«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения»
статья

Михеева Лилия Ивановна

"Заинтересовать ребенка творческой деятельностью можно, используя на уроках различные творческие задания, упражнения". В работе рассказывается о развитии творческих способностей младших школьников на отдельных уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_mladshih_shkolnikov.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения»

Способностями называют такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью.

Проблема способностей – одна из актуальных психологических проблем, имеющих большое теоретическое и практическое значение. Способности относятся к дифференциальному плану личности. Отсюда, когда говорят о способностях, то имеют в виду высокие достижения в деятельности одних по сравнению с другими. Высота достижений зависит от ряда условий, объективных и субъективных; так, например, высокие достижения школьника в учебе зависят от мастерства преподавателя, отношения учителя к ученику, а также от подготовленности самого ученика, его знаний, умений и навыков, наконец, его способностей.

Некоторые способности связанны с хорошей работой памяти. Ярко проявляются способности в мыслительной деятельности человека. Большое значение для способностей имеет и творческое воображение.Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе.

Различают общие и специальные способности при наличии общих способностей человек может успешно заниматься разными видами деятельности. Школьники, обладающие общими способностями, обычно хорошо и легко учатся по всем предметам. Специальные способности позволяют человеку успешно заниматься какой-либо определенной деятельностью. Так, бывают математические, технические, литературные, музыкальные, изобразительные способности.

Сочетания выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом. К числу талантливых людей могут быть отнесены те, кто способен к творческой деятельности. Высшая ступень талантливости называется гениальностью. Способности человека тесно связаны с его склонностями. По этому интерес к какому-нибудь  занятию,  увлечение им часто говорят о наличии способностей к данному виду деятельности.

Среди всех видов способностей выделяют творческие способности. Они определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

При рассмотрении конкретных условий обучения и их значения для развития способностей необходимо иметь в виду, что

  1. Учащиеся развивают свои способности не только в учебной деятельности.
  2. Условия обучения и педагогические методы, прежде всего, значимы для развития умственных способностей.

Как надо развивать творческие способности.

  1. раннее начало. Первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т.е. с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Да и позже раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и самых разных.
  2. насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей.
  3. это условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше.
  4. ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.
  5. предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое важное и сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространенная форма  «помощи» детям, но она только ВРЕДИТ делу!

Заинтересовать ребенка творческой деятельностью можно, используя на уроках различные творческие задания, упражнения. Хорошим стимулятором для развития творческих способностей являются развивающие творческие игры. В школу к нам приходят дети с разным развитием. У многих способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас учителей.

Мое собственное видение «творчества» привело меня к пониманию того, что наши дети много знают, но мало умеют, а если и умеют, то делают это на низком креативном уровне. Поэтому я и поставила  для себя следующие цели и задачи:

-развивать детскую фантазию, причинно -  следственное мышление, языковое чутье, творческое воображение;

-развивать умение сочинять рассказы и сказки;

-решать сложные проблемные задания;

-формировать любознательность;

-стремление к познанию нового, неизведанного;

-формировать умение мыслить логически, нестандартно;

-развивать речь, логику мышление;

-повышать мотивацию к самосовершенствованию.

В своей работе я использую основные принципы творческого восприятия: индивидуальный подход, личный пример («делай, как я!»), не навязывать свое мнение и мнение других,  каким бы верным оно ни было, формирование поисковой активности (интереса, тяги к новому,  к знаниям)

Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. В своей работе я использую разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учу их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д.

Развитие творческих способностей осуществляется на всех уроках и внеклассных мероприятиях.

Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии.

Развитие творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности) происходит, к примеру, при выполнении  таких простых заданий по математике :

Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).

Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).

Продолжи линию.

Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д.

Для развития воображения:

Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка.

Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем».

Задания на выявление закономерностей:

Раздели фигуры на группы.

Найди «лишний» рисунок.

Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.

Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.

Уже на уроках обучения грамоте мы наблюдаем и сравниваем предметы, картинки, слова в различных значениях. Даю такие задания: расскажи все, что ты знаешь об этом предмете, слове; найди как можно больше сходств и отличий; придумай рассказ по картинке; догадайся, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа; слушай и рисуй все предметы, о которых говорится в произведении. Есть задание  “закончить рифму”, дети удивляются тому, что начало у всех одинаковое, а конец у всех разный.

На уроках чтения  как можно чаще даю учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ. Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные методы. Например: подобрать слова сходные или противоположные по смыслу, продолжить рассказ, составить памятку, придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение, составить рассказ по вопросам, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу, озаглавить рассказ, восстановить смысл пословиц, зашифровать пословицу с помощью рисунка, сочинить сказку, восстановить ритм в стихотворении, убрав лишние слова. Нарисовать иллюстрацию к тексту, создать книжку-малышку, т.д.

Перечень творческих заданий может быть бесконечным. Естественно и гармонично увязанные друг и другом они помогают ученикам в совершенствовании и формировании своей речи, своих собственных мыслей, своего индивидуального восприятия. Как правило, дети выполняют такие задания быстро, излагают свои мысли ясным, живым языком. Каждая работа своеобразна, отражает различие в уровне способностей учащихся.