Инновационная и экспериментальная деятельность учителя начальных классов Дулгаровой И.В.
статья (4 класс)

Инновационная и экспериментальная деятельность учителя начальных классов Дулгаровой И.В. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная и экспериментальная деятельность учителя начальных классов Дулгаровой И.В.

Реализуя проект «Внедрение технологии перехода от тотальной педагогической оценки к самооценке ученика и развития его оценочной субъектности и учебной самостоятельности», Республики Бурятия внедряет эффективную систему управления качеством образования, предлагает педагогическому сообществу эффективные способы развития оценочной субъектности подростков и предлагает инструментарий оценки результатов развития учебной самостоятельности школьников. Это создаст оптимальные условия для учёта результатов, полученных при самооценке ученика и партнерском оценивании группы учеников во время учебного процесса, повлияет на осознание учителем того, насколько от объективного оценивания самим учеником, зависит мотивация и понимание школьником, как улучшить результаты своего образования. Это поможет ученикам осмыслить способность анализировать и оценивать результаты своей учебной деятельности. Ученик может участвовать в разработке критериев для оценивания, эффективно освоит способы самооценивания. Это будет способствовать установлению эффективной взаимосвязи «ученик-учитель-ученик», «ученик-ученик-учитель», активному включению учеников в процесс собственного учения; В рамках проекта все взрослые участники – педагоги, родители, администраторы, методисты и ученые выступают в качестве сообщества, поддерживающего ученика, пополняющего его интеллектуальные ресурсы источника информации. Педагоги организуют переход от привычной традиционной, часто формальной оценки учителя к совместной со школьниками разработке и инструмента, и процедур самооценки и партнерского оценивания. Ученики включаются в процесс обучения оцениванию в рамках самообучающейся и самоорганизующейся детской общности. Самооценка – это один из важнейших психологических факторов формирования учебной деятельности обучающегося. Причина отставания в обучении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Ребенка необходимо приучить к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, ведь эта оценка важная, так как позволяет самостоятельно двигаться дальше. Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей. По А.Н. Леонтьеву самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Именно поэтому «развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке» одна из важнейших педагогических задач для коллектива школы.

Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса. «У младших школьников наблюдаются

все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя».

Потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Поэтому все усилия, должны быть направлены на организацию собственных контрольно-оценочных действий обучающихся.

Для чего же формируется самооценка у учащихся? Прежде всего, для того, чтобы ученик смог увидеть, понять и исправить допущенную ошибку! В школе издревле существовала и следующая категория, о которой пойдет речь далее оценка, а точнее самооценка ученика.

Для чего нужна оценка? Для того чтобы подвести итог, оценить результат.

Кто оценивает в школе? Учитель. Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем ребёнку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на неё совершенно другими глазами, он начинает её видеть как бы со стороны. Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

Какие же существуют формы самооценки?

1.Речевые

2.Знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.)

3.Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек и т.п.)

4.Шкалы

5.Таблицы

Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики старше оценивают достижения более самостоятельно, делая, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).

Самооценка ученика должна дифференцироваться, то есть складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими, выработанные совместно педагогом и учащимися или озвученные педагогом на уроке. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Используя самооценку на моих уроках, учащиеся более грамотно формулируют задачи для домашней работы и на будущее. По мнению родителей, где самооценка учебной деятельности происходит регулярно, выполнение домашнего задания стало занимать меньше времени, так как дети видят конкретные задачи, стремятся их выполнять самостоятельно.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Всегда ли учитель оценивает правильно? Нет, оценка бывает субъективна.

Почему же мы сегодня очень часто произносим слова с приставкой само? Потому что все учатся сами! Мы только создаём условия для самообучения в определённом направлении. Т.е. мы сначала самооцениваем себя и сопоставляем свою собственную оценку с чужой оценкой. Выставляя оценку ребенку, он тоже сравнивает её со своей и соглашается или нет!

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки школьников могут использоваться следующие методы и приемы.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. На основе наблюдений ввожу средства, позволяющие самому ребёнку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности, давать оценку своей деятельности. В свете требований ФГОС очень важно учить детей давать самооценку своей работы, взаимооценку работы соседа по парте, в группе.

В качестве одной из форм оценивания результатов учеников я применяю листы оценки индивидуальных достижений (образовательных результатов) учащихся, использование которых способствует формированию оценочной самостоятельности детей, развитию у них регулятивных универсальных учебных действий

В своей работе с детьми я уделяю большое внимание формированию адекватной самооценки. Данный материал собирался в течение четырех лет. Сначала искала на разных сайтах, затем что-то составляла сама, чем-то делились коллеги на ШМО и РМО.

В нем представлены разные виды самооценки и взаимооценки учащихся начальной школы при работе в паре, группе, работе над проектом, творческим делом, по результатам выполнений проверочной работы, листы самооценки и оценки учителем на разных этапах урока, а также в начале и в конце урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:«Инновационная деятельность учителя начальных классов в условиях апробации и внедрения ФГОС»

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение  основная общеобразовательная школа  п. Шатурторф     «Инновационная деятельнос...

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Доклад "Методическое сопровождение инновационной деятельности учителей начальных классов"

Инновационный процесс-это формирование и развитие содержания и организации нового. Инновационные процессы необходимо сознательно проектировать, а затем вводить их в существующие структуры  опыта....

Статья. "Инновационная деятельность учителя начальных классов"

Статья разработана для учителя начальной классов...

Инновационная деятельность учителя начальных классов Сафроновой А.С.

В стетье показаны инновационные подходы к процессу обучения в начальных классах ....

Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов «Проекты - как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»

Представление   инновационного педагогического опыта работы  учителя начальных классов МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района...

Инновационная экспериментальная деятельность учителя начальных классов

Главной функцией экспериментальной и инновационной деятельности является инициация творческой самостоятельности педагога, повышение его мотивации к собственному профессиональному развитию, постоянному...