Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием
статья

Кочетова Элла Геннадьевна

ВЫступление на районном семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Проблемы  преемственности  между  дошкольным  и  начальным  образованием

Подготовила Кочетова Э.Г,

Слайд2

 «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

    Вопросы преемственности  между  дошкольным  и  начальным  образованием  актуальны  во  все  времена. Как  решить  проблему  преемственности  между  ДОО  и  начальной  школой? Этот  вопрос  сегодня  ставят  перед  собой  и  педагоги, и  психологи  образовательной  среды.

В   школах с 01.09.2011г. введены  Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, который предполагает обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Рассмотрим преемственность с позиции школы и с позиции детского сада.

Слайд 3 Преемственность  с  позиции  школы – это  опора  на   знания, навыки  и  умения, которые  имеются  у  ребёнка,  пройденное  осмысливается  на  более  высоком  уровне. Организация  работы  в  школе  должна  происходить  с  учётом  дошкольного  понятийного  и  операционного  уровня  развития  ребёнка.

Преемственность  с  точки  зрения  детского  сада – это  ориентация  на  требования  школы,  формирование  тех  знаний, умений  и  навыков, которые  необходимы  для  дальнейшего  обучения  в  школе.

Преемственность  обеспечивает  постепенное  развитие  и  углубление  знаний, усложнение  требований  к  умственной  деятельности, формирование  личного  и  общественного  поведения.

Установление  преемственности  между  детским  садом  и  школой  способствует  сближению  условий  воспитания  и  обучения  детей  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста. Благодаря  этому  переход  к  новым  условиям  школьного  обучения  осуществляется  с  наименьшими  для  детей  психологическими  трудностями.

Слайд 4.Многочисленные   исследования  по  вопросу  осуществления  преемственности  связей  между  детским  садом  и  школой  позволяют  выделить  следующие  параметры:

1.Преемственность  в  содержании  обучения  и  воспитания.

 2.Преемственность  в  формах  и  методах  работы.

 3.Преемственность  педагогических  требований  и  условий  воспитания  детей.

Сформировавшиеся  в  детском  саду  многочисленные  привычки,  навыки,  знания  составляют  необходимый  фундамент, на  котором  строится  всё  дальнейшее  обучение  и  воспитание.  Они  помогают  ребёнку  быстрее  включиться  в  новые  условия.

Слайд 5. Существуют проблемы  при  обеспечении  преемственности  детского  сада  и  школы

Проблема1.Одной  из проблем  является  выбор  школы  для  обучения  ребёнка  и  выбор  программы  обучения. При выборе программы обучения необходимо  учитывать  особенности  психики  и  физическое  состояние  ребёнка  (зону  его  ближайшего  развития),  специфику  предлагаемых  программ,  личностные  качества  учителя  и  многое  другое.

Пути решения.

Непосредственный  контакт  психологов  детского  сада  и  школы,  встречи  родителей  и  детей  с  будущими  педагогами,  знакомство  с  образовательными  программами  до   поступления  ребёнка  в  школу,  помогут  определиться  с  выбором  школы  и  предотвратить  возможные  негативные  последствия.

Проблема 2.

Тревожит  и  проблема  завышенных  требований  к  готовности  ребёнка  к  школьному  обучению. Поэтому в ДОУ практикуется  раннее  обучение  детей  подготовительных  групп  письму,  чтению,  усложнённой  математике,  вместо  развития  познавательных  процессов.  Игра  и  другие  специфичные  для  этого  возраста  виды  деятельности  вытесняются  такими  занятиями. Однако  физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность. Повышенные  нагрузки,  переутомление,  ухудшение  здоровья  детей,  снижение  учебной  мотивации,  потеря  интереса  к  учёбе,  отсутствие  творческого  начала  провоцируют  неврозы  детей  и  другие  нежелательные  явления  при  переходе  к  школьному  образованию. Самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.

Пути решения.

 Сотрудничество    детских  садов  и  школ  по  формированию  у  педагогов  понимания  значимости  процесса  развития  ребёнка, а  не  накопление  знаний,  поможет  исправить  эту  негативную  практику,  сохранить  здоровье  детей,  не  ущемляя  законное  право  ребёнка  на  образование.  

Проблема 3.

Недостаточное  использование  игровой  деятельности  при  переходе  детей  в  школу. А  ведь  резкая  перемена  основного  вида  деятельности  ведёт  к  стрессу  и  дезадаптации  детей.    Использование  игровых  технологий  в  первых  классах  способствует  облегчению  адаптации  детей,  повышению  интереса,  ускорению  обучения.

 Пути решения. Работа  по  преемственности  даст  возможность разработать  ряд  мероприятий  для  учителей  начальных  классов  по  осознанию  возрастных  особенностей  детей  и  выделению  основных  приёмов  в  работе,  характерных  данному  возрастному  периоду.

Слайд 6. Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:

1.Заключение  договора  между  детским  садом  и  школой  по  обеспечению  преемственности.    

2.Составление  проекта   совместной  деятельности  по  обеспечению  преемственности.

3. Проведение  мониторинга  процесса  адаптации  детей  к  школе.

Слайд 7.   Основные направления и формы осуществления преемственности:

Слайд 8.

1. Работа с детьми:

-экскурсии в школу;

-знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

-участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

-выставки рисунков и поделок;

-встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

-совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, -выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

-участие в театрализованной деятельности;

-посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

Слайд 9. 2. Взаимодействие педагогов:

 •         совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

 •         семинары, мастер- классы;

 •         круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;

 •       психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

 •         проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

 •         взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

 •       открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

•         педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

Слайд 10.    3. Сотрудничество с родителями:

 •         совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

 •         круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

 •         родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

 •         консультации с педагогами ДОУ и школы;

 •         встречи родителей с будущими учителями;

 •         дни открытых дверей;

 •         творческие мастерские;

 •        анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

 •         образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

 •     визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.).

Слайд 11.Ожидаемые результаты.

Результатом работы по преемственности должно стать:

Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения.

Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению.

Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком.

Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей.

Мотивационная готовность детей к обучению в школе.

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС:

- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками..

-любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…

-эмоционально отзывчивый…

-овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками...

-способный управлять своим поведением и планировать свои действия…

-способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту…

-имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…

 -овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

-овладевший необходимыми умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.