Мультимедийная презентация как современное ТСО младших школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Роньжина Анжелика Леонидовна

         Современная педагогика интенсивно развивается, пополняясь новыми концепциями, подходами, технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества.

Так одним из важнейших направлений современного образования является его информатизация. Под информатизацией принято понимать процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsya_rabota.doc432.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

 …Все люди одинаково успешно могут

овладевать любыми областями знаний.

                                                              Дело не в способностях, а в организа-

                                       ции процесса обучения.

Н.А. Пугал

        Современная педагогика интенсивно развивается, пополняясь новыми концепциями, подходами, технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества.

Так одним из важнейших направлений современного образования является его информатизация. Под информатизацией принято понимать процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [3,5].

Именно сегодня формируется поколение людей, на плечи которых ляжет основная часть работы по обновлению жизни нашего общества. Однако многие вопросы по перестройке звеньев нашего образования решаются с трудом и недостаточно динамично. Один из них – низкий уровень материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса, не соответствующий многим мировым стандартам [4,384].

Вопросами изучения технических средств обучения, технологиями и методами их применения занимались в разные годы известные ученые-педагоги: А.В. Смирнов, К.В. Петров, К.М. Тихомирова, Т.С. Назарова, И.И. Дрига, Л.П. Прессман, С.Г. Шаповаленко, Л.С. Зазнобина, Г.И. Рах, Т.В. Габай, Ю.О. Овякимян и многие другие. Эти ученые заложили дидактические основы применения технических средств в учебном процессе.

В современных образовательных учреждениях в последние годы значительно расширился арсенал технических средств обучения, применяемых учителями в своей работе. Но и они постоянно совершенствуются в соответствии с развитием науки и техники.

Наиболее востребованными на сегодняшний день считаются мультимедийные средства обучения. Накопленный опыт использования в обучении систем мультимедиа пока еще невелик, но уже показателен.

Эффективным продуктом мультимедиа является мультимедийная презентация. Так, использование мультимедийной презентации при обучении младших школьников способствует развитию у них интереса к изучаемому материалу, наблюдательности, умений анализировать, систематизировать и обобщать получаемую информацию. В конечном итоге мультимедийная презентация оказывает влияние на повышение качества знаний учащихся. Это обусловлено тем, что при использовании мультимедийной презентации обеспечивается более полное восприятие изучаемых объектов и более четкое выделение в них существенных свойств, сторон, взаимосвязи изучаемых явлений и процессов.

Всё вышесказанное определяет актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы. Кроме того, недостаточная разработанность данной проблемы с теоретической точки зрения также обусловила выбор темы: «Мультимедийная презентация как современное техническое средство обучения младших школьников».

Объект исследования: технические средства обучения.

Предмет исследования: мультимедийная презентация как современное техническое средство обучения младших школьников.

Проблема: каковы возможности использования мультимедийной презентации при обучении младших школьников?

Цель: изучение мультимедийной презентации как современного технического средства обучения младших школьников.

Задачи:

  1. Раскрыть теоретические аспекты применения современных технических средств обучения.
  2. Разработать и апробировать на практике серию уроков с применением мультимедийной презентации для учащихся 1 класса.
  3. Разработать рекомендации для учителя (студентов) по созданию мультимедийной презентации.

Методы исследования: анализ, синтез, классификация, обобщение.

Структура  выпускной квалификационной  работы представлена следующими компонентами: «Введением», где раскрывается актуальность выбранной темы.  В главе  «Теоретические аспекты применения современных технических средств обучения» рассмотрены различные подходы к определению понятия «технические средства обучения», дана краткая характеристика современных технических средств обучения; описаны различные подходы к их классификации; дано определение понятиям «мультимедиа», «презентация», «мультимедийная презентация»,  описаны возможности  использования мультимедийной презентации в начальной школе на различных уроках. В главе «Опытно-практическая работа по применению мультимедийной презентации на уроках обучения чтению» представлены этапы, задачи; план опытно-практической работы;  фрагменты уроков для иллюстрирования дидактических возможностей мультимедийной презентации на уроках обучения чтению; раскрыты требования, предъявляемые к созданию мультимедийной презентации. «Заключение» представляет собой анализ выполненной работы.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Общее понятие о современных технических средствах обучения

Современное общество вступило в информационный век. И технические средства обучения уже довольно давно вошли в наши образовательные учреждения и в течение второй половины XX в. получили  широкое распространение.  В современных учебно-воспитательных учреждениях в последние годы расширился арсенал средств обучения, применяемых учителями и воспитателями в своей работе. Средства обучения постоянно совершенствуются  в соответствии с развитием науки и техники. Качество современного учебно-воспитательного процесса тесно связано с коренными улучшениями технологий и методов обучения и воспитания, что в свою очередь зависит от применения педагогами комплекса технических средств обучения.

Подтверждением этой мысли могут служить результаты исследования, проведенного ЮНЕСКО. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Следовательно, необходимость применения технических средств обучения, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, - управление, проектирование, исследование и т. п. Необходимость технических средств обучения обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство только вербальными средствами и с помощью мела и доски. Кроме того, технические средства обучения позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации. Многие современные технические средства, вплоть до персональных компьютеров, стали или становятся привычными в повседневном быту многих обучаемых [3,17].

Технические средства обучения при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время.

В педагогике существуют различные подходы к толкованию технических средств обучения. Рассмотрим некоторые из них:

Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Технические средства обучения объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся [2,17].

Технические средства обучения – совокупность предметов и устройств, которые выполняют информационную, управляющую или тренирующую функции [3,24].

Технические средства обучения – это «орудия» учебной деятельности. Их основные функции – представление информации, управление процессом обучения и контроль за его ходом [10,8].

Безусловно, существует множество других подходов к определению рассматриваемого нами термина. Мы считаем, что наиболее емким является определение из «Педагогического энциклопедического словаря».

 Технические средства обучения – средства, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация [8,289].

Ведь к техническим средствам обучения относится как сама аппаратура (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны и т.д.), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, видеозаписи, кинофильмы, т. е. экранно-звуковые средства.

Представим характеристику некоторых технических средств обучения.

Итак, к современным техническим средствам обучения относятся:

Компьютер (персональный компьютер) – это устройство для ввода, хранения, обработки и передачи информации. Конфигурация компьютеров достаточно разнообразна. Под конфигурацией персонального компьютера обычно понимают возможность работать с определенным набором устройств. Жесткие требования и конфигурация компьютера предъявляют современные программные продукты, причем эти требования постоянно растут с точки зрения состава устройств, объемов памяти всех видов, быстродействия процессора, скорости передачи данных между устройствами и других параметров. Срок «морального» старения компьютеров очень короткий – около двух-трех лет [4,366].

Мультимедийный проектор – устройство для проекции видеоизображений на большой экран, напрямую подключаемое к компьютеру или источнику видеосигнала (видеомагнитофону, видеокамере и др.)  вместо компьютерного монитора (монитор компьютера подключается к выходу проектора) или телевизора.

Мультимедийный проектор  включает в себя функции видеопроектора, но кроме них работает с различными компьютерными системами (IBM PC,  MAC). Многие модели имеют функции автоматического масштабирования и фокусировки, коррекции изображения, снабжены системой стереозвучания, обладают достаточной яркостью, чтобы работать в помещении без затемнения [4,365].

Экран – это средство, предназначенное для показа видеоизображения. Правильный выбор размера и тип экрана, места его размещения не такая простая задача. Выбор экрана зависит от проектора, который предполагается использовать вместе с ним. Экран должен быть виден всем зрителям и не искажать изображение. Экраны могут быть стационарно расположенные и переносные [4,368].

Интерактивная доска - это большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и мультимедиа проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. Она повышает заинтересованность учеников, а следовательно, и эффективность обучения. С ней занятия становятся более динамичными [12].

Все вышепредставленные и другие технические средства обучения становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом учителя, где обучение стало творчеством.

Они раскрывают не только внешние стороны изучаемых явлений, процессов, объектов, но и их внутреннюю сущность, связи между отдельными явлениями природы и общества. Технические средства обучения позволяют ознакомить учащихся с явлениями, которые трудно или невозможно воспроизвести в школьных условиях, показать процессы, недоступные непосредственному наблюдению.

Комплексное, систематическое и грамотное  использование технических средств обучения всех видов создаёт условия для решения основной педагогической задачи — улучшения качества обучения школьников.

Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. В настоящее время в педагогике не единого мнения по поводу данного вопроса. Можно выделить несколько подходов к классификации технических средств в зависимости от параметров, положенных в её основу.

При этом одна и та же аппаратура может попадать в одну группу при классификации по одним признакам и в другую при классификации по другим параметрам.

Самым простым подходом к классификации техники можно считать функциональный. В зависимости от выполняемых функций можно выделить следующие признаки группировки техники:

По степени универсальности наибольший спектр работ позволяет выполнять компьютер. Кроме традиционных для компьютера функций, таких как подготовка текстовой или графической информации; работа с базами данных или абонентами компьютерных сетей и других; все большее значение приобретает подготовка и демонстрация видеофильмов на различных носителях; создание, обработка и прослушивание музыкальных произведений; обращение к мировым источникам текстовой, видео или аудио информации, работа с телевизионным сигналом в цифровом формате [4,376].

По функциональному назначению технические средства обучения подразделяют на:

  • технические средства передачи учебной информации: диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры,  ПЭВМ и т. п.

Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму;

  • технические средства контроля знаний: объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие технические средства обучения бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы;
  • тренажерные технические средства: специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям; 
  • средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос.

Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться дальше только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта;  

  • вспомогательные средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами компьютерной техники и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т.п.

Кроме того существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения - комбинированные технические средства, выполняющие несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы [3,25].  

По принципу устройства и работы компьютерной техники выделяют механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные технические средства обучения.

По роду обучения выделяют технические устройства индивидального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования [2,52].

По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные средства.

По характеру предъявления информации технические средства обучения можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства [3,27].

В сфере образования издавна применяются технические устройства, увеличивающие обучающие способности учителя – технические средства учебного процесса. Ученые выделяют  различные классификации таких технических средств обучения.

Так, в начале 1970-х гг. А. Г. Молибог выдвинул следующую идею классификации технических средств обучения:  по назначению – технические средства информации, контроля, тренажерные и вспомогательные; по принципу устройства – звукотехнические, светотехнические, малые кибернетические, цифровые вычислительные, электронные моделирующие и электронно-механические; по характеру воздействия на органы чувств обучаемого – с воздействием на органы зрения, слуха и комбинированные; по логике работы – с линейной и разветвленной программой работы; по характеру обратной связи – без обратной связи, с выборочным ответом и со свободным конструированием ответа; по роду обучения – индивидуального, группового и поточного использования.

Во второй половине 1980-х гг. С. И. Архангельский предложил следующую классификацию технических средств обучения: универсальные логическо-информационные быстродействующие ЭВМ; контрольно-тренировочные устройства, позволяющие управлять «выдачей» определенных учебных заданий и оценивать ответы на поставленные вопросы; аналого-тренажерные устройства, способные обучать практическим действиям и осуществлять контроль над полученными знаниями, умениями и навыками.

Эту линию  в начале 1990-х гг. продолжил И. И. Тихонов, который предполагал, что в основу классификатора технических средств обучения должен быть положен информационный принцип. Он предложил следующую классификацию: средства информационные, средства информационно-контрольные, средства регистрации. Указанный подход, по его мнению, помогает рассматривать все виды технических средств с точки зрения движения информации в учебном процессе [4,385].

Анализ педагогической литературы позволили сделать следующий вывод: технические средства обучения являются инструментом для создания обучающей среды. Следует отметить, что такие сложные объекты, как технические средства обучения могут быть классифицированы и по другим, не рассмотренным нами признакам. Однако классификация по функциональному назначению является самой распространенной, так как наиболее глубоко раскрывает сущность и возможности технических средств обучения. А грамотное комплектование технических средств обучения в процессе обучения с учетом содержания учебного материала определяет эффективность их использования.

  1. Дидактические основы применения технических средств обучения

До недавнего времени средства обучения ограничивались голосом, классной доской с мелом, учебниками и наглядными пособиями. Сегодня в связи с развитием информационной техники, с потребностью активизировать познавательную деятельность обучаемых и облегчить труд преподавателя, в частности в связи с реализацией программированного обучения, появилось множество разнообразных средств организации и осуществления учебного процесса.

И теперь уже проблемой для учителей зачастую является правильный выбор из изобилия средств, в наибольшей степени отвечающих планируемому характеру взаимодействия с обучаемыми. Облегчению выбора служит ясное понимание учителем цели организуемого им взаимодействия и знание нужных ему для этого средств. Современная техника открывает перед учителями большие возможности для  повышения эффективности учебного процесса.

Качество проведения занятий в школе зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:

  • являются источником информации;
  • рационализируют формы преподнесения учебной информации;
  • повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
  • организуют и направляют восприятие;
  • обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность;
  • наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;
  • создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации;
  • усиливают интерес учащихся к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;
  • делают доступным для учащихся такой материал, который без технических средств обучения недоступен;
  • активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
  • являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
  • иллюстрируют связь теории с практикой;
  • создают условия для реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения;
  • экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа [10,68].

Важной дидактической особенностью технических средств обучения является возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов.

Для определения роли, места и влияния на протекание  педагогического процесса технических средств необходимо выявить их функции.

Функции технических средств в учебно-воспитательном процессе многообразны. Наиболее значимыми из них являются:

  1. Коммуникативная функция или функция передачи информации.

  1. Управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.
  2. Кумулятивная, т. е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации. Данные процессы осуществляются через комплектование и создание фоно- и видеотек, накопление, сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий.
  3. Научно-исследовательская функция связана с преобразованием учащимися информации, получаемой с помощью компьютерной техники с исследовательской целью, с поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации [3,27].

Рассмотрим, каким образом использование технических средств обучения в педагогическом процессе способствует реализации принципов его организации [5,112].

Принцип гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса – находит свое отражение в обращенности к личности субъектов педагогического взаимодействия, расширение их участия и сотрудничества в нем. Современные технические средства расширяют возможности использования самых различных методов и приемов в работе с детьми с учетом их возраста и уровня развития и подготовленности: от умственно отсталых детей и детей с проблемами тех или иных анализаторов до способных и талантливых детей.

