Сообщение на педагогическом совете «Использование проектов в начальной школе для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся».
материал

ПУШКОВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

Организация проектной деятельности является одним из условий максимально эффективного развития младших школьников. Именно в этом заключается актуальность данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_shmo.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Вараксинская основная школа


                    Сообщение на педагогическом совете;

«Использование проектов в начальной школе для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся».

                                                                                                           Выступление подготовила

Пушкова Галина Алексеевна,

высшая квалификационная категория

Не стареют слова К.Д.Ушинского о том, что главная цель обучения и воспитания – это дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу.


1.Теоретический раздел

В последние годы в отечественной педагогике возрос интерес к вопросам формирования творческого потенциала учащихся. Современному обществу нужны инициативные личности, способные творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.(Слайд 2)  Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.

Наблюдая за детьми

  • мы замечаем, как они с легкостью усваивают компьютерные программы и игры, вместе с тем фиксируем неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий в учебной практике, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. Знаем , а применить не можем.

В связи с этим, возникла необходимость дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью и был выбран метод проектов. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на приобретение и применение новых знаний путем самообразования.( Слайд-3) Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Не стареют слова К.Д.Ушинского о том, что главная цель обучения и воспитания – это дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу. В проектах игровых, творческих, информационных, исследовательских, социальных и прочих найдется интересная и посильная практическая работа для всех детей.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет профессию, будет жить творческой жизнью.

Организация проектной деятельности является одним из условий максимально эффективного развития младших школьников. Именно в этом заключается актуальность данной темы.

Цель моего выступления – показать, каковы особенности проектной деятельности в начальной школе и каким образом можно организовать проектную деятельность не только во внеурочной деятельности, но и на уроках. Поделиться своими находками позволяющими развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Роль проектов в формировании личностных и метапредметных результатов

Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности – это

– направленность на достижение конкретных целей;

– координированное выполнение взаимосвязанных действий;

– ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;

– в определённой степени неповторимость и уникальность.(Слайд-4)

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатовобразования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных метапредметных  результатов:

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные носители,

– сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, сеть Интернет).(Слайд-5)


Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в парах или в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений(Слайд-6)

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Основным методом развития коммуникативных  способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных, нестандартных задач с помощью метода проектов, исследовательской деятельности.

2. Практическая часть

Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

Стратегия работы над методом проектов.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность, нужно обязательно, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Наиболее эффективно проектная деятельность младших школьников реализуется во внеклассной и во внеурочной деятельности.

Из форм, продуктов проектной деятельности, имеющих место в практике, для начальной школы могут быть приемлемы газета, альбом, журнал, спектакль, коллекция, различного рода творческие письменные работы и доклады, утренник, выставка, компьютерная презентация, продукты творческой деятельности (поделки, рисунки и т.п.),исследовательские работы, проекты.

Как правило на уроках русского языка, математики и других предметах, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся, метод проектов имеет низкую эффективность; успешная проектная деятельность в начальных классах возможна в классах на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд. Для данных предметов вопрос о том, как изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос, что изучать в рамках данных курсов.

Важно помнить, что при подготовке любого проекта необходимо соблюдать и контролировать все этапы организации проектной деятельности.

1. Планирование начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Если форма выбора темы свободная, ведется поиск возможных вариантов тем. Затем предложенные учащимися темы проектов выносятся на обсуждение.

2. Аналитический этап. Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации. На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый ученик может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю (да и самому ученику) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль. Введение индивидуального журнала для ученика, на наш взгляд, зависит от конкретных ситуаций и не является обязательным.

3. Этап обобщения информации. На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

4. Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация). На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое (Слайд-7)представление результатов работы над проектом . Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.


С чего начинается работа. Во-первых, внеурочная деятельность и уроки технологии. Познакомились с библиотекой. Все для беспрепятственного поиска информации. В чем-то помогают родители. Изготовление книжек –малышек, плакатов по темам, мастерили, лепили, рисовали, вырезали. Но все это постепенно перешло и на остальные уроки. Для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности, хорошим опытом является работа над учебным проектом. Эти проекты, сделанные в рамках школьных предметов, привязаны к темам, изучаемым в ходе учебных курсов, и имеют определенную структуру. Особенно велика роль учителя на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Часто сложившаяся проблемная ситуация помогает поставить вопрос: зачем я буду это делать? Чего хочу добиться в итоге? Это позволяет спланировать ожидаемый результат. Продумав все эти вопросы, можно приниматься за работу. Да, именно за работу, потому что проектная система обучения провозглашает “обучение посредством делания”. Этот метод дает возможность развить базовые ключевые компетентности учеников: информационные и коммуникативные.

Небольшие учебные проекты, предлагаемые детям уже со 2-ого класса, хорошо подходят для формирования алгоритма проектной работы, дают возможность ребенку младшего школьного возраста приобрести необходимый опыт для дальнейшей исследовательской работы. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 уроками или 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Одним из результатов проектов является развитие умения личности сотрудничать с другими, что положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности. Работа над проектами довольна сложна и в действительности доступна не всем школьникам . Не только работа в группах позволяет преодолеть барьер страха и включиться в деятельность в любом этапе работы, но и возможность выбора темы.

Рассмотрим некоторые примеры. Ученикам предлагается общая тема «Сезонные изменения в лесу. Зима» Исходя из форм представления проекта предлагаем на выбор каждого ученика уже подготовленный материал.

Книжка-малышка «Зима в стихах», Памятка «Птицы зимой. Как помочь птицам?», Коллаж «Зима во всей красе.», презентация «Следы на снегу» , Книжка- раскладушка «Зимовье зверей»,»Лесная газета». Каждый выбирает то, над чем бы хотел работать. Группы получились разные, но с работой справились все.

Необходимо проконтролировать равносильность групп.(Слайд-8)

Следовательно, при работе на уроке они рассаживаются по своим группам.

Далее, обсуждается внутри каждой группы форма, в которой они будут представлять результат своей работы.

Важно определиться со сроками выполнения проектов. При обсуждении этого учитывается объем предстоящей работы, для того, что бы ученики могли правильно распределить свою работу по каждому этапу подготовки проекта.

Проектная деятельность позволяет формировать универсальные учебные действия путем исследовательской деятельности. Например, при изучении растительного мира исследуем какие растения и деревья ,ядовитые грибы встречаются в нашей местности, . Исследуем состав почвы наших земель, расположение водоемов в селе, в результате чего дети делают голубую карту-план села. Можно исследовать проблему загрязнения окружающей среды, в результате чего школьники вырабатывают грамотную позицию по отношению к окружающей природной среде, экологически целесообразной деятельности.

Но и долгосрочные проекты имеют место быть.

Так проект « Никто не забыт, ничто не забыто» включает в себя ряд мероприятий по реализации данного проекта. Урок технология: поделки, открытки, рисунки. На уроках окружающего мира «Путешествие по городам-героям» . Русский язык: сочинения, письма. Внеурочная деятельность : сбор материала о прадедушках и прабабушках, участниках ВОВ, встречи с ветеранами, работниками тыла.( Слайд-9)

Немаловажно участие в школьных проектах и акциях. «Неделя начальных классов». Конкурсы поделок к праздникам «23 февраля», «8 марта», «День космонавтики», «Расскажи мне о войне», «Неделя здоровья», «Новогодняя фантазия». «Концерт, посвященный дню матери», «Посвящение в первоклассники», «Концерт, посвященный дню Победы»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции (опросы, интервью.
Если выполнение проекта проходит в режиме внеклассных занятий, то можно привлечь родителей. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а помогали советом.
Особого выполнения в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта и его самооценка. Оценить процесс проектирования учащимся помогут следующие вопросы:

• Правильно ли сформулировали задачу?

• Соответствовало ваше исследование поставленным целям?

•Насколько хорошо вы использовали время?

• Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?( Слайд-11)

Защита проекта, как правило, осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о проекте.
План выступления школьника может быть таким:

• Почему мы начали разрабатывать именно этот проект?

• Какие были предварительные исследования? Что они выявили?

• Какая основная идея проекта?

• Кто тебе помогал?

• Как оценили твой проект твои товарищи, родители?

• По каким этапам выполнялся проект?

• Как улучшить проект?

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов, можно отметить дипломами, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, пикник, поход в театр, музей и т.д.

Работы , выполненные на уроке можно показать на выставках, оформить уголки и стенды, заполненить портфолио.

Результатом работы по внедрению метода проекта может служить урок выстроенный для работы в группах, кружковая работа по предмету. Создание направления внеурочной деятельности «Школа всезнаек» в 1-2 классах, «Юный исследователь» в 3-4 классах. Работа в консультировании и продвижении индивидуальных проектов. Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель. Мероприятия по предмету в классе с приглашением родителей. Участие  в районной научно – практической конференции с защитой учебных проектов, участие в олимпиадах и конкурсах-особая форма работы с проектами, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать интеллектуальные способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению, литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует развитию коммуникативных  компетенций, сотрудничеству с педагогами, сверстниками, старшими школьниками, родителями и кропотливой работе по самосовершенствованию.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

  • успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
  • знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
  • выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
  • проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
  • детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

В процессе формирования творческой деятельности учащихся и коммуникативной компетентности через участие в проектной деятельности младшие школьники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, должны перейти на более высокий итоговый уровень. Возрастает интерес к познанию учебного материала. Полученные результаты свидетельствуют о том, что участие школьников в проектной деятельности успешно повлияет на формирование коммуникативной компетентности и на развитие творческих способностей. 

Прогноз ожидаемых результатов: повышение уровня качества знаний; создание условий для разностороннего развития личности; формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности; активизация мотивации к обучению.

Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих рефлексию. Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию коммуникативной компетентности школьников и формированию творческой личности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект в начальной школе – первый шаг на пути к исследовательской деятельности учащихся.

Содержит материал о проектной деятельности учащихся начальной школы...

«Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».

Материал по теме "Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся"...

мастер-класс "Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников"

В мастер-классе рассказывается о том, как с помощью применения данного метода можно сделать уроки окружающего мира более интересными и познавательными....

Обобщение опыта работы по использованию проектной и исследовательской деятельности для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся начальных классов

Обобщение материала по работе над проектной и исследовательской деятельностью учащихся начальных классов. В тексте отражены формы и методы используемые мной во внеурочной деятельности. ...

"Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников", мастер-класс

Мастер-класс об использовании метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе....

«Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету»

laquo;Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету»...