Специфика учебных проектов на уроках математики 4 класс.
методическая разработка (4 класс)

Бадахина Татьяна Олеговна

           Сегодня перед школой поставлены задачи по формированию нового человека – человека интеллектуально развитого,  стремящегося к познанию. Обществу необходимы нестандартно мыслящие, творческие люди, умеющие преобразовать любую ситуацию. Главным результатом обучения должна стать адаптация к «взрослой жизни во взрослом обществе», то есть овладение набором действий, позволяющих ставить и решать жизненные и профессиональные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_uchebnyh_proektov_na_urokah_matematiki.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика учебных проектов на уроках математики.

           Сегодня перед школой поставлены задачи по формированию нового человека – человека интеллектуально развитого,  стремящегося к познанию. Обществу необходимы нестандартно мыслящие, творческие люди, умеющие преобразовать любую ситуацию. Главным результатом обучения должна стать адаптация к «взрослой жизни во взрослом обществе», то есть овладение набором действий, позволяющих ставить и решать жизненные и профессиональные задачи.

Основные понятия и законы математики широко используются в естествознании, технике, медицине, быту. Учебный предмет математика более других предметов открывает возможности для овладения научным методом познания, который способствует изучению основ других наук. Методы и средства математического познания широко востребованы практически во всех областях деятельности людей. Поэтому изучение математики в системе общего образования имеет исключительное значение для формирования научно-технического и технологического потенциала страны.

« В результате изучения курса математики выпускники начальной школы:
 научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; учащиеся овладеют основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи,
приобретут необходимые вычислительные навыки; ученики научатся применять математические знания и  представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях.»

. Кроме того, планируемые результаты начального общего образования по математике предполагают, что помимо всего прочего «ученик научится работать в группе, создавая  проекты» [ Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева [32, 57-58]

С помощью учебных проектов можно творчески подойти к изучению любого раздела математики.  Все зависит от фантазии и творческих способностей педагога и учеников.

Проектная работа предполагает исследовательскую деятельность, направленную на развитие внимания, воображения. Одной из самых серьезных и трудных задач на уроках математики является обучение детей думать , умению творчески  самостоятельно мыслить. Развитию творческого мышления способствуют проблемные ситуации с применением следующих методических приемов:

- обсуждение различных вариантов решений одной и той же задачи;

-знакомство с различными точками зрения по одной проблеме,

- предложение учащимся заданий по поиску интересных интеллектуальных задач;

- обучение учащихся самостоятельному конструированию логических задач.

Математика начинается не со счета, а … с загадки, проблемы. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет отличаться от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем. Цель любого преподавателя - организовать обучающий процесс так, чтобы дать ученику возможность и мотив самостоятельной исследовательской работы! А вот задача ученика - использовать этот тактический шаг таким образом, чтобы самому прийти к истине.

Развитие творческого мышления формирует у ребят осознанность умственных действий, а это – путь к развитию высокой интеллектуальной активности обучаемых.   Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает и свои творческие способности.

 Творческие проекты на уроках математики помогают школьникам развивать аналитические способности. Самое главное, что при использовании этого метода каждый ученик имеет возможность проявить себя на творческом уровне.

 Проанализируем учебник математики для 4 класса «Моя математика» ( Авторы: Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких)  УМК Образовательной системы «Школа 2100».

Модульное построение учебников математики для 4 класса УМК ОС «Школа 2100» ориентировано, во-первых, на формирование у детей представлений о том, как нужно действовать, чтобы приобретать новые знания и умения, и, во-вторых, зачем именно им могут быть нужны эти приобретения. Эта работа выстраивается следующим образом: учебник разделен на пять содержательных модулей. Модули соотнесены с учебными четвертями, и только в первой четверти содержится два модуля (первый модуль, наряду с уроками введения нового знания, включает уроки повторения и обобщения изученного в третьем классе). Каждый модуль имеет следующую структуру:

  1. входной тест (одновременно являющийся и выходным из данного модуля);
  2. основная (обучающая) часть;
  3. проект, предназначенный для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время;
  4. раздел «Не только математика», включающий в себя большой набор задач для повторения и обобщения и одну компетентностную задачу, выделенную значком К.

Присутствие метода проектов в учебниках «Моя математика» обусловлено необходимостью перехода от образования, ориентированного только на приобретение знаний, к образованию, ориентированному на формирование умений применять имеющиеся знания и умения «для себя». Такая направленность полностью соотносится со сложившимся в последнее время в российском обществе взглядом на генеральное направление развития образования. Одним из механизмов, позволяющим формировать у учащихся функциональную грамотность, в Образовательной системе «Школа 2100» рассматривается регулярная проектная деятельность.

Рассмотрим образец работы с конкретным проектом «Машина времени» и образец оценивания этой работы. Напоминаем, что вся описываемая далее работа происходит не на уроке, а, например, во время отведенное для воспитательной внеурочной работы (еженедельный классный час). Авторы рекомендуют использовать именно это время [ 11].

 Так как работа над проектами, в числе прочего, ориентирована на формирование таких важнейших качеств личности, как упорство в стремлении к поставленной цели, умение достигать этой цели в ситуации плодотворного сотрудничества с другими людьми, преодоление возникающих по ходу дела трудностей и оперативное решение связанных с ними проблем. Описываемая далее работа над проектом происходит до момента начала работы с задачами раздела «Не только математика…». План работы над проектом обсуждается на этапе подготовки к работе в течение двух недель (2 – 3 классных часа). В это время собираются необходимые материалы, разъясняется последовательность работы, вносятся необходимые коррективы, уточняются детали. В процессе этой деятельности среди ребят формируются творческие мини-коллективы и в каждом таком коллективе распределяются обязанности.

План работы (для учителя)

  1. Перед началом работы с основной частью учебного модуля даем домашнее задание: прочитать страницу с материалами к проекту.
  2. Совместно обсуждаем прочитанный текст.
  3. Намечаем цель: сделать машину времени, описанную в учебнике (похожую на космический корабль).
  4. Предлагаем детям свои источники с описанием космических кораблей (отрывки из произведений, относящихся к жанру научной фантастики) и предлагаем, если нужно, найти и воспользоваться другими описаниями или изображениями. Предупреждаем детей, что на эти источники они будут опираться при защите (презентации) проекта.
  5. Собираем информацию о месте и времени, куда будет совершен полет (пользуясь материалами раздела «Не только математика…»)
  6. Читаем и обсуждаем план, заданный в учебнике.
  7. Обсуждаем роли (обязанности) участников в каждой творческой группе.
  8. Определяем время работы и срок презентации проекта.
  9.  После того как у ребят появится опыт в работе с проектами, данный план работы может сворачиваться за счет увеличения самостоятельности детей.

В учебнике 4 класса «Моя математика» этому проекту уделена целая страница (часть 1, страница 48). На ней дана следующая информация:

1.? (постановка проблемы) Как вы думаете, можно ли путешествовать во времени? Если можно, то как? Можем ли мы узнать о том, что было в прошлом? В будущем? Как именно люди узнают о прошлом? А о будущем?

2. ! (чтение после ответов детей) О прошлом люди чаще всего узнают с помощью книг, документов, рассказов других людей, старых вещей. О том, что ждет нас в будущем, мы можем только предполагать.

В некоторых фантастических книгах и фильмах рассказывается о машинах, с помощью которых можно путешествовать во времени и увидеть своими глазами все, что было или будет. Пока это только фантастика, но ведь и подводная лодка, и самолет появились сначала только в воображении людей, а теперь они реально существуют.

3. ? (постановка проблемы) Как вы представляете себе машину времени? Хотите сделать её модель? Что вам для этого потребуется? (обсуждение детьми)

Модели могут быть самыми разными. Можно дать полный простор своей фантазии. Есть только два условия:

а) в компьютер, управляющий полетом машины времени, нужно заложить собранную информацию о том историческом периоде, куда вы собираетесь лететь;

б) нужно сделать такую модель, в которую может войти пилот, у неё должен быть пульт управления полётом, устройство для принятия команд и другие необходимые части. Для этого вам придется поработать инженерами и сделать некоторые расчеты.

Свою модель машины времени вы можете сделать на уроках труда или после уроков. Мы предлагаем вам план работы над этим проектом. Вам нужно:

  1. придумать, как выглядит (из каких частей состоит) ваша модель;
  2. подобрать материалы и детали, из которых вы будете ее строить;
  3. подобрать команду для изготовления модели и распределить работу;
  4. обдумать, в какой последовательности вы будете работать (что за чем будет сделано);
  5. сделать модель машины времени;
  6. проверить, всё ли сделано правильно;
  7. рассказать, как делается такая модель, всем, кто захочет сделать её сам;
  8. подготовить инсценировку «Полет на машине времени».

Как видно из вышеописанного материала, план работы над проектом у детей есть в учебнике [2,3,4], и они в любой момент могут им воспользоваться, чтобы работать самостоятельно, или задать по какому-нибудь пункту плана вопросы.

Всего в 4 классе в учебнике «Моя математика» ОС «Школа 2100» даны 5 проектов (в скобках указаны страницы учебника).

Проект 1. Модель машины времени (ч.1, стр. 48)
Проект 2. Страничка из энциклопедии (ч.1, стр.78)
Проект 3. Инсценировка: Российская ярмарка 18 века. (ч.2, стр.38)
Проект 4. Играй и выигрывай (ч.3, стр. 24)
Проект 5. Страница нового учебника (ч.3, стр. 70)

Все пять проектов связаны между собой. Работая над проектами, дети отправляются на своей машине времени в 18 век. А машине требуется информационное топливо.

 Учащиеся, кроме учебника, могут пользоваться любыми источниками информации. Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии или в музеи, или на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто- то из родителей).

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

 Особо следует  отметить, что инструкция к проекту, приведенная в учебнике, содержит подробный план работы, выполнение которого требует высокой степени сформированности  общеучебных  умений. Степень реализованности проекта предлагается оценивать в соответствии со степенью выполнения этого плана, имеется в виду именно устное оценивание успешности результата, выставление отметки за проект не предусмотрено, но она может быть выставлена по желанию учащихся.

Оценка осуществляется в ходе совместного обсуждения учащимися и учителем результатов и процесса работы над проектом.  Учитель при этом направляет беседу таким образом, чтобы были обсуждены и отмечены умения каждой из групп общеучебных умений (коммуникативные, организационные, интеллектуальные)

Возьмем для рассмотрения еще один пример.  В рамках программы «Математика» в комплекте «Школа России» ( я работаю в школе по этой системе) дополнительно разработаны:

- перечень подтем темы «Математика вокруг нас» для  обучающихся « Наши проекты» и описание плана работы по реализации в каждом классе начальной школы (проекты размещены в учебниках каждого класса, предлагается один проект на полугодие). Целью организации внеурочной познавательной деятельности младших школьников является реализация идеи наиболее полного использования гуманитарного потенциала математики для развития личности и формирования основ творческого потенциала учащихся. По теме «Математика вокруг нас» авторы предлагают такие проекты:

1 класс, первое полугодие - « Числа в загадках, пословицах, поговорках»; второе полугодии -« Цветники: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

 2 класс, первое полугодие- « Узоры и орнаменты на посуде»;  второе полугодие- « Оригами: знакомство с техникой « Оригами» и изготовление изделий».

3 класс, первое полугодие - « Составляем математические сказки»; второе полугодие -« Задачи-расчеты с недостающими данными».

4 класс, первое полугодие - « Составляем математический справочник « Наш город ( село)»; второе полугодие- « Составляем « сборник математических  задач и  заданий».

 Дети учатся определять цели, план деятельности, способы реализации проекта (создание альбома, рисунка, выставок, стенгазет,  справочников,  сборников задач и др.), презентацию результата деятельности  ученикам классов, родителям.  Достоинством такого подхода является наличие ориентировочной основы деятельности: ребенок понимает цель своей деятельности и средства ее достижения, недостатком является то, что познавательная проблема задается извне: авторами учебника.[ Математика 1-4 классы. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ [23]

  Данные примеры показывают, что работа над проектами в начальной школе, организованная на уроках математики может иметь безграничные возможности: от обучения формулирования проблемы (познавательной, духовно-нравственной, прикладной) до организации различных видов деятельности ( исследовательской, поисковой, ) и форм презентации  (представление результатов перед одноклассниками, участие в конференциях).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах

Педагогический проект по математике к аттестации педагогических работников...

Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме « Формирование универсальных учебных действий» Конспект урока математики на тему: « Сложение и вычитание десятков»

Конспект  урока математики  Тема урока: Сложение и вычитание десятковЦель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков (20 + 30, 50 – 20)Задачи:Предметные:- формировать вычис...

Учебный проект на уроках математики

Использование проектной деятельности при решении задач на уроках математики....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Методический проект: «Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах»

Методический проект«Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах» 1. Актуальность педагогического опытаВ сентябре 2014 года мне предстоит принять 1-ый...

Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах

Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах...