ПК 4.4.
методическая разработка

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchitnoe_slovo_referata.docx19.59 КБ
Файл zashchitnoe_slovo_kursovoy_raboty.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Я студентка 26 группы ЧПК №1 Патлусова Татьяна. Тема моего исследования «Использование технологии развивающего обучения в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Руководитель: Анищенко Ирина Леонидовна.

Актуальность проблемы исследования состоит в том, реализация требований ФГОС НОО определяет поиск научных основ обучения, в которых признавались бы индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в процессе возрастного развития, так как происходит переход на новые (нетрадиционные) технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества.

3 слайд. Таким образом, актуальность данного вопроса определило выбор темы исследования: «Использование технологии развивающего обучения в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (тему вы можете видеть на слайде).

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • на основе анализа литературы дать историческую справку о развитии понятия «развивающее обучение»;
  • дать характеристику понятия «развивающее обучение» на основе анализа современной психолого-педагогической литературы;
  • рассмотреть технологию развивающего обучения как средство реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • дать анализ образовательных программ начального общего образования на выявление компонента развивающего обучения;
  • оценить роль развивающего обучения в формировании личности младшего школьника.

Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы изучить теоретические основы технологии развивающего обучения как условия реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Методы работы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»
Нами изучены и освещены такие вопросы:

  • историческая справка о развитии понятия «развивающее обучение»;
  • характеристика понятия в современной психолого-педагогической литературе;
  • технология развивающего обучения;
  • анализ образовательных программ НОО;
  • роль развивающего обучения в формировании личности младшего школьника.

 Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождение Василию Васильевичу Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что требуется специальное исследование для уяснения его современного значения.

Основы теории развивающего обучения были заложены Львом Семеновичем Выготским в 30-е годы ХХ века при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. Проблемы развития и обучения с разных позиций стремились решать Фридрих Вильгельм Август Фребель, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, Константин Дмитриевич Ушинский.

В 30-е годы ХХ века немецкий психолог Отто Зельц провел эксперимент, продемонстрировавший влияние обучения на умственное развитие детей. В то время господствовали три основных подхода к решению этого вопроса. В трактовке сторонников первого подхода – Арнолда Лусиуса Гезелла, Зигмунда Фрейда и Жана Вильяма Фрица Пиаже – развитие человека не зависит от обучения. Обучение рассматривалось как процесс, который так или иначе должен быть согласован с ходом развития, но сам по себе в развитии не участвующий.

В рамках второго подхода, представителями которого были Уильям Джеймс, Эдвард Ли Торндайк, обучение отождествлялось с развитием, которое истолковывалось как накопление человеком разного рода привычек в процессе обучения. Согласно этой теории, любое обучение является развивающим.

Дидактические принципы системы развивающего обучения вы можете видеть на слайде.

Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка.

Развивающий характер обучения в технологии Даниила Борисовича Эльконина – Василия Васильевича Давыдова связан, прежде всего, с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Как известно, в основе эмпирических знаний лежат наблюдение, наглядные представления, внешние свойства предметов; понятийные обобщения получаются путем выделения общих свойств при сравнении предметов. Теоретические же знания выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Они образуются путем генетического анализа роли и функций некоторых общих отношений внутри целостной системы элементов.

 Основные цели технологии развивающего обучения:

  • формирование теоретического сознания и мышления учащихся, начиная с самого раннего возраста;
  • передача детям не столько знаний, умений и навыков, сколько способов, которыми можно осуществить различные умственные действия (СУДы);
  • воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания.

Развивающее обучение - новый активно - деятельностный способ обучения, в котором учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития индивида.

Таким образом на основании проведенного исследования мы можем утверждать, что развивающее обучение в полной мере соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Несмотря на существующие проблемы, система развивающего обучения актуальна и перспективна. Многие школы приступили к освоению данной системы. С целью решения научно-практических задач развивающего обучения создана Ассоциация «Развивающее обучение», которая объединяет ученых, педагогов, психологов России, Казахстана и других стран. Можно полагать, что достижения отечественной педагогики и психологии создания принципиально новой системы развивающего обучения будут способствовать становлению национальных систем образования, отвечающих реалиям XXI века.

Новый век требует новой личности: свободной, высоко развитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения. Создать такую личность можно, используя систему развивающего обучения. В курсовой работе мы планируем выявить технологии организации развивающих видов деятельности школьников; современные подходы к теории личностно-развивающего обучения; рассмотреть соотношение обучения и развития в

педагогике, уровни развития ребенка; рассмотреть системы развивающего обучения, используемые в школе (рассмотреть на примере одной); выявить психологические основы развивающего обучения.



Предварительный просмотр:

Я студентка 36 группы ЧПК №1 Патлусова Татьяна. Тема моего исследования «Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира».

Руководитель: Анищенко Ирина Леонидовна.

Актуальность проблемы исследования. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.

Ценность метода проектов обуславливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Во ФГОС НОО особое место отводится проектной деятельности. Поэтому в базисный учебный план внесены дополнения о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Работая над проблемой активизации познавательной деятельности учащихся, развитием их творческих способностей, мы убедились, что особое внимание надо направлять на самостоятельное овладение знаниями учащимися. Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, который помогает активизировать учеников. У большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление создать свой проект – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.

В отечественной психологии к исследованию проблемы обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин.

Цель исследования: определить и теоретически обосновать педагогические условия активизации познавательной деятельности школьников посредством метода проектов на уроках окружающего мира.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность понятия «проект», «метод проектов», «проектная деятельность».

3. Изучить методические подходы к организации проектной деятельности в начальной школе.

4. Рассмотреть особенности реализации метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Нами изучены и освещены вопросы:

  • характеристика понятия «познавательная деятельность»;
  • активизация познавательной деятельности младших школьников как психолого-педагогическая проблема;
  • приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения;

Деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Т. Гоббс выдвинул справедливое требование о том, что каждое исследование необходимо начинать с определения дефиниций. Таким образом, попробуем определить, что подразумевают, говоря о деятельности.

 Немов Р.С. определяет деятельность, как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования». Исследователь Зимняя И.А. в свою очередь под деятельностью понимает «динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности»

Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих: эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной. Эффективность обучения зависит от активности учащихся при выполнении учебно-познавательной деятельности, формирование положительной мотивации к обучению, использование современных педагогических технологий.

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся вы можете увидеть на слайде.

Методы активизации познавательной деятельности учащихся:

  • поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах;
  • поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий;
  • поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися;
  • поворот к значительному увеличению активности учащихся;
  • контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов;
  • соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством

В настоящее время в теории и практике разработано достаточно приёмов и способов активизации познавательной деятельности младших школьников.

Так, уже классическими примерами активизации познавательной деятельности в начальной школе являются занимательные задания, кроссворды, шарады, обучающие игры, исследовательская и проектная деятельность, проблемные ситуации, квест-технологии, групповая работа, уроки, проводимые в нетрадиционной форме и т.п.

Мы считаем, что нетрадиционные формы проведения уроков окружающего мира способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников;

- возрастные особенности младших школьников в процессе организации проектной деятельности;

- методические подходы к организации учебного проекта в обучении младших школьников на уроках окружающего мира

Работа над проектами постепенно стала складываться в систему, которая предполагает:

- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

- создание ситуации успеха для каждого учащегося;

- включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;

- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

- использование проблемных ситуаций

На наш взгляд, более важно не столько приобретение конкретного результата проекта, а формирование умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике. Система обучения стала меняться с начальной школы, ведь именно здесь начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться, познавать мир.

В младших классах актуальность окружающего мира как учебного предмета высока в плане овладения основами проектной деятельности, трудовыми операциями и в плане возможностей развития возрастных особенностей личности, что способствует улучшению качества знаний, формирует полноту восприятия действительности.

В ходе своего исследования мы пришли к следующему выводу исследовательская деятельность очень интересна для детей младшего школьного возраста. Учащиеся на уроках окружающего мира проявляют большую активность, если внедрить в них метод проектов. Это помогает им быть успешными не только на уроках окружающего мира и других уроках, но и в жизни в целом. Развитие исследовательской деятельности у учащихся процесс управляемый. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми методами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Проект - это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Для нас несомненно одно: обучение приемам работы разных видов способствует развитию самостоятельного мышления, тогда учащиеся на раннем этапе обучения отчетливо представляют структуру рассуждения, умеют приводить убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один аргумент с другим. Кроме того, учитывая возраст младших школьников, следует привлекать к работе различные средства наглядности и рационально использовать их.

В работе была проанализирована методическая, педагогическая литература, труды выдающихся педагогов и психологов.

В основной части нашей работы мы показали этапы работы с детьми для развития исследовательской деятельности в начальной школе. Вся работа строилась по принципу постепенного наращивания трудности, с учетом программных требований. Такая система работы позволяет ученикам овладевать различными способами изложения мысли, воспитывает сознательное отношение к природе и интерес к предмету.

В заключение отметим, что самореализация учащихся в учебно-творческой деятельности должна быть организационно оформленной. Необходимо создавать благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности школьников, но также необходимо умело направлять эту деятельность.

В выпускной квалификационной работе мы планируем продолжить исследование данной проблемы путем создания учебных проектов.