С любой категорией детей процесс воспитания и обучения с помощью технических средств обучения можно организовать не только интересно и полноценно по информационной насыщенности, но и адекватно их возможностям.

Принцип культуросообразности, суть которого состоит в том, что в процессе обучения и воспитания необходимо прежде всего знакомить подрастающее поколение с богатством культуры и самобытностью того народа и общности, в которой оно растет и развивается, с мировой культурой и ее неисчерпаемым потенциалом. Без технических средств обучения реализовать данный принцип довольно трудно. Один учебный фильм о культуре любой страны даст информации столько, сколько учитель не сможет дать за много уроков, не говоря уже о яркости, образности, точности и насыщенности получаемых знаний и представлений.

Принцип природосообразности заключается в том, что воспитание и обучение должны строиться в соответствии с природой и спецификой каждого возрастного этапа развития человека и в соответствии с природой и индивидуальными возможностями каждого воспитанника. Для реализации этого принципа технические средства обучения, особенно современные, обладают неисчерпаемыми возможностями вплоть до создания индивидуальных программ обучения и интеллектуальных программ, которые подстраиваются под особенности конкретного ученика.

Принцип научности, доступности, систематичности и последовательности. Принцип научности реализуется, когда с помощью технических средств обучения передаются прочно установившиеся в науке знания и показываются самые существенные признаки и свойства предметов в доступной для учащихся форме. Принцип доступности обучения, т. е. соответствия содержания и методов изложения материала возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, также лежит в основе применения современных технических средств обучения: применение их на уроке, прежде всего, вызвано необходимостью облегчить усвоение учебного материала.

Без принципа систематичности (строгой логической последовательности изложения) не мыслится ни одно пособие, кинофильм, диафильм, теле- или радиопередача, рассчитанные на определенное место в системе уроков или на данном конкретном уроке в логической связи с его материалом [9,198].

Принцип сознательности, активности и самодеятельности также имеет непосредственное отношение к техническим средствам обучения. С их помощью учащиеся лучше разбираются в фактах и явлениях, они пробуждают инициативу, учат применять получаемые в школе знания.

Активность мышления стимулируется с помощью технических средств путем создания проблемных ситуаций: учащихся направляют по поисковому пути приобретения знаний, когда умышленно создается такое положение, выход из которого ищут сами ученики. Открывая неизвестное и решая поставленные в фильме или передаче задачи, учащиеся сами извлекают знания и делают выводы.

Активизация обучения тесно связана с формированием устойчивого познавательного интереса. Технические средства обучения вызывают такой интерес своими изобразительными возможностями, тем, что даже известный материал, представленный в экранно-звуковом виде, приобретает новые стороны, выглядит иначе, чем представлялось.

Принцип наглядности - принцип, породивший всю систему технических средств, определяющий их направленность, отбор содержания, разработку соответствующих дидактических средств и технических устройств [9,191].

Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития, единства знаний и поведения побудил к разработке контрольных технических средств обучения, всевозможных тренажеров, а с момента начала использования компьютерных технологий – к разработке соответствующих программ [9,194].

Специально применительно к техническим средствам обучения необходимо сказать о таких принципах, как принцип меры и принцип комплексного характера их использования. Иногда, разнообразные и неиссякаемые возможности технических средств обучения и у ряда учителей порождают увлечение ими, и тогда эти средства превращаются в самоцель. Все хорошо в меру - правило, которое применительно к педагогике можно было бы назвать вторым «золотым правилом» воспитания и обучения. Любое, самое великолепное средство или метод обречены на провал, если учитель теряет чувство меры в их использовании. Высокая информационная емкость дидактических материалов для технических средств обучения и компьютерных программ не должна идти в ущерб восприятию и усвоению учебной информации учащимися. Существует оптимальная информационная емкость восприятия, превышение которой неизбежно приведет к снижению качества усвоения учебного материала, и вследствие этого значительная часть информации останется неусвоенной. Поэтому беспредельно увеличивать информационную насыщенность педагогического процесса с помощью технических средств обучения нельзя [5,34].

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что ни одно из используемых в школе технических средств обучения, нельзя противопоставить другому, так как каждое из них относительно выигрывает перед остальными лишь в определенныx учебных ситуациях, при решении определенных дидактических задач. Поэтому необходимо их использовать как по отдельности, так и в сочетании одного с другим [6,108].

Кроме того, являясь составной частью комплексов средств обучения, технические средства обучения должны использоваться в сочетании с печатными учебно-наглядными пособиями, приборами, макетами, натуральными объектами, действующими моделями и другими традиционными средствами обучения.

Технические средства обучения не могут вытеснить из учебно-воспитательного процесса непосредственных наблюдений изучаемых явлений в природе или реальной жизни.

А эффективность технических средств обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда учителя и учащихся, материально-техническим условиям и возможностям.

  1. Общее понятие о мультимедийной презентации

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный постоянно движущийся процесс.
Поэтому наиболее важными задачами, стоящими перед учителем начальной школы, являются:

  • расширение кругозора учащихся;
  • углубление их знаний об окружающем мире;
  • активизация умственной деятельности детей;
  • развитие речи школьников.     

Реализации этих и других задач в практике работы учителя начальных классов способствует использованию современных технических средств обучения.

 Применение новейших технических средств приводит к появлению в педагогике новых понятий. Одним из них является понятие «мультимедийная презентация».

Мультимедиа (от латинского  Multum + Medium) — одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере [11,14].

"Презентация” - переводится с английского как "представление”.

Мультимедиайная презентация - это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации. Мультимедийные презентации это действительно удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка [11,15].

Мультимедийная презентация - это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от других способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя [11,11].

 А одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта при обучении. Ведь в результате многочисленных исследований было доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации [6,78].
       Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпановать учебный материал, исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета. Это что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

При внедрении мультимедийной презентации на уроке следует придерживаться следующих методических правил:
1) мультимедийная презентация является не самоцелью, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества обучения, на повышение его эффективности;
2) мультимедийная презентация оптимально используется в традиционной системе образования с учетом педагогической целесообразности, требующей всесторонней оценки эффективности её применения в сочетании с различными педагогическими технологиями;
3)     в качестве наиболее значимых ценностных ориентиров использования мультимедийной презентации  выбираются обращение к личности обучаемого; создание максимально благоприятных условий для овладения им социально накопленным опытом, заключенным в содержании образования; направленность не только на получение глубоких и фундаментальных знаний, развитие мышления учащихся, его творческой индивидуальности и т.д., но и, в первую очередь, на проявление его самостоятельности - на саморазвитие и самореализацию личности;
4)     мультимедийная презентация  не подменяет учителя и не замещает его основных функций, а опредмечивает и усиливает отдельные приемы и компоненты его деятельности, перераспределяет отдельные функции учителя между учащимся и компьютером, оптимизирует профессионально-педагогическую деятельность.

         Использование мультимедийных презентаций на уроках позволяет сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Для создания презентации учитель может использовать практически любой материал. Кроме того, у него исчезает  нет необходимость готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения. Всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске.

      Уроки с использованием мультимедийных презентаций особенно актуальны в начальной школе. Так как у учеников1-4 классов преобладает наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение [7,270]. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов.

Кроме того, использование мультимедийных презентаций на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Использование мультимедийных презентаций при этом способствует реализации основных принципов активизации познавательной деятельности:

  • принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач – организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру должна максимально приближаться к реальной деятельности;
  • принцип проблемности – необходимо путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других учащихся, основываясь на своем или чужом опыте, логике;
  • принцип мотивации – активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов.  Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить;
  • принцип индивидуализации – это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося;

принцип исследования изучаемых проблем – очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер [12].

Каковы же возможности использования мультимедийной презентации в начальной школе на уроках?

На уроках обучения грамоте мультимедийная презентация открывает большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности. Они кроются в картинности текстового и иллюстративного материала и дают толчок детской фантазии, работе  воображения.

Необходимо отметить, что при этом важную роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, то есть движение картинки, буквы, слова.

На уроках русского языка также эффективно использование мультимедийной презентации. Словарную работу, минутку чистописания, упражнения на закрепление – всё это наглядно можно отразить в презентации на слайдах. Очень удобно использовать презентацию при работе

над сочинением: план, вопросы, сама картина – всё это перед глазами детей. Разнообразные красочные иллюстрации добавят положительных эмоций детям и сделают урок интересным, увлекательным.

     

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки – всё становится интересным, если этот материал представить в виде мультимедийной презентации.

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, может осуществляться демонстрация примеров, задач, епочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. На математике важное место в уроке отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность, как важное средство формирования математических понятий. Иллюстрации, чертежи, схемы, таблицы к задаче также можно представить посредством презентации.

Мультимедийная презентация для уроков окружающего мира является незаменимой находкой. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот природы, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверки знаний организовать становится намного проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

В начальной школе использование мультимедийной презентации возможно на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. А также при проведении классных часов, внеклассных занятий и использовании других форм воспитательной работы. Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Грамотное использование возможностей мультимедийной презентации в начальной школе способствует:

  1. достижению целей обучения;
  2. активизации познавательной деятельности, повышению эмоциональности урока, повышению интереса учащихся к учению;
  3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников [5,47];
  4. повышению уровня комфортности обучения, создания доброжелательной атмосферы на уроке [5,55];
  5. снижению дидактических затруднений у учащихся;
  6. повышению качества успеваемости школьников.

Кроме того, использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе:

  • открывает большие перспективы проведения уроков на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью мультимедийной презентации, оправдывает себя во всех отношениях. Кроме того, уроки с использованием презентации отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям даже дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, начинают активно высказывать свое мнение, рассуждать. 

ВЫВОДЫ

Изучение теории вопроса позволило сделать ряд выводов.

Современная педагогика интенсивно развивается, пополняясь новыми концепциями, подходами, технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества. Одним из важнейших направлений развития современного образования является его информатизация.

Современное общество вступило в информационный век, который предъявляет новые требования и к образованию. Качество современного учебно-воспитательного процесса тесно связано с коренными улучшениями технологий, методов обучения и воспитания, комплекса технических средств обучения.

Одной из задач школы на современном этапе является гуманизация процесса обучения, которая находит свое отражение в том, что наряду с дидактическими целями обучения, большое внимание уделяется целям развития обучающихся, формированию их индивидуальности и информационной культуры.

Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей в условиях неуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от преподавателя знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий, владения прогрессивными методами и средствами современной науки. Поэтому нужно рассматривать поиск путей овладения современными технологиями в качестве перспективного и своевременного направления повышения эффективности процесса обучения в школе. Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа.

Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса.

         Мультимедийные презентации позволяют сделать уроки более интересными, продуманными, мобильными. Постепенно исчезает необходимость готовить к уроку массу наглядного материала: энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на электронном носителе. А использование мультимедийной презентации  на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. В результате такой деятельности усиливается  положительная мотивация обучения, активизируется познавательная деятельность обучающихся. А результатом становится осознанное усвоение учебного материала.

2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПЕЗЕНТАЦИИ НА УРОКАХ  ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

2.1. Задачи и организация опытно-практической работы

Опытно-практическая работа по использованию мультимедийной презентации была организована на базе МБОУ СОШ № 2 во 1 а классе.

Сроки опытно-практической работы: с 13. 01. 14 по 09.02.14.

Этапы работы: проектировочный, исполнительский.

На проектировочном этапе работы:        

  • были определены цели и задачи опытно-практической работы;
  • изучен календарно-тематический план по обучению чтению для 1 класса;
  • были подобраны и систематизированы материалы для конспектов уроков с использованием мультимедийной презентации;
  • были разработаны конспекты уроков с использованием мультимедийной презентации (в соответствии с планом).

На исполнительском этапе:

  • осуществлялась деятельность по реализации задач практической части работы;
  • проведена апробация разработанных уроков обучения чтения с использованием мультимедийной презентации (в соответствии с планом);
  • были разработаны рекомендации учителю по применению мультимедийной презентации в процессе обучения чтению.

Задачи опытно-практической работы:

  1. Составить план уроков с использованием мультимедийной презентации.
  2. Подобрать дидактический материал для составления конспектов уроков (в соответствии с планом) и мультимедийных презентаций.
  3. Разработать конспекты уроков (в соответствии с планом) с использованием мультимедийной презентации.
  4. Апробировать уроки с использованием мультимедийной презентации в ходе преддипломной практики.
  5. Разработать рекомендации учителю по применению мультимедийной презентации в процессе обучения чтению.

В опытно-практической работе принимали участие учащиеся 1а класса количестве 25 человек.

Список учащихся:

  1. Б. Денис
  2. Б. Екатерина
  3. Бар. Екатерина
  4. Бел. Екатерина
  5. З. Дмитрий
  6. З. Никита
  7. И. Илисафа
  8. И. Александр
  9. К. Анастасия
  10. Кор. Анастасия
  11. Л. Ангелина
  12. Л. Никита
  13. М. Яна
  14. П. Алена
  15. М. Ольга
  16. П. Елизавета
  17. П. Юля
  18. П. Екатерина
  19. Р. Виктория
  20. Ф. Эльвира
  21. Ф. Илья
  22. Ч. Егор
  23. Ч. Валерия
  24. Ш. Роман
  25. Ц. Ярослав

2.2. Разработка уроков обучения чтению

Содержание опытно-практической работы представлено в Таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Планирование уроков с использованием мультимедийной презентации.

п/№

Дата:

Тема:

Цель применения мультимедийной презентации:

1

12.01.14

Согласные звуки [б], [б’], строчная буква б.

активизация внимания учащихся;

2

17.01.14

Заглавная буква Б. Упражнения в чтении.

обеспечение первичного запоминания новой учебной информации;

3

24.01.14

Согласные звуки [з], [з’], строчная буква з.

решение обучающей задачи;

4

26.01.14

Согласные звуки [х], [х’], буква х. Слова-междометия.

обеспечение более осознанного усвоения изучаемого материала посредствам дидактической игры;

5

31.01.14

Заглавные буквы Ж, Х.

обеспечение наглядности в ходе решения обучающей задачи;

6

2.02.14

Согласный звук [ч’], буква ч, строчная  буква ч.

активизация внимания и познавательной деятельности школьников в ходе решения обучающей задачи;

7

6.02.14

Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

установление правильности и осознанности усвоения нового материала; выявление пробелов при первичном осмыслении изученного, их коррекция;

8

9.02.14

Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф.

активизация внимания и познавательной деятельности школьников в ходе решения обучающей задачи.

В работе представлена серия уроков обучения грамоте с использованием мультимедийной презентации. Рассмотрим фрагменты уроков с использованием мультимедийной презентации.

  1. Тема занятия: «Согласные звуки [б], [б’], строчная буква б».

Цель: познакомить детей со строчной буквой б, звуками [б], [б’].

Задачи:

Образовательные: дать знания о букве б, звуках [б], [б’]; учить читать слова, слоги с этой буквой, показать сходства и различия в произнесении звуков [б], [б’]; [п], [п’].

Развивающие: развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать уважение к друг другу; формировать коммуникативные учебные действия.

2. Артикуляционная гимнастика

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А сейчас мы подготовим наши язычки и губы для дальнейшей работы. Приготовились к выполнению упражнения: сели красиво, спинки выпрямили.

Покажите как шипит гусь, когда злится на кого-нибудь? Слайд 2.

Покажите, как спускается воздух в шаре? Слайд 3.

А как звенит комарик? Слайд 4.

Покажите, как бекает барашек, гуляя на лугу? Слайд 5.

Ш-ш-ш….

С-с-с-с….

З-з-з-з…

Бе-бе-бе…

5.3 Чтение слов.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прочитайте слог и соответствующее ему слово из 1 или 2 столбика. Слайд 12, 13, 14.

Прочитайте самостоятельно слова 3 столбика. Слайд 15. Значение каких слов вам непонятно?

Что общего у вех этих слов?

Чем различаются слова этого столбика?

Что означает каждое слово?

Чтение 4 столбика слов.

Какая часть слова общая? Это однокоренные слова? Проверим. Выясним значение этих слов.

Банк – учреждение, которое производит денежные операции. Слайд 21, 22.

Банкир – владелец банка. Слайд 23, 24.

Банкнота – бумажные деньги. Слайд 25, 26.

Банкрот – разорившийся человек. Слайд 27, 28.

Ба-бант. Би-бинт, билет.

Бо-борт.

Бу-бусы. Бы-бык, бы-были.

бра

брак

брат

брод

Они односложные, начинаются со звука [б].

Написанием, значением, количеством букв и звуков.

Бра - настенный светильник. Слайд16.

Брак – 1)семейные отношения между мужчиной и женщиной. Слайд 17.

  1. Недоброкачественный  предмет производства. Слайд 18.

Брод  - мелкое место в реке, озере. Слайд 19.

Слайд 20.

банк

банкир

банкнота

банкрот – неоднокоренное слово.

В первом фрагменте урока мультимедийная презентация способствует активизации внимания учащихся. Второй фрагмент показывает возможность использования мультимедийной презентации при проведении словарной работы с целью обогащения словарного запаса учащихся.

Опора на зрительный образ, представленный в презентации способствует осмыслению нового понятия.

Конспект урока с использованием данной мультимедийной презентации представлен в Приложении 1.

  1. Тема занятия: «Заглавная буква Б. Упражнения в чтении».

Цель: познакомить с правилами употребления заглавной буквы Б.

Задачи:

Образовательные: упражнять в чтении слов, предложений с новой буквой; дать знания о заглавной Б.

Развивающие: развивать речь, воображение, память, мышление.

Воспитательные: воспитывать у детей любовь к чтению книг, патриотические чувства.

4.  Чтение слов.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прочитайте слова 1 и 2 столбика. Слайд 5.

Что здесь написано? Почему с заглавной буквы?

Что интересного вы заметили?

Кому принадлежат имена и фамилия в 1 и 2 столбике?

Как вы догадались?

По какой букве определили?

Чтение слов 3 и 4 столбиков. Слайд 6.

Бунин, Блок, Берестов – кто это? Как сказать это одним словом?

Берестов В.А. написал такие произведения как «Про машину», «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Картинки в лужах».

У Блока вы можете прочесть «Колыбельная песня», «Зайчик», «Ворона», «Круглый год».

Ребята, знакомы ли вы с этими авторами и их произведениями? Если нет, то обязательно обратитесь в …

Кто такой А. Бородин?

Елена Благинина – поэтесса.

Кто такой Олег Басилашвили?

Борис                    Богдан

Борисов                 Богданов

Борисова               Богданова 

Имена и фамилия людей.

От имен образовались фамилия.

Мужчинам и женщинам.

По оканчивающейся букве «а».

Слайд 7. Иван Бунин

 Слайд 8. Александр Блок

Слайд 9. Валентин Берестов

Слайд 10. Александр Бородин

Слайд 11. Елена Благинина

Слайд 12. Олег Басилашвили

Это  поэты.

В библиотеку. Слайд 13.

А. Бородин – композитор.

О. Басилашвили – актер театра  и кино.

Данный фрагмент иллюстрирует возможность применения мультимедийной презентации при фронтальной работе на этапе первичного закрепления (чтение столбиков слов).

Презентация способствовала решению обучающей задачи.

Конспект урока с использованием данной мультимедийной презентации представлен в Приложении 2.

  1. Тема занятия: «Согласные звуки [з], [з’], строчная буква з».

Цель:  познакомить детей со звуками [з], [з’], строчной буквой з.

Задачи:

  1. Образовательные: дать знания о звуках [з], [з’], букве з, их особенностях; уметь выделять их в словах, читать слова, предложения с новыми звуками.
  2. Развивающие: развивать речь, память, мышление, воображение, обогащать словарный запас детей.
  3. Воспитательные: формировать привычку к труду, умение четко, ясно выражать свои мысли.

Данный фрагмент показывает, что мультимедийная презентация позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта за счет одновременного воздействия на два важнейших органа восприятия (слух, зрение). Также использование мультимедийной презентации способствует повышению интереса учащихся к работе и их активности.

Конспект урока с использованием данной мультимедийной презентации представлен в Приложении 3.

  1. Тема занятия: «Согласные звуки [х], [х’], буква х. Слова-междометия».

Цель: познакомить с глухими звуками [х], [х’], буквами х, Х.

Задачи:

Образовательные: дать знания о звуках [х], [х’], буквах Х, х; научить читать слова с этими буквами; познакомить учащихся с междометиями и их ролью в речи.

Развивающие: развивать навыки плавного слогового чтения, речь, память, воображение.

Воспитательные: воспитывать дружелюбие, чувство взаимопомощи.

5.Повторение ранее изученного.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дидактическая игра  «Юный поэт».

Слайд 8. Незнайка, известный вам герой, однажды пробовал сочинять стихи. Как это у него получилось вы узнаете, прочитав неболшой рассказ.

Как вы заметили, поэт из Незнайки не получился. А хотите ли попробовать вы себя в роли поэта?

Вам задание – сочинить стихотворение о хлебе, в парах.

Дидактическая игра «Найди междометие».

Слайд 11. Как-то я слышала разговор двух мальчишек. Они только что посмотрели кино и делились друг с другом впечатлениями.

-А этот, – сказал первый, - как он его: «Бзинь!» А этот: «Бах!» А он его: «Бум!» А этот: «Блямс!» А он его: «Трах-тарарах!»

- Ага! – сказал второй. – И оба они: «Бзик!» А потом «Хрясь!» А тот «Ой-ой-ой!» А этот:  «Ага! Здорово, ага!»

- Угу! – сказал первый! – Еще как!

Что вы заметили?

Прочитайте еще раз текст и назовите междометия.

Дидактическая игра «Самый внимательный». Слайд 13.

Прочитайте слова. Назовите те, которые читаются одинаково лева направо и справа налево.

Дидактическая игра «Лесенка». Слайд 14.

Прочитайте слова и назовите их в порядке возрастания количества слогов.

Слайд 9. Незнайка пришёл к поэту Цветику и сказал:

  •  Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
  • А ты знаешь что такое рифма?
  • Рифма? Нет, не знаю.
  • Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково. Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?
  • Понял.
  • Ну, скажи рифму на слово «палка».
  • Селёдка, - ответил Незнайка.

В тексте используется большое количество междометий.

Бзинь, бах, бум, блямс, трах-трарах, бзик, хрясь, ой, ага, угу.

потоп  
шалаш
топот

рысь          

собака  
фазан

хорёк

Данный фрагмент показывает, что использование мультимедийной презентации привлекает большое количество дидактического материала, который способствует развитию учащихся и активизации их умственной деятельности.  При этом облегчается подготовка и проведение дидактических игр. Детям предлагались следующие задания: «Юный поэт» (сочинение стихотворения), «Найди междометие», «Самый внимательный» (поиск слов одинаково читающихся слева направо и справа налево), «Лесенка» (назовите слова в порядке возрастания количества слогов). Благодаря презентации выполнение заданий проходило быстро, активно. Поэтому объем выполняемой работы на уроке увеличился.

Конспект урока с использованием данной мультимедийной презентации представлен в Приложении 4.

  1. Тема занятия: «Заглавные буквы Ж, Х».

Цель: познакомить с заглавными буквами Х, Ж, их употреблением.

Задачи:

Образовательные: дать знания о заглавных Ж, Х; закрепить имеющиеся знания о буквах ж, х: повторить орфографическое правило написания сочетаний жи-ши.

Развивающие: развивать познавательные интересы, речь, внимание, мышление, память.

Воспитательные: воспитывать любовь к  животным, бережное отношение к ним.

  1. Знакомство с новой буквой.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ханс Кристиан Андерсен – знаменитый датский писатель, который жил в Дании. Слайд 8. У Андерсена был редкий талант. Он мел замечать то, что ускользает от «ленивых» человеческих глаз. Слайд 9. Конечно, вы знакомы со многими произведениями этого писателя.

Какие его шедевры вам знакомы?

А сейчас я предлагаю провести викторину «Знаток сказок Андерсена».

  1. В какой стране жил  Х.К.Андерсен?

Слайд 13.

  1. В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда?

Слайд 14.

  1. Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан?

Слайд 15.

  1. Герою какой сказки Х.К.Андерсена принадлежал этот предмет?

Слайд 16.

  1. Из какой сказки эти строчки: «Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то…»

Слайд 17.

  1. Чем оловянный солдатик отличался от других солдатиков?

Слайд 18.

  1. Герой какой сказки добывает себе счастье с помощью собак?

Слайд 19.

Сказочной героине Андерсена  - Русалочке поставили памятник в  Копенгагене. Слайд 20.

Сейчас предлагаю вам прослушать сказку «Свинопас». Слайд 21.

После прослушивания, вы мне скажите, какие мысли у вас возникли.

«Гадкий утенок», «Русалочка», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Снежная королева.  Слайд 10, 11, 12.

  1. В Дании.
  2. В сказке «Снежна королева».
  3. Дюймовочка.
  4. Стойкому оловянному солдатику.
  5. Из сказки «Гадкий утенок».
  6. Он был на одной ноге.
  7. Сказки «Огниво»

Дочь короля поступила неправильно. А принц очень отважен. Не каждый бы так поступил. Принц был очень умный. Он молодец, что проучил принцессу.

Данный фрагмент иллюстрирует возможность применения мультимедийной презентации для обеспечения наглядности в ходе решения обучающей задачи. Как известно,  у учеников 1-го класса преобладает наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала. На уроке проводилось ознакомление с биографией писателя Ханс Кристиана Андерсена, его творчеством; была проведена викторина по его сказкам; учащиеся познакомились со сказкой «Свинопас» посредствам аудиозаписи.

Конспект урока с использованием данной мультимедийной презентации представлен в Приложении 5.

  1. Тема занятия: «Согласный звук [ч’], буква ч, строчная  буква ч».

Цель: познакомить с новым звуком [ч’], новой буквой - строчной ч.

Задачи:

Образовательные: дать знания о звуке [ч’]; букве ч, упражнять в чтении слов и слогов с новой буквой; учить распознавать новый звук в словах, продолжить формирование навыков сознательного чтения.

Развивающие: развивать фонематический слух, речь, память, мышление; расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство дружбы и товарищества; прививать интерес к чтению.

  1. Знакомство с новым звуком с опорой на предметную картинку.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

На что похожа буква ч?

Да, вы правильно решили.

Ч мы пишем как «четыре».

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя! Слайд 9.

Буква ч танцует с нами,

Будто стульчик вверх ногами,

Встали к букве в хоровод

Чик и Чек, и черный кот. Слайд 10.

На цифру 4, на перевернутый стул.

3.Знакомство с новым правилом.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Внимательно послушайте сказку.

Пошли однажды в лес буквы за грибами. Когда вернулись, буква я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала …я,я,я.я…Грибы у меня самые лучшие я, я , я, я….» Буквы рассердились: «мы так дружно жили, никто у нас не задавался». И решили буквы  наказать букву я и отправили её в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква ю, стала защищать я. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда вышла буква ч и сказала, что никогда не будет дружить с задаваками я и ю, а будет дружить только с а и у.

Какой вывод можно сделать?

Повторим это правило еще раз хором.

Есть еще одно правило, связанное с буквой ч. Кто его уже знает?

Слоги ча пишется с буквой а, а слог чу пишется с буквой а.

ЧА пишу с буквой А. Слайд 11.

ЧУ пишу с буквой У. Слайд 12.

ЧН, ЧК пишется без Ь! Слайд 13.

Данный фрагмент показывает возможность применения мультимедийной презентации при решении обучающей задачи. В презентации отражены правила правописания сочетаний чн-чк, ча-чу: буквы выделены цветом,  приведены примеры. Что способствует более прочному запоминанию материала.

Конспект урока с использованием данной мультимедийной презентации представлен в Приложении 6.

  1. Тема занятия: «Заглавная буква Ч.  Слова, отвечающие на вопросы кто? что?».

Цель: познакомить с заглавной буквой Ч.

Задачи:

Образовательные: дать знания о заглавной букве Ч; её употреблении; учить читать слова с новой буквой; продолжить знакомство со словами, отвечающими на вопросы кто? что?

Развивающие: развивать речь, мышление, память, внимание.

Воспитательные: воспитывать любовь к чтению; прививать интерес к учебе.

9.Повторение и закрепление ранее изученного.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Просмотрев ряд картинок, скажите, на какие две группы их можно разделить? Какие лишние? Слайд 2, 3, 4, 5, 6, 7.

На какие две группы можно разделить предметы? Слайд 9.

На какой вопрос отвечают неодушевленные предметы?

На какой вопрос отвечают одушевленные предметы?

Как называются такие слова?

Вставьте пропущенные ячейки в таблице. Слайд 10.

Слова, начинающиеся на букву «ч» и остальные слова. Слайд 8.  Слова, не начиняющиеся на букву ч,  лишние (радуга, пингвины, рыбки).

Одушевленные и неодушевленные.

На вопрос что?

На вопрос кто?

Имена существительные.

Имя существительное: отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет.

Имя прилагательное: отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? обозначает признак предмета.

Междометия, выражают эмоции и чувства.

Данный фрагмент показывает, что мультимедийная презентация эффективна и на этапе закреплении. Мультимедийная презентация позволяет сделать процесс рефлексии сделать мобильным, быстрым.

Конспект урока с использованием данной мультимедийной презентации представлен в Приложении 7.

  1. Тема занятия: «Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф».

Цель: познакомить с новым звуком [ф], [ф’], новой буквой ф.

Задачи:

Образовательные: дать знания о звуках [ф], [ф’], букве ф; развивать навыки плавного слогового чтения.

Развивающие: развивать речь, логическое мышление, внимание; обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные: воспитывать уважение к людям разных профессий, прививать интерес к чтению.

3.Знакомство с новым звуком.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Посмотрите видео и ответьте на вопрос: какую букву мы будем изучать сегодня?

Просмотр видео. Слайд 2.

Назовите слова, которые упоминались в видео, начинающихся на букву ф. Слайд 3.

На букву «ф».

Филин, флажок, фонарь, фазан.

7.Чтение слов и предложений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Чтение однокоренных слов с корнем -фото-, объяснение лексического значения.

Фотография – 1.изображение предметов на чувствительной пленке. Слайд 18.

                          2. снимок – изображение, получено таким способом.

                          3. учреждение, мастерская для съемок.

Фотоаппарат – аппарат для фотографии. Слайд 19.

Фотограф – человек, профессионально занимающийся фотосъемкой. Слайд 20.

Фотокорреспондент – человек, снимающий о каком-то событии с места его действия.  Слайд 21.

Фоторобот – составленное по словесному описанию портрет. Слайд 22.

Что объединяет все эти слова?

Выделите корень.

Они однокоренные.

-фото-

Данный фрагмент мультимедийной презентации способствует активизации умственной деятельности учащихся. Посредствам видео дети знакомятся  новой буквой – ф; первичные знания о новой букве  с помощью дидактической игры «Вспомни слово» (дети называют слова, начинающиеся на изучаемую букву). Что способствует развитию произвольного внимания учащихся. С помощью ярких образов осуществляется восприятие и более прочное запоминание информацию

Второй представленный фрагмент способствует решению обучающей задаче: рассмотрение ряда однокоренных слов с точки сходства и различия в данных словах.

Конспект урока с использованием данной мультимедийной презентации представлен в Приложении 8.

  1. Рекомендации для учителя (студентов) по созданию мультимедийной презентации

Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать. В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации.

При подготовке учебных мультимедийных презентаций необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства современных технических средств обучения.

         Для обеспечения дидактических функций учебно-методического комплекса к мультимедийной презентации предъявляются следующие требования:

1. В мультимедийной презентации может содержаться дополнительный материал, а также материал для углубленного изучения темы.

2. Наиболее важные элементы мультимедийной презентации должны иметь подсказки или пояснения: таблицы для сравнения определенных характеристик объектов и т. п.

3. После изучения каждой структурной единицы учебного материала в презентации должен быть представлен материал для обобщения, представляющий изученный материал в более кратком виде.

4. Текст мультимедийной презентации должен иметь возможность копирования [15,56].

Дидакты выделяют следующие этапы подготовки мультимедийной презентации:

  1. структуризация учебного материала;
  2. составление сценария реализации;
  3. разработка дизайна презентации;
  4. подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов);
  5.  подготовка музыкального сопровождения;
  6. тестирование-проверка.

При создании мультимедийной презентации нужно специфические принципы использования  мультимедийных презентаций, которые можно представить в виде следующих требований:

  1. Требования к стилю:        
  • текстовые фрагменты могут сопровождаться аудио- или видеоинформацией для выделения смысловых акцентов;
  • соблюдайте единый стиль оформления;
  • избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
  • вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
  1. Требования к фону:        
  • для фона выбирайте холодные тона.
  1. Требования к цвету:        
  • на одном слайде используйте не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста;
  • для фона и текста используйте контрастные цвета;
  • обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

  1. Требования к анимационным эффектам:        
  • используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
  • не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
  1. Требования к представлению информации:

Содержание информации:        

  • используйте короткие слова и предложения;
  • минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных;

Расположение информации на странице        :

  • предпочтительно горизонтальное расположение информации;
  • наиболее важную информацию располагайте в центре экрана;
  • надпись располагайте под картинками.

Шрифты:        

  • для заголовков используйте не менее 24;
  • для информации - не менее 18;
  • не смешивайте разные типы шрифтов в одной презентации;

для выделения информации используйте жирный шрифт, курсив или подчеркивание ( Помните: прописные буквы читаются хуже строчных).

Способы выделения информации:

  • используйте рамки, границы, заливку, штриховку, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации:        

  • не заполняйте один слайд слишком большим объемом информации: учащиеся могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений;
  • ключевые пункты отображайте по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов:        

  • для обеспечения разнообразия используйте разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.

Требования к предъявлению наглядности:

1.  Узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации

2.  Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами.

3.  Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Средства мультимедиа представляют учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим.

4.  Оптимальный размер наглядности. Учителю следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора.

5.  Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод.

Разработчик должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.

ВЫВОДЫ

Сегодня учитель как никогда находится в поиске новых подходов к методической деятельности, мотивирующей развитие креативных способностей, познавательно-ценностных интересов и исследовательской самостоятельности учащихся.

Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одной из самых широких областей применения технологий мультимедиа является сфера образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения.

А апробированные в ходе преддипломной практики уроки с использованием мультимедийной презентации  показали, что:

  • процесс обучения становится  более эффективным, ведь процесс восприятия учебной информации осуществляется различными органами чувств;
  • осуществляется сочетание вербальной и наглядно-чувственной информации, что способствует повышению мотивации учащихся, актуализации познавательной деятельности;
  • происходит более глубокое и осознанное усвоение изучаемого материала при экономии времени;
  • учитель освобождается от массы рутинной работы, за счет чего предоставляется возможность для творческой деятельности на основании полученных результатов.

Для достижения данных результатов учителю необходимо хорошо знать предъявляемые к созданию мультимедийной презентации и этапы подготовки.  Среди основных требований наиболее важными являются следующие:

1. В мультимедийной презентации может содержаться дополнительный материал, а также материал для углубленного изучения темы.

2. Наиболее важные элементы мультимедийной презентации должны иметь подсказки или пояснения: таблицы для сравнения определенных характеристик объектов и т. п.

3. После изучения каждой структурной единицы учебного материала в презентации должен быть представлен материал для обобщения, представляющий изученный материал в более кратком виде.

4. Текст мультимедийной презентации должен иметь возможность копирования [10,78].

Современные дидакты выделяют следующие этапы подготовки мультимедийной презентации:

  1. структуризация учебного материала;
  2. составление сценария реализации;
  3. разработка дизайна презентации;
  4. подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов);
  5.  подготовка музыкального сопровождения;
  6. тестирование-проверка.

 Кроме того, при создании мультимедийной презентации нужно учитывать специфические принципы её использования.  

Другими словами, эффективность мультимедийных презентаций зависит от качества используемых материалов  и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций является приоритетной.

Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный урок с использованием мультимедийных презентаций.


     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Цель выпускной квалификационной работы: изучить мультимедийную презентацию как современное техническое средство обучения младших школьников.

На основе психолого-педагогической литературы был изучен теоретический материал по вопросам мультимедийной презентации как современного технического средства обучения младших школьников.

Технические средства обучения становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где обучение становится творчеством учителя.

Комплексное, систематическое и грамотное использование технических средств обучения всех видов создает условия для решения основной педагогической задачи – улучшения качества обучения школьников.

Изучение литературы по данному вопросу показало, что есть такие технические средства обучения, которые можно назвать традиционными, применяемыми длительное время и поэтому вписавшимся в процесс обучения настолько, что их применение не вызывает его существенного изменения. Применение же такого современного технического средства обучения, как мультимедийная презентация позволяет выполнять различные функции, влиять на процесс обучения, существенно повышая его эффективность.

Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе:

  • открывает большие перспективы проведения уроков на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Но эффективность применения мультимедийной презентации зависит от того, насколько методически грамотно и педагогически оправдано её включение в структуру учебно-воспитательного процесса. В каждом конкретном случае учителю приходится самостоятельно определять:

  • с какой целью и как использовать мультимедийную презентацию на уроках;
  • для решения каких образовательных или воспитательных задач он обращается к данному современному техническому средству обучения;
  • какой педагогической результат надеется получить.

Поэтому необходимы знания и умения по составлению, правилам использования и методическому применению мультимедийной презентации.

Можно выделить следующие методические правила по внедрению мультимедийной презентации на уроке:
1) мультимедийная презентация является не самоцелью, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества обучения, на повышение его эффективности;
2) мультимедийная презентация оптимально используется в традиционной системе образования с учетом педагогической целесообразности, требующей всесторонней оценки эффективности её применения в сочетании с различными педагогическими технологиями;


3)     в качестве наиболее значимых ценностных ориентиров использования мультимедийной презентации  выбираются обращение к личности обучаемого; создание максимально благоприятных условий для овладения им социально накопленным опытом, заключенным в содержании образования; направленность не только на получение глубоких и фундаментальных знаний, развитие мышления учащихся, его творческой индивидуальности и т.д., но и, в первую очередь, на проявление его самостоятельности - на саморазвитие и самореализацию личности;
4)     мультимедийная презентация  не подменяет учителя и не замещает его основных функций, а опредмечивает и усиливает отдельные приемы и компоненты его деятельности, оптимизирует профессионально-педагогическую деятельность.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод.

В работе была поставлена такая проблема: каковы возможности мультимедийной презентации как современного технического средства обучения при обучении младших школьников?

После изучения данного вопроса, можно сказать о том, что грамотное использование мультимедийной презентации в начальной школе способствует:

  • достижению целей обучения;
  • активизации познавательной деятельности, повышению эмоциональности урока, повышению интереса учащихся к учению;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
  • повышению уровня комфортности обучения, создания доброжелательной атмосферы на уроке;
  • снижению дидактических затруднений у учащихся;
  • повышению качества успеваемости школьников.

Апробированные на практике уроки, показали, что использование мультимедийной презентации позволило сделать их разноплановыми, интересными и более эффективными.

Данная работа имеет ценность для самого автора и студентов педагогических колледжей.

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архангельский С. И., Шескак Н. В. Теоретические основы учебного процесса с использованием универсальных технических средств обучения. – М., 1980. – 209 с.
  2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. – М., 1982. – 132 с.
  3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии. - М, 1995
  4. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. Пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология». – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 246 с.: ил.
  5. Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972. – 168 с.  
  6. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
  7. Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя. – Мн.: Соврем. Слово, 2005. – 544 с.
  8. Мархель И.И., Овакимян Ю. О. Комплексный подход к использованию технически средств обучения. – М., 1987. – 134 с.
  9. Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения. – М.: Высшая школа, 1987. – 175 с.
  10. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика, 1988. – 192 с.
  11. Мухина С.В. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
  12. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. П24 Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.:  ил.
  13. Першиков в. И., Савинков В. М.Толковый словарь по информатике. – М., 1996. – 298 с.
  14. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 463 с.: ил.
  15. Прессман Л. П. Методика применения технических средств обучения. – М., 1988. – 105 с.
  16. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М., 1994. – 178 с.
  17. Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей. – М.: Академия, 2005. – 208 с.
  18. Солоницын Ю.А.  Презентация на компьютере. – СПб. : Питер, 2006. – 176 с.: ил.
  19. Стайнов Г.Н. Дидактические возможности компьютерных обучающих программ и их реализация в технологии обучения. Методические рекомендации для студентов и слушателей инженерно-педагогических факультетов по специальности 030500 “Профессиональное обучение”. – М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 1994. – 41 с.
  20. Технические средства обучения в учебном процессе / Сост. А. А. Кыверялг, А. В. Батаршев. – Таллин, 1985. – 156 с.
  21. Урсул А. Д. Информатизация общества: проблемы и перспективы. – М., 1993. – 106 с.

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ

Приложение 1. Конспект урока  обучения чтению на тему: «Согласные звуки [б], [б’], строчная буква б».

Приложение 2. Конспект урока  обучения чтению на тему: «Заглавная буква Б. Упражнения в чтении».

Приложение 3. Конспект урока обучения чтению на тему: «Согласные звуки [з], [з’], строчная буква з ».

Приложение 4. Конспект урока  обучения чтению на тему: «Согласные звуки [х], [х’], буква х. Слова-междометия».

Приложение 5. Конспект урока  обучения чтению на тему: «Заглавные буквы Ж, Х.».

Приложение 6. Конспект урока  обучения чтению на тему: «Согласный звук [ч’], буква ч, строчная  буква ч».

Приложение 7. Конспект урока  обучения чтению на тему: «Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?».

Приложение 8. Конспект урока  обучения чтению на тему: «Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие творческих способностей младших школьников"

Презентация подготовлена к статье "Развитие творческих способностей младших школьников"....

Презентация "Организация исследовательской деятельности младших школьников в КОГОКУ "Лицей естественных наук"

В данной презентации представлен опыт работы по организации  исследовательской деятельности младших школьников в Кировском областном ггосударственном общеобразовательном казенном учреждении "Лице...

презентация "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"

Комплексная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуа...

Презентация "Организация каникулярного отдыха младших школьников".

Хочу поделиться опытом работы с младшими школьниками на каникулах....

Презентация "Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках математики"

   «Приохотить» ученика к учению    гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его». ...

Мультимедийная презентация "Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования"

Мультимедийная презентация "Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования"...

Мультимедийная презентация как современное ТСО младших школьников

Современная педагогика интенсивно развивается. И одним из важнейших её направлений является информатизация педагогического процесса.Поэтому арсенал средств обучения значительно расширяется. Появляются...