ПК 4.3.
методическая разработка

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. При системном использовании этой технологии будут хорошие результаты.

Фрагмент урока по русскому языку. Тема: «Текст-рассуждение»  УМК «Школа России» 2 класс, 2 часть.

(На доске кроссворд, в который, по мере отгадывания загадок дети вписывают ответы)

 - Прочитайте и отгадайте загадки.

  1. Летит, а не птица, воет, а не зверь.

Тучи нагоняет, воет, задувает.

По свету рыщет, поет да свищет. (ветер) -

  1.  Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? … (апрель) -

  1. Смастерим для птичек дом

С круглым маленьким окном.

Вот скворец сел на орешник,

Строим мы ему... (скворечник)

  1. Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

  1. Гнездышко из веток —

Для любимых деток.

Кто те детки-сорванцы?

Дружно просят есть... (птенцы)

-Молодцы ребята. Отгадали все загадки! А теперь посмотрите внимательно, какое слово в середине кроссворда у нас получилось? (Текст)

-Правильно. А кто знает почему именно это слово выделено ключевым?

На слайде «повествование, описание, рассуждение».

-Прочитайте. Что это? (типы текстов)

-А как вы думаете, бывают ли другие тексты? (ответы детей)

-Тема нашего урока «Текст-рассуждение».

-Определите цель.



Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения

        Современная начальная школа – важнейшее звено в системе непрерывного образования развивающейся личности. Но знания не приобретаются сразу в готовом виде, а только в процессе собственной активной деятельности и происходит развитие ребенка. В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.

        Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставится процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

        Основоположник проектных технологий американский философ - идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его мировоззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира. В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. П.П. Блонским С.Т. Шацким. Они исходили из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.

        Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

        Проекты бывают:

  • Исследовательские;
  • Творческие;
  • Ролево – игровые;
  • Информационные;
  • Практиориентированные;
  • Монопроекты;
  • Интегрированные

        По степени включения есть индивидуальные и групповые проекты.

        Так как работа с проектом - это очень сложная работа, поэтому готовить

учеников к ней нужно постепенно.

        В проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

        После выполнения проекта необходимо помнить, что нужно:

помочь ученикам произвести самооценку проекта;

оценить процесс проектирования;

подготовить проект к презентации.

        Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Фрагмент урока по окружающему миру .Тема: «Проект: «Города России» .УМК «Школа России» 2 класс

- Итак, сегодня мы будем выполнять групповой проект.

- Вам необходимо разделиться на 6 групп.

- Если мы работаем в группах, то нам нужно вспомнить правила групповой работы.

Правила работы в группе (на слайде):

  • работать дружно;
  • уважать товарищей;
  • слушать каждого члена группы внимательно, не перебивать;
  • говорить коротко и понятно;
  • поддерживать друг друга, несмотря на разногласия;
  • распределять обязанности.

- Знаете ли вы этапы выполнения проекта?

Этапы выполнения проекта (на слайде):

  • обсудить тему;
  • составить план;
  • выполнить проект;
  • контролировать исполнение;
  • представить результаты;
  • проголосовать за лучшую работу;
  • заполнить лист самооценки.

- По окончании работы вы будете оценивать свою работу и работу группы. По каким критериям?

- Вот какие критерии встретятся в ваших листах самооценки:

  • все члены группы принимали участие в работе над проектом;
  • дружно ли вы работали;
  • нравится ли тебе результат работы группы;
  • каков твой вклад в работу группы.

- Сейчас каждая группа получит лист с заданием, лист планирования и продвижения по заданию, и материалы о городах России.

-У каждой группы должны быть следующие материалы: лист бумаги, клей, маркеры для оформления плаката.

- Перед выполнением проекта ознакомьтесь со всеми материалами. Время на выполнение проекта – 20 минут. Командиры групп, пожалуйста, не забывайте ребят, которым нужна ваша помощь.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Групповая форма работы описана у А. Г. Ривина, В.К. Дьяченко. Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова. А. Гин., и др.

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за одной партой); динамической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами) при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку. 

Русский язык. Тема: «В словари - за частями речи!». 2 класс УМК «ШР»

Учитель раздает разноцветные билеты учащимся. (6 групп по 4 человека)

Тем самым  учащиеся объединяются в группы по цветам.

-Но чтобы начать создавать проекты, отгадайте загадки.

Слова означают одно и то же,

Но между собою они не похожи.

По-разному пишутся и говорятся...

Как называются? Кто догадался?

Если буква гласная вызвала сомнение,
То ее немедленно ставь под ..

На снежном склоне 
Чёрные кони. 
Стоят в ряд, 
С нами говорят.

Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про...

-В учебнике вы сможете найти тему проектов на странице 114.

-Прочитайте названия словарей.

Толковый словарь — желтый цвет.

Орфографический словарь — красный цвет.

Словарь синонимов — синий цвет.

Словарь антонимов — зелёный цвет.

Орфоэпический словарь — коричневый цвет.

Словарь однокоренных слов — фиолетовый цвет.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

        Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

        Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки.         Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов.

        Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

        Виды здоровьесберегающих технологий:

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. (2-3 минуты)
  • Смена видов деятельности — целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и др.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Гимнастика для глав — проводится в ходе интеллектуальных занятий. (2-3 минуты)
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Артикуляционная гимнастика — к ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Фрагмент урока: Письмо

Тема: «Повторение йотированных гласных и алгоритм списывания»

УМК «Перспективная Начальная Школа» 1 класс 2 часть

Пальчиковая гимнастика:

-Ребята, для того, чтобы красиво писать буквы, давайте разомнем свои пальчики.

Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик).

Этот пальчик – слабенький (безымянный).

Этот пальчик – длинненький (средний).

Этот пальчик – сильненький (указательный).

Этот пальчик – большачок (большой).

А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок).