ПК 4.4.
материал

Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра художественно-эстетических дисциплин

Кузнецова Ирина Александровна

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОСВОЕНИЮ ОСНОВ ТЕХНОЛОГИИ ВЫШИВКИ КРЕСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Челябинск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что вышивка крестом способствует воспитанию, усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию мелкой маторики рук. Досуговая деятельность способствует приобщению к труду, предоставляет свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Мы живем в непростое время технического прогресса и огромного информационного потока, которое порой так и накрывает нас с головой. Многие люди находят свою тихую гавань и возможность отдохнуть обычным занятием за творческой деятельностью. Это может  быть как какое-то коллекционирование предметов, так и создание чего-то нового и уникального.

  Для того, чтобы украсить свой дом, можно сделать что-нибудь своими руками. Например, картины, вышитые крестом, брелки, броши, украшения для подушек. Вышивка крестом сегодня — это увлекательный, творческий процесс, позволяющий не только отвлечься от проблем насущных, но и создать своими руками прекрасные картины и предметы интерьера. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно — творческие способности и положительно — эмоциональное восприятие окружающего мира[14].

Вышивка позволяет развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев, рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Происходит ориентация школьников на ценность труда в эмоционально — поведенческом аспекте. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа [2].

Этому виду искусства долгие годы изучения посвятили ученые-педагоги  В.В. Выгонов, Т.Д. Емельянова, Т.И. Еременко, Р.Ф. Щетинина.

На основании актуальности проблемы исследования нами определена тема исследования «Технология вышивки крестом в начальной школе».  

Цели исследования: описать и систематизировать технологию вышивки крестом.

        Задачи исследования:

-изучить историю появления вышивки;

-описать виды вышивки крестом;

-изучить и описать технологию вышивки крестом;

-отобрать и изучить теоретическую литературу;

-на основе анализа литературы, представить в тексте работы, основы и особенности искусства вышивки;

-обобщить результаты исследования по теме «Технология вышивки крестом в начальной школе» и определить перспективы дальнейшей работы по данной теме.

                Методы исследования:

  • изучение и анализ литерратуры;
  • классификация систематизирование материала;
  • обобщение материала исследования.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕХНОЛОГИИ ВЫШИВКИ КРЕСТОМ

  1. История возникновения вышивка крестом

Вышивка крестом – это наиболее распространенный вид народного искусства. Точно неизвестно о том, когда и где впервые начали вышивать. Но история возникновения вышивки крестом предположительно  идет вместе с появлением первого стежка, который был  сделан каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Материалом для вышивки крестом служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка и шерсти, также применяли натуральный волос.  Как и в первобытные времена, вышивка крестом применяется для украшения одежды, обуви и жилища. Со временем искусство украшения материалов с помощью нитей и иглы совершенствовалось и развивалось. На сегодняшний день под вышивкой крестом понимают искусство украшения тканей и готовых изделий орнаментом или сюжетным рисунком. К тому же вышивка крестом может выполняться не только ручным, но и машинным способами. Сохранившаяся вышивка крестом помогает нашим современникам ощутить всю атмосферу прошлого, понять особенности каждого народа в отдельности [11].

Вышивкой крестом украшали предметы быта — полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. [5]. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством. Каждая вышивка крестом имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т. е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега.  Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки крестом является «ромб». Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери — прародительнице — непосредственном начале всех рождений на земле. Традиционная вышивка крестом — это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени. Приемы вышивки, узоры их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок характерными чертами [6]. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приемов выполнения. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки крестом. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века. Вышивка крестом делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка крестом не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, проходившей с Запада. Народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка крестом очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приемы, мотивы орнамента, цветовые решения.  Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. Рост популярности и выразительности вышивки крестом продолжается и в наши дни. Кажется, что девизом этого искусства для всех эпох стала цитата Гете: «Наследовать достоин только тот, кто может к жизни приложить наследство»[3, с.54]. Вышивка крестом — дело кропотливое, требующее не просто усидчивости и терпения, но и способности найти свободное время от домашних дел [3] .

1.2 Инструменты и материалы необходимые для вышивки крестом

Техника выполнения вышивка крестом.

