Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля
статья

Голященкова Гульнара Равхатовна

Внутришкольный контроль представляет собой особый процесс, направленный на выявление структурных особенностей педагогического процесса.

Внутришкольный контроль обеспечивает целостный анализ, а также корректировку деятельности участников педагогического процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_uchastnika_golyashchenkova_g.r.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Голященкова Гульнара Равхатовна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СШ №21»,

г. Нижневартовск

Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля

Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций.

Внутришкольный контроль в условиях реализации ФГОС приобретает иное качественное содержание: персональная ответственность учителя и школы в целом, – две определяющие составляющие качества процесса обучения.

Обеспечение психолого-педагогических условий эффективности внутришкольного контроля проводится в несколько этапов. Необходимо дать полную характеристику каждому из этапов.

Первый этап – мобилизационный. Данный этап содержит в себе конкретные цели и объекты производимого контроля. На данном этапе происходит ознакомление педагогов с основными целями и задачами осуществляемого контроля.

На втором этапе происходит включение педагогов во всевозможные деятельности по строго определенной программе.

На уточняющем этапе происходит прием и анализ полученной информации. Здесь же происходит анализ умений, которые были приобретены учащимися.

В целом, эффективность контроля представляет собой увеличение качества педагогической работы как педагога, так и учащихся.

Система ВШК может и должна быть частью образовательной программы общеобразовательной организации. Создание локального акта о ВШК желательно, но обязательность его не регламентируется действующим федеральным законодательством.

Необходимая часть ВШК — контроль за устранением нарушений, выявленных в ходе внутренних проверок предыдущего года, а также в ходе контрольно-надзорных мероприятий органов исполнительной власти, на пример при наличии предписания об устранении нарушений.

Формы и виды ВШК многообразны, охватывают все стороны деятельности школы:

- тематический, фронтальный, персональный контроль;

- классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий контроль;

- предварительный, входной, промежуточный, итоговый контроль.

Способы реализации внутришкольного контроля:

- ВШК может осуществляться в виде плановых проверок.

- ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование проверок и доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

- ВШК может осуществляться в виде оперативных проверок.

- ВШК в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

При планировании необходимо учесть и пересечение интересов различных проверок, и возможность повторно рассмотреть вопросы, вызвавшие затруднения в прошлом году, в предыдущей проверке текущего года. Здесь же стоит учесть замечания внешних проверок, например проверок надзорно-контрольных органов в сфере образования, для выполнения составленных ими предписаний и составления отчетов о результатах выполнения предписаний.

Для перехода от внутришкольного (должностного) контроля к описанию и анализу системы внутренней оценки качества образования вернемся к федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО).

ФГОС НОО формулирует критериальные оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом. С введением стандартов нового поколения не осталось сомнений в вопросах структуры, содержания, места и роли внутренней системы оценки качества образования: «Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.»

Таким образом, внутришкольный контроль представляет собой особый процесс, направленный на выявление структурных особенностей педагогического процесса.

Внутришкольный контроль обеспечивает целостный анализ, а также корректировку деятельности участников педагогического процесса.

Можно легко проследить преемственность контроля и оценки администрация школы – учитель, учитель – учащийся: правильно организованный контроль и оценка снимают у учителя тревожность, волнение перед посещением учебных занятий в рамках внутришкольного контроля, формируют правильные целевые установки; в свою очередь, правильно организованный контроль и оценка учащихся снимают страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

В итоге выигрывают все участники образовательного процесса: ученик – учитель – лицо, осуществляющее внутришкольный контроль, а значит, повышается качество процесса обучения. Функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в деятельности учителя, методиста, администратора, руководителя, проанализировав причины неудачных результатов, наметить пути улучшения и осуществить корректировку. Именно учитель и школа сегодня ответственны за качество процесса обучения.

Список литературы

  1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
  2. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009.
  3. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2009.
  4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. 
  5. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007.
  6. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования.

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования....

Семинар-практикум «Аукцион педагогических идей» (психолого-педагогические условия создания ситуации успеха).

Цель: Содействие формированию у педагогов  потребности использования  в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей сре...

Проект программы психолого-педагогического сопровождения внутришкольной работы по профилактике конфликтного поведения в начальной школе

Конфликт – это всегда столкновение интересов, которые характеризуют ценностные ориентации и потребности конфликтующих. Причинами столкновений могут быть самые разнообразные жизненные проблемы. В социа...

Контроль прохождения программы Контрольная работа № 1 слушателя курсов вариативного учебного модуля «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» (72 часа)

Контроль прохождения программыКонтрольная работа № 1 слушателя курсов вариативного учебного модуля«Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» ...

Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.Все типы взаимодействия взаимосв...

Организация эффективных психолого-педагогических условий для успешной адаптации первоклассников с ОВЗ в школе

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых....