Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов
статья

Насонкина Марина Николаевна

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением  содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_yanvar_2019.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов

 «Интерес к учению появляется  только тогда,

 когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Работая в данном классе, я столкнулась с проблемой низкой мотивации к учению у некоторых учащихся.

Каждый учитель стремится к тому, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, иногда от родителей приходится с сожалением слышать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но ленится». В этих случаях говорят, что у ученика не сформированы потребности в знаниях и нет интереса к учению. 

Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Мотивированный ученик энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи. 

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением  содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

Для формирования у детей учебной мотивации требуется колоссальная работа, и особое внимание должно быть уделено формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник, переживанию непосредственной эмоциональной привлекательности школы.  Необходимо развивать у ребенка умение учиться, познавательные интересы и стремление овладеть школьными навыками не хуже, чем сверстники.

Мы должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению.

Высокая мотивация учения ребенку даёт чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи, повышение собственной значимости, признание учителей и сверстников, развитие творческих способностей, гордость собой и своими успехами. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, я подчёркиваю даже самый небольшой успех.

Дети могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым предметам они чаще относят те, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, технология, т.к. в этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его.

Из опыта работы знаю: устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение разнообразных типов уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, но посильным, для этого применять разноуровневые задания. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. Немаловажным элементом успешности урока являются позитивная психологическая атмосфера урока и создание ситуации успеха для учащихся.

        Учащиеся начальных классов любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели, организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей, т.е. материал урока должен  быть интересен детям, темп урока согласовать со скоростью работы всех детей. «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму»  - эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.

Благодаря введению игры любой урок становится интересным, живым и увлекательным учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех, кто не отличается большими способностями в учении. Современные педагогические технологии имеют значительное количество разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся. Это и задачи в стихах, задачи-смекалки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, кроссворды, разнообразные творческие задания. ИКТ также способствуют развитию мотивации учебной деятельности.

         «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» - сказано одним великим педагогом, а это значит, что ищущий и творческий учитель сделает так, чтобы на его уроках всем учащимся было интересно и доступно приобретать знания.

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Администрация Рассказовского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Платоновская средняя общеобразовательная школа

Педагогический совет

Выступление на тему

«Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов»

Насонкина Марина Николаевна

учитель начальных классов

2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ и интерактивных тестов для повышения мотивации обучения учащихся начальных классов на уроках английского языка

Интерактивные тесты и ИКТ позволяют осуществлять деятельностный подход к обучению, дают возможность многоразового выполнения заданий, помогают учащимся самостоятельно проводить анализ уровня своих зан...

опыт работы по теме "Повышение мотивации обучения учащихся начальных классов через использование здоровьесберегающих образовательных технологий"

Опыт работы содеожит теоретические и практический рекомендации по здоровьесбережению детей маладшего школьного возраста....

"Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов в урочной и внеурочной деятельности"

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является созданием условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов»

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов»

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением...

Мастер-класс «Интерактивный стол как фактор повышения мотивации к обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в работе учителя-логопеда».

Показать использование интерактивного стола Teachtouch Table 43 в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда. Передавать педагогический опыт проведения игр на данной модели стола....