ПК 4.3.
учебно-методический материал

Дудник Екатерина Александровна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».

Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение  здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников  необходимых УУД  по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные.

Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1. Отсутствие назидательности и авторитарности
  2. Элементы индивидуализации обучения
  3. Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
  4. Интерес к учебе, желание идти на занятия
  5. Наличие физкультминуток
  6. Наличие гигиенического контроля.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения
      
Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.

УМК «Школа России». Обучение письму. 1 кл. Тема: «Написание предложений с буквами Ю, ю»

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

подводящий диалог,

формулирование

обобщения.

Наглядный: плакаты,

слайды.

5 мин.

Фронтальная форма работы.

- Как вы думаете, какие ваши знания и умения по письму вам пригодятся сегодня?

- На какие две группы делятся письменные буквы? - В какой строке пишутся строчные буквы?

- Какие гигиенические правила письма вы знаете? (при ответе использовать плакаты или слайды презентации с показом образцов посадки за партой, положения ручки в руке и тетради на парте для правшей и левшей).

- Почему эти правила важны для учащихся?

Они обеспечивают овладение навыком письма, позволяют сохранить ваше здоровье.

Высказывают предположения.

Правила посадки: спина касается спинки стула, ноги - на полу, между туловищем и партой проходит кулачок. Демонстрируют правила работы.

Они обеспечивают овладение навыком письма, позволяют сохранить ваше здоровье.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование  ответов и выводов; построение речевых высказываний.

К: высказывание своей точки зрения и ее обоснование; принятие правильной точки зрения, готовность к изменению своей точки зрения.

УМК «Школа России». Русский язык. 2 кл. Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных»

Динамическая пауза

«Вышли мыши как- то раз».

Вышли мыши как - то раз

(шаги на месте с высоким подниманием колена)

Посмотреть который час.

(стучат пальцем по руке, изображая часы)

Раз-два-три-четыре,

(делают «пружинку» на месте, качая рукой вверх вниз и при этом считая)

Мыши дёрнули за гири.

(прыжок на месте, хлопок руками над головой)

Тут раздался страшный звон-

(присели, качаем головой в стороны)

Разбежались мыши вон.

(разбежаться в разные стороны)

- Ребята, если я называю собственные имена существительные, то вы выполняете ходьбу на месте.

- А если я называю нарицательные имена существительные, то вы выполняете хлопок в ладоши.

Выполняют упражнения



Предварительный просмотр:

Технология обучения в сотрудничестве

Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи:

  • обучение в коллективе,
  • взаимооценку,
  • обучение в малых группах.

Это было названо одним термином - обучение в сотрудничестве. При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении.

Эта педагогическая технология считается одной из самых трудоемких и не всегда дающей ожидаемый результат, зачастую непредсказуемой.

Читателю порой бывает сложно оказать помощь каждому конкретному ученику в классе. Обучение в сотрудничестве решает эту задачу. Учащиеся, работая в небольших группах, учатся помогать друг другу и отвечать за успехи каждого. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практич.: групповая работа

11:47 – 11: 55

Сейчас вы поработаете в группах. Каждому достанется текст и чистый листок бумаги. Вам нужно на этом листке нарисовать то, что у вас написано в тексте. А затем выйти к доске, один выходит с текстом, второй с рисунком и рассказать, что же вы изобразили.

Групповая работа

1 Группа.

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.

2 Группа

Горные реки - мелкие, быстрые, шумные. На таких реках иногда образуются водопады.

3 Группа

Под землёй тоже есть реки – подземные. Иногда подземные воды выходят на поверхность. Образуются родники.

4 Группа

А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.

Теперь давайте послушаем с вами выступление каждой группы. Что они нам расскажут про реки.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных задач



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Технология проектного обучения ‒ это технология, активно внедряемая в настоящее время в учебный процесс начальной школы. Данную технологию в педагогической литературе называют также «методом проектов», «проектной технологией».

Проектная технология ‒ это личностно-ориентированная технология, в центре которой стоит ученик. Основу технологии составляет деятельность самого учащегося, направленная на развитие учебных, познавательных, творческих способностей. Учитель выступает в роли организатора-наставника, организатора-консультанта учеников.

Технология проектного обучения позволяет учителю организовывать самостоятельную работу обучающихся по конкретной теме, проблеме, а школьникам даёт возможность развивать свои творческие способности как по отдельным учебным предметам, так и во внеурочной деятельности. Работая над проектом, у обучающихся развиваются такие качества, как любознательность, то есть появляется искренний интерес к изучаемой теме, самостоятельность, то есть желание самому «докопаться до истины», узнать неизведанное, а также формируется чувство ответственности за начатое дело перед самим собой, перед одноклассниками, перед учителем.

Предъявляют следующие требования к применению технологии проектного обучения:

1) основу любого проекта должна составлять значимая, интересная или малоизученная проблема;

2) должна быть теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов работы над темой проекта;

3) доминирование самостоятельной (индивидуальной или парной, или групповой) деятельности обучающихся;

4) обязательное наличие продуманной структуры работы;

5) использование методов исследования, изначально предполагающих последовательность этапов действий.

Многообразие форм проектной деятельности породило в педагогической науке ряд классификаций проектной технологии: по роду преобладающей деятельности, по предметно-содержательной области, по продолжительности (по времени реализации), по количеству участников, принимающих участие в реализации проекта, по форме презентации (конечного представления проекта).

1. По роду преобладающей (доминирующей) деятельности проекты можно подразделить на:

- информационные;

- творческие;

- практико-ориентированные;

- исследовательские.

Информационные проекты ‒ нацелены на поиск информации обучающимися по какой-либо теме и на дальнейшую работу с найденной информацией.

Творческие проекты ‒ ориентированы на достижение поставленной цели, получение планируемого результата. Вся работа над проектом строится и подчиняется предполагаемому результату (выпуск стенгазеты, запись видеоролика, проведение акции и др.).

Практико-ориентированные проекты ‒ также ориентированы на конечный, но только практический результат деятельности школьников.

Исследовательские проекты ‒ отличает от других проектов, наличие продуманных основных этапов будущего исследования, которые изначально направлены на достижение поставленной цели.

2. По предметно-содержательной области выделяют проекты надпредметные, межпредметные имонопредметные.

Надпредметные ‒ внепредметные проекты, выполняемые на стыке разных областей знаний. Данные проекты выходят за рамки учебных школьных предметов.

Межпредметные ‒ проекты, реализуемые благодаря взаимодействию на стыке двух или нескольких предметных областей науки.

Монопредметные ‒ проекты, реализуемые в рамках одного учебного предмета или научной области (например, математики, литературы, русского языка или окружающего мира).

3. По продолжительности (по времени реализации) проекты бывают кратковременные идлительные.

Кратковременные ‒ проекты, реализуемые за короткий промежуток времени (урок, два урока, неделю, две недели).

Длительные ‒ проекты, на реализацию которых уходит от одного месяца и более.

4. По количеству участников, принимающих участие в реализации проекта, выделяют: индивидуальные проекты (выполняемые одним учеником), групповые (выполняемые группой учеников), коллективные (выполняемые классным коллективом, коллективом всей школы).

5. По форме презентации (конечного представления проекта) выделяют такие проекты как: открытка, газета, книжка, словарь, видеоролик, клип и др.

В начальной школе учитель, на своё усмотрение, может давать детям задание подготовить как индивидуальные, так и групповые проекты, как монопредметные, так и межпредметные, как кратковременные, так и длительные в зависимости от масштабности темы проекта, возраста обучающихся и их заинтересованности темой проекта. Тематика проектных работ должна определяться содержанием курса школьных предметов.

Элементы проектной технологии начинают внедрять в учебный процесс с середины (со второго полугодия) 1 класса. Чаще всего дают задание ребятам на дом, на уроках окружающего мира ‒ подготовить проект. Темы этого предмета позволяют организовывать проектную деятельность. Например, на уроках окружающего мира в первой четверти во втором классе изучают тему «Моя семья. Состав семьи». За две недели до проведения урока дети получают задание подготовить проект на тему: «Древо моей семьи». Каждый ученик должен подготовить проект, но каким он будет ‒ зависит от самого ученика и его родителей (без помощи родителей во втором классе они ещё не могут выполнить проект), от творческих способностей ребёнка и его родителей, от степени заинтересованности.

Общие подходы к этапам проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются школьниками с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах

6. Защита проектов.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

1 этап. Погружение в проект или подготовительный этап.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению.

3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята демонстрируют понимание проблемы, целей и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в разнообразной форме в виде не большого выступления, ролевой игры, инсценировки и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике.

Проектная технология ‒ технология обучения будущего. Её можно активно внедрять как в урочную, так и во внеурочную деятельность обучающихся. Данная технология позволяет каждому ученику самостоятельно приобретать опыт исследовательской, практической деятельности, расширять кругозор и пополнять активный и пассивный словарный запас. Технология проектного обучения также развивает у школьников различные практические умения и навыки, которые так им необходимы в дальнейшей жизни, такие как поиск и работа с информацией, умение не просто выражать свою точку зрения, но и аргументировать свой ответ.

Название проекта: «Покормите птиц зимой».

Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект: 7-8 лет (1 класс).

Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: окружающий мир, технология, курс внеурочной деятельности «Юный исследователь».

Тип проекта по масштабу применения: практико-ориентированный.

Тип проекта по продолжительности выполнения: длительный.

Тип проекта по характеру деятельности обучающихся: коллективный.

Тип проекта по предметно-содержательной области: межпредметный, реализуется во внеурочное время.

Цель проекта для обучающихся: расширение знаний об окружающем мире (условия жизни зимующих птиц, среда их обитания, питание).

Цель проекта для учителя: обобщение и систематизация опыта работы по организации проектной деятельности младших школьников.

Задачи проекта:

1. Создать условия для формирования у обучающихся познавательного интереса и бережного отношения к природе.

2. Привлечь к участию в проекте родителей обучающихся.

3. Использовать разные формы участия в подготовке и оформлении результатов, формы представления результатов проекта.

Планируемый результат:

  • сделать кормушки для зимующих птиц;
  • предоставить отчёт о ходе выполнения проекта: фотоальбом, презентация и др.;
  • подготовить и защитить мини-проект в рамках классного конкурса проектов.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1 класс

Русский язык

Азбуки бывают разными.

Как люди учились писать?

Игры с буквами и звуками.

Путешествие по ленте букв.

Путешествие по городу звуков.

Литературное чтение

Книжка-малышка для малышек.

Число три в русских народных сказках.

Мечты народа в русских народных сказках.

Книга загадок.

Потешки наших предков.

Зимние посиделки на Руси.

Зимние забавы в творчестве поэтов и писателей.

Мир пословиц и поговорок.

Математика

Как люди научились считать.

Математика вокруг нас.

Арифметика – наука о числе.

Меры длины на Руси.

Веселые математические загадки.

Власть десятки.

Окружающий мир

Наши питомцы.

Что в имени моем?

Пейте дети молоко, будете здоровы.

Благоприятные условия развития растения из семени.

Море и его богатства.

Всё о яблоках.

Технология

Какие бывают снежинки.

Дымковская игрушка.

Что можно сделать из бумажной салфетки?

Повесть о глине.

Коллаж из ткани.

Карнавальная маска.

Изобразительное искусство

Сказка в русской живописи.

Узоры на стекле.

В мире цветов.

Роспись Пасхального яйца.

Окно в подводный мир.

Музыка

Русские народные песни.

Колыбельные песни.

Народные песенки и потешки для детей.

Песни о маме и для мамы.

Творчество П. Чайковского для детей.

История сказочного инструмента.

Музыкальные увлечения моей семьи.

Физическая культура

Правила игры.

Игры во дворе.

Настольные игры.

В здоровом теле – здоровый дух.

Разработка комплекса упражнений для роста.

Как развить ловкость.

2 класс

Русский язык

Антонимы и омонимы в русской речи.

Яблоко раздора. Почему яблоко? – значение фразеологизмов в жизни человека.

Роль ударения в русском языке.

Ударение в других языках мира.

Её Величество – запятая.

Литературное чтение

Времена года в творчестве русских поэтов.

Помощники Бабы-Яги в волшебных сказках.

Конкурс загадок и побасенок.

Поучительные рассказы Л. Толстого.

Весёлые стихи Б. Заходера.

Математика

Фокусы с числами.

Логические задачи.

Как научиться считать быстро?

Какие бывают календари?

Окружающий мир

Как встречают Новый год в разных странах.

Улицы моего города.

Пища полезная и вредная.

Необычные свойства воды.

Как выжить на необитаемом острове?

Птицы нашего двора.

Необычные птицы планеты.

Технология

Икебана.

Скрутим куклу ладную, милую нарядную. Страна кукол.

Народные художественные промыслы. Гжель.

Искусство своими руками из папье-маше.

Изонить.

Изобразительное искусство

Городской пейзаж

Русский народный костюм

Изображение предметного мира – натюрморт.

В гостях у народных мастеров. Городец, Дымка, Жостово, Гждель, Полхов-Майдан.

Тайны глиняной игрушки.

Мой город в 22 веке.

Музыка

Песни о Родине народов России.

Разнообразие маршей.

Разнообразие танцев.

Игры-хороводы.

Русские народные песни.

Русские народные инструменты.

Физическая культура

Береги здоровье смолоду.

Игры России.

Во что играли наши родители?

Я выбираю здоровый образ жизни.

3 класс

Русский язык

Роль знаков препинания в русском языке.

Кто не может жить без «НЕ»?

Предлоги и приставки. Их роль в русском языке.

Забытые глаголы.

Литературное чтение

Сказка нашего класса.

Необычное в обычном.

Образ весны в творчестве русских поэтов и писателей.

Образ отца в произведениях русской и советской литературы.

Образ матери в литературном мире.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Математика

Компьютерные игры на уроках математики.

Игры с числами.

Забытые игры.

Интересные и быстрые способы вычислений.

Как развить вычислительные навыки?

Отсчёт до калькулятора.

Окружающий мир

Необычные растения в природе.

Удивительные животные России.

Собака и кошка: враги или друзья?

Времена года на дворике.

Откуда появилась вода в кране...

Технология

Школа моей мечты. Изготовление макета школы.

Узелки на память.

Лоскутная аппликация.

Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей.

Национальный костюм народом России.

Изобразительное искусство

Жанр портрета в живописи.

Деревянная архитектура. Изба.

Витражи.

Осевая симметрия.

Музыка

Времена года в музыке.

Инструменты симфонического оркестра.

Жизнь и творчество М.И. Глинки.

Образ моря в музыке и изобразительном искусстве.

Танцы народов мира.

Физическая культура

Как себя развлечь играя?

В здоровом теле - здоровый дух.

4 класс

Русский язык

Архаизмы в русском языке.

Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.

Простые и сложные фразеологизмы.

Лексическая антонимия. Антонимы в русском языке.

Исконно русская лексика.

Литературное чтение

Сказочные символы в устном народном творчестве.

Роль яблока в русских народных сказках.

Роль растений в сказках русского народа.

Книга – великое чудо из всех чудес.

Малая Родина в произведениях русских писателей.

Образы природы в лирике русских поэтов.

Математика

Великие математики древности.

Симметрия в нашей жизни.

Головоломки с палочками.

Магические квадраты.

Математические ребусы.

Окружающий мир

Памятные места города.

Народные умельцы нашего края.

Удивительные места России.

Я хочу, чтобы мой город был чистым!

Технология

Современная военная техника.

Город будущего.

Машина 30 века.

Деревянное зодчество на Руси. Макет из спичек.

Транспортное моделирование.

Сказочные персонажи. Теневой театр.

Изобразительное искусство

Венецианская маска.

Материнство.

Храмы на Руси.

Ярмарка народных промыслов.

Народные художественные промыслы. Городец.

Народные художественные промыслы. Хохлома.

Музыка

Музыкальная терапия

Мои музыкальные предпочтения.

Многообразие жанров народной музыки и песни.

Народные мотивы в творчестве композиторов.

 «Вставайте, люди русские!». Сила патриотической песни.

Музыка разных народов мира.

Физическая культура

Игры разных народов России.

Фрагмент урока по изоискусству на тему «Природа родного края» 2 класс

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

практический

Индивидуальная практическая работа

20-25 мин.

 - Сейчас мы делимся на группы по 4 человека.

1 группа – природа родного края весной;

2 группа – природа родного края зимой;

3 группа – природа родного края летом;

4 группа – природа родного края осенью.

Вам необходимо выбрать в каждой группе:

Человек, который рисует небо

Человек, который рисует деревья

Человек, который рисует траву

Человек, который дополняет композицию

- Выполнение задания.

Делятся на группы

Распределяют обязанности

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

VII. Включение в систему знаний

Словесный

Обобщающий диалог

2мин.

Чем мы занимались сегодня на уроке?
Какая тема проекта была?
Защита проектов (рассказать, что изображено на рисунке, почему решили нарисовать именно это, какое время года изображено)

По критериям: аккуратность, оригинальность

Посмотрите, как по-разному каждая группа видит природу родного края. Какой рисунок не оставил вас равнодушными, и вам захотелось побывать в этом месте?

Делали проект «Природа родного края»

П: обобщение и структурирование знаний в речи