Рассмотрим технологию выполнения вышивки крестом более подробно:

Возьмите отрезок канвы. Если размеры позволяют, лучше всего натянуть его на пяльцы. Все верхние стежки должны быть положены в одном направлении для того, чтобы вышивка была более наглядная. Важный момент после первого прокола иглой — нитку необходимо закрепить. Чтобы изнаночная сторона работы имела опрятный вид, не следует делать на ней узелков. Нить нужно закреплять мелкими стежками в том месте, которое по ходу шитья закроется вышивкой. Либо нужно сложить нить пополам и продеть концы в ушко иглы. Сделав первый стежок, не вытягивать нить до конца. В образовавшуюся петлю введите иглу с ниткой и затяните ее. Далее, следует усвоить следующее: нижний стежок выполняем всегда от верхней правой стороны в сторону левой нижней. В зависимости от направления стежка, советуется придерживаться следующих правил:

  1. если вышиваем рядами снизу вверх, начинаем первый ряд нижних стежков с правой стороны в левую сторону;
  2. если вышиваем ряд верхних стежков слева направо, то иглу можно вкалывать вверху, в месте вкалывания предыдущего ряда;
  3. если мы хотим вышивать сверху вниз, работу следует начать от рядов нижних стежков, с левой нижней стороны;
  4. каждый раз, заканчивая ряд вышивки выполнением верхнего стежка, вкалываем иглу вниз, в начало следующего ряд нижних стежков [4].

         Схема вышивки крестом:

В наборе очень важна схема, по которой вышивается картинка. Символы в схеме должны хорошо читаться, быть достаточно крупными и контрастными. Схема должна быть как чёрно-белой символьной, так и цветной с символами или без них. Сегодня в магазинах рукоделия с прессой можно также найти множество журналов со схемами вышивок и подробными инструкциями и рекомендациями.

Оформление вышивки крестом:

1. Вышивку крестом традиционно оформляют в раму с паспорту, при этом ее можно натянуть на подрамник или наклеить на картон. При этом само оформление может исполняться в паспорту, а может быть и без него. Паспорту подбирается по цветной гамме к вышивке и, как правило, соответствует цвету основного элемента композиции, или цвету фона.

2. В случае, если вышивка крестом оформляется без паспарту важно не ошибиться в подборе рамы. Самая распространенная ошибка на этапе подбора багета — в попытке сэкономить на оформлении, рукодельница выбирает узкие профили, в результате чего вышивка становится «зажатой» в раме. Правильнее подбирать раму достаточно широкую, но пропорциональную изображению или собрать сочетании двух — трех видов багета.  

3. Еще вышивку крестом нежелательно прятать под стекло, потому что под стеклом пропадает ощущение фактуры материала. Но почти всегда в этом случае становится крайне актуальным вопрос об уходе за работой. А вот если вышивка оформляется с паспарту, то стекло обязательно нужно положить поверх вышивки, оно защитит не только вышивку, но и паспарту [6].

4. Как правило, вышивка крестом оформляется путем натяжки или наклейки ее на картон. К сожалению, соблюсти ровную линию нити практически невозможно из-за подвижности ткани, но мастер деликатно расправит вышивку, сохраняя красоту узора. Можно также подложить паспарту между вышивкой и картоном, тогда тон всей работы измениться. Это придаст пикантность оформлению.

Материалы и приспособления.

Для вышивки крестом используют  материалы: различную по качеству и структуре ткань — в зависимости от вида работы и назначения изделия вышиваемой вещи. Например, для скатерти применяют суровое или льняное полотно, эти ткани прочные и долговечные. Для салфеток подойдут все хлопчатобумажные, льняные шелковые и шерстяные ткани. Для вышивки крестом по счету нитей лучше использовать ткани, где хорошо просматривается переплетение нитей. Для работы по свободно рисованному контуру можно использовать все виды материалов с гладкой поверхностью. В зависимости от назначения изготавливаемого изделия и техники исполнения подбирают необходимую ткань. Для скатертей, дорожек, салфеток, занавесок применяют лен, лен с лавсаном, суровое полотно; для панно и ковриков — канёву, рогожку, мешковину, холст, бортовку, полотно, сукно, шерсть, драп. Для сумок используется любая ткань с неярко выраженной структурой. Для блузок и нарядных платьев применяют более тонкие — батист, шелк и тонкую шерсть. Для верхней одежды — сукно, драп, нетканые материалы. Нитки для вышивки подбирают по цвету и сорту в соответствии с видом работы и качеством ткани. Можно вышивать мулине, ирисом, шелковыми и шерстяными нитями. Подбирать нитки для работы желательно при дневном освещении, т. к. электрический свет искажает их цвет.  Необходимо проверить нитки на крепость окраски. Для этого нитку нужно отпустить в горячую воду, слегка намылить и протянуть через вдвое сложенную белую ткань. Если на ткани остался след краски, все нитки нужно намылить и залить кипятком на 15 минут. Затем прополоскать в нескольких водах и закрепить краску уксусом. Также нужно правильно подобрать канву. Канва — специальная ткань, переплетения нитей которой образует клетки разной величины, в зависимости от сорта материала. Канву можно приготовить самому, выдергивая по счету нитки ткани сначала в одном направлении, затем в другом [14].

Для вышивки мастерицы используют инструменты:

Иголки — для вышивки подбирают так, чтобы их размер соответствовал толщине используемых ниток и ткани. Чем тоньше ткань , тем меньше должен быть диаметр иглы. В то же время удобнее использовать иглы с широким ушком, так как чаще всего вышивку выполняют нитками в несколько сложений. Для вышивки крестом рекомендуются иглы с тупым кончиком. Длина иглы также имеет значение: для вышивки нитками удобнее использовать сравнительно короткие (до 3 см) иглы [14].

      (рис 1)

Булавки — необходимы при подготовительных и вспомогательных работах [9].

Наперсток — предохраняет средний палец правой руки от проколов иглой, помогает делать четкие проколы плотной ткани. Он бывает металлическим, пластмассовым и т. д., и должен быть подобран по размеру пальца [9]. 

 (рис.2)

       

Ножницы — желательно иметь несколько размеров с острыми лезвиями и плотно сомкнутыми концами. Большие ножницы необходимы для раскроя ткани, средних размеров — для обработки краев изделия и разрезания мотков ниток, маленькие с загнутыми концами — для обрезывания рабочих ниток, надрезывания нитей ткани при строчевых работах и прорезных вышивках [15].

 (рис. 3)

       

Пяльцы — специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании. Они бывают пластмассовые, деревянные, металлические; круглой, квадратной и прямоугольной формы [15].

 (рис. 4)

       

Для рукоделия необходимы также сантиметровая лента, линейка, калька, копировальная бумага, карандаш для перевода и подрисовки узоров [13].

Так же необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами:

1. осторожно пользоваться инструментами;

2. не вкалывать во время работы иглу в одежду или не оставлять ее на рабочем месте;

3. игла всегда должна быть с ниткой, в случае потери ее сразу же надо искать (для этого полезно иметь магнит, с его помощью можно легко найти упавшую иглу);

4. не шить ржавой иглой;

5. иглы хранить в игольнице;

6. иглу не брать в рот;

7. хранить ножницы в специальной укладке;

8. не откусывать нитку зубами, а отрезать ножницами;

9. передавать ножницы друг другу только кольцами вперед.

Для того, чтобы начать вышивать нужно : игла, мулине, канва, пяльца.

Для первых опытов лучше брать более крупную канву. Размер канвы обозначается номером. Чем больше цифра, тем мельче ячейки канвы. Моток ниток мулине называется пасмой. Длина ниток в 1 пасме бывает разной, но чаще всего она равна 8 метрам. Длина указывается на упаковке. Нить в пасме из 6 тонких нитей. Чаще всего в 2 нитки. Количество нитей для которых  создана вышивка указывается в пояснениях к схеме. Номер на пасме обозначает оттенок. Существует таблицы перевода номеров одного производителя в номера цветов другого производителя. По номерам нитей на пасме мы подбираем нити в соответствии с номерами нитей указанных на схеме для вышивки. Иглу нужно подбирать в зависимости от канвы. Чем крупнее ячейки в канве, тем игла должна быть толще. Чем больше номер иглы, тем тоньше игла. Правильно подобранная игла соответствует по диаметру отверстию в канве, не расширяя его, но и не проскакивая свободно. Для канвы идеально подойдет игла 24. Главный показатель канвы — размерность. Самые популярные размерности канвы — 14-я и 18-я, т. е. 14 и 18 крестиков на дюйм или, соответственно, 5,5 кл./см и 7,2 кл./см. Также есть более жесткая ткань с крупными дырочками. Называется страмин. Применяется для вышивания крестом или в технике ковровая вышивка. Накладная канва — канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения. Так же для вышивки крестом на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки ее достаточно опустить в теплую воду и канва раствориться. В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест»[12].

Крестом вышивают по тканям, на которых отчетливо видны нити основы. Один стежок крестом должен полностью заполнять один маленький квадратик ткани. Для выполнения вышивки крестом применяются льняные и хлопчатобумажные мерсеризованные нитки и мулине разных цветов. Аккуратнее и надежное закрепление нити — это основа вышивки.

Есть простые требования к этому важному аспекту вышивки крестом:

  1. никаких узлов;

стараться не прятать кончики темных нитей под стежки, выполненные светлыми нитями. Иногда, правда, это требование выполнить невозможно, например, единичный темный стежок глаза на светлом лице, и тогда нужно внимательно смотреть, чтобы спрятанный кончик не просвечивал на лицевую сторону;

  1. при окончании вышивки нитью, закреплять ее не менее, чем под 4-5 стежками на изнаночной стороне;
  2. уже закрепленный кончик нити обрезать вплотную к ткани, иначе к концу работы ваша изнанка будет похожа на махровое полотенце [9].

Если  вышивать  четным количеством нитей, то нужно стараться закреплять нить в начале.

Нить закреплять нить в начале вышивки, используя метод «петля».

1.3 Основные виды  вышивки крестом для начальной школы

Виды крестовых швов.

Основными видами классического креста являются: шов Полный крест, шов Полукрест, шов ¼, креста, шов ¾ креста, шов Бэкститч.

Рассмотрим подробно каждый из перечисленных крестовых швов:

Шов Полный крест.

 

(рис.1)

Способ № 1: традиционный

 Чаще всего таким способом вышивают в том случае, когда в схеме вышивки встречаются одиночные крестики, располагающиеся недалеко друг от друга. Если в схеме есть одиночные крестики одинакового цвета, которые располагаются друг от друга на расстоянии 2-3 см, то нитку можно не обрезать. В этом случае на изнаночной стороне вышивки получатся протяжки, но они закроются другими стежками.

Эта техника также часто встречается при вышивании. Ее особенность состоит в том, что сначала прокладываются все нижние стежки крестиков в ряду. Это делается слева направо по горизонтали. Затем, после окончания ряда, следуют в обратную сторону, прокладывая верхние стежки, закрывая нижние. Таким образом, получается целый ряд крестиков.

Именно такой способ удобно использовать для вышивания больших участков одним цветом. А еще подобный метод опытные вышивальщицы рекомендуют для горизонтальных рядов, в отличие от традиционного способа, которым удобнее выполнять вертикальные ряды. Этот метод считается более быстрым, и при нем возникает меньше путаницы с местоположением на ткани.

Шов Полукрест

(рис.2)

Довольно часто в схемах встречаются фрагменты, которые необходимо вышить полукрестом (его ещё называют 1/2 креста). Если в описании не оговаривается направление полукрестиков, то их вышивают в том же направлении, что и верхние стежки полных крестиков. [1]

Шов ¼ креста

(рис.3)

Для того, чтобы создать эффект плавного перехода одного цвета в другой и тем самым подчеркнуть реалистичность контуров изображения, в вышивке используются дробные крестики, такие как 1/4 креста.

Шов 1/4 креста может выполняться как полукрестиками, так и крестиками и, в зависимости от этого, носит название Petite-point (петит-поинт) и Petite-stitch (петит-ститч). В переводе с французского, Petite — «маленький, мелкий», отсюда и название стежков.

Шов ¾ креста

(рис.4)

Наряду со стежками 1/4 креста, в вышивке используются дробные крестики в 3/4 креста. При вышивке 3/4 креста также соблюдаем основное правило: верхний стежок лежит в том же направлении, что и все остальные.  

Шов Бэкститч

(рис.5)

Шить швом бэкститч не сложно, просто процесс вышивки требует больше времени по сравнению с теми дизайнами, в которых бэка нет.

Бэкститч выполняется после того, как будут вышиты все крестики и полукрестики. Лучше вышивать его на постиранной и отутюженной канве, потому что в процессе стирки тонкие ниточки бэкститча могут растянуться и в итоге будут провисать. Чтобы избежать этого, не делайте слишком длинных стежков, 2-3 клеточки канвы вполне достаточно для одного стежка.

Наряду со стежками 1/4 креста, в вышивке используются дробные крестики в 3/4 креста. При вышивке 3/4 креста также соблюдаем основное правило: верхний стежок лежит в том же направлении, что и все остальные.  

Шов Бэкститч

(рис.5)

Шить швом бэкститч не сложно, просто процесс вышивки требует больше времени по сравнению с теми дизайнами, в которых бэка нет.

Бэкститч выполняется после того, как будут вышиты все крестики и полукрестики. Лучше вышивать его на постиранной и отутюженной канве, потому что в процессе стирки тонкие ниточки бэкститча могут растянуться и в итоге будут провисать. Чтобы избежать этого, не делайте слишком длинных стежков, 2-3 клеточки канвы вполне достаточно для одного стежка.

Бэк можно вышивать несколькими способами.

Способ № 1: для идеальной изнанки

Можно сначала шить вперед нечетные стежки, потом возвращаться назад, выполняя четные. Если для работы важна идеальная изнанка, то лучше бэкститч вышивать именно этим способом Но при таком способе отшива существует вероятность того, что вам не понравится, как легла строчка. Если вам хочется, чтобы всё было идеально, придётся распускать и шить заново.

Способ № 2: назад иголку

Если выполнять бэкститч, следуя его непосредственному названию, а именно швом «назад иголку», то на лицевой стороне строчка получится также ровной и красивой. Данный способ хорош ещё и тем, что вы сразу можете видеть, как ложится строчка в целом, т. е. последовательно стежок за стежком. Если в какой-то момент вы поймёте, что-то идёт не так, как хотелось бы, то можете тут же распустить пару стежков и отшить их заново [10].

  1. Разработка методических рекомендаций по освоению основ технологии вышивки в начальной школе

Данная методическая разработка способствует развитию личности ребёнка, его мотивации к познанию, творчеству посредством занятия вышивка крестом. Ведущая идея заключается подборе методов, применяемых на занятиях вышивки крестом, оказывающих положительное влияние на развитие творческих способностей каждого ребенка [14, 9 с]

Отличительной особенностью методической разработки является расширение разнообразных видов работ с вышивкой кретом, начиная с простых и заканчивая сложными полноценными изделиями.

Вышивка крестом требует кропотливости и внимания, так же вышивка крестом положительно влияет на эмоциональное, психологическое состояние, помогает справится с плохим настроением, улучшить самочувствие, развить пространственное мышление, художественный вкус, творческие способности, мелкую моторику пальцев и рук. Изящные вещицы, вышитые крестом уже не одно десятилетие, не выходят из моды. [14, 7 с].

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декаративно — прикладного искусства, об истории возникновения вышивки крестом и её роли в жизни человека, использование вязанных изделий, о промышленном производстве изделий. При проведении занятий необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимся.

Для детей начальной школы мы разработаем методический комплект, в нём мы подобно опишем ход выполнения двух работ вышивки крестом. В нём мы подробно опишем ход выполнения основных приемов для младших школьников и представим в качестве примера изделия с использованием этих приемов.

 В первой части методического комплекта рассмотрим историю возникновения вышивки крестом, во второй части опишем необходимые инструменты и материалы. В третьей части мы подробно опишем ход выполнения работ закладка для учебников игольница, вышитые крестом. Работы из вышивки крестом будут очень интересны для детей тем, что это очень увлекательное и полезное занятие, так как они развивают фантазия , мышление, воображение, зрительное и двигательное внимание и эстетическое развитие. Изготовление подделок, вышитые крестом, успокаивает, но так же требует терпение. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, ярче творческая стихия детского разума [17, 24 с].

Вывод по I главе

Курсовой проект состоит из одной главы и четырех параграфов. В первом параграфе мы описали историю возникновения и развития данного искусства. Вышивка крестом – это наиболее распространенный вид народного искусства.  история возникновения вышивки крестом предположительно  идет вместе с появлением первого стежка.  На сегодняшний день под вышивкой крестом понимают искусство украшения тканей и готовых изделий орнаментом или сюжетным рисунком. Традиционная вышивка крестом — это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени. Вышивка крестом — дело кропотливое, требующее не просто усидчивости и терпения, но и способности найти свободное время от домашних дел.

Во втором параграфе мы исследовали, какие инструменты и материалы необходимо использовать для выполнения работ. Изучили предназначение каждого из материалов и инструментов.

Третий параграф был направлен на рассмотрение  основных видов вышивки крестом, применяемых для выполнения творческих работ.

Четвертый параграф был посвящен разработкам методических рекомендаций по освоению основ технологии вышивки крестом в начальной школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе нашего исследования мы решили следующие задачи: изучили историю появления вышивки крестом; описали виды вышивки крестом; изучили и описали технологию вышивки крестом; отобрали и изучили теоретическую литературу; на основе анализа литературы, представили в тексте работы основы и особенности искусства вышивки; обобщили результаты исследования по теме «Технология вышивки крестом в начальной школе» и определили перспективы дальнейшей работы по данной теме. Изучение декоративно-прикладного искусства способствует развитию интереса к культуре, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения. Определив освоение основ техники вышивки крестом, можем сказать, что вышивка крестом является продуктивным средством решения в современной педагогике проблемы развития у детей младшего школьного возраста пространственного, конструкторского, нестандартного мышления, воображения, мелкой моторики рук и эстетического вкуса в том числе.

Далее нашей задачей было рассмотреть какие инструменты и материалы необходимы для вышивки крестом, а так же изучили технологию выполнения вышивки крестом более подробно.

Тема представляется нам очень перспективной, в дипломной работе мы планируем создание методического комплекта «Развитие мелкой моторики у младших школьников на занятиях кружка посредством изготовления изделий в технике вышивка крестом».

              СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Боэренс, П. Вышивка крестиком / П. М.: Издательство: Эксмо — Пресс, 2000 г. - 144 с. / (дата обращения 03.12.2018)

2. Ветрова,  Н.Д. Организация поисковой деятельности учащихся при изучении декоративно-прикладного искусства // Тэхналагічная адукацыя. – 2001. - № 4. – С. 64–71.

3. Волшебный сундучок рукоделия https://school-science.ru/4/16/1296 / (дата обращения 18.11.2018)

4. «Вышивка в умелых руках». / М.: Издательство:  Астрель, 2003 г.-136 с.

5. Вышивка крестом. Техника выполнения http://www.vishivka-krestikom.ru/57-vyshivka-krestom-tehnika-vypolneniya.html / (дата обращения: 27.10.2018).

6. Ганьжина А. Крестик. Интернет-журнал по рукоделию / URL: http://nacrestike.ru (дата обращения 10.10.2018).

7. Гранько, Н.М. Ручное и машинное вышивание / Н.М.Гранько, О.В.Шантырь. – Мн.: Полымя, 1983. – 144 с.

  1. Гринофф Д.  Вышивка крестиком. Настольная книга. / М.: Издательство: ЭКСМО, 2006 г.-192 с. / (дата обращения 04.10.2018)
  2. Джен Итон. Вышивка крестом. Шедевры мировой живописи. - М.: Издательство: КОНТЭНТ, 2009г. - 87 с.
  3.  Джейн Кетли Мейхью. Мир животных. Вышивка крестом. / М.: Издательство: Ниола 21 век, 2005 г. - 163 с. (дата обращения 13.11.2018)
  4. Еременко,Т.И. и Забалуева,Е.С. Художественная обработка материалов. Технология ручной вышивки /  Москва, «Просвещение», 2000 г.-160с. / (дата обращения 17.10.2018)
  5. История вышивка крестом http://vishey.ru/history.htm / (дата обращения 19. 12. 2018)
  6. Миронова Т.В., С.О. Ермакова. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров. / М.: Мир книги, 2009г. - 184 с.
  7. Молотобарова, О.С. Учите детей вышивать: Учебное пособие для студентов, учреждений сред., проф. Образования /  М.: Издательство: цент ВЛАДОС, 2003 г. - 192 с. / (дата обращения 06.11.2018)
  8.  Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / В.Н. Молотова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2010. - 288 с.
  9. Нестерова, Д.В. Рукоделие: энциклопедия /  М.: АСТ, 2007 г. - 158 с. / (дата обращения 21. 11. 2018)
  10. Перевертинь, Г.И. Самоделки из текстильных материалов: Книга для учителя по внеклассной работе / М.: Просвещение, 1990 г. - 160 с. / (дата обращения 14.10.2018)
  11. Рукоделие энциклопедия / «Довира», Киев 1995 г.-336 с. / (дата обращения 24.09. 2018)
  12. Словари и энциклопедии на Академике https://dic.academic.ru/ / (дата обращения 26.10.2018)
  13. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы: учебник для проф. учеб.заведений / П.И. Уткин, Н.С. Королева. - М.: Высшая школа, 1992. - 159 с.
  14. Шуршиков, Е. Чудесные мгновения. С картины мастера: журнал / М.: Издательство: АДП, 2011 г. - 20 с. / (дата обращения 30.11.2018)
  15. Шуршиков, Е Чудесные мгновения. Солнечный полуостров: журнал /  М.: Издательство: АДП, 2009 г. - 36 с. / (дата обращения 30.11.2018)
  16. Шуршиков, Е.Чудесные мгновения. Цветочный калейдоскоп: журнал /  М.: Издательство: АДП, 2011 г. - 24 с. / (дата обращения 30.11.2018).



Предварительный просмотр:

1.История образовательного учреждения.

01.09.1981г.- открыта средняя общеобразовательная школа № 87.

Первый директор: Любовь Алексеевна Лисицина.

1984-85г.-Школьники совершают походы по местам боев Южно-Уральской партизанской армии от Верхнеуральска до ст. Иглино под руководством Л.Н.Буймовой и А.И.Никифорова.

15.02.1985г. Пионерской дружине школы № 87 присвоено имя Братьев Кашириных.

01.09.1985 г. Открыт школьный историко-краеведческий музей имени Братьев Кашириных- героев Гражданской войны. Первая музейная экспозиция была посвящена Кашириным. Руководителями школьного музея в разные годы были: Циколенко Г.Г., Кузнецова В.А., Косова С.А., Кузьмина В А., Свердлова С.И., Лебедева Е.Ю.

1986-1989г.г.-Директором школы работала Валентина Александровна Кузнецова. В ходе поисковой работы в музее, в школе была открыта вторая экспозиция, посвященная деятельности А.С.Макаренко и его воспитанников.

1989-1993 г.г.- Коллектив учителей и учащихся работал под руководством директора Сергея Ивановича Семенникова над темой » Развитие педагогического сотрудничества в школе».

1993- 1995г.-Школьный коллектив работал под руководством директора Анны Николаевны Кулаковой по педтеме » Развитие системы коллективно -творческих дел».

2001г.- под руководством учителя истории Е.П.Ивановой открыта в музее третья экспозиция, посвященная истории школы:20-летняя деятельность педагогического коллектива в лицах.».На фотоэкспонатах « Созвездие лучших» мы видели лица детей, умеющих учиться ,трудиться, добиваться высоких результатов. В экспозиции были представлены документы ,вещи, награды лучших спортсменов ,поэтов, певцов-выпускников школы. Школа прошла аттестацию и государственную аккредитацию ,получила статус » Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа».

2002г .- под руководством Русановой Р.А. стала ежемесячно выходить школьная газета» Школьный экспресс»,освещающая на своих страницах школьные «горячие» новости, интересные темы из прошлого и настоящего школы, В ней выступали и ветераны войны и родители и дети. Как в калейдоскопе сменялись рубрики в газете: от вопросов модернизации российского образования до новых событий в стране, в фан -клубе. Газету с интересом читали все поколения .В 4 городском конкурсе школьной печати « Нота Бена» стали победителями. Статьи этой газеты печатались в городских СМИ, в «Педагогическом калейдоскопе»,ребята выступали с ними по городскому радио. Принимали участие в российском конкурсе» Золотые уста» ,проводимом журналом» Юность».В октябре 2002 г. На заседании педколлектива была утверждена эмблема школы. Директором школы работала Галина Васильевна Галич. Под ее чутким руководством школа проводила много традиционных культурно-массовых мероприятий, в которых принимали участие ветераны «Заречья»,ветераны педагогического труда, родители, депутаты района и города, выпускники школы, учащиеся и педагоги из других школ, члены поисковых отрядов.

2002-2009г.г.- Команда ЮИД школы заняла первое место в районных соревнованиях, городских, областных. Команда представляла Челябинскую область на Всероссийских соревнованиях отрядов ЮИД. В эти годы были оборудованы современный компьютерный класс. Взят курс на информатизацию учебного процесса в контексте Основных положений концепции модернизации российского образования. Учителя за работу удостоены звания « Отличник просвещения»-3 человека, награждены медалью « За доблестный труд» -1 человек, грамотами Министерства Общего и профессионального образования -4 человека. Педагогический коллектив работал по направлениям: гражданско - патриотическое, культурно-массовое, экологическое, физкультурно-оздоровительное, социально- психологическое, валеологическое. Главной задачей школы в этот период было: создание целостной системы управления качеством образования в целях обеспечения достаточного уровня качественных характеристик физического, интеллектуального, нравственного, психологического здоровья обучающихся в соответствии с их природными задатками и способностями. Партнерами школы были: Челябинский госуниверситет, педучилище № 1, детская спортивная школа олимпийского резерва №13.Традиции школы продолжили молодые учителя-выпускники школы: ДенисенкоС.Г.,Н.В.Запорожец,М.С.Лежнева,Е.Ю.Лебедева,Н.В.Сапожникова,И.О.Чухарева…В области дополнительного образования привлекательными были кружки: «Рукодельница»,» Лоскутная мозаика», »Оригами», хореография ,занятия в хоре, детей привлекали занятия в ЮИД, в музее, в клубе»Юный журналист», спортивные секции по волейболу, баскетболу, лыжам, особенно по конькам. В 2002 г. работу школьного музея возглавила Русанова Р.А. и в 2004г. школьный музей получает свидетельство за № 9637 за большую поисково - исследовательскую работу, создание интересных экспозиций и успехи в воспитании учащихся. В городских конкурсах исследовательских работ школьники завоевали призовые места по разным направлениям. Интересны были исследовательские работы: « Трофей Сталинградского фронта», « Солдатский шлем шагнувшего в бессмертие» и др. Музей проводил работу по реализации Концепции краеведческого образования – как вкладе в модернизацию общего и дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания учащихся образовательных учреждений.

С сентября 2009 по нынешнее время директором школы работает Абакумова Татьяна Геннадьевна. Это требовательный профессионал в педагогической деятельности, умеющий на высоком уровне подготовить школу к учебной деятельности, прекрасно работающий с коллективом, с родительской общественностью, с учащимися, раскрывая их лучшие качества как личности. На много пополнился список выпускников, окончивших школу с золотой и серебряной медалью. С 1981 по 2016годы- 20 выпускников с золотой медалью, среди них: Шумовская В.,- студентка РХТУ им. Менделеева, Хегай П.,- студентка ЧелГУ, Смолянинова К. -студентка ЮУМУ, Педченко В- студентка ЧГПУ и др., с серебряной-30 . Гордостью России являются и наши спортсмены: Фаткулина Ольга- серебряный призер Олимпийских игр 14 года ,чемпионка мира по конькобежному спорту, заслуженный мастер спорта России; Запорожец Роман- мастер спорта, член сборной Москвы ,Московской области по фигурному катанию; Воронина Дарья- призер Чемпионата мира, мастер спорта по конькобежному спорту…Не только знаменитые спортсмены, но и воспитываются творческие люди, талант которых раскрывается в школьных стенах. За эти годы школа принимала участие во всех городских мероприятиях, показывая прекрасные образцы подготовки в олимпиадах, соревнованиях, играх, фестивалях, конкурсах: только за последнее время школьники добились успеха в конкурсе исследовательских работ активов музеев» История одного экспоната», в легкой атлетике, в конкурсе» Самый сильный школьник», стали дипломантами международного фестиваля-конкурса « Птица удачи», заняли первое место в городе по программе « Веселые старты»,получили диплом в городском конкурсе

рисунков 6 фестиваля « Моя Вселенная»; второй раз подряд завоевали первое место в « Лучшем социально-экономическом проекте»,получили диплом первой степени на городском фестивале иностранных языков « Культурный мост»,первыми стали в районном Дне технологии, ежегодно в течении многих лет первыми в межрегиональном чемпионате становятся наши гимнастки из студии « Грация». В школе ежегодно проводятся предметные недели: это и работа кинолекториев, выставок, конкурсов, игр-путешествий, круглых столов, встречи с ветеранами войны, труда, « Уроков Мужества»,акций «Звезда». Третий год наши ребята совместно с администрацией города принимают участие в Маршруте памяти. В 2014г. школьный музей проходит перепаспортизацию, реализуя образовательную программу » Основы музейного дела». Музей не раз принимал участие в областном смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений, занимал призовые места за разнообразные экспозиции в школе. Музей свою работу связывает с Советами ветеранов города, с гимназиями, школами, институтами, музеями города, с 38-ю ветеранами педагогического труда школы. Школе по работе с подростками помогают бывшие выпускники, родители, ветераны педтруда, ветераны войны микрорайона, депутаты Законодательного Собрания Челябинской области: Янов Н.И., Севастьянов А…Ветераны войны « Заречья» ежегодно принимают активное участие в проведении экскурсий по графику работы школьного музея. За 2014-15г.г. число посетивших музей было 4002,а в 2015-16г.г.-5104 человека. Наиболее интересными были экскурсии: « Служу Отечеству и спецназу», » Цхинвальский крест», » Эхо войны», «Солдатские дороги», « Судьба солдата», « Память и боль Сталинграда»…Особых успехов в последние годы добилась школьная вокально- хоровая студия » Параллель -87»,под руководством Хуторненко В.С.,ее певцы- победители конкурсов « Хрустальная капель», международного конкурса « Браво, дети!», регионального фестиваля « Роза ветров», » Опаленные сердца», » Мамино сердце», Всероссийского конкурса » Птица удачи», « Урал собирает друзей». Солистка студии Медикова Анастасия получила сертификат на внеконкурсное поступление в Московский государственный университет на эстрадное отделение. Мы видим : в школе уделяется большое внимание занятости детей в свободное время, системе дополнительного образования, пропаганде здорового образа жизни. В школе идет формирование у учащихся гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, трудолюбия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

2. Структура методической службы в образовательном учреждении.

Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом, строится на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоличным исполнительным органом Учреждения является директор Учреждения (далее – Руководитель). Руководитель Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом назначается Учредителем на срок, определяемый Учредителем на основании трудового договора (эффективного контракта).

Руководитель организует выполнение решений Учредителя по вопросам деятельности Учреждения.

В Учреждении формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся: Общее собрание работников (далее – Общее собрание), Педагогический совет, Совет школы.

Общее собрание Учреждения является постоянно действующим высшим органом коллегиального управления.

Педагогический совет Учреждения является постоянно действующим органом коллегиального управления, осуществляющим общее руководство образовательным процессом.

Совет школы – коллегиальный орган, имеющий управленческие полномочия по решению и согласованию значимых вопросов функционирования и развития Учреждения.

3. Основные направления деятельности методической службы.

Организация и координация работы членов научно-методических объединений по проблемам образовательной деятельности школы, повышения уровня квалификации педагогов, а также уровня обученности, воспитанности и развития учащихся.

 Обеспечение условий непрерывного профессионального мастерства учителя.

 Оказание помощи учителям в работе по самообразованию.

 Информационное обеспечение образовательного процесса.

 Стимулирование инициативы и творчества членов педагогического коллектива и анализ их деятельности в научно-исследовательской и поисковой работе.

 Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта.

При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремится отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед учебным заведением.

4.Формы методической работы в образовательном учреждении.

Коллективные (групповые) формы методической работы:

· педагогический совет;

· родительское собрание.

С помощью коллективных форм методической работы учителя могут расширить воспитывающуюся среду школьников, позитивно повлиять на родителей в области формирования личности ребенка; решение проблем повышения мастерства учителей; проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, их анализ и обучение; обмен опытом.

Индивидуальные формы методической работы:

· индивидуальные консультации;

· разработка авторской программы;

· разработка авторского учебного пособия;

· повышение квалификации учителей.

С помощью индивидуальных форм методической работы учителя могут повысить уровень успеваемости школьников, учет индивидуальных особенностей при составлении авторской программы, повышение мотивации детей к обучению через использование дифференцированных заданий; повышение уровня теоретических знаний сотрудников, совершенствование практических умений и навыков.

5.Условия эффективности организации методической работы учителя.

Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;

· создание и постоянная поддержка благоприятного психологического климата, творческой атмосферы в коллективе;

· постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;

· своевременное выявление и обобщение передового педагогического опыта.

Основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей, их компетенции и эрудиции - это четкая организация методической и исследовательской работы в школе.


Предварительный просмотр: