ПК 4.4
учебно-методический материал

Латыпова Людмила Руслановна
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм тезисов к выступлению по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

История образовательного учреждения.

Первый директор – Александр Михайлович Красников. Дата открытия – 1 сентября 1989 г.

Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с его Уставом: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» Краткое наименование образовательного учреждения МАОУ СОШ №152 г. Челябинск. Учреждение зарегистрировано

Постановлением Главы Администрации Курчатовского района г. Челябинска от 17.07.1995 г. № 2045 регистрационный номер 144.

             1990 г.

Организованы занятия в спортивных секциях по различным направлениям, вокально-инструментальный ансамбль.

 1992 г. 

Открытие компьютерного класса.

 

Появляется опыт создания классов с расширенным изучением математики.

 

На пртяжении всех лет активное сотрудничество с областной юношеской библиотекой. На базе школьной библиотеки проводятся творческие встречи с писателями.

 1995 г.

Итогом внеклассной работы по литературе стала организация драматического кружка под руководством Горожаниной Т.С., кукольного театра "Буратино" под руководством Травкиной А.Ф.

 1996 г.

Учителя школы принимают активное участие в аттестации первой волны.

Начало сотрудничества с Челябинским ГУ, создание университетских классов.

Проводятся традиционные мартовские конференции. Итогом Методической работы школы является проведение кафедральных соборов, научно-практических конференций учащихся "Умницы и умники".

 1997 г.

Организация психологичекой службы сопровождения педагогического процесса. Созданный кабинет психологии остается в числе лучших в районе.

 1998 г.

В стенах школы организован музей Молодогвардейцев.

Детский хоровой коллектив ежегодно лауреат конкурсов "Хрустальная капель".

Двое учащихся школы стали победителями Всероссийского конкурса "Шаг в будущее".

 1999 г.

К 10-летнему юбилею подводятся результаты: 11-ти выпускникам школы вручена золотая медаль "За отличные успехи в учении"; три выпускника награждены серебряной медалью.

Работы ребят из радиотехнического кружка занимают призовые места на районных, городских и областных выставках, призовые места в районно-городских олимпиадах.

 2000 г.

Вследствие постоянного активного сотрудничества с Советом ветеранов Курчатовского района и КТОС, на базе школы проведен областной семинар ветеранов войны.

 2002 г.

Школа успешно прошла аттестацию и государственную аккредитацию, получив статус "Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа".

 2003 г.

Итогом работы кружков детского творчества, спортивных секций является: Шаров Анатолий - чемпион мира по русским шашкам.

Ремезанцев Денис - чемпион УР ФО по настольному теннису.

Первое место на областной олимпиаде по физкультуре.

 2004 г.

На базе школы проходит городской семинар "Система работы педагогического коллектива МОУ СОШ №152 по профилактике ГО И ИС".

Директор школы - Амелин Дмитрий Владимирович.

Открытие классов очно-заочной формы обучения.

С 1999-2004 года 8 выпускников награждены золотой медалью, 12 выпускников - серебряной медалью.

 

2006 г.

Вследствие накопленного опыта работы на базе школы проходит городской семинар по теме "Формы и методы совместной деятельности педагогического коллектива школы и ветеранов по организации гражданско-патриотического воспитания учащихся"

Основным видом деятельности школы, является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Структура методической службы в образовательном учреждении.

1.Развитие системы государственно-общественного управления школой как целостной педагогической системы на основе компетентностного и системно-деятельностного подходов.

2. Качественное развитие кадрового потенциала школы. Активизация деятельности педагогов по внедрению современных образовательных технологий в процесс воспитания и обучения.

3. Совершенствование системы работы педагогического коллектива школы по формированию и развитию индивидуальности ребенка, раскрытию его способностей, творческого потенциала через освоение современных образовательных технологий, организацию исследовательской, проектной деятельности в ходе внедрения ФГОС. Обеспечение доступности качественного образования для учащихся с особыми образовательными способностями: одаренных и талантливых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Развитие механизмов успешной социализации и формирования ответственной позиции обучающихся. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

5. Создание современной информационно насыщенной образовательной среды с широким применением мультимедиатехнологий, обеспечивающих качественное информационное, методическое и дидактическое сопровождение педагогического процесса.

            6. Формирования имиджа Школы как «Школа для Всех и Каждого»,

            которая максимально     будет способствовать становлению выпускника

            как успешной,  социально-активной и 4 конкурентоспособной личности.

 В МАОУ СОШ №152 действует методический совет – совещательный и коллегиальный  орган при педагогическом совете, который организует, направляет работу учителей, создает условия для развития их творчества. Методический совет в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребенка, руководствуется законами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образования всех уровней по вопросам учебно-воспитательной, методической, проектно- исследовательской деятельности. Состав совета утверждается директором школы. Для обеспечения работы совет избирает секретаря. Работа совета осуществляется на основе годового плана. Методический совет работает в соответствии с Положением о МС школы.

Цель методической службы: обеспечение профессионального развития педагогических кадров, построение открытого пространства для развития, самообразования, апробации инноваций.

Задачи:

овладение педагогами навыков рефлексии собственной деятельности;

обеспечить непрерывное профессиональное образование педагогов через реализацию ИОП;

совершенствование информационного обеспечения процесса продвижения учителя по выполнению ИОП;

обеспечить своевременную переподготовку кадров;

создать механизм изучения динамики становления и развития профессиональной компетенции   учителя.
Основные направления деятельности методической службы.

Одним из направлений деятельности МАОУ «СОШ № 152 г. Челябинска» является постоянное совершенствование педагогического мастерства педагогических кадров через систему курсовой подготовки и переподготовки.

1. Управление системой повышения квалификации на основе проектно-программного подхода.

2. Методическое сопровождение профессионального развития, процесса самообразования через:

                инициацию;

    информирование;

    консультирование;

    координацию деятельности педагогов.

3. Поддержка функционирования педагогов в рамках профессиональных норм:

обновление теоретических знаний и практических навыков решения профессиональных задач в рамках специальности через обеспечение понимания предъявляемых требований в деятельности (нормативно-правовое обеспечение).

 накопление информационного ресурса:

систематизация образовательных техник, приемов, методов и т.п.;

систематизация дидактического материала;

конструирование дидактических и методических средств;

обеспечение доступности к информационным ресурсам.

 Формы методической работы в образовательном учреждении.

Одной из форм повышения квалификации педагогических работников являются конкурсы профессионального мастерства.

-проблемные и тематические педсоветы;

- курсы повышения квалификации – предметные и ИКТ, на предметные с учетом требований

 модернизации образования и введения ФГОС;

- заседания школьных методических объединений, творческих групп;

- заседания временных рабочих проблемных групп – при необходимости;

- дни методического мастерства – открытые уроки и классные часы;

- методические семинары;

- мастер-классы;

- самообразование педагога;

- педагогические конференции, - конкурсы профессионального мастерства;

- круглые столы;

- публикации.

Расширение информационных возможностей образовательного учреждения и внедрение

информационных технологий в образовательный процесс позволяет на совершенно новом

качественном уровне проводить уроки, осуществлять внеурочную деятельность, что

способствует активизации деятельности обучающихся, повышению мотивации и качества

образования.

Условия эффективности организации методической работы учителя.

Является: Наличие опыта корпоративного обучения педагогов с правом выбора формы повышения квалификации, самообразование; работа в творческих группах; педагогических мастерских; рефлексия результатов педагогической деятельности в форме собеседования, самоанализа педагогической и воспитательной деятельности. Имеется опыт участия педагогов в городских семинарах, различных конкурсах профессионального Наличие части работников, использующих традиционные подходы в реализации современных образовательных задач и не принимающих необходимости перемен. Большая учебная нагрузка. Отсутствие у педагогов навыка работы в деятельностном режиме при организации УВП 33 мастерства; стабильное количество педагогов, участвующих в представлении и распространении педагогического опыта, в т.ч. через публикации в интернет- ресурсах и в методических сборниках.

развитие ученика предполагает постоянное саморазвитие педагога, которое есть условие развития ученика; -источник самореализации и саморазвития находится в творчестве личности учителя, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия в реализации таких решения.

–Повышение уровня базового образования учителей;

–Подтверждение и повышение педагогическими работниками квалификационных категорий в ходе аттестации;

–Расширение использования ИКТ в образовательном процессе;

–Расширение участия и победы педагогов в профессиональных конкурсах/программах; –Деятельность по привлечению на работу педагогов до 30 лет;

–Совершенствование форм методической работы;

–Повышение компьютерной грамотности и информационной культуры педагогов;

–Повышение доли педагогов, являющихся субъектами инновационной деятельности;

–Реализация специальных программ стимулирования педагогов;

–Деятельность по профилактике профессиональных деформаций и выгорания учителей; –Диверсификация возможностей повышения квалификации педагогов;

–Внутришкольное обучение педагогов;


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого – педагогических дисциплин

Латыпова Людмила Руслановна

МОТИВАЦИЯ И РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

Специальность: 44.02.02.

с оценкой____________________

Преподавание в начальных классах

«   » _______________ 201__ года

Курс: 2, группа: 25

Руководитель:: Посадских Л.С. преподаватель психологии высшей квалификационной категории

Челябинск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                          

1 Теоретический анализ проблемы формирования  мотивации и

рефлексии на этапах современного урока в условиях ФГОС НОО                            

1.1 Понятие «мотивация» и «рефлексия» в структуре  современногоурока

1.2 Мотивация как  самоопределение к учебной деятельности

младших школьников на  первом этапе  урока по ФГОС  НОО

1.3Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС НОО

1.4 Приемы организации  мотивации и рефлексии  младших

школьников в учебной деятельности на этапах современного урока

2 Выводы по 1 главе

3 Заключение

4 Список использованной литературы

5 Приложения

3

5

5

11

15

17

22

23

24

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  определил новые задачи педагогической деятельности учителя и требования к проектированию процесса обучения в школе.  Традиционно в должностные обязанности учителя  входит умение планировать урок и реализовывать этот план, анализировать эффективность урока.  Исходя из требований времени, меняется подход к проектированию современного  урока в начальной школе . Проектируя  структуру и содержание урока, учитель должен учитывать   собственные творческие разработки и технологию его подачи,  создавать оптимальные предпосылки для формирования мотивационного потенциала школьника, путём развития рефлексивной компетентности .

  К концепции   проектирования современного  урока в начальной школе обращаются известные психологи и педагоги  А.Г. Асмолов, Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.  и другие.

 Системно - деятельностный  подход, предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. Современная начальная школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться:  соотносить цель и результаты учебной деятельности,  намечать дальнейшие цели деятельности, создать оптимальные предпосылки для формирования потенциала универсальных учебных действий школьника, путём развития мотивационных и рефлексивных умений.

На сегодняшний день можно говорить о существовании противоречия между объективной необходимостью в формировании умений у  младших школьников проявлять мотивационную и рефлексивную внутреннюю готовность к выполнению нормативных требований учебной деятельности на уроке  и  недостаточностью и  однообразием  форм и методов организации  мотивации   и рефлексии  на этапах  урока в начальной школе.

Исходя из актуальности проблемы  мы определили тему исследования: «Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС».

Цель исследования:  Провести теоретическоеисследование содержания понятий «мотивация» и «рефлексия»  каккомпонентов в структуре урока , определить их значение на этапах современного урока в условиях ФГОС НОО

 Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность понятия "мотивация"и "рефлексия" в  научной  психолого - педагогической, методической  литературе;

2. Изучить содержание  мотивации и рефлексияв процессе  проектирования современного урока

3. Выявить в в процессе анализа в методической литературынаиболее эффективныеметоды и приемыорганизации  мотивации и рефлексии   в учебной деятельности младших школьников на этапах современного урока.

Методы теоретического исследования:

1.   Изучение и анализ научно-методической  литературы.

2.   Систематизация данных.

3.   Обобщение полученной информации.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ  МОТИВАЦИИ И РЕФЛЕКСИИ НА ЭТАПАХ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО

1.1 Понятие «мотивация»и «рефлексия»наэтапах современного урока

Урок является главной составной частью любого учебного процесса. Именно на нем сосредотачивается основное внимание не только учащегося, но и педагога. Поэтому качество подготовки учеников по тому или иному предмету во многом зависит от уровня проведения урока, его методологической и содержательной наполненности, а также от царящей в классе атмосферы.[5]

В школе преподается достаточно много разных предметов. Содержание информации, безусловно, различно. Однако все уроки можно классифицировать на следующие группы:

Открытие новых знаний.

Уроки рефлексии.

Занятия общеметодологической направленности.

Уроки по развивающему контролю.

         Каждое занятие строится по определенной схеме. Можно выделить следующие этапы урока открытия новых знаний по ФГОС (математика это будет или русский язык, в принципе, значения не имеет):

- мотивация к учебной деятельности;

- актуализация и пробное действие;

- выявление места и причин затруднения;

- построение проекта и решение проблемы;

- реализация сформированной модели;

- первичное закрепление с проговариванием вслух;

- самостоятельная работа с самоконтролем;

- включение в систему знаний и повторений;

- рефлексия учебной деятельности на занятии.

        Урок начинается с мотивацией к учебной деятельности и завершается  рефлексией учебной деятельности на занятии. Как мы видим, эти два этапа являются частьюсовременного урока и, причем, важными этапами урока. Именно от них зависит, как учащиеся подготовятся к работе на уроке любого типа и самостоятельной оценке полученных результатов работы на уроке.[4]

Цели этапов урока по ФГОС различны. Однако, вместе с этим, они тесно взаимосвязаны друг с другом. Целью мотивации выступает выработка на индивидуально значимом уровне у ученика внутренней готовности к выполнению установленных нормативов. Реализация этой задачи обеспечивается:

Созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность.

Актуализацией требований к обучающемуся со стороны педагога.

Установлением тематических рамок деятельности.

Высокий уровень мотивации при обучении детей, является источником активности и успешности в обучении, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем современного образования. Учебно-познавательные мотивы формируются в процессе учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для школьников видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов — мотивационный. Известно, что если ученик не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, не хочет учиться, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебную деятельность школьников, учитель должен позаботиться о мотивах их деятельности. [4]

Стремление учиться заложено в самой природе человека. В начале своей школьной жизни, ребенок хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы “доставить радость родителям”, “хочу больше знать”, “на уроке интересно”. Ребенок получил оценку “5”. Часто можно услышать: “Вот мама будет рада, расцелует меня”. Наверное, в любом классе на предложение учащимся: “Поднимите руки те, кто хотел бы учиться хорошо”, поднимется лес рук. Желание есть. Учителю необходимо организовать процесс обучения так, чтобы желание не угасало, иначе говоря обеспечить устойчивую мотивацию к учению.[2]

В ходе учебного процесса каждый учитель сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей. Одна из причин этого видится в различном уровне сформированности учебной мотивации. Мотивация необходима как в начале урока, так и на любом его этапе.[2]

Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений. Таким образом, каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Ибо каждый этап - это специфическая своему мотивационному содержанию психологическая ситуация Есть разные способы и приёмы мотивации. Известно, что научить - это дать учащимся знания, умения и навыки, однако этого мало. Необходимо воспитать у него мотив, положительное отношение к получению этих знаний.  Мотивация учения обеспечивается четким представлением учащимися о нужности и значимости выполняемой ими работы:  наличие учебной проблемы, понимаемой учеником, реализация  их интересов,  удовольствие от умственных нагрузок в процессе учебной деятельности.[8]

Для формирования положительной мотивации используют различные приемы: подбор интересной и занимательной информации, деловых игр и игровых моментов, активных форм обучения. Подбирают задания, которые требуют конкретного ответа.[5]

Как показывает практика, если не ведется специальная работа по развитию внутренней мотивации, то у детей с неустойчивым отношением к учению  возникает безразличие, равнодушие к работе. Из таких учащихся в лучшем случае выходят исполнители готовых конструкций, лишенных  стремления к поиску.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность обучения младших школьников в дальнейшем.

Формирование внутренних мотивов ведется через организацию учебной деятельности:

- создание условий для возникновения проблемных ситуаций;

- выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;

- подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ;

- подача учебного материала в игровой форме, через сказочного посредника;

- использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных мероприятиях;

- создание ситуации успеха через выполнение творческих заданий;

- соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;

- разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектная деятельность.

Дети младшего школьного  возраста испытывают потребность в ярких, красочных событиях. Вся работа с детьми должна развивать творчество, фантазию, побуждать к активным действиям, развивать эстетический вкус, создавать условия для раскрытия способностей ребенка.[6]

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения.[15]

Для того, чтобы игра стала методом, необходимо соблюдение ряда условий:Учебная задача должна совпадать с игровой;Наличие учебной задачи не должно “задавить” игровую задачу. Важно сохранить игровую ситуацию;Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. На этом этапе основная цель - осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы. Для этого обучающимся необходимо:

- уточнить алгоритм исправления допущенных ошибок;

- назвать способы действий, которые вызвали затруднение;

- зафиксировать уровень соответствия поставленных целей и достигнутых результатов;

- оценить свою работу на уроке;

- наметить цели для последующей деятельности;

- по результатам работы на уроке согласовывается домашнее задание.

 При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.[11]

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость.Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.[3]

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.

 А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.[7]

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

- физическую (успел – не успел);

- сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

- нтеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить, лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

1.2«Мотивация» как  самоопределение к учебной деятельности младших школьников на  первом этапе  урока по ФГОС

Первый этап любого урока по ФГОС - это этап мотивации учащихся к деятельности на уроке.  Его целью является выработка на личностно значимом уровне ученика внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Он предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.  Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. [12]

Для реализации этой цели необходимо: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу");-  актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо"); установить тематические рамки учебной деятельности ("могу").

На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности; 

Решению этих задач способствуют «активные методы и приемы обучения». «Активные методы» - это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности, на  организацию их самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности. К данным приемам обучения на уроке в практике работы современной школы относятся: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, интенсивный опрос, коммуникативная атака, игровые моменты и т. д.[14]

На мотивационном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им недостает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приёмами: 

 - постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения дайной темы;

 - беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы;

 - рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.

2. Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела)
программы. Формулировка основной учебной задачи играет значительную мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы (раздела).
Учебная задача создаст основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала. «Не может возникнуть никакой целесообразной деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление», - писал Л. С. Выготский. В своей работе учитель может и должен использовать разнообразные методы мотивации.
[1]

 Выделяют четыре группы методов мотивации:

- эмоциональные (поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания);

- познавательные (опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, "мозговая атака");

- волевые (предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция); социальные (развитие желания быть полезным Отечеству, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование, побуждение подражать сильной личности). [9]

Очень важно к каждому ученику учитель относится как к личности, индивидуальности, учащихся выслушивает до конца, уделяя необходимое внимание и время отстающим учащимся. Употреблять слова "давайте" (решим, повторим, разберёмся и т.д.), "мы" (выясним, получим ответ и т.п.). Этим учитель привлекает учащихся к совместной работе на уроке. Особые, ключевые слова учителя: "очень приятно", "умница", "будь добр", "я вас слушаю".

Для развития учебной мотивации, направленной на достижение успеха, любому педагогу важно сначала выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования учебной деятельности младших школьников.[4]

На формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности оказывают влияние следующие факторы:содержание обучения, организация учебного процесса, наличие ситуации выбора, коллективные формы учебной деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, демократический стиль общения, привлечение учеников к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки, общая положительная атмосфера в группе, оптимистический настрой.[4]

Кроме того, формированию мотивации способствуют эмоциональность речи учителя; анализ жизненных ситуаций; разъяснение общественной и личной значимости учения; наличие интереса к содержанию и процессу обучения, умелое применение учителем поощрения и порицания.

На этапе подкрепления и усиления возникшей мотивации  учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.)[3]

Развитие учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.Нужно создать такие условия, при которых дети будут чувствовать, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной деятельности.[5]

1.3. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке, какой вклад в общее дело он может внести, может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.[6]

Классификация рефлексии.

1.По содержанию:

•    устная рефлексия 
•    письменная рефлексия. Символическая

2. По функции:

•   личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная) 
•   интеллектуальная рефлексия .

3. По типу урока:

• после усвоения ЗУН
•   промежуточная рефлексия 
•   контрольная рефлексия 
•   итоговая рефлексия.

4. По способам проведения:

  • анкета
  • вопрос 
  • символ 
  • таблица 
  • ситуация 
  • рисунок.

5. По форме деятельности:

•   фронтальная (выборочная)

•   индивидуальная

•   групповая

• коллективная 

Цель рефлексии: не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Как можно организовывать рефлексивную деятельность учащихся в течение всего урока.

Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.[6]

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в.: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.[13]

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.[19]

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.[15]

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.Подробнее приложение [12]

1.4.Приемы организации  мотивации и рефлексии  младших школьников  в учебной деятельности на этапах современного урока

Приемы, способствующие повышению мотивации младших школьников:

- как можно чаще ставить учеников в ситуацию выбора целей, заданий, форм реализации целей;

- помогать ученикам видеть связь между усилиями и результатом труда;

- постоянно ориентировать ученика на самооценку деятельности;

- помогать ученикам быть ответственными за свои промахи и удачи;

- сделать ситуацию успеха достижимой для каждого (использование лексики: «Я уверена, что у вас все получится...», «У меня не было сомнений, что вы...», «Я согласна»;фиксировать все положительные изменения;);

- создавать условий для реализации и демонстрации способностей каждого (индивидуальных и творческих);

- организовывать самоопределение (хочу и могу), целеполагание (что надо сделать), рефлексию деятельности учащихся (чего я достиг?);

- использовать учебный материал как предмет активных мыслительных и практических действий (развивающие и проблемные методы, самостоятельные проектные работы, творческие задания, обмен мыслями, мнениями...);

- предлагать детям в помощь опорные сигналы (символы знаний и правил поведения, наглядность, схемы, таблицы, пошаговые инструкции, технологические карты, «диафильмы», планы, алгоритмы...)

- выстраивать интегрированные уроки, расширять границы познавательной активности;

- каждые 5-7 минут сменять вид деятельности;

- активно использовать игру, моделирующую деятельность (конкурсы, викторины, соревнования, праздники; «Вы сегодня не ученики, а учителя, философы, взрослые...»)

И, главное, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самое небольшое достижение, продвижение вперёд. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Процесс рефлексии - многогранный, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.  Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.[8]

Заканчивается урок, какого бы типа он не был, этапом - рефлексия учебной деятельности на уроке.  На данном этапе организуется самоанализ и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.  Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия,  намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки,  то есть рефлексия тесно связана с целеполаганием, в этом случае она – не только итог, но и старт  для новой цели.   Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое, а значит – формировать положительную мотивацию.«Мотивация – это человеческое стремление…   проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным»,- А. Маслоу. И мы должны постараться помочь ребёнку почувствовать себя способным. [9]

Она дает возможность детям осознать содержание пройденного, дать оценку своим знаниям, оценить эффективность собственной работы на уроке, выявить уровень осознания содержания изученного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния, сравнивая его с началом урока.( «Солнышко», «Наряди ёлку», «Рисуем настроение», «Эмоционально-музыкальная концовка», «Дерево успеха/чувств»-картина всего класса, смайлики)

«Ладошка» (« Метод пяти пальцев») 

На листе бумаги обведите свою ладошку (можно, рассказывая по образцу ладошки на доске/экране, загибать пальчики)

каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать свое мнение: большой – для меня это важно и интересно …

указательный - я получил конкретные рекомендации…

средний - мне было трудно (не понравилось)…

безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

мизинец - для меня было недостаточно, надо поработать над…

"Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

«Мишень»

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

Закончи предложение:

- сегодня я узнал...

- было трудно…

- я понял, что…

- я научился…

- я смог…

- было интересно узнать, что…

- меня удивило…

- мне захотелось… и т.д.

Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос:

«Наш урок (мероприятие) подошел к концу, и я хочу сказать…» «Мне больше всего удалось… (не удалось?) Почему?» «Что я получил от этого урока (праздника)…» «Для меня было открытием то, что…» «Мне было интересно…» «Мне было трудно…»

Ответы на вопросы

Варианты вопросов, которые задаю в конце урока с целью содержательной рефлексии:

- как бы вы назвали урок?

- что было самым важным на уроке?

- зачем сегодня на уроке…?

- какова тема сегодняшнего урока?

- какова цель урока?

- чему посвятим следующий урок?

- какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

- что для тебя было легко (трудно)?

- доволен ли ты своей работой?

Использование крылатых выражений, поговорок

На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

 Рефлексия "Благодарю», «Комплимент»

 Для того, чтобы закончить урок на положительной можно использовать приём «Комплимент», в котором учащиеся оценивают вклад дкаждого в урок и благодарят друг друга.Условие: говорим только добрые слова друг другу.

За что ты можешь себя похвалить? - За что ты можешь похвалить одноклассников? - За что ты можешь поблагодарить учителя? - Что думал? - Что чувствовал? - Что приобрел? - Что удивило?

«Корзина идей»

И нашу встречу мы закончим рефлексией «Корзина идей».

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробочку), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Выводы по 1 главе

В первом параграфе нами было изучено понятие «мотивация» и «рефлексия»на этапах современного урока. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А.Шопенгауэр. Высокий уровень мотивации при обучении детей, является источником активности и успешности в обучении, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем современного образования. Целью мотивации выступает выработка на индивидуально значимом уровне у ученика внутренней готовности к выполнению установленных нормативов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. На этом этапе основная цель - осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы.

Возможность и необходимость социально-педагогического сопровождения развития мотивации рефлексии у учащихся объективно обусловлена включенностью ребенка в функционирование образования на уроке.

Однако следует учесть, что умение младших школьников проявлять мотивационную и рефлексивную внутреннюю готовность к выполнению нормативных требований учебной деятельности требует организованной социально-педагогической среды.Учителю необходимо организовать процесс обучения так, чтобы желание не угасало, иначе говоря обеспечить устойчивую мотивацию к учению.

Так же мы научились применять методы и приемы мотивации и рефлексии  для поднятия настроения и эмоционального состояния младших школьников в учебной деятельности на этапах современного урока

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании перед нами стояла цель: рассмотреть понятие мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС НОО. Не вызывает сомнения тот факт, что у любого учителя нередко возникает проблема формирования у школьников положительной мотивации учения вообще и к своему предмету в частности. В  результате  теоретического  анализа проблемы  развитие мотивации рефлексии, было выявлено ,что мотивация-это источник активности и успешности в обучении, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем современного образования. Мотивация необходима как в начале урока, так и на любом его этапе.  Разные способы и приёмы мотивации находятся во взаимосвязи, их   взаимодействие помогает учащимся добиться успеха во всех сферах деятельности. Целью мотивации выступает выработка на индивидуально значимом уровне у ученика внутренней готовности к выполнению установленных нормативов. При осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит запоминание, возрастает работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащихся.

В образовательном процессе учитель должен создать условие   создания развивающей среды на уроке ,  котором является этап рефлексии. На этом этапе основная цель - осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы.

Формирование мотивации и рефлексии осуществляется в процессе наблюдения, обобщения , анализа. Каждому учителю важно осознать необходимость работы по формированию мотивации и рефлексии начальной степени обучения школьников.

 Без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным.

  1. Русская литература для детей: учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / Т.Д. Полозова, Г.П. Туюкина, М.П. Бархота ; под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 512 с.
  2. Хромов, А. А. Электротехника: учеб. для вузов / А. А. Хромов, М. С. Архангельский, А. В. Иванов; ред. А. И. Чуприна. — М. : Высш. шк., 2001. — 233 с.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
  2. Гин , А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001..
  3. Загашев  И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.
  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.
  6. Кульневич С.В. , Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
  7. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград. Учитель, 2008.

Интернет-ресурсы

1.Каким должен быть современный урок. 

  1. http://www.it-n.ru.

Дата обращения:16.03.18        

2.Логвина Наталья Николаевна «Рефлексия как один из важных этапов      современного урока» - http://nsportal.ru

  1. Дата обращения:19.03.18

3.Петякшева Валентина Петровна, Паршина Ирина Сергеевна «Рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС» - http://videouroki.net

  1. Дата обращения:13.04.18

4.Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. №2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm.

  1. Датаобращения:13.04.18

5.Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm - Центр дистанционного образования "Эйдос".

  1. Дата обращения:28.04.18



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемая аудитория. Я студентка 25 группы Латыпова Людмила  ,мы представить к вашему внимаю реферат на тему «Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС .В современном мире одной из актуальных проблем является развитие мотивации  и рефлексии.

 Традиционно в должностные обязанности учителя  входит умение планировать урок и реализовывать этот план, анализировать эффективность урока.  Исходя из требований времени, меняется подход к проектированию современного  урока в начальной школе.

 К концепции   проектирования современного  урока в начальной школе обращаются известные психологи и педагоги  А.Г. Асмолов, Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.  и другие.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования.

«Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС».

Цель исследования:  Провести теоретическое   исследование содержания понятий «мотивация» и «рефлексия»  как компонентов в структуре урока , определить их значение на этапах современного урока в условиях ФГОС НОО

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность понятия "мотивация"и "рефлексия" в  научной психолого - педагогической, методической  литературе;

2. Изучить содержание   мотивации и  рефлексия в процессе  проектирования современного урока

3. Выявить в в процессе анализа в методической литературы наиболее эффективные методы и приемыорганизации  мотивации и рефлексии   в учебной деятельности  младших школьников на этапах современного урока.

Методы теоретического исследования:

1.   Изучение и анализ научно-методической  литературы.

2.   Систематизация данных.

3.   Обобщение полученной информации.

        Урок начинается с мотивацией к учебной деятельности и завершается  рефлексией учебной деятельности на занятии. Как мы видим, эти два этапа являются частью современного урока и, причем, важными этапами урока. Именно от них зависит, как учащиеся подготовятся к работе на уроке любого типа и самостоятельной оценке полученных результатов работы на уроке.

Для формирования положительной мотивации используют различные приемы: подбор интересной и занимательной информации, деловых игр и игровых моментов, активных форм обучения. Подбирают задания, которые требуют конкретного ответа.Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

Очень важно к каждому ученику учитель относится как к личности, индивидуальности, учащихся выслушивает до конца, уделяя необходимое внимание и время отстающим учащихся.Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Однако следует учесть, что умение младших школьников проявлять мотивационную и рефлексивную внутреннюю готовность к выполнению нормативных требований учебной деятельности требует организованной социально-педагогической среды. Учителю необходимо организовать процесс обучения так, чтобы желание не угасало, иначе говоря обеспечить устойчивую мотивацию к учению.

Так же мы научились применять методы и приемы мотивации и рефлексии  для поднятия настроения и эмоционального состояния младших школьников в учебной деятельности на этапах современного урока.

Формирование мотивации и рефлексии осуществляется в процессе наблюдения, обобщения , анализа. Каждому учителю важно осознать необходимость работы по формированию мотивации и рефлексии начальной степени обучения школьников.

 Без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости. Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Латыпова Людмила студентка 25 группы Тема реферата: «Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях Фгос Ноо . » Руководитель: Посадских Лидия Семёновна, преподаватель психологии высшей квалификационной категории

Слайд 2

«Каждому учителю необходимо научится пользоваться педагогическим инструментарием» (Я.А.Коменский )

Слайд 3

Актуальность проблемы исследования: « Недостаточное развитие мотивации и рефлексии младших школьников в учебной деятельности. При осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит запоминание, возрастает работоспособность . »

Слайд 4

Задачи : 1 . Рассмотреть сущность понятия " мотивация"и "рефлексия" в научной психолого - педагогической, методической литературе; . 2. Изучить содержание мотивации и р ефлексия в процессе проектирования современного урока 3. Выявить в в процессе анализа в методической литературы наиболее эффективные методы и п риемы организации мотивации и рефлексии в учебной деятельности младших школьников на этапах современного урока. Цель : Провести теоретическое исследование содержания понятий «мотивация» и «рефлексия» как компонентов в структуре урока , определить их значение на этапах современного урока в условиях ФГОС НОО

Слайд 5

Методы теоретического исследования : Изучение и анализ научно-методической литературы. 2.Систематизация данных. 3.Обобщение полученной информации .

Слайд 6

При проведении исследования мы опирались на позицию известных исследователей, таких как: Александр Григорьевич Асмолов , Сергей Владимирович Кульневич , Загашев Игорь Олегович и другие.,

Слайд 7

Глава I . : ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ И РЕФЛЕКСИИ НА ЭТАПАХ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО . 1 . Понятие «мотивация» и «рефлексия» в структуре современного урока. 2. Мотивация как самоопределение к учебной деятельности младших школьников на первом этапе урока по ФГОС НОО. 3. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС НОО 4. Приемы организации мотивации и рефлексии младших школьников в учебной деятельности на этапах современного урока

Слайд 8

Мотивация — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности Основные понятия темы исследования:

Слайд 9

Рефлексия — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Нами были рассмотрены т.з . : Анатолий Александрович Гин,Игорь Олегович Загашев,Сергей Владимирович Кульмевич .

Слайд 10

В перспективе мы планируем Тема курсовой работы : «Разработки рекомендаций по организации мотивации и рефлексии на уроке технологии в начальной школе »

Слайд 11

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы!!!



Предварительный просмотр:

Защитное слово

(1 слайд)

Здравствуйте, я Людмила Латыпова студентка  35 группы. Вашему вниманию, представляю курсовую работу на тему «Разработка рекомендаций по организации мотивации и рефлексии на уроке технологии в начальной школе ».

(2 слайд)

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) фокусируется на развитии личности ребенка. Эта задача требует от преподавателя нового подхода к организации учебного процесса. Нельзя добиться эффективного развития ребенка при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие должно стать основой для формирования его будущей самостоятельности. Поэтому педагогическая задача - организовать условия, при которых дети могут действовать самостоятельно.

Технология как учебная дисциплина имеет большой потенциал для создания условий для культурного и личностного развития школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета по отношению к индивидуальности каждого ученика.

Содержание уроков технологии является целостной системой. Они характеризуются тем, что они основаны на практических действиях, которые, в свою очередь, обеспечивают ребенку чувственное познание окружающей реальности.

Ученик на уроках технологии должен наравне с учителем участвовать в постановке целей и задач каждого урока, определять план своей работы, выбирать средства и способы достижения поставленных целей, активно участвовать в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Соответственно все больше значение в планировании урока технологии отводится этапам мотивации и рефлексии.

Изучение мотивации и рефлексии в учебной деятельности освещены в трудах таких ученых как: Ахметжанова Г.В., Воробьёва Т.Г Ушева Е.Ф. Застенчик, Е. А. и т. д.

 (3 слайд) 

 На основании актуальности проблемы исследования, нами сформулирована тема исследования: «Разработка рекомендаций по организации мотивации и рефлексии на уроке технологии в начальной школе».

(4 слайд) На слайде представлены цель , объект, предмет исследования

(5 слайд) задачи исследования.

(6 слайд) а также методы, используемые в исследовании.

(7 слайд) В теории нами рассмотрены вопросы, которые вы видите на слайде.

В первом параграфе мы рассмотрели понятие «рефлексия» и «мотивация» в структуре современного урока.  В отличие от традиционной системы образования ФГОС ставят перед учителем задачу научить детей учиться, добывать новые знания. Поэтому меняются требования к структуре современного урока. Важную роль в структуре современного урока отводится этапу мотивации и рефлексии.

Во втором параграфе мы проанализировали мотивацию как  самоопределение к учебной деятельности младших школьников на  первом этапе  урока по ФГОС  НОО. И выяснили, что основной целью мотивационного этапа учебной деятельности является «выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной /коррекционной/контрольно-коррекционной деятельности».

Мотивационный этап урока в начальной школе играет важную роль. Это связано с возрастными особенностями младших школьников.  Дети в младших классах ещё имеют недостаточно сформированную мотивационную сферу, сильны игровые мотивы. Здесь важно не упустить то, что ценно именно для младших школьников.

Мотивация необходима как в начале урока, так и на любом его этапе. Есть разные способы и приёмы мотивации.

В третьем параграфе мы проанализировали роль рефлексии как этапа современного урока в условиях ФГОС НОО.  Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Мы рассмотрели несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

 (8 слайд) На слайде представлены основные понятия 1 главы.  

Этапами урока во ФГОС являются

  • Мотивирование на учебную деятельность.
  • Актуализация знаний.
  • Целеполагание, постановка проблемы.
  • Поиск путей решения проблемы.
  • Решение проблемы.
  • Коррекция.
  • Самостоятельная работа с использованием полученных знаний.
  • Систематизация знаний.
  • Объяснение домашнего задания.
  • Оценивание.
  • Рефлексия учебной деятельности/

 (9 слайд) 

Мотивация – это совокупность составляющих ее побуждений, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность.

Рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

(10  слайд)

Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Виды рефлексии:

  • физическая — успел или не успел выполнить все задания;
  • сенсорная — как чувствовал себя на уроке, были ли моменты дискомфорта;
  • интеллектуальная — все ли понял в изучаемом учебном материале, какими познавательными методами пользовался, какие были затруднения;
  • духовная — был ли элемент самосовершенствования, повысилась ли самооценка или расстроен неудачей.

Таким образом, первый этап любого урока по ФГОС - это этап мотивации учащихся к деятельности на уроке, который призван сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. А в свою очередь, рефлексия в начальной школе должна является обязательным элементом на уроках. Причем, важно готовить школьника к внутреннему самопознанию, учить размышлять о своем внутреннем состоянии.

 (11 слайд) 

Во 2 главе мы провели работу по методическому изучению рекомендаций мотивации и рефлексия на уроках технологии в начальных классах.

В первом параграфе мы проанализировали задачи рекомендаций  по организации мотивации и рефлексии на уроке технологии в начальных классах. Из всех школьных предметов технология - это единственный учебный предмет, целиком основанный на преобразовательной предметно-практической деятельности самих обучающихся.

Психологический механизм предметно-практической деятельности идеальным образом отвечает особенностям познавательной деятельности школьников в целом (которая находится у них в стадии формирования). Уроки технологии имеют широкий круг развивающих, воспитательных и духовно-нравственных возможностей воспитания.

Во втором параграфе, мы изучили структуру и содержание рекомендаций по организации мотивации  на уроке технологии в начальных классах . Также в этом параграфе мы привели отдельные примеры построения мотивационного этапа уроков технологии.

В третьем параграфе, мы изучили  структуру и содержание рекомендаций по организации рефлексии на уроке технологии в начальных классах. И выяснили, что в ходе этапа рефлексии учитель должен обратить внимание на реализацию всех трех видов рефлексии:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния (насколько ребенку было комфортно на уроке);
  2. рефлексия деятельности (осмысление образа деятельности, использованных приемов и методов работы). Это позволит оценить активность детей на всех этапах работы;
  3. рефлексия содержания учебного материала (осмысление уровня усвоения учебного материала).

В этом параграфе мы также, привели приемы организации этапа рефлексии.. Эти приемы можно использовать не только на уроках технологии, но и на других уроках в начальной школе.

 (12 слайд )

Основные понятия 2 главы  

Задачи рекомендаций  по организации мотивации и рефлексии на уроке технологии в начальных классах:

  1. Помощь педагогу в планировании урока технологии в соответствие с ФГОС НОО.
  2. Определение наиболее эффективных методов и приемов работы на этапе мотивации и рефлексии.
  3. Выявление методики сочетания инновационных активных приемов с традиционными.

(13 слайд)

На слайде вы можете увидеть отдельный пример построения мотивационного этапа урока технологии.

Урок технологии в 1 классе «Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Закладка из бумаги»

Чтоб работа закипела,

Приготовьте всё для дела,

Будем клеить, мастерить –

Всё должно в порядке быть.

Ножницы, бумагу, клей

Клади на место поскорей.

Не забудь про карандаш –

Он в труде помощник наш.

Линейку, ластик положи,

В порядке вещи содержи.

- Все готовы? Молодцы!

В данном случае в соответствие с возрастными особенностями учащихся 1 класса мотивационный момент направлен на мотивацию эмоциональной сферы детей.

 (14 слайд)

Урок технологии в 3 классе «Древняя Русь».

- Составьте цепочку слов (Древняя Русь, СССР, Россия)

- Что означают эти слова?

- Почему выделены слова «Древняя Русь»?

- На каком уроке мы говорим о Древней Руси?

- Задайте вопрос по теме, так чтобы на него можно было ответить на уроке технологии?

Учащимся создана проблемная ситуация, когда они должны логически мыслить, использовать приемы ассоциации и классификации. Актуализировать знания по истории. В конце этапа учащиеся приходят к выводу о том, то на уроке будут изучаться постройки времени Древней Руси.

Также в курсовой работе вы можете увидеть остальные примеры организации мотивационного этапа на уроках технологии.

Таким образом, в ходе мотивационного этапа урока технологии могут применяться различные методы и приемы. Учитель варьирует их применение в соответствие с задачами урока и возрастом учащихся.

(15 слайд)

На слайде представлены приемы организации этапа рефлексии на уроках технологии в начальной школе.

«Смайлики»

Ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой? Можно использовать набор готовых цветных смайликов.

hello_html_1e5c89ab.jpghello_html_27a8a84.pnghello_html_12fb1d4c.jpg

(16 слайд)

«Моё настроение»

Закончи предложение:

«Моё настроение» похоже на:

hello_html_4c47c799.jpghello_html_m243d0989.pnghello_html_43cebe91.png

Остальные приемы вы можете увидеть в курсовой работе.

(17 слайд)

В заключении хочется сказать, что в целом урок  технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности.

Необходимо добиться создания эмоционально-мотивационной установки на урок. Учащимся должна быть создана ситуации  психологической комфортности  и позитивного общения. В ходе мотивационного момента необходимо варьировать различные приемы и методы работы в зависимости от темы и вида урока. Необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся самостоятельно выводили цель и задачи урока.

В ходе этапа рефлексии учитель должен обратить внимание на реализацию всех трех видов рефлексии: рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала.

Приемы рефлексии являются достаточно универсальными, поэтому их можно использовать не только на уроках технологии, но и на других уроках в начальной школе.

(18 слайд)

Таким образом, в ходе выполнения работы были изучены теоретические и методические аспекты построения этапов мотивации и рефлексии на уроках технологии. Задачи работы выполнены, цель достигнута.

(19 слайд) В перспективе  выпускной квалификационной  работе мы планируем продолжить изучение данной темы и разработать рекомендации и апробировать их на практике

(20 слайд) Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Латыпова Людмила Руслановна студентка 35 группы Курсовая работа « Разработка рекомендаций по организации мотивации и рефлексии на уроке технологии в начальной школе » Руководитель- Буторина Валентина Владимировна. Преподаватель МДК 01.10. Теоретические и методические основы углубленного изучения дисциплины в начальных классах высшей квалификационной категории.

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования ФГОС фокусируется на развитии личности ребенка . Технология как учебная дисциплина имеет большой потенциал для создания условий для культурного и личностного развития школьников. Ученик на уроках технологии должен наравне с учителем участвовать в постановке целей и задач каждого урока, определять план своей работы, выбирать средства и способы достижения поставленных целей, активно участвовать в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Соответственно все больше значение в планировании урока технологии отводится этапам мотивации и рефлексии . Изучение мотивации и рефлексии в учебной деятельности освещены в трудах таких ученых как: Ахметжанова Г.В., Воробьёва Т.Г Ушева Е.Ф. Застенчик , Е. А. Панферов А.В .

Слайд 3

Т ема исследования: « Разработка рекомендаций по организации мотивации и рефлексии на уроке технологии в начальной школе».

Слайд 4

Цель исследования - изучить теоретические основы и предложить рекомендации по организации мотивации и рефлексии на уроке технологии в начальной школе. Объект исследования - этапы мотивации и рефлексии в структуре урока по ФГОС. Предмет исследования - рекомендации по организации мотивации и рефлексии на уроке технологии в начальной школе.

Слайд 5

Задачи исследования: Рассмотреть понятия «мотивация» и «рефлексия» в структуре современного урока. Изучить мотивацию как самоопределение к учебной деятельности младших школьников на первом этапе урока по ФГОС НОО. Изучить рефлексию как этап современного урока в условиях ФГОС НОО. Показать приемы организации мотивации и рефлексии младших школьников в учебной деятельности на этапах современного урока. Определить задачи рекомендаций по организации мотивации и рефлексии на уроке технологии в начальных классах. Представить структуру и содержание рекомендаций по организации мотивации и рефлексии на уроке технологии в начальных классах.

Слайд 6

Методы исследования : анализ литературы по проблеме исследования ; анализ педагогического опыта ; с истематизация данных; о бобщение полученной информации;

Слайд 7

ГЛАВА I. МОТИВАЦИЯ И РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО 1.1. Понятие «мотивация» и «рефлексия» в структуре современного урока 1.2. Мотивация как самоопределение к учебной деятельности младших школьников на первом этапе урока по ФГОС НОО 1.3. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС НОО 1.4. Приемы организации мотивации и рефлексии младших школьников в учебной деятельности на этапах современного урока

Слайд 8

Основные понятия главы 1 Этапы урока по ФГОС Мотивирование на учебную деятельность . Актуализация знаний . Целеполагание, постановка проблемы . Поиск путей решения проблемы . Решение проблемы . Коррекция . Самостоятельная работа с использованием полученных знаний. Систематизация знаний . Объяснение домашнего задания . Оценивание . Рефлексия учебной деятельности .

Слайд 9

Мотивация – это совокупность составляющих ее побуждений, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность . Рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности .( самоанализ, самооценка)

Слайд 10

Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности . Виды рефлексии: физическая — успел или не успел выполнить все задания; сенсорная — как чувствовал себя на уроке, были ли моменты дискомфорта; интеллектуальная — все ли понял в изучаемом учебном материале, какими познавательными методами пользовался, какие были затруднения; духовная — был ли элемент самосовершенствования, повысилась ли самооценка или расстроен неудачей.

Слайд 11

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ РЕКОМЕНТАЦИЙ ПО МОТИВАЦИИ И РЕФЛЕКСИИ НА УРКОАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 2.1. Задачи рекомендаций по организации мотивации и рефлексии на уроке технологии в начальных класса 2.2.Структура и содержание рекомендаций по организации мотивации на уроке технологии в начальных классах 2.3 Структура и содержание рекомендаций по организации рефлексии на уроке технологии в начальных классах

Слайд 12

Задачи рекомендаций по организации мотивации и рефлексии на уроке технологии в начальных классах : Помощь педагогу в планировании урока технологии в соответствие с ФГОС НОО. Определение наиболее эффективных методов и приемов работы на этапе мотивации и рефлексии. Выявление методики сочетания инновационных активных приемов с традиционными.

Слайд 13

Урок технологии в 1 классе «Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Закладка из бумаги» Чтоб работа закипела, Приготовьте всё для дела, Будем клеить, мастерить – Всё должно в порядке быть. Ножницы, бумагу, клей Клади на место поскорей. Не забудь про карандаш – Он в труде помощник наш. Линейку, ластик положи, В порядке вещи содержи. - Все готовы? Молодцы!

Слайд 14

Урок технологии в 3 классе «Древняя Русь». - Составьте цепочку слов (Древняя Русь, СССР, Россия) - Что означают эти слова? - Почему выделены слова «Древняя Русь»? - На каком уроке мы говорим о Древней Руси? - Задайте вопрос по теме, так чтобы на него можно было ответить на уроке технологии?

Слайд 15

Урок технологии в 3 классе «Работа с конструктором» Отгадывают загадку Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет, Семь плугов тащит. ( Трактор)

Слайд 16

Урок технологии во 2 классе «Пришивание пуговиц» 1 . Не пароход, а ползет, не змея,а шипит, не печка, а горячий 2.Два конца, два кольца, посередине гвоздик. 3. Кто я, если прямота главная моя черта? 4. Мелкие кружочки, в дырочку нырнули, словно на замочки?

Слайд 17

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю( соприкасаются большими пальцами) успеха(указательными) большого(средними) во всем(безымянными) и везде( мизинцами

Слайд 18

«Смайлики» Ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой? Можно использовать набор готовых цветных смайликов.

Слайд 19

«Моё настроение» Закончи предложение: «Моё настроение» похоже на :

Слайд 20

Рефлексивный экран Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось… Расскажу, дома, что

Слайд 21

У рок технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Необходимо добиться создания эмоционально-мотивационной установки на урок. В ходе мотивационного момента необходимо варьировать различные приемы и методы работы в зависимости от темы и вида урока. В ходе этапа рефлексии учитель должен обратить внимание на реализацию всех трех видов рефлексии: рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала .

Слайд 22

Таким образом, в ходе выполнения работы были изучены теоретические и методические аспекты построения этапов мотивации и рефлексии на уроках технологии. Задачи работы выполнены, цель достигнута .

Слайд 23

В выпускной квалификационной работе мы планируем разработать рекомендации и а пробировать их на практике!

Слайд 24

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на Ваши вопросы.