Доклад по теме: "Влияние ИКТ на повышение учебной и творческой мотивации учащихся"
статья

Николаева Елена Викторовна

Использование ИКТ на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ikt.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Влияние ИКТ технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся»

Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.

Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса. Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям, привела к переосмыслению методов обучения и преподавания. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество. И решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс, целями и задачами которого является:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивнойдеятельности в условиях информационного общества через:

  • развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностямобщения с компьютером;
  • развитие творческого мышления;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современногообщества:

• подготовка обучаемых средствами информационных технологий к
самостоятельной познавательной деятельности;

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:

• повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализациивозможностей информационных технологий;

• выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Класс, в котором я работаю, оснащён мультимедийным проектором и интерактивнойдоской.

При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока, открывается возможность видео действия, возможность оперативного получения информации. Включение мною в процесс обучения аудио и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повысить интерес к учёбе. Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Смена ярких кадровизображающих картины природы, красочные рисунки, фотографии, исторические события, места, залы музеев, картинные галереи, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. Преимущества для учителя в использовании мультимедийных средств несомненное:

  • позволяет разнообразить любое занятие;
  • позволяет проверять задания, сделанные во время занятия, не затрачивая приэтом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
  • вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует
    профессиональный рост.
  • можно обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определеннымпотребностям учащихся.
  • экономию времени на уроке;
  • глубину погружения в материал;
  • делает занятия интересными и развивает мотивацию.
  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развитияличных и социальных навыков.
  • учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной,эффективной и динамичной подачи материала.

• начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Одним из эффективных методов организации обучения на уроках является

мультимедийная презентация.

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до аудитории. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах урока. Презентация становятся  незаменимым помощником: излагаемый материал в доступной форме показан на слайде, остается только дополнить его своими комментариями Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных.

Периодически в начальной школе используются на уроках электронные музыкальные физ.минутки, элементы здоровьесберегающих технологий, которые очень нравятся детям и способствуют не только сохранению и укреплению физического здоровья, но и  снимают нервное напряжение.

Продуктивность таких уроков очень высокая. Их продолжением является внеурочная деятельность. Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий курса, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Данная работа позволяет учащимся принимать участие в конкурсах, проектах разного уровня. Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Они помогают в создании компьютерных фильмов, презентаций по различной тематике,

Для ученика начальной школы важна постоянная смена деятельности на уроке, красочная наглядность. Добавляю к этому эффект необычности, неожиданности, анимации, звук - и получаю один из шагов к мотивации в обучении младших школьников. Такие уроки вызывают у учащихся познавательный интерес к предмету, активации мыслительной деятельности, что способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности ребёнка.

Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету. Поэтому на своих уроках я применяю интерактивные модули на дисках и из Интернета.

Сеть Интернет вообще несет громадный потенциал и становится составной частью современного образования. Пользуясь услугами сети сама, я приучаю к этому своих учеников. Они готовят сообщения, презентации, проекты, активно используя ресурсы сети. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию;
  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в
    информационном сообщении.

Среди программных средств использую РоwегРоint, Моviе Маkег.

Таким образом, использование ИКТ на уроке позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения при личностно-ориентированном подходе;
  • повысить объем выполняемой работы на занятии;
  • улучшить контроль знаний;
  • сформировать навыки исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к справочным материалам, электронным библиотекам и другим информационным ресурсам.

Следовательно, использование информационных методов в образовательном процессе позволяет учащимся не только более глубоко изучать школьные предметы, но и является необходимым элементом формирования УУД.

ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние ИКТ технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся»

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование УУД, акцент переносится на личностно - ориентированное о...

Доклад "Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся".

Доклад содержит информацию о том, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и активизировать их в течение всего урока....

Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся (из опыта работы)

Данный материал может быть полезен при подготовке к урокам в начальной школе и для выступления на педсовете или методическом объединении....

Доклад на ШМО «Влияние ИКТ технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся»

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка),обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышае...