ПК 4.3
учебно-методический материал

Латыпова Людмила Руслановна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология разноуровневого обучения (тро)

Цель: 
- создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития, обеспечивающую ему достижение уровня освоения учебного материала в соответствии с его познавательными возможностями, способностями, но не ниже минимального, а также развитие данных способностей
.

Принцип развития каждого ученика (Л. В. Занков). Реализация данного принципа предполагает соблюдение правил:

  • рассматривать минимальный уровень лишь как стартовый для большинства учеников, стимулировать их потребность в достижении более высокого уровня усвоения учебного материала;
  • с помощью разноуровневых заданий обеспечить индивидуальный темп продвижения к достижению более высокого уровня;
  • возможность выбора учеником заданий более высокого уровня и перехода в другую группу.

Стартовый уровень (1 уровень)
- Первый уровень вскрывает самое главное и фундаментальное и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляя обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Этот уровень зафиксирован как базовый стандарт.
Базовый уровень (2 уровень)
- Он расширяет материал первого уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание, показывает функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной. Требует глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках курса.
Творческий уровень (3 уровень)
- Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий.



Предварительный просмотр:

Дата: 22.01.19

Школа: МАОУ СОШ №152

Класс: 3 Д

Кабинет: 210

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Максим Горький «Случай с Евсейкой»

Цели и задачи урока: обучение анализу художественного произведения, составлению характеристики героя, используя приемы технологии развития критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учеников.

Планируемые результаты:

Предметные: учатся осознанно читать с целью удовлетворения интереса; осознавать авторское и собственное отношение к главному герою; знать жанровые особенности произведения.

Личностные: Формировать мотивационную основу учебной деятельности. Развитие этических чувств и ценности, формировать личностный смысл учения.

Тип урока: рефлексия.

Оборудование: Литературное чтение: 3 кл.:  учебник «Школа России» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 2 ч., презентация.

Этап урока. Методы и приемы.

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Этап самоопределения к деятельности.

Психологический настрой.

1-2 мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Руслановна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.  

- Ребята, улыбнитесь мне и друг другу, присаживайтесь.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

  1. Актуализация знаний и мотивация.

Артикул.зарядка: выраз. Чтение.

Словес.: подводящий диалог.

Наглядный: рассматривание иллюстрации.

4-5 мин

Фронтальная форма работы.

- Прочитайте.

Как он может жить на свете

Без усов и чешуи?

Мы бы, рыбы, не могли бы

Раздвоить хвосты свои!

Не похож он ни на рака, ни на нас-

Весьма во многом.

Не родня ли это чудо

Безобразным осьминогам?

Прочитайте,

Задания разного уровня.

1 подгруппа  Минимальный (государственный стандарт)»чтение с ускорением» сердито» весело» выразительно».

2 подгруппа. Базовый   (уровень сложности)  Кто автор? Узнали ли вы чьи слова и о ком они?

3 подгруппа Усложненный ( продвинутый уровень сложности)Что вы знаете о М.Горьком? Интересные факты? У  Максима Горького было очень трудное детство. У мальчика умирает отец. Вместе с матерью он переезжает в дом жестокого и жадного деда. Мать выходит замуж, и мальчика растит бабушка. Когда мать умирает, дед отправляет мальчика «в люди» Его только спасали бабушки сказки. Наставницей же в литературе стала его бабушка, которая и провела внука в мир народной поэзии. Он написал о ней кратко, но с большой нежностью: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов. Максим Горький в своем романе «Детство» приводит слова деда, обращенные к нему: «Лешка, ты не медаль, чтобы у меня на шее висеть». С этого времени мальчика отправляют в обучение. Писатель Максим Горький интересные факты из жизни своей, ярко описывал в собственных литературных произведениях.  Вспоминая о своем трудном детстве, Горький уделял особое внимание детям, организовывал праздники для детей из бедных семей, выпускал детский журнал Несмотря на трудное детство, он добился успеха, написал много замечательных произведений.

Читают, правильно артикулируя. Да, узнали. Это слова рыб ,которые они бормотали, плавая вокруг Евсейки ( М.Горький « Случай  с Евсейкой»

Отвечают на поставленные вопросы.

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  1. Постановка учебной задачи.

Анализ текста: выраз. чтение по ролям.

Беседа по тексту.

4-5 мин

Повторение изученного

Фронтальная форма работы

- Сегодня мы продолжаем разговаривать об этом произведении, поговорим подробнее о Евсейке.

Сейчас мы с вами прочитаем по ролям рассказ М. Горького « Случай с Евсейкой. Давайте сейчас мы с вами обсудим, как будем читать слова автора? Слова Евсейки? Слова морских жителей?

План:

1.Как Евсейка оказался на морском дне.

2. Евсейка не нравится рыбам.

3.Разговор с большой рыбой.

4. Хитрость Евсейки.

Оценим чтение детей сами самостоятельно.

Молодцы ребята ,вы прочитали выразительно, грамотно. Вас было приятно слушать. А сейчас ребята, ответьте мне на несколько вопросов. Будьте внимательны!

Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?

Почему же он не заплакал, испугавшись?

Чем все закончилось?

Читают рассказ по ролям выразительно, анализируя его.

( с улыбкой, с иронией)

Испуганно, хвастливо, с удивлением, сердито

Спокойно, нейтрально

Он удивился тому, что рыбы разговаривали.

Евсейка сообразил, что плачь, не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать.

Евсейка предложил поплыть наверх и рыба согласилась. Она развернулась, а Евсей ухватился за жабры. Большая рыба возмутилась было, но Евсейка ее урезонил, сказав, что играть, так играть. И Большая рыба поплыла вверх, напевая свою песенку. И плыли они все быстрее и легче, и вдруг вынырнули.
Очнулся Евсейка на том же камне, его удилище в воде плавает, а он сам совсем сухой.

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание.

Динамическая пауза

1 мин

Физминутка «Кузнечики»

Поднимайте плечики,

(энергичные движения плечами)

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг- скок.

Стоп! Сели,

Травушку покушали,

Тишину послушали.

(приседания)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

(прыжки на месте)

Повторяют движения.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

  1. Первичное закрепление.

Практич: чтение и анализ, составление характеристики героя, выборочное чтение.

14 мин

Групповая и фронтальная формы работы:

Базовый ( уровень сложности)Составление характеристики героя. Сейчас мы составим характеристику Евсейки.  

Усложненный  продвинутый творческий( уровень сложности) Ребята посмотрите на план: Работа по тексту- доказать поставленные вопросы, нужно примерами из текста.

План:

1.Кто такой герой?

2.Какие черты характера можно выделить?

3.Как к нему относится автор?

4. Мое отношение к герою?

Что мы сейчас с вами делали?

Составляют характеристику Евсейки по плану, осмысляют, анализируют.

 Маленький мальчик 7-8 лет, который учится хорошо в школе. Который не понимает немецкий. Но в прошлом году по русскому языку 2 четверки вышло. Любит рыбачить. Очень хороший человек

Смелый, сообразительный, находчивый, самоуверенный, хитрый, грубый, сердитый. вежливый.

По доброму ,с улыбкой.

Мое отношение к герою хорошее, так как я считаю, что он очень храбрый.

Он проявил находчивость, когда уговорил рыбу поиграть и уцепился за ее жабры. Быстро находит решение.

Составляли характеристику Евсейки по плану.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Составление обобщенного ответа о герое.

6 мин

Фронтальная форма работы.

Теперь я закрываю план.

1 подгруппа. Минимальный уровень сложности. Пробуете  вспомнить все пункты плана и рассказать.

2 подгруппа. Творческий, усложненный( продвинутый уровень сложности)

Теперь попробуйте самостоятельно связать все пункты плана и кратко рассказать про Евсейку.

Это мальчик 7-8 лет, который учится в школе Евсейка хочет получить профессию авиатора, любит маму и папу, а также у него хорошие оценки по русскому языку. В разговоре с рыбами мы видим, что Евсейка вежливый мальчик, он не хочет обидеть рыб неосторожным словом.

Читая диалог с рыбами мы видим, что Евсейка также храбрый мальчик и очень сообразительный,но одновременно показывает,что Евсейка иногда грубый, самоуверенный,хитрый

Я считаю, что Максим Горький считает Евсейку очень хорошим мальчиком, об этом он написал в начале сказки.

Мое отношение к главному герою, считаю что он никогда не теряет мужества, сообразительный. Отношусь с добротой.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

  1. Включение в систему знаний, повторение.

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

3 мин

Фронтальная форма работы

1 подгруппа: минимальный уровень сложности.

Вопросы по тексту:

Как вы думаете Евсейка реальный герой?

Понравился вам главный герой?  

2 подгруппа:базовый уровень сложности.

А как вы думаете, какой жанр этого произведения?

Мы видим что главный герой это мальчик Евсейка реальный, а не сказочный. В нем сочетаются как хорошее, так и плохое.

Что тут сказочного? Морские жители тут разговаривают. То есть можно сказать, что писатель соединил особенности сказки и рассказа!

Воспроизводят, осмысляют. Да , так как в нем сочетаются как хорошее и плохое. Морские жители разговаривают.

Да, так как он очень находчивый и храбрый.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

  1. Рефлексия деятельности.

Словесн.: ответы на вопросы.

1 мин

В. Эмоциональная. Я сейчас раздам вам смайлики соответствующий вашему настроению на этом уроке. Красный смайлик- означает что мне было неинтересно, непонятно. Желтый смайлик- хорошее настроение, работал на уроке не плохо. Зеленый смайлик- отличное настроение, я доволен.

Проводят самоанализ деятельности

Ответы детей.

Р: осуществление итогового контроля

Домашнее задание

1 мин

1 подгруппа (минимальный государственный стандарт) « читают этот рассказ по ролям»

2 подгруппа (базовый) « составят  свой план по тексту.

3 подгруппа (творческий усложненный продвинутый уровень)«Придумать продолжение сказки»

Записывают домашнее задание.

Р: планируют свою деятельность в соответствии с задачей.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технология разноуровневого обучения

РЕФЕРАТ

                                                   Выполнили: Студентка группы №45
                                                                                Латыпова Л.

Челябинск, 2020

Содержание

Введение

1. Понятие разноуровнего обучения

2. Проблемы и задачи разноуровневого обучения

3. Технология разноуровневого обучения

4. Требования к заданиям. Примеры заданий

Заключение

Список литературы


Введение

В данной работе я рассмотрела технологию разноуровневого обучения. Стоит отметить, что необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.

Целью моей работы является детальное рассмотрение технологии разнорувевого обучения, а именно понятие разноуровневого обучения, проблемы и задачи, технология разноуровневого обучения, требования к заданиям, примеры заданий.


1. Понятие разноуровнего обучения

Технология разноуровневого обучения разработана и внедрена в Московской Технологической школе ОРТ в 1994 году.

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения. Это означает, что учащийся А учит математику в среднем уровне вместе с учащимся Б, но на русский язык попадает в сильный уровень с учащимся В, а по иностранному языку занимается с учащимся Д в базовой группе. Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так содержание (тематика) едина для всех уровней.

2. Проблемы и задачи разноуровневого обучения

Закладываемые критерии формирования учебных групп, эффективности и качества работы свидетельствуют о направленности на знания, умения, навыки и интеллектуальное развитие учащихся.

На второй план уходят остальные аспекты развития и воспитания учащихся. Все это, в свою очередь, мешает получить эффект целостности в формировании всесторонне и гармонично развитой, гуманной, свободной, активной и ответственной личности учащегося.

Решению всех этих задач и проблем может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.

Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение: учебный дифференциация образовательный школьный

Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).

Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.

Реализации принципа "воспитывающего обучения".

Решение первой задачи опирается на психологическую дидактику, второй – на дидактический анализ, вскрывающий уровень доступности учебного материала, его сложность, абстрактность, обобщенность, конкретность, логичность и системность, третьей задачи – на диагностику целостных ориентаций, способностей общения и деятельности.

Для решения комплекса задач необходимо знание, как минимум, индивидуально-типологических особенностей учащихся.

3. Технология разноуровневого обучения

Таким образом, главный акцент в развивающей модели уровневой дифференциации ее авторы делают не на деление учащихся по их способностям или уровню обученности, а на идею согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности учащихся, что решается через:

разработку учебного материала, для которого каждый уровень его репрезентации (обязательный, дополнительный, повышенный, улучшенный и т. п.) мог бы быть предложен в многообразии индивидуально-личностных особенностей учащихся;

предоставление учащемуся возможности самостоятельной ориентации в многообразии учебного материала, в способах учебной работы, выбора для себя посильного уровня учения, т. е. возможности стать субъектом познавательной, нравственной деятельности и общения.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

-психолого-педагогическая диагностика учащегося;

-сетевое планирование;

-разноуровневый дидактический материал.

Сетевой план – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и т. д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения.

Педагогу сетевое планирование позволяет перейти от дискретного (прерывистого) управления деятельностью учащихся, когда задания выдаются "порциями" на занятии преподавателем, к непрерывному рефлексивному соуправлению и самоуправлению учебным процессом.

Что касается разноуровневого дидактического материала, то практика и передовой опыт убеждают, что только структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого курса наряду с развивающими рефлексивными педагогическими технологиями являются гарантами саморазвития личности.

Задача структурирования содержания решается при разноуровневом обучении с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности:

I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;

II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;

III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки.

Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.

Т. е. эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:

1.Проблемное изложение (учащийся осваивает образец умственных действий).

2. Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).

3. Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).

При этом ориентировочный алгоритм изучения темы, его пошаговое описание, основанное на особенностях процесса освоения знаний, опыта и способов деятельности и эмоционально-ценностном отношении, может быть следующим:

1 шаг – проблематизация. Для этого необходимо связать изучаемую тему с актуальными потребностями учащихся, общества с целью привлечения внимания к изученной теме. Это реализуется путем установления связи содержания темы с опытом учащихся, их интересами, уже изученным материалом.

2 шаг – мотивация учащихся, которая включает в себя несколько блоков: работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной, нравственной деятельностью и общением.

3 шаг – ознакомление с информацией.

4 шаг – освоение информации, которое может происходить через:

проработку текста;

взаимообучение.

5 шаг – контроль освоения информации.

Таким образом, основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:

1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.

2.  Последовательное освоение и сдача уровней.

3. За одно занятие можно сдать только одну тему.

4. Для получения оценки "3" необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на "4" – 70–80 %, на "5" – 90–100 %.

5. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.

6. Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.


4. Требования к заданиям. Примеры заданий

Общие требования к разноуровневым заданиям.

Системы оценивания накладывают определенные требования и на составление заданий к самостоятельным, проверочным, контрольным и прочим работам.

Особое значение имеет создание разноуровневых заданий-измерителей на основе системы оценивания, которые включают в себя следующие уровни:

Уровень А (воспроизведение и описание) отвечает за знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения.

Например: какое историческое событие произошло позже всех остальных, раньше или какие процессы, события, явления связаны с именем определенного исторического деятеля; современниками были и т.д.

На уровне А проверяется знание фактического материала. Эта часть тестового задания инвариантной соответствует обязательному минимуму содержания и уровню воспроизведения учебной информации конкретной темы и не зависит от дидактической цели, определяющий умения учебно-познавательной компетенции учащихся.

Уровень В (интеллектуальный уровень) оценивает и диагностирует умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал. Самым простым вариантом такой учебно-познавательной деятельности является сопоставление, классификация, а наиболее сложным сравнение двух или более явлений с формулированием конкретных выводов, установление причинно-следственных связей.

На уровне В проверяется умение оперировать полученными знаниями на основе простых мыслительных операций.

Например: установите соответствия между понятиями и явлениями; расположите последовательно те или иные события; на основании данного текста определить, о последствиях какого события идет речь. Мнение обоснуйте.

Уровень С (творческий уровень) оценивает и диагностирует умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, вывести интеллектуальным путем новое для учащегося знание, не данное в готовом виде.

Например: сравнить феодальный строй, сложившийся в Западной Европе и феодальные отношения, сложившиеся в России к началу 16 века. Термин "возрождение" используется в исторической науке применительно и к Западной Европе, и к Руси 14 века. Укажите общее и различное в использовании этого термина в истории Западной Европы и Руси

На уровне С проверяется умение излагать собственные мысли в форме письменной речи А также проверяется умение оперировать полученными знаниями на основе сложных мыслительных операций. Задания этих двух уровней являются вариативной частью теста, так как зависят от дидактической цели, определяющей диагностику сформированности умений учебно-познавательной компетенции учащихся.

Таким образом, внедрение разноуровневости в педагогический процесс позволяет применить индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, имеющий огромное значение, так как в любом учебно-воспитательном процессе учителю приходится работать с индивидуальностями, с учениками, различающимися своими потребностями, склонностями, возможностями, интересами, потребностями и мотивами, особенностями темперамента, мышления и памяти. При этом создаются педагогические условия для включения каждого ученика в деятельность, опирающуюся на уровень актуальности и соответствующую зоне его ближайшего развития, обеспечивающую ему достижение уровня усвоения учебного материала в соответствии с его познавательными возможностями, способностями, но не ниже минимального уровня.


Заключение

В своей работе я рассмотрела технологию разноуровневого обучения. Технология разноуровневого обучения подлежит обобщению.

Разноуровневое обучение даёт шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения, не только внутренняя, но и внешняя.

В процессе разноуровневого обучения главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика группа "А"- базовый уровень, определенный образовательным стандартом по всем предметам школьного цикла. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки, если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам, чтобы добиться лучших результатов школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Только тогда, когда ученик знает, что его может понять, зачем ему стараться. Такой подход учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания.


Список литературы

1Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. -М., 2008 - с. 266-297.

Кукушин В.С. Теория и методика обучения - Ростов-на –дону., 2005 – С.222-229.

[Электронный ресурс] =Технология разноуровневого обучения http://festival.1september.ru/articles/419729/

[Электронный ресурс] =Использование технологии разноуровневой дифференциации. http://festival.1september.ru/articles/501471



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий - сбережение  здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников  необходимых УУД  по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих технологий - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

- отсутствие назидательности и авторитарности;

- элементы индивидуализации обучения;

- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;

- интерес к учебе, желание идти на занятия;

- наличие физкультминуток;

- наличие гигиенического контроля.

Результаты внедрения в обучение здоровьесберегающей технологий:

- снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.

- учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.

Здоровьесберегающая технология на уроках в начальной школе

Русский язык «Школа России». (2 класс)

Тема: Что такое имя прилагательное?

Динамическая пауза

1 мин.

Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

Друг к другу повернуться

И немного улыбнуться.

Как пружинки мы присели

И на место тихонько сели!

Молодцы!

Присаживайтесь!

Выполняют требования учителя.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

Окружающий мир «Школа России». (1 класс)

Тема: Буква Ж,ж

Динамическая пауза

1 мин.

Ребята, встаньте, проведем физкультминутку.

Не раз – поднимает руки класс.

На два – завертелась голова.

Три – в ладоши 3 хлопка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Присаживайтесь!

Выполняют требования учителя.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

Математика «Школа России» (2 класс)

Тема: Периметр прямоугольника

Динамическая пауза

1 мин.

Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем, закройте учебники и встаньте все из-за парт.

Повторяйте за мной!

Аудиозапись «Фиксики».

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров



Предварительный просмотр:

 «Игровые технологии на уроках в начальной школе»

Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. Однако существует опасность психологической перегрузки детей, которые обязаны усвоить большой объем информации. И только через игру они способны к активному усвоению знаний без ущерба своему здоровью. Поэтому актуальность темы не вызывает сомнений. Эта общественная проблема является одной из важнейших в педагогике.

“Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра”. А.С. Макаренко

Игра – уникальный вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания нравственных качеств, развития творческих задатков.

В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на уроке следует иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определённой системе и последовательности, с учётом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решают.

Игра и учёба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено, что “школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы”. В качестве таковых и выступают дидактические игры. Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок.

Давно доказано, что участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Цель игр, проводимых на уроках в начальной школе, - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Дидактическая по своему назначению игра – это одно из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям в начальной школе.

Функции игр, как метода изучения предметов в начальной школе:

Первая, простейшая функция – облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и др.

Вторая функция – “театрализация” учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей. Артистические приёмы используются в ролевых диалогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, сказок и т.д.

Ролевая игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Это игра, в которой между участниками распределяются роли. В ней ставится проблема, разыгрывается проблемная ситуация, и в результате ролевой игры дети совместно находят решение.

Разработан ряд ролевых игр, которые достаточно часто применяются в работе начальной школы:

На бытовые сюжеты (“Дарим подарки” “Умеем доброжелательно улыбаться”, “Разговор по телефону”);

На проблемы профессиональной ориентации учащихся (“В редакции газеты”, “Конструкторское бюро”, “Мы – экономисты”);

На интеллектуальную деятельность (“В литературном салоне”, “В клубе знатоков”, “Разговор о человеке”);

На разрешение социальных проблем (“Юные экологи”, “Если бы я был президентом”). Пример ролевой игры: на уроке по предмету “ Окружающий мир” разыгрывается ситуация, как мальчик, съев мороженое, незаметно бросает в воду мусор. Группа юных экологов видит это. Перед ними ставится проблема, как разрешить ситуацию?

Третья функция – соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, вызывает активность, стремление к лидерству.

Названные три функции игры представляют собой ступени от игры – забавы к игре – увлечению познанием. Это высшая ступень – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

Дидактическая игра в школе – одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно – воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое – воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжения внимания, памяти.

Дидактическая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения:

- дидактическая задача;

- игровые действия;

- правила игры;

- результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она определяется педагогом и отображает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу, которая решается учащимися.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Организация и проведение игры. Перед тем как начать игру, учитель сообщает, на каком материале она будет проводиться, предупреждает о возможных затруднениях, с помощью вопросов выясняет понимание школьниками материала, на котором построена игра. Далее он сообщает задачу, объясняет правила игры, показывает образец игрового действия. Нельзя начинать игру, не убедившись, что ученики поняли, что надо делать и что от них требуется. В процессе игры учитель помогает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение, направляет действия играющих.

При подведении итогов игры учитель отмечает похвалой как тех, кто закончил работу первым, так и тех, кто выполнил её последним, но успешно справился с заданием. Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость, интерес.

Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер.

Основные виды игр, которые используются на уроках в начальной школе, определены в методической литературе.

В.А.Сухомлинский писал “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”.

Таким образом, использование игровых развивающих элементов, следующих принципам научения, универсальности, повторяемости и тренинга, способствует прочному усвоению знаний и развитию мышления детей.



Предварительный просмотр:

Дата: 8.04.19

Школа:

Класс: 3 «А»

Кабинет:                                  

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Чему учит экономика»»

Цель деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Чему учит экономика?»

Планируемые результаты:

Предметные:

-оценивать свои знания и умения по разделам: «Государственный бюджет», «Экономика», «Семейный бюджет», «Растениеводство», «Животноводство», «Полезные ископаемые», «Деньги»;

Личностные:

-принимать социальную роль обучающегося;

-определить мотивы учебной деятельности;

-проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование: Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2, с 79 – 84, раздаточный материал.

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

 -Сегодня у нас будет необычный урок. А необычный он потому что мы с вами поиграем в одну интересную игру.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Постановка учебной задачи

Словесный

беседа

3 мин

- А вот в какую, вы узнаете если отгадаете ребус.

                                                                                  3=р

- Верно, Своя игра. Тема нашего урока Своя игра «Чему учит экономика».

-Какую цель поставим на уроке?  

-Данная игра поможет мне и вам узнать, на сколько хорошо вы знаете все из этого раздела.

-Своя игра

-Узнают тему урока

-Вспомнить материал из раздела «Чему учит экономика»

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

Упражнение

5-7 мин

Я приготовила для вас интересные задания.

-Вам необходимо разделиться на три группы.(три ряда) Отвечать будут по очереди, с каждого ряда по парте. Начинаем с первого ряда первой парты, затем второй ряд первая парта и т.д. Ответить должна каждая парта.

-Вам будут предоставлены разделы и количество баллов за каждый вопрос.

-Ваша задача, выбрать раздел и то количество баллов, которое вы хотите получить за вопрос.

-Та команда, которая получит больше баллов получит «5» за урок, а вторая команда «4».

-Поэтому не подводите команду, работайте вместе.

-Кому не понятны правила игры?

-В каждом разделе три вопроса: 1 вопрос – 5 баллов, 2 вопрос – 10 баллов и 3 вопрос – 15 баллов

Разделы:

1.   Полезные ископаемые

2.  Растениеводство

3.   Животноводство

4.   Промышленность

Вопросы:

1.Деньги:

5 баллов:

- Назови два способа обмена товарами.  

10 баллов:

- Как называют людей, которые коллекционируют монеты?

15 баллов

Когда появились первые бумажные деньги в России?

2.    Полезные ископаемые

5 баллов:

Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения?

10 баллов:

Какие полезные ископаемые используются в строительстве?

15 баллов

Из данного списка выберите свойства нефти.

ГОРЮЧЕЕ, ТВЁРДОЕ, ЖИДКОСТЬ. ЧЁРНОГО ЦВЕТА, ТЯЖЕЛЕЕ ВОДЫ, СПОСОБНО ПЛАВИТЬСЯ, СЫПУЧЕЕ, ЛЕГЧЕ ВОДЫ, ИМЕЕТ ЗАПАХ, БЕЛОГО ЦВЕТА.

3.    Семейный бюджет

5 баллов:

Как называется план доходов и расходов семьи?

10 баллов:

Назови виды доходов, которые нельзя запланировать:

15 баллов

Жужжик и Жижжик решили заработать.Они купили в киоске 100 газет по рублю за каждую, и стали продавать их на автомобильных перекрестках по рубль пятьдесят за штуку. Когда все газеты будут проданы, какой доход (прибыль) получат Жужжик и Жижжик?

4.    Государственный бюджет

5 баллов:

Приход, приток денежных средств или вещей – это …

Затраты материалов и денежных средств, разнообразных экономических ресурсов во время производства – это …

Платежи, выплачиваемые гражданами и организациями в бюджет государства – это…

10 баллов:

В Америке, в штате Калифорния, установлен штраф в 500 долларов за каждый камень, брошенный в бабочек-монархов. Какую сумму придется заплатить в государственный бюджет за три камня, брошенных в этих бабочек?

15 баллов

Одна монета государства Купляндии равна 10 лесным денежкам. Одна монета страны Обмении – 5 лесным денежкам. Сколько монет страны Обмении нужно потратить, чтобы купить одну монету государства Купляндии, если представить себе, что она продается только за лесные денежки?

5.    Растениеводство

5 баллов:

Из перечня профессий выбери профессии растениеводства: ОВОЩЕВОД, МЕХАНИЗАТОР, АГРОНОМ, ХЛЕБОРОБ, ЖИВОТНОВОД, ХЛОПКОРОБ, ВЕТЕРИНАР, САДОВОД

10 баллов:

Назовите кормовые культуры.

15 баллов

Выдающийся русский ученый-биолог. Изучая растения, он установил, что каждое растение имеет свою родину. Собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений.  

6.    Экономика

5 баллов:

Какова главная задача экономики?

10 баллов:

Назовите «три кита» экономики.

15 баллов

Назови профессии людей, которые производят товары.

7.    Промышленность

5 баллов:

Расшифруйте: ГЭС, ТЭС, АЭС

10 баллов:

Отгадай загадку, назови отрасль промышленности, выпускающую данную продукцию.

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью.

Белая водица

Всем нам пригодится.

Из водицы белой

Все, что хочешь делай.

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь – сороконожка.

По дороге той ползет.

Весь обоз один везет

8.    Животноводство

5 баллов:

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое.

               

Кто не прядет, не ткет,

А людей одевает?    

           

У кого рога длиннее хвоста?                  

10 баллов:

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор                  

- КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЕГО ПРОФЕССИЯ?

9.    Экономика и экология

5 баллов:

Наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой называется…

10 баллов:

Какой вид транспорта загрязняет воздух выхлопными газами?

15 баллов

Назови экологическую проблему. Сделай экологический прогноз. Дайте свои рекомендации

-Давайте посчитаем баллы и узнаем, какая команда получает «5»

-Слушают учителя

-Делятся на две группы

-Слушают правила игры

- бартер, купля и продажа

- нумизматы

- При Екатерине II

- геологи

-ГРАНИТ, НЕФТЬ, ГЛИНА, ИЗВЕСТНЯК, ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА, КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

- семейный бюджет

- стипендия, пенсия, премия, зарплата, подарок, процент по вкладу, выигрыш в лотерею

-50р.

- ДОХОД

- РАСХОД

- НАЛОГИ

-2 монеты

- КЛЕВЕР, ПШЕНИЦА, ЛЮЦЕРНА, ХЛОПЧАТНИК, ТИМОФЕЕВКА, КОРМОВАЯ СВЁКЛА, ЛЁН, КАРТОФЕЛЬ.

- Николай Иванович Вавилов

- УДОВЛЕТВОРЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ

- Природные богатства, капитал, труд

- ЖИВОТНОВОД, ПРОДАВЕЦ, ДОЯРКА, ГЕОЛОГ, УЧИТЕЛЬ, ВРАЧ, НЕФТЯНИК

- БОТИНКИ, лёгкая

промышленность

- ПОЕЗД

- КОРОВА

- ОВЦА

- КОЗА

- АЙБОЛИТ

-Врач

- ЭКОЛОГИЯ

-Подсчитывают баллы

Р: осуществлять итоговый контроль; 

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

 П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

4. Рефлексия деятельности (по продукту)

 Словесный

беседа

3 мин

-Сейчас я предлагаю вам закончить предложение.

- При изучении «Чему учит экономика» для меня было особенно….

- интересно

- важно

- полезно

-Вы большие молодцы. Спасибо за хороший урок!

-Слушают задание

-Заканчивают предложение

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Р: анализировать собственную работу.