ПК 4.3
план-конспект урока

Байгузин Данил Динарович

Конспекты учебных занятий с использованием игровой технологии и технологии развития ассоциативно-образного ​мышления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология

Класс: 4

Тема урока:  «Полна богатырями земля русская»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты:

Метапредметные: организация совместной познавательной деятельности с учителем и одноклассниками, сотрудничать, выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Предметные: организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать, выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Личностные: ценить и принимать базовую ценность «родина». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер, аудиозапись песни

Музыкальный репертуар: Гусляр - «Три богатыря», ВИА «Цветы» - «Сила богатырская».

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организационный момент (5мин)

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Данил Динарович. -Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали, а всё, что услышите, может вам пригодиться.

 

(Дети слушают.)

Личностные УУД:

 – проявление эмоциональной отзывчивоси;

Регулятивные УУД:

– адекватно воспринимать предложения учителя;

Коммуникативные УУД:

– контролировать свои действия в коллективной работе.

2.Организация слушательской деятельности (20 мин)

- А откуда вы знаете о богатырях?

- Что такое былина?

-Былина от слова «быть», но в ней есть и доля вымысла. А рассказывал былины сказитель. Он ходил из селения в селение и рассказывал нараспев о героях-богатырях, об их подвигах (фонограмма Гусляры. «Три богатыря»).

- Посмотрите, камень лежит у вас на пути.  Это камень не простой, он укажет вам дорогу.

- Что же на нём изображено?

Направо пойдешь - к дубу придешь.

Налево пойдешь - к реке придёшь.

Прямо пойдешь - к горе попадешь.

- Ребят, но хочу вам сказать, что везде нас ждут испытания. Вы готовы их пройти? Как богатыри не боялись трудностей, так и мы не будем их бояться. А что бы со всеми трудностями справиться, какими мы должны быть?

- Если мы попробуем пойти направо, то куда мы придём?

- Дуб могучий великан, давайте посмотрим, кто там?

Богатырь земли родной

И защитник слабых,

Одержал победу он

В злом бою кровавом.

Соловья - разбойника

Он служить заставил

Тот чинить разбой и зло

Навсегда оставил.

-Как зовут нашего богатыря? (Илья Муромец)

(Портрет в презентации)

- Трудно пришлось Илье Муромцу одному в битве неравной. Но не испугался богатырь. Выстоял.

- Ребята, отгадайте:

- Что побеждает все преграды на пути?

- Что же ему помогло, ребята? (смелость)

- Правильно. Посмотрим какое нас здесь ждет испытание?

- Это Илья Муромец, приготовил для нас задание.

-Написаны пословицы. Есть начало, а концовка отсутствует. Я буду читать начало, а вы должны продолжить.

-Тот герой кто за Родину (горой).

- Кто смел тот на коня (сел).

- Один за всех и все (за одного).

- За правое дело стой (смело).

- Храбрый побеждает – трус (погибает).

- Родину предать – воином (не стать).

- Сам погибай, а товарища (выручай).

- Жить – Родине (служить).

- Молодцы, ребята, все пословицы о смелости назвали.

- Одну дорожку мы прошли. А хотели бы вы узнать какие испытания ждут вас дальше?

- Идём прямо к горе.

- Кто на горе Сорочинской побывал?

Змеёнышей малых потоптал?

Забаву дочь Путятичну вызволял

В Киев к князю Владимиру доставлял?

- О каком богатыре идёт речь? Назовите его! (Добрыня Никитич)

(Портрет на презентации)

- Добрыня Никитич, тоже приготовил для вас задание.

-Нам предлагается отгадать загадки об оружии и снаряжении богатыря.

- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

- Самым распространенным на Руси доспехом была кольчуга - длинная, почти до колен рубаха, сплетенная из металлических колец. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила более 7 килограммов. Кольчуга стоила немалых денег. Её берегли, передавали по наследству, считали дорогим подарком.

- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем) 

- Голову богатыря в бою защищал шлем. Шлем изготавливали из металла, его украшали узором. Шлем оберегал голову воина от ударов.

- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…Ну что, догадались? конечно же…. (меч).

- Меч был главным оружием воинов-богатырей. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Меч передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел.

- Чтоб грудь защитить от удара врага, уж это вы знаете наверняка,

на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(щит). 

- Щит - ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты носителя от холодного и метательного оружия. Щит держат за рукоять или носят на руке, продетой через ремни.

- Посмотрите, ребята на камень. Все ли дорожки мы прошли? Куда теперь пойдем?

- Там, где сил не доставало

Я смекалкой побеждал

Над Тугариным, над змеем

Я победу одержал.

- Отгадайте, как зовут нашего богатыря? (Алёша Попович)

(Портрет на презентации)

- Алёша нам оставил тоже свиток с заданием.

- Вам нужно выбрать те, доблестные качества, которыми должен обладать богатырь. На слайде вы видите слова-назовите подходящие нам.

ХРАБРЫЙ

ТРУСЛИВЫЙ

ДОБРЫЙ

НАДЕЖНЫЙ

ЛОВКИЙ

СМЕЛЫЙ

МУДРЫЙ

ВЫНОСЛИВЫЙ

ГЛУПЫЙ

ОТВАЖНЫЙ

УМНЫЙ

ЗЛОЙ

ЛЮБЯЩИЙ

СИЛЬНЫЙ

МУЖЕСТВЕННЫЙ

- Богатыри любили свою землю, они стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич в одиночку сражались против врагов. Но когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно.

-Ребята, подвиги русских героев - богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину "Богатыри". Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Вопросы:

- Кто изображен на картине художника Васнецова? (Три богатыря)

- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)

- Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, мудрый и опытный богатырь)

- Правильно, это Илья Муромец, “богатырь богатырей”, мужественный, решительный, уверенный в своих силах. Он зорко смотрит вдаль из-под ладоней.

- Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)

- Правильно, слева от Ильи Муромца - Добрыня Никитич. Он может выполнить самые сложные поручения. Он умеет спокойной, разумной речью избежать ссоры и добиться успеха.

- Кто справа от Ильи Муромца? (Алеша Попович.)

- Алеша Попович лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. Он моложе всех богатырей. На картине Алёша смотрит вдаль и хитро улыбается: кажется, что у него есть собственный план, как одержать победу и заслужить похвалу старших богатырей.

- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)

- Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы)  -Ребята, а сейчас я предлагаю нам исполнить песню про богатырей и до конца проникнуться их жизнью.

-Ребята, подводя итог нашего занятия. Ответьте мне, чем, какими качества должен обладать богатырь?

(Ответы детей.)

-Илья Муромец.

-Добрыня Никитич.

-Кольчуга.

-Шлем.

-Меч.

-Щит.

-Алёша Попович.

-Три Богатыря.

-Илья Муромец.

-Добрыня Никитич.

-Алёша Попович.

-Вдаль. Охраняют границу. Землю русскую.

-Силушкой богатырскою.

Коммуникативные УУД:

– воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

Личностные УУД:

– основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;

– восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;

Регулятивные УУД:

– понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов.



Предварительный просмотр:

Технология  развития ассоциативно-образного мышления

Класс: 8

Тема урока:  «Портрет Александра Невского»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты:

Метапредметные: организация совместной познавательной деятельности с учителем и одноклассниками, сотрудничать, выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Предметные: выявление возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанной сцены музыкального произведения на примере кантаты «Александр Невский».

Личностные: формирование позиции слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально - творческой деятельности.

Оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер, аудиозапись песни

Музыкальный репертуар: С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»,  С. Эйзенштейн фильм «Александр Невский», Любэ «Конь».

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организационный момент (5мин)

-Здравствуйте ребята. Знаете ли вы, кто изображён на слайде? Правильно, Невский.. -В истории каждого народа есть имена великих, выдающихся людей, которые отличились своими делами, поступками, победами. Русский народ гордится великим князем Александром Невским, который прославился своими подвигами в суровые для страны время. Его считают национальным героем. Вот уже более восьми веков память об этом человеке жива в народе.

Александр Невский – не мифологический герой, а реально существовавший человек. Он не раз возглавлял отряды воинов, защищая русские города от вражеских набегов. О его подвигах говориться на страницах учебника истории. Написаны романы, поэмы, стихотворения.

Его образ отражен в изобразительном искусстве.

Так, например, художник Павел Корин запечатлел великого князя Александра Невского в своей картине. Обратите внимание на это произведение. На картине изображено, как новгородский князь вышел на тяжёлый бой с врагом. Лицо его сурово, в руках Невского, одетого в доспехи русского витязя, огромный меч. Невольно вспоминается: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!». Именно этот портрет входит в триптих Павла Корина. Триптих – это— произведение искусства, состоящее из трёх частей: картин, барельефов и др., объединенных общей идеей. Триптих был заказан художнику в годы Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику была центральной в искусстве. Солдаты, шедшие на фронт, вдохновлялись им. Тыловики, обеспечивающие солдат едой, оружием и одеждой тоже находили в нем утешение.

-Здравствуйте

Садятся

-Александр Невский

Личностные УУД:

 – проявление эмоциональной отзывчивоси;

Регулятивные УУД:

– адекватно воспринимать предложения учителя;

Коммуникативные УУД:

– контролировать свои действия в коллективной работе.

2.Организация слушательской деятельности (15 мин)

- Какой должна быть музыка, рисующая образ князя Невского чтоб мы могли представить именно такого человека?

-Подвигу Александра Невского посвятил свою знаменитую кантату Сергей Сергеевич Прокофьев, которая так и называется -  «Александр Невский».

Подробно о русском князе рассказывает вторая часть кантаты, которая называется «А и было дело на Неве-реке…». Сейчас мы с вами послушаем этот фрагмент, а после прослушивания вы мне скажете как звучала музыка? -Сейчас мы послушаем ещё один фрагмент из кантаты - это хор «Вставайте, люди русские», а после прослушивания вы мне ответите на вопрос: С чего начинается хор? И сколько частей в хоре?

 -Почему композитор решил включить в музыку кантаты колокольный звон? И сколько частей в хоре? -Все три части звучат одинаково?

 -Этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны. Как вы думаете, почему?

-Давайте вспомним триптих Павла Корина. Как вы думаете, почему художник поместил фигуру князя в центральной части картины?

- Какие средства выразительности использовал художник, чтобы изобразить смелость и решительность в фигуре князя?

- Что общего у хора и картины?

- В каком произведении мы ясно видим образ Александра Невского: в хоре или в картине?

- В  1941гбыл показан кинофильм «Александр Невский», и там тоже звучал хор «Вставайте, люди русские». (просмотр фрагмента фильма «Александр Невский» режиссёра С. Эйзенштейна, где звучит хор)

- Что вы можете сказать об увиденном фрагменте?

- Какую роль здесь играет музыка?

-Вот видите, не только в музыке и изобразительном искусстве рассказывается о героическом прошлом нашего народа, но и в киноискусстве

-Величавой, мощной.

-Она написана в жанре древнерусских былин, так как в тексте главное слово «было». Музыка звучит величаво и строго, рассказывая о суровом и преданном Родине – воине.

-с колокольного звона

-потому что колокольный звон всегда собирал народ, если случалось какое-либо событие

-3

-I и III часть звучат энергично, музыка передаёт героический характер и решительность народа защитить свою Родину, II часть — распевная, близкая по характеру русской народной песне, похожей на былину

-в крайних частях хора слышен активный призыв к защите Родины

-Потому что его фигура олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа.

-контраст, яркие краски, преобладание холодных серых оттенков красок в изображении доспехов князя, резкие угловатые линии

-в картине и хоре 3 части, и все они объединены общим замыслом

-в картине, а в хоре он только ощущается, угадывается

-помогает переживать события.

Коммуникативные УУД:

– воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

Личностные УУД:

– основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;

– восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;

Регулятивные УУД:

– понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов.