Доклад "Воспитание интереса к чтению у учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности".
статья

Зейлингер Ольга Николаевна

Работа с кнингой богата и разнообразна как по форме, так и по содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать ее. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать, т.е. понимат прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность и умственное развитие. Нужно помнить, что эта работа очень важная и ее нужно проводить систематически.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска

Доклад на МО воспитателей

«Воспитание интереса к чтению у учащихся

младшего школьного возраста во внеурочной

деятельности»

           Подготовила и провела: воспитатель 4 класса – Зейлингер О.Н.

2019 г.

         Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 70-80 годы существовало мнение о России как о самой «читающей стране мира». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно «серьезной литературы, классики, произведений в «толстых журналах», собирательство книг, создание своих домашних библиотек – все это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня ситуация значительно изменилась. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, Интернет, компьютеры, видеоигры, аудиокниги дети потеряли интерес к чтению. А ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться. Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Наши дети все меньше и меньше читают. Эта печальная реальность, должна заставить нас педагогов задуматься и, попытаться как-то изменить такое положение вещей.    

       Чтение – это многогранный мир, который обогащает наши души и умы. Читая, наши дети познают окружающий мир, чтение формирует у детей мировоззрение, развивает нравственные качества ребенка, учит их выражать свои мысли четко и ясно. Красивые иллюстрации в книгах с детства развивают вкус к красоте и искусству. Чтение – «диалог» между родителями и детьми, между педагогом и учащимся, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он дает незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства. Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью. Было бы идеально, чтобы родители с самого раннего возраста для своих чад находили время каждый день читать им сказки, стихотворения детских писателей. Но, к сожалению, в нашей школе большинство родителей не проявляют читательского интереса, а порой у самих низкий уровень грамотности и у них дома нет книг.

        В условиях реализации ФГОС НОО внеурочная деятельность является важной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации досуга. Внеурочная деятельность имеет пять направлений: азбука вежливости, мир творчества, я познаю мир, юный пешеход. Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения.  Занятия проводятся в форме экскурсий, игр, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Организация работы с детской книгой – это творческий процесс, он должен быть систематичным, продуманным и деятельным.  С первых занятий ставится цели: приобщение детей к чтению художественной литературы, формирование у детей читательского интереса. Рассматривание книги до чтения – это важнейший прием, определяющий личную заинтересованность ребенка в том, что ему предстоит слушать, и подготовиться к предстоящей беседе с книгой. После чтения беседа о прочитанном по наводящим вопросам. Во время чтения всегда оставаться спокойными, улыбаться, проявлять радость от чтения книг и журналов. Заставлять насильно читать нельзя. Чтение должно ассоциироваться с веселым интересным времяпровождением.

      «Путешествие в мир книги» (чтения вслух, комментированное чтение, выборочное чтение, обсуждения книг, иллюстрирование, игровой час, беседы, инсценирование отрывков произведений и различных ситуаций, чтение и анализ стихотворений).

       «Литературные игры» (викторины, кроссворды, брейн-ринги, КВН, конкурсы чтецов стихотворений, литературные загадки, игра-практикум «Как бы вы поступили», выставки иллюстраций к прочитанным произведениям, книжные выставки).  

         Заботясь о качестве обучения младших школьников-читателей, о воспитании интереса к книге не стоит забывать о среде, которая существенно влияет на весь процесс формирования личности учащегося, и в первую очередь, о семье, в которой ребенок растет. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет педагогу обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка-читателя в семье, поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал  семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь (консультации для родителей «Книга в нашей семье», «Моя настольная книга», выступления на родительских собраниях «Правильное чтение – залог успешного обучения учащегося», индивидуальные консультации  и информационные уголки, где помещена «Памятка для родителей по воспитанию интереса к книге». Эти формы занятий развивают инициативу, позволяют активно использовать творческий потенциал учащихся, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы, а также дает возможность воспринимать материал более эмоционально. Ведь именно эмоции определяют направлении интересов личности.

        Развиваем интерес к литературе  через посещение школьной библиотеки, городской детской библиотеки им А.С. Пушкина. В каникулярное время по внеурочной деятельности запланированы экскурсии в библиотеку. В нашей школе уделяется большое внимание привитию интереса к чтению. Это прослеживается в составлении режим дня ГПД и календарно-тематического планирования уроков чтения в начальной школе и уроков чтения и развития речи в старшей школе, в составлении общешкольного воспитательного плана   (по вторникам – внеклассное чтение, по средам - посещение школьной библиотеки (ежемесячные библиотечные часы, связанные  расширением читательского кругозора учащихся).  Мое основное желание,  чтоб учащийся взял нужную книгу, отвечающую его потребностям и интересам, и с  восхищением рассказал понравившийся эпизод из нее.

       Использование компьютерных технологий во внеурочной деятельности позволяет значительно повысить эффективность  работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. С использованием ИКТ можно проводить интересные познавательные игры, викторины, знакомить с писателями и произведениями.

         Дети любят смотреть сказки, мультфильмы, детские фильмы. И во время просмотра расскажите ребятам о книгах с другими знаменитыми историями. Есть также комиксы, вдохновленные известными мультфильмами. Так дети сопоставляют изображение на экране и текстом в журнале и книге.

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и по содержанию. Долг каждого педагога – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребёнка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что эта работа очень важная и ее нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей, какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить  ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».

Список литературы

  1. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов//Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 2012.