ПК 4.4.
методическая разработка

Оформление педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs.odt39.04 КБ
Файл rabochaya_programma.docx44.83 КБ
Microsoft Office document icon statya.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра дисциплин гуманитарного цикла

Габедуллина Лилия Раилевна

Воспитательный и развивающий потенциал на уроках литературного чтения на основе устного народного творчества

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 44.02.02.

с оценкой_______________________

Преподавание в начальных классах

«   » _______________ 201__ года

Курс: 3, группа: 36

Руководитель: Солопова Т.В.,

преподаватель МДК 01.03. Детская

литература с практикумом по

выразительному чтению

Челябинск, 2017


                ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I.  Теоретические основы воспитательного и развивающего урока литературного чтения.

1.1. Литературное чтение как учебный предмет

5

1.2. Сущность понятий «воспитательный потенциал» и «развивающий потенциал»

7

1.3. Воспитательный и развивающий потенциал уроков литературного чтения

11

Выводы по I главе

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19

ГЛАВА  II.  

2.1. Содержание и классификация малых жанров устного народного творчества

2.2. Роль фольклора в воспитании и развитии

2.3. Вариативные направления в изучении малых жанров устного народного творчества на уроках литературного творчества

2.4. Методы и формы изучения пословиц, поговорок, загадок на уроках литературного чтения

Актуальность проблемы исследования. Устное народное творчество – это источник, из которого из века в век наша культура черпает сокровища народной поэзии, мудрости, эстетического совершенства. Фольклор занимает заметное место в образовании, выступая как культурно-знаковое явление, как эстетически преображенная реальность в контексте духовной культуры.

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография)2. Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. 


Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ".

Безусловно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Проблемой исследования является нравственная ситуация, которая будет использоваться на уроках литературного чтения, заставит ученика задуматься о своих отношениях к родным, к товарищам, к школе, к самому себе на основе устного народного творчества. Где заставит задуматься о нравственной оценке своего поведения. Конечно, за один урок невозможно у ребенка воспитать честность и милосердие, или мужество и вежливость, или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Также на основе фольклора реализуется целенаправленный отбор содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.

Художественная литература способствует формированию представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства и нравственное сознание, формирует идеалы, нравственные мотивы поведения, подчеркивает важность воспитания подрастающего поколения. Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к своему дому, к родине, семье, культуре и духовному богатству нашего народа. У современного подрастающего поколения наблюдается падения интереса и уважения к традициям русской народной культуры.

Культуры России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Терпение, доброта, честность, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что лежало в основе быта и традиций русского народа.

Содержание и классификация малых жанров устного народного творчества

Фольклор является устным народным творчеством. В сказках, пословицах, поговорках отразилась мудрость народа, веками накопленный опыт, представления об устройстве мира,  практический опыт крестьян. Фольклорные произведение до сих пор популярны, в наше время можно увидеть народные танцы и услышать песни. Дети с удовольствием читают русские народные сказки. Но к сожалению в 21 веке некоторые фольклорные жанры уже позабыты.

Раньше на Руси существовало множество жанров малого, или детского фольклора. До наших дней дошли загадки, скороговорки, поговорки, пословицы. Все знают какие бывают жанры и мы сейчас их разберем.

Начнем с малых жанров фольклора. Малые жанры фольклора – это небольшое по объему фольклорное произведение. Иногда встречается такое определение – детский фольклор. Такие произведение в жизнь ребенка входят рано, сразу, как ребенок начинает овладевать речью. В древности, чтобы ребенка убаюкать использовали колыбельную песенку. Колыбельная песенка – это один из важнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребенок проснется, мать гладит его, ласкает, приговаривая:

Потягунюшки,         порастунюшки,
Поперек        толстунюшки,
А         в         ручки         хватюнюшки,
А         в         роток         говорок,
А в головку разумок[17].

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова,         совинька,         сова,
Большая        голова,
На         колу         сидела,
В         стороны         глядела,
Головой вертела.

Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт. В народе считалось, что пословица чему-то поучала, например использовали такие пословицы:

  • У         страха         глаза         велики.
    Глаза         боятся,         а         руки         делают.
    Под         лежачий         камень         вода         не         течёт.
    Не         надобен         клад,         коли         в         семье         лад.

    Поскольку каждая пословица передавалась из уст в уста, то главной их особенностью стали точность и лаконичность информационного содержания. Чтобы передать нужную информацию, авторам приходилось быть предельно осторожными в выборе тех или иных слов, из которых слагалась пословица.

В малые жанры фольклора входят также игры. Игры могли быть:

  • целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
  • обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
  • сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки,         жавороночки!
Прилетите        к         нам,
Принесите         нам         лето         теплое,
Унесите         от         нас         зиму         холодную.
Нам         холодная         зима         надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Считалки – один из многочисленных жанров народного устного творчества. Считалки — это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой. Возникли считалки ещё в глубокой древности. Предполагается, что с помощью считалок определяли, кто возьмёт на себя выполнение трудной и опасной для жизни работы. Считалки – это прикладной жанр, имеющий чёткую практическую задачу.

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные. Например простая и интерсная скороговорка, которую легко запомнить:

Ехал         грека         через         реку.
Видит         грека:         в         реке         рак,
Сунул        грека         руку         в         реку         -
Рак за руку грека — цап!

Загадки. Роль загадок трудно переоценить. Загадки заставляют детей задуматься, поискать ассоциации. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожести черт:

«Висит груша - нельзя скушать».

Загадка может представить собой и простое описание предмета, например, «Два конца-два кольца, а посередине гвоздик». Загадка сочетает в себе черты и народной забавы, и испытание на смекалку, и сообразительность.

Зачем нужна загадка? Она развивает ум, смекалку, воображение, наблюдательность. В чём прелесть загадки? В её краткости, меткости, ёмкости. Как быстро летит время, когда  ты разгадываешь загадку.

      Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить представление  о загадке и её видах. В современном мире загадка жива.

  Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с определенной стороны.

   Действительно, есть у русского народа «живой цветок» - устное народное творчество, или фольклор. У этого цветка много лепестков – пестушки и потешки, пословицы и поговорки, и др.

          В произведениях устного народного творчества отражена народная мудрость. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Вследствие передачи произведения от лица к лицу сохраняется только удачно спетое, удачно сказанное, а плохо придуманное утрачивается. Поэтому фольклорные произведения и живут в памяти русского народа.

Таким образом, я много узнала о малых жанрах русского народного творчества. С тех пор, как появился фольклор, прошло много времени и изучение фольклора не утратило своей актуальности. Устное народное творчество дает ребенку образец поведения и уважения к истокам русского языка и литературы. Учитель должен заложить любовь к фольклору и русскому слову.

2.2. Вариативные направления в изучении малых жанров устного народного творчества на уроках литературного творчества

На уроках литературного чтения часто используются тексты малых жанров русского фольклора, которые привлекают именно своим небольшим объемом, а также особым содержанием, имеющим воспитательное, развивающее значение. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи - доказательства и речи - описания [21]. Уметь доказывать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь - доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно младшие школьники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

  1. Программа «Литературное чтение» по системе Занкова Л.В. разработана Свиридовой В. Ю. и Чураковой Н.А.

Главная цель - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного [12].

В основе программы лежит единый монологический принцип изучения литературы как искусства.

В системе работы много разноплановых заданий: задания на изучение особенностей фольклорных произведений как жанра литературы, на выделение групп (по темам, по структуре, построению художественного образа, по происхождению), на осознание функции рифмы, на развитие творческих способностей, на развитие логического мышления. Таким образом, задачами начального курса литературы являются:

- расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях;

- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей;

- развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора - интересным;

- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;

- развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).

  1. «Литературное чтение» по программе «Начальная школа XXI века» (Комплект базируется на теории деятельности Леонтьева А.Н., Давыдова В.В.)

Приоритетная задача курса- углубление интереса к чтению и литературе, осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида и стиля [23].

С 1 класса последовательно совершенствуются три вида деятельности учеников: учебная, речевая, читательская. Слушая и читая произведения учебника и учебной хрестоматии, знакомясь с детскими книгами, выполняя задания учебника и рабочей тетради, ученики овладевают необходимыми учебными и читательскими навыками. Это позволяет им воспринимать и интерпретировать литературные произведения по законам искусства слова, различать их жанры, постигать замысел автора, погружаясь в текст, выражать свои впечатления и мысли о прочитанном.

Благодаря такой разнообразной деятельности каждый ученик продвигается в своём литературном и общем развитии.

В учебнике «Литературное чтение» приводится статья о жанрах фольклора, а в учебной хрестоматии находятся тексты произведений фольклора, что позволяет расширить круг чтения детей, повысить уровень начитанности каждого школьника даже при отсутствии необходимых условий: наличия книг и библиотек.

Сравнивая и обсуждая эти жанры, школьники учатся видеть особенности каждого произведения, их сходство и различия, выделять особенности жанра.

  1. «Литературное чтение» по  программе «Школа России»  (авторы: Горецкая В.Г., Климанова Л.Ф., Голованова М.В.)

Основные задачи: ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства. [17].

Дети получают первоначальное представление об изобразительно-выразительных возможностях языка (о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи). В учебнике «Литературное чтение» приводится статья о жанрах фольклора, а в учебной хрестоматии находятся тексты произведений фольклора, что позволяет расширить круг чтения детей, повысить уровень начитанности каждого школьника даже при отсутствии необходимых условий: наличия книг и библиотек. Сравнивая и обсуждая эти жанры, школьники учатся видеть особенности каждого произведения, их сходство и различия, выделять особенности жанра.

  1. Учебный комплект Школа 2100 (автор Л.Г. Петерсон)

В программе Школа 2100, авторы отдают предпочтение изучению в 1 и 3 классе - стихотворениям. Во 2 классе ребята знакомятся с художественным и общемировоззренческим не обрядовым фольклором (сказки, былины), с художественным фольклором (русские народные загадки). В 4 классе учащиеся изучают русские народные сказки в ранних записях.

Курс обучения чтению и начальное литературное образование представляет собой систему литературно чтения:

1 класс – детская литература;

2 класс – фольклор, сказки, литературные сказки;

3 класс – литература детская и «взрослая», рекомендации для детского чтения;

4 класс – систематический курс детской литературы от первых детских писаний до наших дней. Нацелен на формирование у обучающихся интереса к чтению через интересные литературные тексты.

  1. Рабочая программа Чураковой Н.А. «Перспективная начальная школа».

Цель курса «Литературное чтение» – сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Основная цель выражается в главных идеях:

- сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы;

- познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом;

- на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве;

- учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литерату​ры, поскольку сама структура любого жанра содержательна.

Таким образом, учебники построены с учетом возрастных особенностей обучающихся. Фольклор изучается, практически во всех школьных программах литературного чтения. Изучение начинается с малых жанров фольклора, таких как поговорки, скороговорки. С каждым годом происходит наращение фольклорного материала. Он дается как самостоятельно, так и в сравнении с авторской литературы.

2.3. Методы и формы изучения пословиц, поговорок, загадок, скороговорок  на уроках литературного чтения

В современной начальной школе перед учителем наряду с задачей полноценного овладения навыком чтения ставятся задачи литературного развития младших школьников.

Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда [21]. Стараться, чтобы язык ребенка начальных классов как можно реже заплетался, научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл в наше время особенно необходимо по многим причинам. Современная методика предлагает разные виды работ с малыми фольклорными жанрами.

1.Работа с пословицами и поговорками.

Использование в работе с пословицами картинок, иллюстраций к ним.

К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность,

Например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду.

К одной картинке берется ряд пословиц, синонимичных по значению, по смыслу:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Можно взять одну пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих ее смысл.

Обеспечивается не только понимание смысла пословицы, но и осознается ее обобщенность и многозначность. Использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает образное мышление, творческое воображение.

Соотнесение пословиц и иллюстраций может быть проведено учащимися и самостоятельно.

Задание на соотнесение иллюстраций.

Например:

Пословицы и поговорки выписываются под номерами столбиком на доске, где выставлены под номерами в таком же количестве иллюстрации. Учащиеся должны определить соответствие или несоответствие предложенным пословицам.

Результаты выполнения заносятся на карточку, которую получает каждый учащийся и которая выглядит следующим образом:

Пословицы                                                            

1.Не имей сто рублей, а имей 100 друзей                                    

2. Тише едешь – дальше будешь                                                 

3.Терпение и труд, всё перетрут

Напротив каждого номера пословицы ученик пишет номер той иллюстрации, которая, по его мнению, соответствует данной пословице. Если же он считает, что нет соответствующей иллюстрации к какой-либо пословице, то напротив номера этой пословицы ставится знак «—» (минус).

Задание на восстановление пословицы

Восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения:

Делу время, а… (потехе час)

Кончил дело - … (гуляй смело)

Ученье – свет, а ... (не ученье тьма)

Чего не знаешь, за ...(то и не берись)

Один раз отмерь …( а семь проверь, чтобы не было потерь)

При выполнении этого задания главное, чтобы внимание детей было

обращено к красоте, мудрости народного слова.

Николай Федорович  Бунаков, ученик К. Д. Ушинского, высоко ценил народную поэзию и считал, что «в пословице важно именно понимание общего ее смысла: в то же время она так кратка, так не обильна словами, что смысл ее охватить легче, нежели смысл довольно длинной статейки, если он только доступен ребенку»[4, с.630]. Он предлагал такой вид работы с пословицами: учитель лишь кратко излагал пословицу, хотел, чтобы дети сами подумали и назвали пословицу.

1.Труд кормит, а что же лень?

2.Ученье свет, а не ученье что?

3.Поговорка — цветочек, а что же пословица?

4.Готовь летом сани, а что же зимой?

5.Дружно не грузно, как же врозь?

Задание на восстановление пословиц. Выбрать из списка предложенных прилагательных, то которое подходит к пословице.

Например:

За (какой?) головой, как за каменной горой.

Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.

(Какое?) слово, что весенний день.

Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.

(Какая?) книга — лучший друг.

Слова: хорошая, полезная, умная, содержательная, интересная, занимательная, поучительная.

(Какую?) дружбу и топором не разрубишь.

Слова: прочную, крепкую, хорошую.

(Какой?) зверь далеко бежит.

Слова: молодой, старый, храбрый, трусливый, испуганный, шустрый, пугливый, робкий.

Цель приведенных выше заданий и упражнений — помочь детям понять художественную речь, воплощенную в пословицах и поговорках.

Постичь смысл пословицы — значит воспринять обобщенно-метафорический образ, заключенный в ней, и конкретизировать его, используя для этого имеющийся у школьников жизненный и читательский опыт. [25, с. 7].

2. Работа над скороговоркой.

Скороговорки помогают:

  1. учить детей управлять своим голосом;
  2. развивать эмоциональность, выразительность речи детей;
  3. отрабатывать скорость проговаривания скороговорок, добиваясь чистоты их произношения;
  4. научить детей управлять своими чувствами, развивать артистические данные;
  5. расширять кругозор детей, развивать воображение и память.

Одним из видов работы является скороговорка на заданный звук.

Цель этой работы заключается в формировании умений интонационно выделять какой-то звук, вслушиваться в произношение, в стремлении повторять его как можно чаще.

Здесь необходимо помочь каждому ребенку преодолеть страх при произношении, помочь ему и позднее испытать радость от успеха.  Подбирать скороговорки, необходимо на те звуки, которые часто неверно произносятся детьми.

Скороговорки на первом этапе рекомендуют произносить медленно, работая над каждым звуком - словом, выделяя звуки при многократном повторении [17]. Это могут быть такие скороговорки:

(ш)-(с)

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

(щ)-(ч)

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

(ж)

Жук жужжит под абажуром, жужжит жужелица, жужжит кружится.

(ш)

Шесть мышат в уголке шуршат.

(с)-(з)-(ц)

Стоит воз овса, возле воза – овца.

(ж)-(ш)

Змея шипит, а жук жужжит.

У каждой скороговорки своя игра звуков, которая не повторяется. Каждая из них решает свою задачу. Много работы проводится над парными согласными, похожими по произношению.

Ребенку приходится внимательно прислушиваться, приучать себя слушать произносимое слово и, слыша его, уметь его произнести.

Таким образом, в игре мы учим детей слышать, а это очень важный фактор в процессе всего обучения, это залог успеха.

Так же учим детей говорить тихо, шепотом, громко.

Белые бараны били в барабаны.

Произнесите эту скороговорку громко, голосом изображая бой барабана.

Мышонку шепчет мышь:

Ты всё шуршишь, не спишь?

Мышонку шепчет мыши:

Шуршать я буду тише.

Произнесите эту скороговорку шепотом, протягивая в звучании звук (Ш) и создавая тем самым образом шуршащего мышонка.

1.Проворонила ворона воронёнка.

2.Из-под топота копыт пыль по полю летит

Начать проговаривание громко, постепенно переходя на шепот, а потом на работу только губами.

Задание на чтение скороговорки справа налево:

НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК (Кукушка кукушонку купила капюшон)

Тренировка дикции, то есть воспитание четкой, ясной речи, необходима каждому ребенку для успешного общения, обучения и для гармоничного развития.

Задание на  знание скороговорок:

Школьникам раздаются карточки со скороговорками. Учитель читает вопросы, а  дети находят нужную скороговорку среди остальных скороговорок, читают и тренируются  в произношении.

1. Как звали девочку, которая любила сушки? (Шла Саша по шоссе и сосала сушки)

2. Кто украл у Клары кораллы? (Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет)

3. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны? (Белые бараны били в барабаны)

4. Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку? (Кукушка кукушонку купила капюшон.)

5. Где лежали дрова? (На дворе трава, на траве дрова.)

6. Какие у ёлки иголки? (У ёлки иголки колки)

Задание на составление скороговорки из слов:

1. Арарат, горе, виноград, крупный , на, растет.

2 .Пыль, из-под, летит, копыт, по полю, топота.

Таким образом, скороговорки играют огромную роль в развитии не только речи, но и творческих способностей детей.

3.Работа над загадками

В настоящее время все большее внимание уделяется использованию игры в обучении и воспитании младших школьников.

Создание игровых ситуаций способствует активизации процесса обучения. Такие ситуации могут быть созданы путем внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление [19].

Загадка так же необходима ребенку, как математическая задача, потому что учит ребенка познанию окружающего мира.

Не случайно этот жанр широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К. Д. Ушинский, JI. Н. Толстой.

Создавая свои учебники для детей, Константин Дмитриевич Ушинский и Лев Николаевич Толстой включали в них как необходимый компонент народные загадки. Вот что писал по этому поводу Константин Дмитриевич: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные»[14, с. 13].

В качестве примера Ушинский приводил возможную работу над изучением народной загадки о росе:

Заря-заряница,

Красная девица

По лесу гуляла,

Ключи потеряла.

Месяц увидал — не сказал,

Солнце увидало — подняло.

Эта загадка, по мнению великого педагога, позволяет учителю поставить перед детьми ряд вопросов: почему заря называется красной девицей?

Почему говорится, что заря теряет росу? Почему месяц не поднял росы? Как солнышко поднимет росу?

«Какая живая и полезная беседа может быть закреплена в душе дитяти подобной живописной загадкой! Словом, я смотрел на загадку, как на картинное описание предмета»,— писал К.Д. Ушинский.

Интересными загадками расписаны страницы «Азбуки» JL Н. Толстого.

Он широко использовал загадки, отражающие быт крестьянина, природу. Вот, к примеру, некоторые загадки из его «Азбуки»:

1.Кланяется, кланяется,

Придёт домой – растянется (топор)

2.Два братца глядятся,

А вместе не сойдутся (пол и потолок)

3.Без рук, без ног, а под окном стучится - в дом просится (ветер).

К этим загадкам можно задать вопросы, на понимание смысла.

Прекрасные загадки были созданы выдающимися детскими писателями Корнеем Ивановичем Чуковским, Самуилом Яковлевичем Маршаком.

Загадки Самуила Яковлевича выглядят как маленькие литературные произведения, дети всегда в восторге от них. Примечательно, что загадки Самуила Яковлевича большинство детей разгадывают активнее и быстрее, чем их родители.

Например:

Я – лошадь твоя и карета.

Глаза мои – два огня.

Сердце бензином согретое,

Стучит в груди у меня.

Я жду, терпеливо и молча

На улице, у ворот

И снова мой голос волчий

Пугает в пути народ (Автомобиль)

По каким признакам можно определить, что это автомобиль?

Загадки Корнея Ивановича – это загадки для маленьких детей, но часто и взрослым приходится поломать голову, чтобы найти правильный ответ. Иногда ответом является целое предложение, а не одно слово.

Например:

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладкого сахарного пряничка.

Бабушка по улице старенькая шла,

Девочкам по денежке бабушка дала:

Марьюшке – копеечку,

Марусеньке - копеечку,

Машеньке – копеечку,

Манечке – копеечку,

Вот какая добрая бабушка была!

Марьюшка, Марусенька, Машенька, Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

И Кондрат задумался, глядя из угла:

Много ли копеечек бабушка дала? (Бабушка дала одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка – одна и та же девочка).

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа.

Вот, например игра «Кто это? Что это?»

Отвечайте быстро, кто это или что это:

Вкусный, алый, сочный – арбуз

Жёлтые, красные, осенние – листья

Холодный, белый, пушистый – снег

Бурый, косолапый, неуклюжий – медведь

Аккуратная, послушная, весёлая – девочка

Ветвистая, зелёная, колючая – ёлка

Маленькая, пугливая, серенькая – мышка

Белоствольная, высокая, стройная – берёза

Овальный, жёлтый, кислый - лимон

Таким образом, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших школьников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Выводы по ⅠⅠ главе

Мы провели работу по методике воспитательный и развивающий потенциал урока литературного чтения на основе изучения устного народного творчества.

В первом параграфе мы изучили содержание и классификацию устного народного творчества. Мы выяснили, малые жанры фольклора входят в жизнь ребенка сразу, как только он начинает овладевать речью. В произведениях устного народного творчества отражена народная мудрость. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа.

Во втором параграфе были выявлены вариативные направления в изучении малых жанров УНТ. Мы разработали пять программ, в которых разные задачи. Основной программой курса является «Литературное чтение» по  программе «Школа России»  (авторы: Горецкая В.Г., Климанова Л.Ф., Голованова М.В.). Основной задачей является ввести ребенка в мир художественной литературы.

В третьем параграфе мы изучили методы и формы изучения пословиц, поговорок, загадок, скороговорок  на уроках литературного чтения. Было выяснено, что ребенок должен наслаждаться красотой устного и письменного слова. Современная методика предлагает предлагает разные виды работ с малыми фольклорными жанрами.

В дипломной работе мы планируем продолжить изучение данной темы. Как можно глубже выявить воспитательный и развивающий потенциал урока литературного чтения на основе УНТ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

Педагогическая наука и практика подтверждают важность формирования духовно-нравственных ценностей, идеалов, начиная с детского возраста. Отсутствие детской духовной направленности в воспитании является одной из причин деструктивного поведения младших школьников. Эту же мысль высказывал В.А. Сухомлинский почти сорок лет назад: «Больше чем когда  бы то ни было мы обязаны думать о том, что вкладываем в душу человека» [11, с. 25].

Задачи нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности эффективно реализуются на уроках литературного чтения. Литература как искусство слова формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает влияние на его мировосприятие и отношение к людям.

Устное народное творчество является не только плодом народного досуга. Оно  было достоинством и умом народа. Оно устанавливало и укрепляло его нравственный облик, было его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняло глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Фольклор в  воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет на различных возрастных этапах обогащать духовный мир детей, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор развивает  устную речь учащихся, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр народного творчества учит определенным нравственным нормам. Так, например, сказка, путем уподобления животных людям, показывает детям нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

Уроки литературного чтения обладают наибольшим потенциалом в реализации этой задачи. Однако то, насколько будут успешными эти уроки, зависит от качества учебно-методического комплекта и систематической работы учителя начальных классов.

