автор Н.И. Дереклеева

Цель: анализ самочувствия учащихся в классном коллективе.

Оборудование: лист бумаги с солнцем, тучкой и дождиком, ручка.

Ход проведения: каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в вариантах. Учащимся предлагается определить самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Каждому из ребят предлагается отметить любым знаком, например, звездочкой, в нужной клетке свое самочувствие. Анкеты могут быть анонимными, или ученики их подписывают — по желанию учителя.

Инструкция: Ребята, перед вами лежат листочки с изображением солнца, дождика и тучки. Вам надо отметить звездочкой под той картинкой, как вы себя чувствуйте дома, в классе и с друзьями.

«Солнце» (Тепло, дружно, уютно)

«Тучка» (Не очень комфортно)

«Дождик» (Скучно, не комфортно)

В классе

С друзьями

Дома

«Социометрия»

Автор Альфред Адлер

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.

Оборудование: ручка, бланк с текстом.

Ход проведения: учитель задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при  отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

Инструкция: -Ребята, ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)
  2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
  3. Кому ты доверишь свою тайну?

4.        Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!»

Обработка и интерпретация полученных данныхНа основании полученных результатов составляется матрица.

Матрица социометрических положительных выборов

Фамилия, имя

Критерии выбора

Кого выбирают

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Александров Паша

1

3

1

2

2

1

3

3

2. Иванов Сергей

1

3

1

1

2

2

3

3

3. Петров Дима

1

3

2

2

3

3

1

1

4. Сарченко Сергей

1

3

2

1

1

2

3

3

5. Алферова Ира

1

3

1

1

3

2

2

3

6. Володина Галя

1

3

3

2

2

3

1

1

7. Ладзина Наташа

1

3

1

1

2

3

3

2

8. Левшина Нина

1

3

1

1

3

3

2

2

9. Покровская Алла

1

3

2

2

1

1

3

3

10. Самойлова Таня

1

3

2

1

1

2

3

3

Получено выборов

Получено взаимных выборов

0

0

7

5

6

4

5

4

6

6

12

6

10

6

5

3

8

6

1

0

Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:

С=М/ (n – 1), где

С – социометрический статус учащегося; М  – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); п – число испытуемых.

Например, социометрический статус Иванова С. будет равен частному от деления: 7:9 = 0,78.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

Статусная группа

Количество полученных выборов

«Звезды»

В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Предпочитаемые»

В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Принятые»

«Непринятые»

В полтора раза меньше, чем среднее  число  полученных выборов одним испытуемым

«Отвергнутые»

Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

Общее число сделанных положительных выборов

Общее количество испытуемых

Для нашего примера К= 60 : 10 = 6.

В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

«Звезды» – Володина Г.;

«Предпочитаемые» – Ладзина Н.;

«Принятые» – Иванов С, Петров Д., Сарченко С, Алферова И., Левшина Н., Покровская А.;

«Непринятые» – нет;

«Отвергнутые» – Александров П., Самойлова Т.

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

Количество взаимных выборов

Общее число выборов

В нашем случае KB = (40 : 60) х 100% = 66,7%. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.

«Наши отношения»

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Оборудование: ручка, бланк с утверждениями.

Ход проведения: каждому члену коллектива предлагается самостоятельно отметить номера тех утверждений, с которыми он согласен.

Инструкция: Ребята, вам необходимо прочитать утверждения и отметить номера тех утверждений, с которыми вы согласны.

Набор утверждений для изучения дружбы, сплоченности (или        конфликтности):

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, и конфликтным наш класс назвать нельзя.

    4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш, класс назвать нельзя.

     5. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Набор утверждений для выявления состояния взаимопомощи (или ее отсутствия):

     1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

     2. В нашем классе помощь оказывают только своим друзьям

     3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

     4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

     5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

     6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка результатов: те суждения, которые отмечены  большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.


Предварительный просмотр: