РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛУХОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ".
статья (4 класс)

Светлана Владимировна Разумова

Люди, имеющие нарушения слуха испытывают трудности в общении. Преодоление последствий глухоты возможно и эффективно при овладении неслышащими языка слов как основным средством общения. Поэтому важной задачей, которую призвана решать школа, является обучение глухих и слабослышащих словесной речи и в первую очередь, развитие навыков общения с окружающими посредством устной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы

"Школа-интернат №1"

Доклад

на тему: "РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛУХОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ".

                                            Подготовила:

                                           Разумова Светлана Владимировна,

                                            учитель начальных классов

г. Хабаровск, 2019 г.

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛУХОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.

Люди, имеющие нарушения слуха испытывают трудности в общении. Преодоление последствий глухоты возможно и эффективно при овладении неслышащими языка слов как основным средством общения. Поэтому важной задачей, которую призвана решать школа, является обучение глухих и слабослышащих словесной речи и в первую очередь, развитие навыков общения с окружающими посредством устной речи. Сформировать у глухого устную речь - значит обеспечить усвоение им необходимого словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения.

Решая данную задачу, необходимо строить работу таким образом, чтобы в процессе обучения дети овладевали языком как средством общения. Обучение языку необходимо связывать с жизнью, т.к. это делает речь практически значимой и легко усваиваемой. Так же необходимо создавать речевую среду в школе, т.е. благоприятные условия для широкой речевой практики. Только так у детей возникнет потребность в словесном общении. Как же решают данную задачу педагоги нашей школы?

На уроках русского языка учащиеся овладевают лексикой, фонетикой, грамматикой, т.е. происходит обогащение словарного запаса, дети учатся грамматически правильно строить предложения и оформлять свои высказывания не только в устной, но и письменной форме, что помогает развитию самостоятельности в речевой деятельности. На данных уроках используются разнообразные виды работ: составление предложений по картинке или демонстрации действий, описание предметов, событий, составление рассказа на заданную тему или по плану и т.д. И вместе с этим педагоги выполняют задачу формирования качественного произношения, учат применять правила произношения.

На индивидуальных занятиях по ФП и РСВ происходит формирование правильного звукопроизношения и развитие комплекса речевых умений в условиях интенсивной работы по РСВ, развитие умений контролировать качество собственного произношения. Педагоги работают над голосом и речевым дыханием, звуками и их сочетаниями, словом, фразой. На этих занятиях дети учатся понимать обращение, выполнять различные инструкции и поручения, выражать просьбу, желание, отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о выполненной работе, участвуют в диалогах с учителем или товарищем, учатся самостоятельным высказываниям. В качестве речевого материала используется материал по учебным предметам, взятый из жизни и быта детей, например, темы «Семья», «Мои друзья», «Мой отдых» и т.д. Весь используемый речевой материал способствует формированию навыков обиходно – разговорной речи.

На уроках по всем учебным предметам не только даются знания по изучаемой теме, но и поводится работа по закреплению навыков правильного звукопроизношения через такие формы работы как фонетические зарядки, работа по РСВ, формирование навыков самоконтроля.

Особое значение в специальной школе отводится урокам СБО и ППО, т.к. только в практической деятельности формируется активный словарь и речевые навыки. На этих уроках дети вынуждены называть объекты работы, материалы, инструменты, пользоваться речью для взаимопонимания. Каждое слово при этом служит средством общения. Уроки проходят на самые различные темы: «Уход за одеждой и обувью», «Уход за мебелью», «Приготовление пищи», «Дом, где я живу», «Правила дорожного движения», игра в волшебные слова. Содержание этих уроков предполагает продолжение, расширение и углубление работы по обучению детей языку, овладению ими коммуникативной функцией языка. На этих уроках дети осваивают определённый речевой материал, учатся различным способам обращения к другому лицу, способам выражения отношения к другим людям, культуре общения.

Т.О, каждый учебный предмет в школе призван осуществлять речевое развитие на том содержании, которое является предметом изучения, будь это математика, история или география. Всё обучение должно идти в условиях овладения учениками речевой деятельностью.

Работа по развитию речи учащихся продолжается и во внеклассной деятельности воспитателем, который под руководством учителя закрепляет речевые умения и навыки, полученные на уроке в процессе участия детей в разнообразной деятельности. Формы работы по развитию речи детей во внеклассное время используются самые разнообразные. Это и сюжетно – ролевые игры, которые моделируют разные жизненные ситуации и тем самым дети в них учатся выполнять разные социальные роли и общаться между собой в ходе выполнения этих ролей, учатся договариваться о правилах игры, о распределении ролей. Это игры на темы «Доктор», «Кукла в гостях», «Миша – неряха» и т.д.

Организуются и деловые игры, которые расширяют коммуникативные возможности детей, способствуют развитию диалога. Здесь педагоги моделируют различные ситуации, чтобы научить общаться в обстановке, приближенной к реальной. Например, «Приём на работу», «Давайте познакомимся» и др.

Часто используются беседы, которые проводятся на самые различные темы и в ходе которых формируется навык ведения диалога. А чтобы они стали более эффективным методом развития речи, педагоги проводят их в форме спора, коллективного поиска нужного ответа. («Скажи мне кто твой друг», «Здоровье человека»)

Педагогами школы часто проводятся экскурсии на предприятия города, в музеи, в детскую библиотеку. В ходе экскурсий дети учатся навыкам общения с окружающими людьми, культурному общению в условиях того или иного учреждения.

Стремясь интегрировать наших детей в среду слышащих, мы организовываем встречи наших детей со слышащими. С этой целью проводятся уроки с приглашением учащихся из массовой школы, совместные с ними мероприятия. Наши учащиеся наравне со слышащими принимают участие в различных олимпиадах и конкурсах, спортивных соревнованиях и занимают призовые места; посещают кружки. Это помогает нашим детям овладеть различными способами социального поведения и нужными средствами речевого общения. Они учатся обращаться за помощью, выражать и отстаивать своё мнение. Считаем, что интеграция в среду слышащих одна из наиболее эффективных форм работы по социализации детей с нарушением слуха.

В школе проводится и профориентационная работа: дети посещают училище ,где получают не только развитие профессиональных интересов, но в первую очередь идёт понимание необходимости словесного общения со слышащими людьми, совершенствуется устная речь.

Формируя речевое общение в любой деятельности, педагоги стараются создавать дружественную атмосферу, участвовать в деятельности совместно с детьми, поскольку это создаёт благоприятные условия для общения; понимают необходимость формировать и пробуждать мысль ребёнка, постоянно создавать условия для появления потребности в речи, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Решая задачу формирования устной речи, проводится и работа с родителями, с целью помочь им грамотно организовать общение с ребёнком дома. Для этого педагоги ежегодно приглашают родителей посетить индивидуальные занятия по ФП и РСВ, фронтальные уроки. Например, в учебном году были организованы дни открытых дверей в декабре месяце. Здесь они знакомят родителей с формами и методами работы над речью. Также проводятся родительские собрания, посвящённые теме развития устной речи, беседы с родителями, консультации, даются необходимые рекомендации. В рамках общешкольного родительского собрания школе ежегодно проводятся на высоком уровне речевые конференции, где родители могут видеть успехи своих детей в речевом развитии. Темы конференций самые различные:

«С чего начинается Родина», «Я говорю, и голос мой услышан», «Хорошая речь – твой путь в мир слышащих», «Мой дом - моя семья», «Здоровым будешь – всё добудешь».

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод:

-овладение школьниками содержанием учебных программ должно проходить на основе словесной речи;

-ознакомление детей с социальной и бытовой сторонами действительности даёт богатый материал для активизации речевого развития;

-развитие речи детей – это развитие речевой деятельности, а не просто накопление слов, фраз;

-только при общении с окружающими глухие овладевают богатством языка.

Т.О, хорошо сформированная коммуникативная деятельность создаёт благоприятные условия для полноценной социальной реабилитации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся.

Упражнения для детей на развитие коммуникативных навыков....

Конспект развивающего занятия, направленного на развитие коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста.

Цель: содействие социализации детей с ОВЗ в условиях образовательной школы  через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата.Задачи:развивать коммуникативные навыки у обуч...

Работа по развитию коммуникативной деятельности глухого обучающегося.

Люди, имеющие нарушения слуха испытывают трудности в общении. Преодоление последствий глухоты возможно и эффективно при овладении неслышащими языка слов как основным средством общения....

Игровые технологии как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью

Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Как сделать так, чтобы игра стала неотъемлемым элементом жизни каждого ребе...

Организация работы в группах, как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся начальных классов

В статье раскрыт опыт организации работы в группах на уроках, как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)....