Таким образом, приобщение детей к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир учащихся. Устное народное творчество является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на этапе их развития.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ “Челябинский педагогический колледж № 1”

Согласовано

Заместитель директора по ВР

______________________

Утверждено:

Директором ГБПОУ “ЧПК№1”

____________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Юный художник»

Направление: общекультурное               Составители: Першина А.                                Вид: художественное творчество                                  Габедуллина Л

Возрастная группа:9-10 лет                     Студентки 36 группы

Срок реализации: 1 год

Челябинск, 2018

Оглавление

  1. Пояснительная записка                                                                                                  
  1. Актуальность проблемы
  2. Цели и задачи
  3. УМК
  4. Планируемые результаты обучения
  5. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

2-4

4-8

8-9

9-12

13

2.   Содержание учебного предмета, курса

13-15

3.   Поурочно-тематическое планирование

15-22

4.   Приложение

22-24

5.   Список литературы

24-25

Пояснительная записка

Актуальность проблемы. Возрастание в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают   одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы «Смотрю на мир художника » уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов; конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);  -ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Юный художник» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся.

Основная цель: «Юный художник» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а  также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики.

Кроме того, предполагается творческая работа с природными материалами.

Задачи:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
  • научить приемам исполнительского мастерства;
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно использовать термины, формулировать определения  понятий, используемых в опыте мастеров искусств.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Юный художник»:

Личностные результаты:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;   понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;   овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты:

  • сформированность первоначальных представлений о роли художественного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
  • ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;  ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;  первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
  • получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ, а также декоративного искусства и дизайна.

Результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к изобразительному искусству; использование полученных умений в практической деятельности и повседневной жизни; умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом); освоить приёмы работы графическими материалами - углём, сангиной, мелом и специфику работы с ними в различных сочетаниях; ознакомиться с техникой рисования цветными карандашами.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям; расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере изобразительного искусства и художественного творчества распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний о различных профессиях, элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях куль туры России, культур народов России, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, о организации коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Второй уровень результатов развитие ценностных отношений к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества., стремление к сотрудничеству со старшими детьми , со сверстниками, взрослыми.

Третий уровень результатов приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно-значимой деятельности;  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах  творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно - полезной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные  результаты.

В результате изучения курса «Смотрю на мир глазами художника» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

В результате посещения занятий учащиеся узнают:

  • особенности языка основных видов искусства: живописи, графики; основные жанры изобразительного искусства; известные музеи нашей страны и мира; выдающихся художественных деятелей; выдающиеся произведения искусства; особенности народного искусства своего края; виды аппликации.

В результате  посещения занятий учащиеся научатся: работать с натуры по представлению в живописи и графике над натюрмортом, пейзажем, портретом; выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной композицией; добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема; передавать при изображении предмета пропорции и характер формы; передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объеме) пропорции, характер черт, выражение лица; передавать  пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы; в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов; пользоваться различными графическими и живописными техниками;

  • создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера); оформлять выставки собственных работ.

1.6. Формы контроля уровня обученности

В процессе занятий используются различные формы: проекты, исследовательская деятельность, беседы, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры,  тематические устные журналы,  конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, неделя юного художника, лекции, практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов (пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок),   самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).  По ходу занятий учащиеся знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников, артистов, композиторов. Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетной выставки, спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремесел,  с приглашением родителей детей, друзей, педагогов нашего учебного заведения.

Формы и виды контроля: выставки работ и конкурсы

2.  Содержание учебного предмета, курса

Живопись. Развитие у детей световосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

Графика. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

Скульптура. Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению! рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

Аппликация. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.

Бумажная пластика. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.

Работа с природными материалами. Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

Организация и обсуждение выставки детских работ. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.

Приложение

Диагностика способностей к изобразительному творчеству

Для определения художественных способностей у 6—7-летних детей было предложено им два задания:

• тест «Круги» — на выявление творческих способностей;

• тест «Домик» — на зрительно-моторную координацию.

Тест «Круги»

Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 мин

Обработка результатов

Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.

Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.

Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.

Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.

Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.

Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».

Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета, «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, можно включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.

Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.

Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.

Интерпретация результатов

Критерии творческих способностей Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Оригинальность 0—2 балла 2—6 баллов свыше 8 баллов

Гибкость 1—2 балла 3—4 балла свыше 5 баллов

Беглость 0—9 баллов 10—13 баллов свыше 14 баллов

Тест «Домик»

Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец.

Обработка результатов

За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному).

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины, дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика — 1 балл.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом — 1 балл.

3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру — 1 балл.

4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх — 1 балл.

5. Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора — 1 балл. Ошибки в передаче количества элементов не считаются.

Интерпретация результатов • 0—1 балл — высокий уровень зрительно-моторной координации;

• 2—3 балла — средний уровень;

• свыше 4 баллов — низкий уровень.

Было проведено анкетирование родителей старших дошкольников с целью выявления знаний о сущности творчества и необходимости развития творчества, а также использование родителями различных средств повышения творческой деятельности в системе семейного воспитания.

Анкета для родителей

Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, фантазировать, размышлять?

Всегда ли доделывает свою работу до конца?

Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?

Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете?

Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?

На этом же этапе экспериментальной работы была проведена беседа-консультация с родителями старших дошкольников, тема которой «Уголок творчества ребенка дошкольного возраста в домашних условиях». Целью этой беседы было раскрытие значение творчества для ребенка дошкольного возраста и пути развития творческой деятельности

Вопросы для беседы с детьми.

1. Какие виды деятельности в детском саду тебе нравятся больше всего?

2. Нравится ли тебе придумывать разные истории, сказки?

3. Любишь ли ты сочинять занимательные задачки, загадки?

4. Хочется ли тебе изобрести что-нибудь?

5. Любишь ли ты рисовать?

6. Нравится ли тебе конструировать?

7. Ты сам справляешься со всеми заданиями или тебе необходима помощь взрослого

анализируя ответы детей, можно сказать, что дети испытывают желание творить, любят выполнять различные творческие работы, но отдают предпочтение двум видам деятельности: изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) и словесному творчеству. Некоторые дети указали на то, что для выполнения работы творческого характера им необходима помощь взрослого.

Изучение особенностей творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе констатирующего эксперимента позволило получить качественные характеристики творческих способностей и выделить три качественно различных уровня их  сформированности: низкий, средний, высокий.

Качественные характеристики уровней творческих способностей.

Низкий уровень – потребность в пополнении знаний, умений и навыков не проявляется. Отсутствует познавательный интерес к творческой деятельности. Дошкольники низкого уровня творческой деятельности не стремятся к выполнению заданий нестандартного характера. В процессе творческой деятельности такие дети не проявляют высокой умственной деятельности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений на новые ситуации отказываются. При возникновении трудностей преобладают отрицательные эмоции. Не могут порой и не желают преодолевать трудности в поисках способов деятельности. Живая эмоциональная реакция на задания творческого характера почти всегда отсутствует.

Средний уровень – потребность в пополнении знаний, и навыков проявляется редко. Познавательный интерес не постоянен, ситуативен. Неустойчивый интерес к творческой деятельности. Дошкольники среднего уровня развития творческих способностей стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, необходима помощь взрослого. В процессе специфической деятельности они стремятся проявлять умственную активность: могут находить новые способы или преобразовать известные им, придумывать интересные идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения.

Преодолевают трудности только в группе со сверстниками или с помощью взрослого. В случае получения искомого результата испытывают радость.

Высокий уровень – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно.

Высокий средний низкий

Маша Ф низкий

Илья У высокий

Настя М высокий

Максим Н средний

На основании полученных результатов данного эксперимента можно сделать следующий вывод: в экспериментальной группе высокий уровень развития творческих способностей показал 1 ребенок Настя М. Девочка всегда очень активна. Живо откликается на все, что привлекает ее внимание. Любая, даже самая скучная информация, способна увлечь ее. Любит общаться со взрослыми. Главный мотив такого общения – получение  информации о мире явлений и предметов. Задает много вопросов. Любит поиск решений. Особенно интересны нестандартные задания. Успех побуждает выбирать трудные задания, но при неудачах интерес к ним не ослабевает, а растет. Все задания выполняет самостоятельно. Очень редко обращается за помощью.

У девочки высокая степень ответственности. Начатую работу доводит до конца. Хорошо развито воображение. В изобразительной, конструктивной, сочинительской деятельности преобладают обычно оригинальные решения. Сюжеты ее работы разнообразны. Проявляет интерес к рисованию, музыке. С удовольствием участвует в мероприятиях и может продемонстрировать свои исполнительские способности.

В контрольной группе высокий уровень творческой деятельности показал тоже один ребенок Илья У. Все вышесказанное о Настя М. можно также сказать и о Илье У. Оба ребенка проявили высокую творческую деятельность на занятии, были активны и ответственны, проявили инициативность, повышенную эмоциональность, интерес к творческой деятельности. Рисунки этих детей отличаются оригинальностью, содержание замысла было доведено до образа.

Средний уровень творческой деятельности в экспериментальной группе показал Максим Н.

Мальчик подвижный, эмоциональный. В общении со взрослыми еще может контролировать свои эмоции, в общении со сверстниками нередко ведет себя развязано.

Предпочтительный вид деятельности – игра. Любит игровые и занимательные формы работы на занятиях. Удачное преодоление трудностей при выполнении заданий вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Но при первой же неудаче охладевает к выполнению задания, хотя и берется за него с энтузиазмом. Не всегда может самостоятельно поставить цель деятельности, удерживать ее. Планирование деятельности вызывает затруднения. Не всегда активен на занятиях. Однако в свободное от занятий время пытается себя проявить. Всегда живо откликается на то, что привлекает его внимание. Охотно берется за работу, но в его творческой деятельности преобладаю стереотипы.

Часто не уверен в себе. Любит выполнять задания, работу либо в паре, либо в группе. Очень редко может быть лидером в группе детей своего уровня. Любит конструировать, но творчество проявляет недостаточно. Хотя его поделки разнообразны

Типичный представитель группы детей с низким уровнем творческой деятельности – Маша Ф. Девочка пассивная, медлительная. С трудом сосредотачивает свое внимание. На занятиях чаще всего вяла и апатична. Очень трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Трудно привыкает к другому виду деятельности и обстановке.

В числе последних улавливает суть заданной проблемы, при поиске использует только известные решения. Не стремиться к самостоятельному поиску ответов на вопросы. При первой же неудаче отказывается от дальнейших стремлений найти решение. В случае непонимания не задает вопросы, а в ответах и действиях обычно подражает другим детям. Непроявляетсамостоятельности и инициативы.

Уровни сформированности предпосылок детского творчества.

ВысокийСреднийНизкий

Способен объяснить изображаемый предмет, при возможности добавляет детали к рисунку; быстро включается в игру, может продолжить созданный на занятии сюжет; свободно владеет изобразительным Способен объяснить изображаемый предмет; быстро включается в игру, но не всегда может продолжить сюжет; иногда добавляет детали к рисунку; хорошо владеет изобразительным материалом Неспособен объяснить, изображаемый предмет, плохо владеет кисточкой, карандашом; не может продолжить развивать сюжет.



Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ВО ВТОРОМ КЛАССЕ

Л.Р. Габедуллина, руководитель Т.В. Солопова

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

 

Фольклор является устным народным творчеством. В сказках, пословицах, поговорках отразилась мудрость народа, веками накопленный опыт, представления об устройстве мира,  практический опыт крестьян. Фольклорные произведение до сих пор популярны, в наше время можно увидеть народные танцы и услышать песни. Дети с удовольствием читают русские народные сказки. Но к сожалению в 21 веке некоторые фольклорные жанры уже позабыты [2, с. 117].

Раньше на Руси существовало множество жанров малого, или детского фольклора. До наших дней дошли загадки, скороговорки, поговорки, пословицы, относящиеся к малым жанрам фольклора.

  Малые жанры фольклора – это небольшое по объему фольклорное произведение. Иногда встречается такое определение – детский фольклор. Такие произведения в жизнь ребенка входят рано, сразу, как ребенок начинает овладевать речью [1, с. 446].

Актуальность проблемы исследования: на современном этапе развития нашего общества происходят изменения в духовной, политической, социальной и экономической сферах. Однако вместе с позитивными результатами возникли и проблемы, касающиеся системы образования: отсутствие четко обозначенной системы воспитания, вытеснение воспитательного процесса в систему дополнительного образования и коммерциализация последних.

На основании актуальности проблемы исследования сформулирована тема исследования: «Воспитательный и развивающий потенциал уроков литературного чтения на основе устного народного творчества во втором классе».

Цель исследования: выявить воспитательный и развивающий потенциал уроков литературного чтения при изучении малых жанров устного народного творчества.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках литературного чтения во втором классе.

Предмет исследования – формирование духовно-нравственных качеств на основе изучения малых жанров устного народного творчества.

С целью подтверждения гипотезы: «если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности малых жанров  устного народного творчества, то это окажет влияние на формирование духовно-нравственных качеств учащихся начальных классов», была проведена апробация.

Цель апробации, которая была проведена в МАОУ «СОШ № 152 г. Челябинска» - формирование основ духовно-нравственной воспитанности с использованием малого жанра устного       народного творчества

Материалы, содержащиеся в сборнике, предполагают виды малых жанров устного народного творчества, которые можно применять на уроках литературного чтения на различных этапах уроков.

Сборник разработан для учителей начальных классов и студентов, работающих по общеобразовательной программе «Школа России».

Сборник содержит:         предисловие, малые жанры устного народного творчества, такие как: заклички, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, список использованной литературы.

Преимущество сборника в том, что учитель может формировать духовно-нравсвтенную воспитанность через произведения малых жанров устного народного творчества.

В сборнике предусмотрен целесообразный отбор произведений малых жанров устного народного творчества.

С 8 апреля по 11 мая в ходе преддипломной практики сборник прошел апробацию во 2 классе в МАОУ «СОШ № 152 г. Челябинска (классный руководитель Селянина Н.В.).

Для диагностики уровня сформированности основ духовно-нравсвтенной воспитанности  были разработаны критерии, показатели и уровни, связанные с формированием умения выделять основные характеристики и давать четкие значения нравственным понятиям.

Было проведено два диагностических среза в целевой группе, в количестве 21 человек: констатирующий и контрольный. Результаты сравнительного анализа данных срезов показали положительную динамику: у десяти детей высокий уровень, у девяти детей — средний, у двоих детей — низкий.  

Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена.

Работа с произведениями малых жанров устного народного творчства  из сборника получила положительную оценку учителя второго класса Селяниной Н. В. МАОУ «СОШ № 152 г. Челябинска» и вызвала интерес у учащихся.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание [Текст]/ Н. В. Архангельский. – М. : Изд-во Просвещение, 1979. – 236 с.

2. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьника [Текст]/ М.А.Никитина - Мн.: Народная асвета, 1968 – 215с.