«Интерактивные методы обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка

Ильина Альбина Владимировна

Материал может быть использован для подготовки к выступлению на заседании МО, семинаре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Интерактивные методы обучения в начальной школе в условиях реализаци ФГОС»

1 учительЗдравствуйте, уважаемые коллеги!

2 учитель Добрый вечер!

2 учительСегодня мы поиграем в одну очень занимательную квест-игру. А квест – это  (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание.

Тема нашей игры: «Интерактивные методы обучения в начальной школе»

1 учительДа, сегодня мы поговорим об интерактивном обучении.

На протяжении всех 3,5 часов перед вами будут выступать авторы этого семинара ! Испугались?

Да! В традиционной манере это выглядело бы именно так, но интерактивность предполагает совсем другое! Мы  должны соответствовать требованиям нашего времени. Ведь современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребёнок научился учиться.

2 учительВот! Вот! Чтобы сегодня коллеги не заснули, мы поговорим об интерактивном обучении за более короткий срок, чем предполагалось ранее!

1 учительКлассно-урочная система, изобретённая ещё Каменским, входит в прямое противоречие с  интерактивными методами!

Используя интерактивные методы и формы в своей педагогической деятельности, мы столкнулись с рядом проблем: вместо 3-4 учеников как это заведено в Гарварде (откуда пришло большинство интерактивных методов) нам приходится порой преобразовывать эти методы для классов, в которых обучается в среднем по 30 учеников.

Хотя проблемы существовали  всегда и нам важно сегодня наметить конструктивные пути их решения.

Сейчас мы вам всё подробно расскажем...

Кхе… Кхе…

Учителя: Ой, что это?!!!

Голос:Это мы, традиционные методы и технологии!  Ничего мы вам не покажем и не расскажем! Ведь все так хвалят традиционные подходы в образовании, зачем вам какие – то интерактивные методы и технологии? Что 20 лет назад, что сейчас дети одинаковые, ничего менять не надо! Мы всё, что вы напридумывали,  разорвём на кусочки.А если вы хотите их найти и собрать снова – вам придётся потрудиться!!! Ха - ха - ха!!!!

2 учительИтак, нам придётся отправиться в трудное путешествие, чтобы найти и собрать кусочки получившегося пазла.

1уровень

Перед вами перечень признаков как традиционных, так и интерактивных методов обучения. Попробуйте распределить их, разделив их на две группы, традиционное / интерактивное обучение.

Традиционное  обучение

Интерактивное обучение

Выступление представителей

Молодцы! Мы нашли первый кусочек пазла!

2 уровень

1 учительДавайте подумаем, всё ли так уж плохо было раньше и всё ли так хорошо в современных методах обучения?!

Задание: Прочитайтеположительные и отрицательные черты традиционной системы обучения и инновационныхметодов, опираясь на свой личный опыт и своё мнение. Скажите, с чем вы можете согласиться или категорически несогласны.

1. Традиционная система обучения

Особенности:

  • центральная роль преподавателя
  • отсутствие общего обсуждения
  • воздействие доминирует над взаимодействием

Условия:

  • у учащихся нет необходимого количества источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.)
  • недостаточно времени для поиска информации
  • большое количество учащихся
  • объем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения
  • слабый уровень первоначальной подготовки учащихся

Положительное и отрицательное:

2. Инновационные методы обучения

Опасности и трудности при применении интерактивных методов

  • превращение игры в соревнование;
  • межличностные и межгрупповые конфликты (агрессивность);
  • доминирование (попытка навязывания взглядов);
  • излишняя эмоциональность;
  • формализм и имитация творчества;
  • большие временные затраты;
  • нарушение участниками установленных правил  

Условия, необходимые для  применения интерактивных методов обучения

  • Подготовленность к обсуждаемой теме
  • Базовые коммуникационные навыки и умения
  • Повышенный интерес учащихся к теме занятия
  • Наличие дополнительных источников информации
  • Достаточное пространство для работы малых групп
  • Положительное и отрицательное        

Выступление желающих.

Спасибо выступающим! Мы нашли второй кусочек пазла!

3 уровень

2  учитель.  В отличительных признаках традиционной формы обучения и интерактивной мы разобрались.

 А чем отличаются активные и интерактивные методы обучения?

Задание: подберите схему к определению.

Проверка:

Пассивные методы– это форма взаимодействия учителя и ученика, при которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а ученики выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.

Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательных. 

Интерактивная технология своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

 (Появляются методы обучения.  – Знакомые понятия?

Потом -  интерактивные)

Интерактивный

 включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии  беседы, диалога с   кем-либо  

Вывод: Многое из этого перечня вам было знакомо и 20 и 30 лет назад. И мы скажем так: полностью организовать интерактивное обучение в условиях даже современной школы практически невозможно без применения уже узнаваемых, родных традиционных методов. Хороша золотая середина. 

Молодцы! Мы нашли третий кусочек пазла!

4 уровень

1 учитель.  Чтобы найти последний четвёртый кусочек нашего пазла, давайте определим Правила управления успехом на уроке

Применение интерактивных форм и методов обучения способствует созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для обучающихся. Поэтому мы  руководствуемся  основными  правилами управления успехом на уроке, поскольку выполнение их, в свою очередь, позволяет судить об уровне активности всех их участников.

  1. Если после урока у ребенка не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.
  2. Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать обучающегося.
  3. Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся.Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов - это важные компоненты залога успеха на уроке.
  1. Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.
  2. Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
  3. Учитель должен знать и весь класс, и каждого ребенка в отдельности. Он должен    много знать о детях, чтобы научиться в нужную минуту помочь им.
  4. Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.
  5. 80 % учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать домашние задания. Драма состоит в том, что дети и взрослые говорят на разных языках, вкладывают разный смысл в слова, и выдача домашних заданий без точной проработки того, что хотел бы получить учитель, какую задачу он ставит, нередко приводит учеников в состояние замешательства и понуждает отказаться от выполнения домашних заданий вообще. Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, нередко практикоориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.
  6. Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.

       11. Степень увлеченности обучающихся предметом выражается в их желании и готовности заниматься им после уроков.

      12. Учитель должен научиться включать обучающихся в коллективную познавательную деятельность.

Голос:Дорогие учителя ! Спасибо, что вы помните, что всё новое – это хорошо забытое старое. А мы поняли, что время не стоит на месте. Все, и учителя и ученики, меняются. Но остаётся главное –это взаимодействие между учителем и учеником, взаимоуважение и творчество. До свиданияяяя!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижен...

Активные методы обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

Стандарты второго поколение ориентированы на результат: личностные, предметные и метапредметные. Поэтому главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения о формиро...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...

Методы активного обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению, учат самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативны...

Методы активного обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению, учат самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативны...

Интерактивная составляющая урока в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

С 2011 года начальная школа работает по ФГОС НОО. какие изменения произошли в образовательной среде школы? Начали активно внедряться новые технологии обучения. ...

«Интерактивные методы обучения в начальной школе в условиях реализаци ФГОС»

Игра для педколлектива, раскрывающая интерактивные методы обучения....