Поощрение или наказание, кнут или пряник
методическая разработка

Родительское собрание (1-4 классы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Поощрение или наказание, кнут или пряник.

Определить тему нашего сегодняшнего разговора поможет отрывок из стихотворения
О.Гребнёвой « Родительское собрание на лесной полянке».


Как-то осенью по лесу прокатилась вдруг молва:

На полянке ровно в восемь собирает всех Сова.

- Ты не ведаешь, кума, чем встревожена Сова?

Может твой Лисёнок снова в школе мучает Косого?

-Ой, не говори, Енот, он и дома достаёт.

-Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?

-Я не знаю, может быть, он ведь так умеет выть!

Нацепив очки на нос, задала, Сова вопрос:

-Отвечайте-ка, лесные родители!

Бьёте ли деток своих, мучители?

Зашумела тут толпа. Что за глупости, Сова?

-Я Лисёнка лишь вчера долго за уши драла.

Папа-заяц на пеньке, хрумкая морковкой,

Громогласно заявил:

-Я противник порки!

Зашумела тут толпа, кто был прав, кто виноват.

Вдруг Сова на всех взглянула и крылом своим махнула:

«Всех хочу предупредить, о ремне в семье – забыть.

Ваши дети без ремня не могут уж прожить и дня.

И от нас, учителей, ждут таких же вот вещей».

«Как не бить?» - кричит Енот. «Это верно», - шепчет крот.

«Я не справлюсь без битья!» - закричала Белка злясь.

И родительские страсти накалились докрасна.

Не в Совиной было власти перекрыть их голоса.

«Бить или не бить – вот в чём проблема.

Она к сожаленью, и сейчас современна.

Итак, вы теперь уже догадались , какую тему мы сегодня будем обсуждать?  

СЛАЙД

- Давайте поговорим о том, какими бы вы хотели видеть своего ребенка в будущем, перечислите качества.

Что же необходимо от вас, как от родителей, чтобы данные качества были сформированы?

Выбор предпочитаемых методов воспитания  закладывается у будущих мам и пап ещё в детстве.

Начнём с сути понятий.

Что такое наказание?

СЛАЙД

Из такого толкования следует, что ребёнок, действительно, должен совершить проступок, чтобы получить наказание.

Задумайтесь, а за что чаще всего наказываем мы ребенка?

Какие  виды наказаний вы знаете?

Можно выделить следующие виды наказаний:

СЛАЙД

*словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д.);

Как вы думаете, к каким последствиям может привести использование грубого словесного наказания?

Взрослый является  для ребёнка в детстве  огромным авторитетом. И всё, что тот произносит, воспринимается как непреложная истина. Представляете, какую самооценку сформирует постоянное использование грубых высказываний при общении с ребёнком? Ничего хорошего из меня не выйдет. А заниженная самооценка порождает новые проблемы в формировании личности ребёнка ? (Уверенный)

*физическое наказание (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д.);

Как вы думаете, к каким последствиям может привести использование физических наказаний?

проблемы в воспитании:

●  агрессии детей;

● дети становятся неуравновешенными, эмоционально ранимыми, вспыльчивыми;

● замкнутость;

● повышается уровень тревожности ребёнка.

      реакции:

► страх;

► возмущение, протест;

► обиду, чувство  оскорблённости, жажду мести и компенсации;

► стремление к обману, изворотливость;

► потерю способности к здравому рассуждению;

► ребёнок перестаёт видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;

► агрессивное поведение;

► ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).

Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. (Уравновешенный, спокойный)

*наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д.);

Как вы думаете, к каким последствиям может привести использование такого вида наказания?

Такой приём рекомендуется применять спокойно, объяснив детям причину наказания, обговорив условия его прекращения.

Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям. (Открытый, доброжелательный, дружелюбный)

*наказание трудом (или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением);

Как вы думаете, к каким последствиям может привести использование такого вида наказания?

 (Трудолюбивый)

*наказание лишением (лишение сладостей, компьютера и     т. д.).

Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда детям?

СЛАЙД

Известный учёный – психолог Ю. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребёнком. Как?» советует родителям следующее. Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое».

О каком виде наказания здесь говорится?

Задумайтесь над этим высказыванием! Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно. Ю. Гиппенрейтер называет это «золотым фондом радости».

Посмотрим, что же стало с личностью нашего ребенка?

Какой сделаете вывод?

Теперь рассмотрим такой метод стимулирования желательного поведения ребёнка как поощрение.

Что такое поощрение?

В таком толковании заложены приёмы поощрения – это совместное действие, сочувствие, подарок – и результат поощрения – желание сделать что–то.

С какой целью мы поощряем ребенка?

Поощрения нужны для всякого человека. Они окрыляют, не дают человеку остановиться в своих хороших стремлениях и делах. Тем более поощрения нужны для растущего, формирующегося человека. Они укрепляют веру детей в свои силы, развивают чувство собственного достоинства, побуждают к положительным поступкам в дальнейшем.

Какие виды поощрений вы знаете?

Виды поощрений:

СЛАЙД

Всё ли требует поощрения?

Захваливание очень вредно. Родители нередко говорят, что был ребенок послушен, трудолюбив, и вдруг резко отказывается от поручаемого дела; был всегда вежлив, внимателен и вдруг нагрубил. Это результат неумеренной похвалы, захваливания.

Послушайте описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, постройте фразу как нужно.

1) После концерта для родителей: « Юля, ты лучшая пианистка в школе!»

(Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты играла действительно хорошо!»)

2) «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены».

(Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения.)

3) Мальчик играл с другом в шахматы. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!»

(Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: «Я рада, что ты помыл  посуду!» или «Я рада, что ты полюбил шахматы!»)

4) «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!»

(Ребёнка «захваливают». Лучше сказать: «Ты много работал сегодня. Всё сделал, как было надо»).

Подтвердите или опровергните.

Суждение 1. Бытует мнение, что «клин клином вышибают». Если ребёнок не выполняет требований родителей, он должен быть наказан обязательно.

Суждение 3. Есть такие дети, которых хвали или не хвали, ничего хорошего из этого не бывает. Они понимают только наказание.

Суждение 4. Физическое наказание позволяет за короткий срок научить ребёнка понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

Суждение 5. Я не верю, что физическое наказание может привести к необратимым изменениям в психике ребёнка.

Видео

Какие виды поощрения и наказания здесь использованы и целесообразны ли они?

СЛАЙД

И в заключении я хочу привести слова Л.Н. Толстого: “Счастлив тот, кто счастлив дома”. Семейное счастье, благополучие семьи рождается благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны общими интересами, взаимной любовью. Если ребенка любят в детстве – принимают, уважают, понимают, относятся с теплотой и нежностью, он будет любим другими людьми и сам будет любить.

Рефлексия.  Я эффективный родитель…

СЛАЙД

Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
“Это к счастью,
Это к счастью!”
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью,
Это сделал я.
“Ты разиня,
Ты растяпа” -
Скажет мне семья.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поощрение или наказание, кнут или пряник?

Слайд 2

Наказание - «… мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление …» Словарь русского языка С. И. Ожегова

Слайд 3

Виды наказаний : словесное (угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д.); физическое (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д.); наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д.); наказание трудом (или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением); наказание лишением (лишение сладостей, компьютера и т. д.).

Слайд 4

« Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Из книги Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»

Слайд 5

Поощрить - «…содействием, сочувствием, наградой одобрить что–нибудь, возбудить желание сделать что–нибудь…». Словарь русского языка С. И. Ожегова

Слайд 6

Виды поощрений: Одобрение; Похвала; Уступка; Материальное поощрение.

Слайд 8

“ Счастлив тот, кто счастлив дома” Л.Н. Толстой

Слайд 9

Успехов Вам в воспитании детей!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: Кнут или пряник

В данной работе подобран материал для помощи учителю в проведении родительского собрания по данной теме...

родительское собрание "Наказание.Кнут или пряник"

материал для проведения родительского собрания в начальной школе...

презентация к родительскому собранию "Наказание.Кнут или пряник"

материал для проведения родительского собрания...

Беседа с родителями. "Поощрение или наказание? Кнут или пряник?"

Каждый из нас является родителем и каждому неоднократно приходилось сталкиваться с проблемой: как поощрить или наказать, не навредив ребенку?...

Родительское собрание "Поощрение или наказание? Кнут или пряник?"

                           Наше  будущее  - это наши дети. И мы, педагоги, заинтересованы, чтобы они прочно усваи...

Кнут и пряник или Как использовать поощрения и наказания в воспитании и обучении детей

Кнут и пряникили Как использоватьпоощрения и наказанияв воспитаниии обучении детей...