Главные вкладки

    Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС
    статья

    Никитина Наталья Сергеевна

    https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna    Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи  основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

    Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_.docx17.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

    Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи  основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

    Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления.

    Технология развития критического мышления выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.  

    Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

    Главная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

    В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

    Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

    Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.

    Технологические этапы

    1 стадия

    ВЫЗОВ

    2 стадия

    ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

    3 стадия

    РЕФЛЕКСИЯ

    Цель:

    - актуализация имеющихся знаний

    - пробуждение интереса к получению новой информации

    - постановка учеником собственных целей обучения

    Цель:

    - получение новой информации

    - корректировка учеником поставленных целей обучения

    Цель:

    - размышление, рождение нового знания

    - постановка учеником новых целей

    Функция :

      Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

      Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

      Коммуникационная
    (бесконфликтный обмен мнениями

    Функция:

    Информационная (получение новой информации по теме)

      Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

    Функция:

      Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

      Информационная (приобретение нового знания)

      Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

      Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  
    оценка процесса

     

    Технология развития критического мышления – это способ формирования умений критической оценки, осмысления, отбора и применения информации

          В следующей таблице представлены методические приемы эффективные на каждой стадии:

    Стадия

    Возможные приемы и методы

    1.

    Вызов

    Составление списка уже известной информации в виде:

    - рассказа предположения по ключевым словам

    - графическая систематизация в виде кластеров, таблицы

    - верные и неверные утверждения

    - перепутанные логические цепочки

    - пропуск информации

    -вопросы («Дерево целей»

    Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

    2. Осмысление содержания

    Методы активного чтения:

    - маркировка с использованием знаковой системы «+» «-» «?» «V»

    - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов

    - поиск ответов на поставленные вопросы первой части урока

    На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах

    3 Рефлексия

    - Заполнение кластеров, таблиц.

    - Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

    - Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

    - Ответы на поставленные вопросы

    - Организация устных и письменных круглых столов

    - Организация различных видов дискуссий

    - Написание творческих работ

    -Исследования по отдельным вопросам темы

    На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах    

      В чем же инновационность представленной модели?  Эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование технологий развивающего обучения в условиях реализации ФГОС.

    В статье раскрывается возможность реализации ФГОС НОО средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова, целостность учебных комплектов, предметное содержание, активизация различных типов мышления...

    «Игровые технологии на уроках в условиях реализации ФГОС НОО»

    Цель: развитие устойчивого познавательного интереса ребенка к многообразию явлений жизни.В настоящее время школа нуждается в такой организации совей деятельности, которая обеспечила бы развитие индиви...

    Обобщение передового педагогического опыта по теме: " Здоровьесберегающие технологии на уроках в условиях реализации ФГОС"

    Понятие  "Здоровьесберегающая"  относится к качественной характеристике любой образовательной технологии....

    Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС

    Актуальность проблемы развития личности в рамках единого образовательного пространства  заключается в том, что дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, мето...

    Использование приемов технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС

    Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению.  ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека 2...

    Мастер – класс по теме: «Использование технологии развития критического мышления в условиях реализации регионального компонента» с презентацией.

    Прогнозируемый результат мастер-класса:- участники мастер-класса познакомятся с приёмами  технологии  развития критического мышления;- педагоги смогут использовать приобретённые знания, приё...

    Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

    Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...