ПК 4.3.
методическая разработка

Хабибуллина Ксения Александровна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Технология проектного обучения ‒ это технология, активно внедряемая в настоящее время в учебный процесс начальной школы. Данную технологию в педагогической литературе называют также «методом проектов», «проектной технологией».

Проектная технология ‒ это личностно-ориентированная технология, в центре которой стоит ученик. Основу технологии составляет деятельность самого учащегося, направленная на развитие учебных, познавательных, творческих способностей. Учитель выступает в роли организатора-наставника, организатора-консультанта учеников.

Технология проектного обучения позволяет учителю организовывать самостоятельную работу обучающихся по конкретной теме, проблеме, а школьникам даёт возможность развивать свои творческие способности как по отдельным учебным предметам, так и во внеурочной деятельности. Работая над проектом, у обучающихся развиваются такие качества, как любознательность, то есть появляется искренний интерес к изучаемой теме, самостоятельность, то есть желание самому «докопаться до истины», узнать неизведанное, а также формируется чувство ответственности за начатое дело перед самим собой, перед одноклассниками, перед учителем.

Предъявляют следующие требования к применению технологии проектного обучения:

1) основу любого проекта должна составлять значимая, интересная или малоизученная проблема;

2) должна быть теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов работы над темой проекта;

3) доминирование самостоятельной (индивидуальной или парной, или групповой) деятельности обучающихся;

4) обязательное наличие продуманной структуры работы;

5) использование методов исследования, изначально предполагающих последовательность этапов действий.

Многообразие форм проектной деятельности породило в педагогической науке ряд классификаций проектной технологии: по роду преобладающей деятельности, по предметно-содержательной области, по продолжительности (по времени реализации), по количеству участников, принимающих участие в реализации проекта, по форме презентации (конечного представления проекта).

1. По роду преобладающей (доминирующей) деятельности проекты можно подразделить на:

- информационные;

- творческие;

- практико-ориентированные;

- исследовательские.

Информационные проекты ‒ нацелены на поиск информации обучающимися по какой-либо теме и на дальнейшую работу с найденной информацией.

Творческие проекты ‒ ориентированы на достижение поставленной цели, получение планируемого результата. Вся работа над проектом строится и подчиняется предполагаемому результату (выпуск стенгазеты, запись видеоролика, проведение акции и др.).

Практико-ориентированные проекты ‒ также ориентированы на конечный, но только практический результат деятельности школьников.

Исследовательские проекты ‒ отличает от других проектов, наличие продуманных основных этапов будущего исследования, которые изначально направлены на достижение поставленной цели.

2. По предметно-содержательной области выделяют проекты надпредметные, межпредметные имонопредметные.

Надпредметные ‒ внепредметные проекты, выполняемые на стыке разных областей знаний. Данные проекты выходят за рамки учебных школьных предметов.

Межпредметные ‒ проекты, реализуемые благодаря взаимодействию на стыке двух или нескольких предметных областей науки.

Монопредметные ‒ проекты, реализуемые в рамках одного учебного предмета или научной области (например, математики, литературы, русского языка или окружающего мира).

3. По продолжительности (по времени реализации) проекты бывают кратковременные идлительные.

Кратковременные ‒ проекты, реализуемые за короткий промежуток времени (урок, два урока, неделю, две недели).

Длительные ‒ проекты, на реализацию которых уходит от одного месяца и более.

4. По количеству участников, принимающих участие в реализации проекта, выделяют: индивидуальные проекты (выполняемые одним учеником), групповые (выполняемые группой учеников), коллективные (выполняемые классным коллективом, коллективом всей школы).

5. По форме презентации (конечного представления проекта) выделяют такие проекты как: открытка, газета, книжка, словарь, видеоролик, клип и др.

В начальной школе учитель, на своё усмотрение, может давать детям задание подготовить как индивидуальные, так и групповые проекты, как монопредметные, так и межпредметные, как кратковременные, так и длительные в зависимости от масштабности темы проекта, возраста обучающихся и их заинтересованности темой проекта. Тематика проектных работ должна определяться содержанием курса школьных предметов.

Элементы проектной технологии начинают внедрять в учебный процесс с середины (со второго полугодия) 1 класса. Чаще всего дают задание ребятам на дом, на уроках окружающего мира ‒ подготовить проект. Темы этого предмета позволяют организовывать проектную деятельность. Например, на уроках окружающего мира в первой четверти во втором классе изучают тему «Моя семья. Состав семьи». За две недели до проведения урока дети получают задание подготовить проект на тему: «Древо моей семьи». Каждый ученик должен подготовить проект, но каким он будет ‒ зависит от самого ученика и его родителей (без помощи родителей во втором классе они ещё не могут выполнить проект), от творческих способностей ребёнка и его родителей, от степени заинтересованности.

Общие подходы к этапам проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются школьниками с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах

6. Защита проектов.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

1 этап. Погружение в проект или подготовительный этап.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению.

3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята демонстрируют понимание проблемы, целей и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в разнообразной форме в виде не большого выступления, ролевой игры, инсценировки и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике.

Проектная технология ‒ технология обучения будущего. Её можно активно внедрять как в урочную, так и во внеурочную деятельность обучающихся. Данная технология позволяет каждому ученику самостоятельно приобретать опыт исследовательской, практической деятельности, расширять кругозор и пополнять активный и пассивный словарный запас. Технология проектного обучения также развивает у школьников различные практические умения и навыки, которые так им необходимы в дальнейшей жизни, такие как поиск и работа с информацией, умение не просто выражать свою точку зрения, но и аргументировать свой ответ.



Предварительный просмотр:

Дата: 15.04.20

Школа: № 14

Класс: 3

Кабинет: 7

Технологическая карта урока по окружающему миру

Тема: «Проект «Музей путешествий»

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с достопримечательностями и культурой некоторых городов России.

Планируемые результаты:

Предметные:

-уметь находить на карте великие города России;

-уметь приводить примеры достопримечательностей городов России;

Личностные:

-воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество;

-закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); тетрадь к учебнику 3 класс 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Я рада вас видеть. Желаю вам отличной работы на уроке. Пожалуйста, присаживайтесь.

 

-Здороваются с учителем

-Присаживаются

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актулизация знаний и мотивация

Словесный:

беседа

Практический:

устное упражнение

2 мин

- На прошлом уроке мы с вами закончили путешествие по Золотому кольцу России.

- Кто может сказать, какие города мы с вами посетили?

- У нас сегодня не просто урок, а урок путешествие.

«Свой край люблю и знаю.

Знаю и люблю.

И тем полней люблю,

чем больше знаю»

-Я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие по некоторым городам нашей Великой Родины.

-А по каким городам мы будем с вами путешествовать, вы узнаете сами, ответив мне на вопросы:

1. Столица нашей родины, город герой

-Правильно, мы отправимся в Москву.

2. Этот город основал царь, Петер I.Кто назовёт этот город?

-Совершенно верно.

3.Этот город был назван в честь Екатерины I

-Отлично.

4. Этот город знаменит скульптурой «Родина-мать зовёт!», что возвышается на Мамаевом кургане.

-Молодцы.

5.Столицей этой республики является Симферополь

- Совершенно верно, ребята.

Давайте повторим по каким городам мы будем путешествовать.

Высказывают свое мнение

Сергиев Посад, Ростов, Переславль – Залесский, Углич, Кострома, Ярославль, Плёс, Суздаль, Иванова,

Владимир.

Слушают учителя.

- Москва.

- Санкт Петербург.

- Екатеринбург.

- Волгоград.

- Крым.

- Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоград, Крым.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3.

Постановка учебной задачи

Словесный:

беседа

1 мин

-Как я уже говорила, у нас сегодня не просто урок. Нас ждет интересное задание. Проект, который называется «МУЗЕЙ ПУТЕШЕСТВИЙ»

- Ребята, поставьте цель на сегодняшний урок

Ставят цели.

Выполнить проект «Музей путешествий».

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

4.

 Открытие нового знания

Метод: работа в группах

Практическое:

Составление проекта

Практическое: работа с информацией

17 мин

 -Для выполнения проекта, вам нужно поделиться на 5 групп.

- Если в музеях хранятся экспонаты, которые имеют значимость, то мы с вами создадим музей городов и укажем достопримечательности, которые имеют большое значение.

-Теперь послушайте внимательно задание:

-Я раздам вам ватманы и конверты. В этих конвертах находится информация, фотографии, картинки. Ваша задача сделать коллаж города, который вам попался, но это не просто коллаж. На нем должны находиться ответы на вопросы, которые указаны на слайде. Давайте вместе их прочитаем.

- Город на карте (показать на карте)

Символика города.

Главные достопримечательности

Исторические факты

Интересные люди

Песни, стихи о городе

Если в музеях хранятся экспонаты, которые имеют значимость, то мы с вами создадим как бы музей городов и укажем достопримечательности, которые имеют большое значение.

-После выполнения задания вы будете защищать свой проект.

-Ребята, вы поняли задание?

(Раздаю конверты, контролирую работу, помогаю)

- Перед началом работы немного отдохнем. Встаньте возле своих парт и повторяйте движения (видеофрагмент).

Делятся на 5 групп

Внимательно слушают и анализируют речь учителя

Ответы детей.

Встают возле парт и повторяют движения.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

5.

 Первичное закрепление во внешней речи

Словесный:

беседа

2 мин

- Ребята, напомните мне, о каких городах мы с вами сегодня узнаем?

- Кто напомнит мне, какие вопросы у вас были?

Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоград, Крым.

Город на карте (показать на карте)

Символика города.

Главные достопримечательности

Исторические факты

Интересные люди

Песни, стихи о городе

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

Защита проектов

Словесный: беседа

10 мин

-Теперь будем защищать наши проекты.

-Выходим к доске со своим проектом, вместе ищем город на карте и рассказываем, что вы узнали.

Защищают проекты.

Выходят к доске и защищают свои проекты.

Р: осуществлять итоговый

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

7.

Включение в систему знаний

Словесный

беседа

3 мин

-Вам было интересно выполнять такую работу?

-Что нового вы узнали?

-Понравилось ли вам работать в группах?

Благодарю вас за активную работу.

Мы выполняли проект «Музей путешествий»

Рассказы детей о новых фактах

Да

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: осуществлять итоговый контроль;

8.

Рефлексия деятельности (по продукту)

 Словесный

беседа

3 мин

- Ребята, вы большие молодцы!

- Сейчас я вам предлагаю оценить свою работы с помощью светофора.

- Большое спасибо за работу!

Оценивают свою работу с помощью светофора

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Р: анализировать собственную работу.

Для дистанционного обучения на сайт школы было выложено задание:

- Здравствуйте, ребята! Желаю вам отличной работы.

- На прошлом уроке мы с вами закончили путешествие по Золотому кольцу России.

- Кто может сказать, какие города мы с вами посетили?

- У нас сегодня не просто урок, а урок путешествие.

«Свой край люблю и знаю.

Знаю и люблю.

И тем полней люблю,

чем больше знаю»

-Я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие по некоторым городам нашей Великой Родины.

-А по каким городам мы будем с вами путешествовать, вы узнаете сами, ответив мне на вопросы:

1. Столица нашей родины, город герой

-Правильно, мы отправимся в Москву.

2. Этот город основал царь, Петер I. Кто назовёт этот город?

-Совершенно, верно.

3.Этот город был назван в честь Екатерины I

-Отлично.

4. Этот город знаменит скульптурой «Родина-мать зовёт!», что возвышается на Мамаевом кургане.

-Молодцы.

5.Столицей этой республики является Симферополь

- Совершенно, верно, ребята.

Давайте повторим по каким городам мы будем путешествовать.

- Как я уже говорила, у нас сегодня не просто урок. Нас ждет интересное задание. Проект, который называется «МУЗЕЙ ПУТЕШЕСТВИЙ»

- Ребята, поставьте цель на сегодняшний урок.

- Задание:

Ваша задача сделать коллаж города, который вам понравился, но это не просто коллаж. На нем должны находиться ответы на вопросы:

  1. Город на карте (показать на карте)
  2. Символика города.
  3. Главные достопримечательности
  4. Исторические факты
  5. Интересные люди
  6. Песни, стихи о городе
  7. Если в музеях хранятся

- Вам было интересно выполнять такую работу?

-Что нового вы узнали?

Благодарю вас за активную работу.



Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами ‒ с  5,6 до 16,4%, нарушением осанки с 1,9 до 16,8%.Одна из самых частых патологий у школьников ‒ нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей. Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Здоровьесберегающие технологии ‒ что это?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: «Это совокупность форм и приёмов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребёнка и педагога».

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

1. Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребёнка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребёнку).

2. Учитывают возрастные возможности ребёнка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.

3. Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями ребёнка).

4. Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Отсюда возникают основные задачи:

- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

- снижение уровня заболеваемости обучающихся;

- сохранение работоспособности на уроках;

- формирование у школьников знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе (Н.К. Смирнов):

1. «Не навреди».

2. Забота о здоровье учителя и ребёнка в приоритете.

3. Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

4. Соответствие содержания обучения возрасту.

5. Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

6. Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребёнка ответственность за своё здоровье.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования:

Динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, лёгкие физические упражнения. Время ‒ 2-3 минуты.

Пальчиковая гимнастика ‒ применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время ‒ 2-3 минуты.

Релаксация ‒ проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Смена видов деятельности ‒ это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

Позы учащихся. Неправильные позы, которые принимает ребёнок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Беседы о здоровье. Нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребёнка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях ‒ это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель во время организации учебного процесса. Обобщая всё вышеизложенное, можно сказать, что школа способна заботиться о здоровье детей. Многие учителя уже давно используют разнообразные элементы, снижающие заболеваемость, в своей работе. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе ‒ мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.

 



Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

 

Учебный предмет: окружающий мир

Образовательная программа: «Перспективная начальная школа»

Класс: 1

Тема урока: «Зелёная аптека»

Фрагмент урока

Релаксация. Цель: снятие умственного напряжения.

- Ребята, мы продолжаем нашу экскурсию по городу лекарственных растений. Предлагаю в Мятном переулке немного отдохнуть. Расслабимся и пофантазируем. Закройте глаза, устройтесь поудобней. А теперь представьте себе: «... Сейчас утро. Вы просыпаетесь в привычное для себя время и вдруг обнаруживаете, что вы превратились в чудесный цветок ‒ ромашку. У вас ярко-жёлтая сердцевина и много-много белоснежных лепестков, высокий стебелёк с узкими зелёными листьями. Рядом ‒ братишки и сестрёнки. Их легко покачивает ветерок. От них исходит приятный аромат. Вдохните его...

А теперь вы стали муравьём, маленьким и юрким. Почувствуйте, как травинки превращаются для вас в огромные деревья, мох ‒ в густой лес, камни ‒ в горы, лужи ‒ в озёра. Сейчас вы бежите по тропинке в свой муравейник, с лёгкостью преодолевая препятствия на пути...

И снова превращение. Теперь вы ‒ воздушные шарики, круглые, с рисунком. Рассмотрите повнимательней рисунок. Вас отпустили на волю, и вы летите, послушные ветру, задевая лёгкие облака, и глядите сверху вниз на землю, где все предметы вдруг уменьшились в размерах.

А сейчас вы можете потянуться и почувствовать, как свободно тело. Глубоко вдохните. Возвращайтесь назад в класс и открывайте глаза».

- И вот уже перед нами Ромашковая поляна.

Учебный предмет: технология

Образовательная программа: «Перспективная начальная школа»

Класс: 1

Тема урока: «Питьевая вода. Изделие «Колодец»

Фрагмент урока

Пальчиковая гимнастика. Цель: стимулирование мозговой деятельности обучающихся; подготовка рук к работе.

- Подготовим наши пальчики к работе. Я буду читать стихотворение и показывать движения. Повторяйте за мной только движения! (2 раза)

Две весёлые лягушки

(сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)

Ни минуты не сидят.

(резко распрямляют пальцы рук, как бы подпрыгивают над столом)

Ловко прыгают подружки,

(кладут ладони на стол)

Только брызги вверх летят.

(резко сжимают кулаки и снова кладут их на стол)



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время, с развитием новых информационных технологий, становится возможным получение образования дистанционным путём. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) представляют собой такие технологии, которые используются вместе с информационными и телекоммуникационными технологиями, при частично, или полностью опосредованном взаимодействии, то есть взаимодействии на расстоянии, ученика и учителя. Применение таких технологий позволяет сделать процесс образования более продуктивным.

Дистанционные образовательные технологии позволяют обучающимся дополнить свои знания, ведь за время урока педагогу зачастую не удается рассмотреть весь материал по теме. В таком случае дистанционные образовательные технологии становятся своеобразными помощниками младшим школьникам, которые позволяют проверить домашнее задание, использовать обучающее тестирование, обсудить пройденный материал на форуме, и т.д.

ДОТ позволяют гораздо успешнее «восполнить пробелы», если школьнику по какой-либо причине пришлось пропустить урок. К таким причинам относятся:

- болезнь ребёнка;

- обострение хронических заболеваний;

- инвалидность, связанная с ограниченными возможностями передвижения.

На сегодняшний день имеется тенденция увеличения детей, не посещающих школьные занятия по состоянию здоровья, поэтому всё острее становится вопрос индивидуализации обучения таких детей. Дистанционное образование решает данную задачу.

Дистанционное обучение представляет собой такой тип обучения, в основе которого лежит образовательное взаимодействие удалённых друг от друга педагогов и школьников с помощью компьютеров, телекоммуникационных технологий, а также ресурсов сети Интернет. Такое обучение включает в себя все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Дистанционное образование имеет следующие преимущества:

1. Доступность данного вида образования, независимо от географического и временного положения обучающегося.

2. Свобода и гибкость в выборе курса обучения, планирования времени, места и продолжительности занятий.

3. Мобильность. Дистанционное образование обеспечивает эффективное взаимодействие ученика и учителя, что является одним из основных условий успешности обучения.

4. Технологичность, которая предполагает обязательное использование современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе осуществления образовательной деятельности;

5. Социальное равноправие для любой категории обучающихся.

6. Творческий подход к процессу образования как со стороны обучающего, так и со стороны обучающегося.

Следует отметить, что с помощью дистанционного обучения для ребёнка открываются новые возможности, расширяются его и информационное пространство, и информационная сфера, развивается творческая и поисковая деятельность.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о перспективности дистанционного обучения в начальной школе. Со временем видов интерактивных методов коммуникации становится все больше, поэтому можно со всей уверенностью ожидать достаточного прогресса этого способа обучения. Кроме того, в настоящее время проводится достаточно большое количество исследований в данной области, с целью устранения недостатков, а также достижения более высокого уровня эффективности дистанционного обучения в начальной школе.

Следует отметить, что дистанционное обучение в начальной школе, в силу своей новизны и недостаточно большого опыта применения на практике, имеет и некоторые недостатки.

Так, один из основных недостатков дистанционного обучения в начальной школе заключается в том, что подобное получение знаний является применимым далеко не для всех детей, предполагая собой определённую степень ответственности и самомотивации. Данная проблема является достаточно сложным и весомым препятствием для получения дистанционного образования многих школьников 1-4 классов, и может быть решена только посредством контроля со стороны родителей.

Недостатком дистанционного способа обучения является и необходимость качественных интерактивных средств коммуникации, например компьютер, скоростной интернет и т.п., которые доступны не всем категориям граждан.

Дистанционное образование в начальной школе является достаточно нестандартным способом образования, что во многом также является отрицательной его стороной, так как зачастую вызывает соответствующие трудности у младших школьников. Для эффективного осуществления дистанционного обучения, обучающемуся необходимо владеть такими навыками, как постановка цели, самостоятельное планирование своей работы, умение выделять главное, умение оценивать результаты и отслеживать их, что представляется невозможным в рамках начальной ступени образования, в силу возрастных особенностей младших школьников. Данные условия предполагают наличие наставника, который будет оказывать постоянную помощь ребёнку, обучая его базовым способам учебной работы, и сопровождая индивидуальный образовательный маршрут.  В качестве наставника не обязательно должен быть педагог, в данной роли может выступать и родитель.

В рамках рассматриваемой темы, нельзя не сказать и о трудностях, которые предстают перед учителем в процессе реализации дистанционного образования в начальной школе. Ведь данный процесс является достаточно трудоемким для него, и требует больших временных затрат, особенно тщательной подготовки, и личной заинтересованности.

Таким образом, дистанционное образование в начальной школе является довольно эффективным и актуальным типом образования, которое имеет множество преимуществ перед современной системой образования. В то же время, в настоящее время имеются и отрицательные его стороны. Особенно они касаются образования в начальной школе. Однако нами отмечена перспективность развития и прогрессирования дистанционного образования.



Предварительный просмотр:

Тема: «Филигрань и квиллинг»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с художественной техникой «квиллинг», формирование умений выполнять изделие с использованием данной техники для коллективного проекта.

Планируемые результаты:
Предметные:

- знать, образцы изделий с опорой на памятку (конструктивные особенности и технология изготовления);

- уметь, организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия;

- выполнить работу в технике «квиллинг».

Личностные:

- развитие эстетического вкуса;

- развитие умений работать в группе;

- воспитание познавательного интереса к предмету и проектной деятельности.

Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: - для   учителя: презентация, изделие, собственные работы, клей, полоски для квиллинга, ножницы.

 - для учащихся: полоски для квиллинга, ножницы, клей, зубочистка.

Ход урока:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поработаем в очень интересной технике.

-Сегодня мы поработаем в очень интересной технике, может уже кому-то из вас она знакома, сегодня мы это и узнаем.

Посмотрите на картинку знакома ли вам такая техника?

квиллинг

-Эта работа выполнена в технике «квиллинг».

-Кто скажет, что такое филигрань?

-Филигрань — ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или любой другой проволоки, такие изделия могу выполняться в различных техниках.

-Сегодня наша техника квиллинг, так что же это такое?

-Квиллинг – это умение скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

 Прочитайте и ответьте на вопросы на страницах учебника 94-96.1586169693.jpg

1586169687.jpg

Практическая часть:

В квиллинге для создания деталей используются бумажные полоски, которые скручивают и придают им различные формы. Например:

1586169696.jpg

Из этих деталей в дальнейшем собирается изображение.

Сегодня мы будет изготавливать цветок. Для него нам понадобятся детали - глаз и листочек.

1586169698.jpg

Этапы работы:

Выбираем 2 цвета бумаги для лепестков и листочков. Вдоль длинной стороны листа чертим полоски шириной 1 см. Нарезаем полоски.

1586169701.jpg

2. Скручиваем полоски в рулончики и отпускаем, чтобы получилась спираль.

1586169703.jpg

3. Кончик полоски приклеиваем, чтобы спиралька держала форму. У вас должны получиться вот такие детали.

1586169705.jpg

4. Формируем уголки, зажимая сторону детали двумя пальцами. Нам нужно сформировать из спиралей 2 листочка(1 угол) и 6 глаз(2 угла с разных сторон).

1586169708.jpg

5. Собираем из деталей цветок сначала без клея. Затем склеиваем в местах соприкосновения деталей. Можно украсить.

1586169710.jpg

Готово!