Рабочая программа и КТП по предмету Литературное чтение на родном (русском) языке
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа и КТП по предмету Литературное чтение на родном (русском) языке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76.87 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по учебным предметам начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5–е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2015. – 400с. – (Стандарты второго поколения), учебного плана МБОУ « СШ №5» на 2018/2019 учебный год и с учетом авторской программы по литературному чтению Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской (Сборник учебных программ «Перспективная начальная школа», Научный руководитель, кандидат педагогических наук, профессор Р.Г. Чуракова), в 2-х ч. – М.: Издательство Академкнига/учебник, 2015г. Программа «Литературное чтение на родном языке» является составляющей предметной области «Филология».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»: Н.А.Чуракова Литературное чтение Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс в 2 ч.,– М.Издательство «Академкнига/учебник», 2014;
Программа курса «Литературное чтение» адресована обучающимся 4 класса с разным уровнем мотивации к обучению.
Цели изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»:
- формирование первоначальных представлений о единстве языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
- воспитание гражданина и патриота своей страны России, ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка
Задачи изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»:
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
- формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к родному (русскому) языку и речевому творчеству;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи на родном языке, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты языка;
- пробуждение познавательного интереса к родному языку, стремления совершенствовать свою речь;.
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в начальной школе в контексте УМК «Перспективная начальная школа»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нѐм. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» является органической частью предмета «Литературное чтение». В содержании курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
Как курс, имеющий частный характер, курс родного (русского) языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями начального курса литературного чтения в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
«Язык и культура» – даѐт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; о компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень еѐ успешной реализации в общении.
«Речь. Речевая деятельность. Текст» – даѐт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; о типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); о речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определѐнной коммуникативной направленности. В текстах изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даѐт возможность обучить тем видам
высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения читать); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учётом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определённую нравственную и эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырёх лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца 20 – начала 21 века
Описание места учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
В соответствии с учебным планом и примерной программой предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе 0,5 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 17 часов(34 учебные недели)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-
нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4 классе
Личностными результатами изучения литературного чтения на родном языке в начальной школе являются:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
- восприятие русского языка как явление национальной культуры;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
- овладение словами речевого этикета;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учиться определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формировать умение самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
Познавательные УУД:
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в овладении логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; находить аналогии в повседневной жизни;
- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- определение общей цели и путей ее достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметными результатами изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4 классе являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
- отличать подготовленную и неподготовленную речь;
- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
- знать и реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
- знать особенности диалога и монолога;
- знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся получит возможность научиться:
- называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;
- приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко;
- оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения;
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта
В результате изучения курса « Литературное чтение на родном языке» в 4 классе
Обучающийся научится:
- овладению учебными действиями с языковыми единицами и умению использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладению первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирования базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
- обогащению активного и потенциального словарного запаса, культуре владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
Обучающийся получит возможность научиться:
- обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,
- умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
- позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
4. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
4 класс (проект)
Язык и культура.
Значение речи в жизни человека, общества. Что такое успешное общение. Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит– кому (адресат) – что – с какой целью. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Особенности употребления несловесных средств. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Общение для контакта и общение для получения информации
Говорение. Голос, его окраска, темп устной речи. Основной тон, смысловое ударение, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Правила для собеседников Неподготовленная и подготовленная устная речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. Толковый словарь. синонимов. Словарь языка писателей.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Вторичные речевые жанры. Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, еѐ роль. Цитата в пересказах, еѐ роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Невыдуманный рассказ (о себе). Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. Словарные статьи в толковом и в других словарях.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Круг чтения
Русские народные волшебные сказки
«Морской царь и Василиса Премудрая»
Классики русской литературы XIX – первой половины XX веков
А.С. Пушкин «Везувий зев открыл…», отрывки из «Евгения ОнегинаВ. Хлебников «Кузнечик»; Л. Андреев «Петька на даче»; М. Волошин «Зелёный вал отпрянул…»; В. Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею…», «Обида»; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители» (в сокращении)*.
Классики русской литературы второй половины XX века
А. Кушнер «Сирень»; В. Соколов «О умножении листвы…», «Все чернила вышли…»; Д. Кедрин «Всё мне мерещиться поле с гречихою…»; К. Паустовский «Тёплый хлеб»*; С. Козлов «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, заяц», «Лисичка»;
Зарубежная литература
Авторские волшебные сказки: Г. Андерсен «Снежная королева»* (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении); С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках); А. Сент-Экзюпери «Маленький принц
5. Тематическое планирование курса «Литературное чтение на родном языке»
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире | 2 | Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми .с людьми разного возраста. Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру Наблюдать: находить в тексте повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения. Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога, диалога. Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса. Составлять план текста: делить текст на части, выделять опорные слова ,составлять план, определять главную мысль произведения. Пересказывать текст художественного произведения: подробно, кратко, выборочно. Сравнивать темы произведений авторов-представителей разных народов России Анализировать нравственно-этические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета Характеризовать особенности прослушанного произведения, раскрывать последовательность развития сюжета Сравнивать: Различные фольклорные жанры, характеризовать их особенности Объяснять: смысл заглавия произведения; выбирать заголовок из предложенных учителем, учащимися класса. | |
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре | 2 | ||
Учимся у поэтов, писателей и художников видеть красоту природы и красоту человека | 1 | ||
Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас | 3 | ||
Пытаемся понять, как на нас влияет красота | 1 | ||
Приближаемся к разгадке тайны особого зрения | 2 | ||
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда | 2 | ||
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество | 3 | ||
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее | 1 | ||
Итого | 17 |
6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
- Сборник рабочих программ «Перспективная начальная школа», авторская программа по систематическому курсу литературного чтения Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской(Научный руководитель, кандидат педагогических наук, профессор Р.Г. Чуракова), в 2-х ч. -М.Издательство «Академкнига/учебник», 2015;
- Учебники
1. Н.А.Чуракова Литературное чтение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс в 2 ч.,– М.Издательство «Акадекни
га/учебник», 2014;
Методические пособия для учителя
1. Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская. Литературное чтение. Методическое пособие - М.Издательство «Академкнига/учебник», 2014;
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
- Электронные учебные пособия:
- Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс (Диск CD-ROM), автор Н.А.Чуракова
Технические средства и ИКТ
- АРМ учителя.
- Интерактивная доска «SMARTBOARD»
- Мобильный класс Classmate PC. (25 нетбуков ISTiEC 10II2, 1 ноутбук учителя)
- WiFi с доступом к сети Интернет
- Документ-камера
- Мультимедиа
- Электронная библиотека
Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа :http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :www.festival.1september.ru
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www.km.ru/education
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru
- Нацпроект «Образование» – Режим доступа: http://mon.gov.ru./proekt/ideology
- Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.
- Сайт «Все для учителей начальной школы»– Режим доступа:http://www.nsc.1september.ru
- Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
- Сайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru
- Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru
- Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации– Режим доступа: http://www.mon.gou..ru
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ»
4 класс
УМК «Перспективная начальная школа» (17 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Элементы содержания | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (Формирование УУД в соответствии с ФГОС) | Вид контроля. | Стр. учебника | Дата проведения | |||||||||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | ||||||||||||||||
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире | |||||||||||||||||
Русская народ ная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | 1 | Комби нированный | Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герой волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); | Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности П: Поиск и выделение необходимой информации в словарях; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами К: Уметь оценивать характер героя, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах
| Ответы на вопросы | Ч.1 С. 45–51 | |||||||||||
Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире» | 1 | Обобщение | Сказки разных народов мира. Произведения устного народного творчества | Уметь: создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению | Ответы на вопросы | Обзор всей главы | |||||||||||
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре | |||||||||||||||||
Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | Комбинированный | Зарубежные авторские сказки. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Знать, что самое главное в народной сказке – способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке – мир чувств и переживаний героя. Уметь: сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою | Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной целиП: Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.). К: Вести устный диалог, слушать собеседника. | Пересказ текста | Ч.1 С.71–89 | ||||||||||
Г.Х. Андерсен «Снежная королева». «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и потом». Слушаем музыку. Музыкальная пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы.. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: анализировать описание царства Снежной королевы; подтверждать свои ответы цитатами из текста; доказывать, что героине помогают не только люди, но и природные явления; называть авторские сказки, в которых любовь оказывается сильнее волшебства; делиться своими впечатлениями при прослушивании музыкального произведения | Пересказ текста | С.86–91 | |||||||||||
Учимся у поэтов, писателей и художников видеть красоту природы и красоту человека | |||||||||||||||||
Владимир Набоков «Обида». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Эмили Шанкс «Наём гувернантки» | 3 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; сравнивать характеры героев, изображенных на картине | Л: Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.). К: Вести устный диалог, слушать собеседника. | Выразительное чтение Отвечать на вопросы | Ч.1 С.113–127 | ||||||||||
Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас | |||||||||||||||||
Леонид Андреев «Петька на даче» | 3 | Комбинированный | Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний Характер героя, его поступки и их мотивы | Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения; анализировать поступки героев | Л: Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Р: Использовать речь для регуляции своего действия. П: Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. К: Владеть основами коммуникативной деятельности, на практиче ском уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. | Выразительное чтение Пересказ текста | Ч.1 С. 137–152 | ||||||||||
Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | 7 | Комбинированный | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения | Уметь: работать с толковым словарем; выделять важные события в жизни героя подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно-исторические приметы времени; выражать свое отношение к герою произведения; доказывать свою точку зрения, опираясь на текст | Л: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи Р: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. П: Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация. К:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Пересказ текста | С. 112–117 | ||||||||||
Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас» | 1 | Обобщение | Произведения классиков дет ской литературы. Произведения о детях | Л:Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П: строить рассуждения. К: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; учиться связно отвечать по плану. | Отвечать на вопросы | Обзор всей главы | |||||||||||
Пытаемся понять, как на нас влияет красота | |||||||||||||||||
Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!» Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Ван Гога «Огороженное поле» | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать: произведения Сергея Козлова для детей; что красота способна творить чудеса – преображать душу, делать ее свободной и красивой. Уметь: выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; сравнивать сказки С. Козлова; выделять | Л:Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Р: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Выразительное чтение | Ч.2 С. 33–36 | ||||||||||
Приближаемся к разгадке тайны особого зрения | |||||||||||||||||
Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения; описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части | Л:Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Р: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П:вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. К:слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Выразительное чтение | Ч.2 С. 44–54 | ||||||||||
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 1 | Комбинированный | Произведения о детях. Герои произведения Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения | Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка; объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст по плану | Л: Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии Р: Использовать речь для регуляции своего действия. П: Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа, составлять план. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | План-пересказ | Ч.2 С. 75–81 | ||||||||||
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда | |||||||||||||||||
В. Хлебников «Кузнечик» Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Франца Марка «Птицы». | 1 | Комбинированный | Эмоционально нравственные переживания героев и автора произведения. | Уметь: анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями | Л: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи Р: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. П: Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация. К:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Отвечать на вопросы | Ч.2 С. 101–104 | ||||||||||
Афанасий Фет «Это утро, радость эта…» | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание их переживаний | Знать понятие «рифма». Иметь представление о кольцевой и охватной рифме. Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности | Л: Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.). К: Вести устный диалог, слушать собеседника. | Чтение наизусть | Ч.2 С. 115–118 | ||||||||||
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество | |||||||||||||||||
Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Пикассо «Герника» | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение; выбирать приемы и средства художественной выразительности | Л: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Р: Составлять план и последовательность действий. П: Строить рассуждения в форме простых суждений. К: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | ||||||||||||||
Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою…». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины В. Попкова «Моя бабушка и ее ковер» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения | Л: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи Р: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. П: Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация. К:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Чтение наизусть | Ч.2 С. 156–159 | ||||||||||
Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество» | 1 | Обобщение | Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение. Произведения классиков детской литературы | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | Л: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Р: Составлять план и последовательность действий. П: Строить рассуждения в форме простых суждений. К: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Отвечать на вопросы | Обзор всей главы | ||||||||||
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее | |||||||||||||||||
Обобщение по теме «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее» | 1 | Обобщение | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | Л: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Р: Составлять план и последовательность действий. П: Строить рассуждения в форме простых суждений. К: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Выразительное чтение | Ч.2 С. 170–176 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-347712-1384761145.jpg)
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке», 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Фе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/26/picture-695442-1551159604.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке.
Предлагаю для работы рабочую программу для 1 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1181784-1572407616.jpg)
Рабочая программа предмета Литературное чтение на родном русском языке, 1-4 классы
В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение на родном (русском) языке (1-4 классы)
Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение на родном (русском) языке (1-4 классы) cоставлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ (вариант 6.2)на основе Адаптированной основной о...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/29/picture-1273278-1601388175.jpg)
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-4 класс
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/16/picture-1395675-1660643553.jpg)
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение». Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»
образовательная программа...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/16/picture-1385914-1663345839.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4739956) учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 2 класса начального общего образования
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования. Программа направлена н...