ПК 4.3
учебно-методический материал

Ганеева Юлия Шамилевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология - Это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся.

2 класс. УМК «Школа России»

Фрагмент урока русского языка на этапе решение частных задач.

 Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Дидактическая игра

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Встаньте и выйдите из-за парт.

Игра называется «Живое-неживое»

Я вам буду называть имена существительные, если я назову живой предмет, который отвечает на вопрос кто? – вы хлопаете в ладоши, если я называю предметы неживые, которые отвечают на вопрос что? – вы приседаете.

( Карусель, лягушка, лужа, лебедь, кошка, конфета)

- Молодцы! Я вижу, что вы все поняли, и можете различить предметы, которые отвечают на вопрос кто? от предметов, которые отвечают на вопрос что?

- Выполнять установку учителя;

- внимательно слушать учителя и быстро определять имена существительные по признакам одушевленные и неодушевленные;

- оценивать усвоение знаний по данной теме

2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»

Фрагмент урока окружающего мира на этапе актуализации знаний и мотивации.

Тема: «Твоя безопасность дома»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Работа в группах, работа с рисунком, беседа

- Сегодня мы с вами заканчиваем изучать раздел. Кто мне скажет, как он называется?

- Верно. Сейчас мы сыграем в одну игру. Она называется «Запрещается-разрешается». Я буду зачитывать вам высказывания, если так делать можно, то вы похлопаете в ладоши, а если запрещается – поднимать руки вверх.

- Итак, начнем.

  • Отвечать незнакомцам, открывать им дверь.
  • Не говорить, что дома никого нет.
  • Заходить в подъезд с незнакомцами.
  • Не заходить с незнакомцами в лифт.
  • Нюхать или пробовать неизвестные средства.
  • Выходя из квартиры, выключать все электроприборы.
  • Выходя из квартиры, не закрывать окно.
  • Громко кричать «Пожар!», если тебя обижают в подъезде.

Прикасаться мокрыми руками к электроприборам, включенным в розетку.

- Как уберечь себя от беды?

- Определяют, что делать можно, а что нельзя.



Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:        
- побуждающий от проблемной ситуации диалог;        
- подводящий к теме диалог;        
- сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Педагогические действия:

- создание проблемной ситуации;

- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

- побуждение к формулированию учебной проблемы;

- принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Подводящий к теме диалог - представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.

Сообщение темы с мотивирующим приемом - заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".

Технология проблемно-диалогического обучения является:

- результативной;

- здоровьесберегающей;

- носит общепедагогический характер.

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе

Русский язык «Школа России». (2 класс)

Тема: Предлог как часть речи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обратите внимание на слайд.

Перед вами слова. Ваша задача распределить их в три столбика. В первый столбик имена существительные, во второй столбик имена прилагательные, в третий столбик глаголы.

Приступайте!

Закончили!

Стол, горячий, у, идут, о, грустные, без, говорит, луна, в, светлое, с, глухие, из.

Давайте проверим, какие слова у вас получились в первом столбике?

Какие слова во втором столбике?

Какие слова в третьем столбике?

Какие слова вы не отнесли ни в какой столбик?

Ребята, скажите, а что это у нас осталось?

Выполняют требования учителя.

Распределяют сам-но слова в столбики.

Стол, луна.

Горячий, грустные, светлое, глухие.

Идут, говорит.

У, о, без, в, с, из.

Предлоги.

Исходя из нашей работы, сформулируйте тему нашего урока.

Какие цели мы поставим перед собой на наш урок?

Формулируют тему и цели урока.

«Предлог как часть речи»

Узнать, что такое предлог.

Научиться находить предлоги и правильно их писать с другими частями речи.

Математика УМК «ПНШ» 2 класс

Тема: Час и минута. Учимся узнавать время

-  Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

Тетрадка лежит аккуратно, сидим красиво. Кто готов, руку на локоток. Покажите, как должен сидеть примерный ученик.

- Начнем урок с устного счета. Отвечаем только по поднятой руке.

Расшифруйте слово.

26+73        Е        20-5        М

40-36        Л        8+8        К

100-94        А        22-4        С

38-22        К        46-40        А

Ключ:

18        15        99        16        6        4        16        6

                                                        

- Скажите смекалка важна в математике? А как вы думаете для чего?

- Уберите лишнее слово в каждой строке.

ЧАС МИНУТА МЕТР

КИЛОМЕТР ЧАС МИНУТА

ЧАС КИЛОГРАММ МИНУТА

ЧАС МИНУТА ТОННА

МИНУТА ЧАС САНТИМЕТР

ЧАС ГРАММ МИНУТА

- Какие слова остались?

- Что объединяет эти слова?

Записывают число и классная работа.

- Смекалка.

- Чтобы уметь решать разные интересные задачи.

- Час и минута.

- Время.

- Итак ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?  

- Назовите тему урока.

- Молодцы!

- Какую цель на урок вы для себя поставите?

- Расскажите эту цель соседу по парте.

- А теперь скажите эту цель мне.

-  Чтобы достичь целей, нам нужно составить план урока.

- Время

- Сегодня на уроке мы будем говорить о времени.

- Час и минута.

- Научиться отвечать на вопрос «Который час?». Узнать, что такое час и минута.

План:

1. Узнать, что такое час и минута.

2. Научиться переводить час в минуты и минуты в часы.

3. Научиться определять время по часам.

4. Решать задачи на время.

5. Выполнить самостоятельную работу.

Русский язык УМК «Школа России» 2 класс

Тема: «Типы текста. Научный и художественный текст»

- Ребята, у вас на партах лежат листочки. Прочитайте записанные на листочках предложения.

1) Весна пришла!

2) Видели ли вы ранние цветы?

3) Мы сегодня ходили в лес на прогулку.

- Давайте определим, какие это предложения по цели высказывания?

- С какой целью употребляются повествовательные предложения?

- Когда мы употребляем в своей речи вопросительные предложения?

- С какой целью произносятся побудительные предложения?

- Так же, как и предложения, разными могут быть и тексты. Кто мне скажет, что такое текст?

На доске висят карточки: научный и художественный текст.

- Послушайте небольшой текст. После этого предположите, какой это текст.

Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню. 

(Л. Н. Толстой)

-  Вы молодцы, поняли, в чем ваша трудность. Теперь вам необходимо выяснить причину своего затруднения – чего вы еще не знаете.

«1 предложение - побудительное,

2 предложение – вопросительное,

3 предложение- повествовательное»

«Когда люди что-то рассказывают друг другу»

«Когда спрашиваем о чем-то друг друга»

«Когда люди побуждают друг друга к каким-то действиям»

«Текст- это запись, в которой предложения связаны по смыслу.»

- Возможно, это художественный текст.

- Давайте разбираться. Что вам надо было определить?

(на слайде вопрос: Какие бывают типы текстов?)

- Почему вы не смогли определить?

- Какую цель на этот урок вы перед собой поставите?

- С помощью какого источника информации вы можете найти ответ на свой вопрос на уроке?

- Назовите тему урока.

(на слайде появляется тема урока)

«Какие это типы текстов и их признаки.»

«Потому что нам не знаком этот материал.»

«Узнать, какие бывают еще типы текстов и по каким признакам это можно определить.»

«С помощью учебника»

«Научный и художественный текст»



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития

2 класс, УМК «Школа России»

Фрагмент урока окружающего мира на этапе решение частных задач.

Тема: «В школе»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Физминутка: сегодня в гости к нам пришли веселые ребята, которые хотят вместе с вами поиграть. Нужно смотреть и повторять за ними движения. Подравняйтесь у парт.

- Вы согласны с тем, что школа - это наш второй дом? Почему?

- А вот представьте, что дети приходят на уроки когда захотят, на переменах катаются на роликах, учителя на уроках жуют жвачки, библиотекари слушают музыку в читальном зале.
- Как учиться в таких условиях? 
- Почему в нашей школе такое не происходит? 

- Что такое «правило»?

- Что такое «правила поведения»?

- Можно ли людям обойтись без правил?

- Так зачем людям нужны правила? Правила поведения в обществе устанавливались на протяжении многих веков. Их появление было обусловлено тем, что люди нуждались в регуляторе, который, с одной стороны, гарантировал бы соблюдение определенных прав, а с другой, ограничивал бы действия, которые могут нанести вред.

- Давайте сейчас вспомним, какие правила поведения существуют в школе и подумаем, почему важно их соблюдать, что произойдёт, если эти правила нарушать?  

Работа в группах: Первый ряд составляют правила поведения в столовой, второй ряд - правила поведения на перемене, а третий ряд - правила поведения в классе. 
Обязательно подумайте, почему надо поступать именно так, как говориться в правиле, а не иначе. Обсуждайте правила в группах. - Ребята, давайте послушаем друг друга. 

-Наш знакомый Сережа стал редактором школьной газеты. Один из номеров он решил назвать «Хорошо или плохо?». Рисунки для этого номера вы видите на странице 50. Рассмотрите их. Какие из рисунков можно отнести к разделу «хорошо», а какие к разделу «Плохо»?

- Ребята, чтобы проверить, как вы усвоили знания о правилах поведения, я предлагаю вам сейчас поработать в группах.
Сейчас я раздам вам карточки, на которых будут написаны различные ситуации. Ваша задача обсудить предложенные ситуацию, определить какие правила поведения, с вашей точки зрения, нарушены и как должно быть правильно. 

1.Володя Демин всякий раз

У нас опаздывает в класс.

Уже давно урок идет, а он по лестнице ползет,

У двери 5 минут вздыхает, всех от занятий отрывает.

2.Перевозчиковой Свете

Первой хочется ответить,

Крикнуть громко с места прямо

И казаться умной самой.

Класс она не уважает

Отвечать другим мешает.

3. Каждый день в большом пакете

Шоколадки носит Петя.

И когда в один присест

Все среди урока съест, принимается за жвачки.

Лучше бы решал задачки.

4.Носятся на перемене

Гриша с Федей,

Всех толкают, задевают

И кричать не завывают.

У стены весь класс стоит,

Голова у всех болит.

5. Неприятно нам в столовой

Рядом с Людой Пироговой.

На соседку слева Люда

Опрокинула два блюда,

А соседу на живот

Сладкий вылила компот.

Чем все это наблюдать,

Лучше уж поголодать.

А какие у нас в столовой бывают неприятные ситуации?

- Итак, как же нужно вести себя в соловой? (Есть аккуратно, не спешить, не брызгать, не пол не крошить и т. д.)

- А как нужно относиться к школьному имуществу и почему?     

 Волчонок в классе развлекался,

На стуле без конца качался,

На стенах мелом рисовал

И дверь ногою открывал.

Его ребята окружили,

Волчонку строго объяснили:

- Нам школа – это дом второй,

Всему нас учат здесь с тобой,

И мы беречь её должны –

Нам хулиганы не нужны!

- Какие правила нарушил Волчок? (Не рисовать на стенах, не качаться на стуле).

В каждой школе существуют правила внутришкольного распорядка для учащихся. И каждый ученик должен соблюдать их. В нашей школе тоже есть такие правила. Там записано все, о чем мы сегодня говорили.

-Давайте прочитаем вывод на странице 51.

Выполнять физические упражнения вместе с учителем и одноклассниками

Отвечать на вопросы

Делать выводы

Работать в группах, составлять правила поведения

Слушать, дополнять

Анализировать рисунки

Работать в группах, анализировать ситуаций

Отвечать на вопросы

Слушать стихотворение

Отвечать на вопросы

Слушать учителя

Читать вывод



Предварительный просмотр:

Технология модульного обучения основывается на разделении (по усмотрению учителя) предметного содержания на блоки (модули), отличительной чертой которых является:

- Сформулированная учебная цель.

- Мини-программа, охватывающая учебный материал, актуальный

для данного смыслового блока.

- Руководство по достижению учебных целей.

- Практические задания разного уровня сложности.

- Контрольная работа, строго соответствующая заявленной учебной цели.

Модульная технология предусматривает поэтапное накопление знаний с реализацией рейтинговой системы оценивания, что позволяет школьникам получать и накапливать баллы за каждый вид деятельности. Отличительной чертой педагогического метода является поступательное формирование навыков организации самостоятельной учебной работы, трезвого оценивания учащимися уровня знаний и осознание возможности исправить полученные баллы путем более глубокого погружения в тему и самокоррекции.

Применение модульной схемы образования целесообразно в классах, где наблюдается значительная дифференциация учебных достижений детей для обеспечения равнозначных условий дальнейшего развития.

Математика 4 класс

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

III. Постановка учебной задачи

Входной контроль

1 Выразить:

2 ч = мин

108 мин = ч мин

120 с = мин

2 Сравнить:

1 ч 10 мин и 108 мин

2 мин и 2 ч

3 Сравнить:

1/2 ч и 15 мин

3 ч и 1/6 сут.

Кто скажет тему нашего урока?

Какая будет цель нашего урока?

-повторим

- вспомним

- будем

1 Выразить:

2 ч = 120 мин

108 мин = 1ч 48мин

120 с = 2 мин

2 Сравнить:

1 ч 10 мин < 108 мин

2 мин < 2 ч

3 Сравнить:

1/2 ч > 15 мин

3 ч < 1/6 сут.

- Единицы измерения времени
- Повторим, что такое время, вспомним, какие есть единицы измерения времени, будем решать задачи на время.

IV. Закрепление

Учебный Элемент (УЭ) – 1 Страницы истории

- Давайте вспомним, какие единицы измерения вы знаете. Назовите их в порядке возрастания.

- У вас лежат на партах тексты. Изучите текст и ответьте на вопросы.

1 уровень

1.        Князь Александр Невский правил Русью с  _____ года по _____ год. Сколько лет он правил Русью?

(Князь Александр Невский правил Русью с 1252 года по 1263 год. Сколько лет он правил Русью?)

2 уровень

2.        Князь Александр Невский правил Русью с  ___ года по _____год, а Иван Калита – с ____ года по _____ год.  Кто из них правил Русью дольше и на сколько лет?

(Князь Александр Невский правил Русью с 1252 года по 1263 год, а Иван Калита – с 1328 года по 1340 год. Кто из них правил Русью дольше и на сколько лет?)

- Проверьте ответы по check-листу в конверте №1.

- Поставьте себе оценку в лист самооценки.

УЭ – 2 В мире животных

1 уровень

1.        Поезд вышел со станции Устье – Аха. Он был в пути одну вторую часть часа. Сколько минут он был в пути? На какую станцию прибыл?

2 уровень

2.        Поезд со станции Устье- Аха отправился в 9 ч 10 мин. В пути он будет 4 часа. Во сколько часов он прибудет на станцию Тавда?

- Так же проверьте ответы по check-листу №2.

ВК - Это интересно!

- Воспользуйтесь интернетом, чтобы найти следующую информацию и ответить на вопросы.

1 уровень

Цветы шиповника открываются в __ часа ____, а закрываются в __ часов _____. Сколько часов открыты цветы шиповника?

(Цветы шиповника открываются в 4 часа утра, а закрываются в 8 часов вечера. Сколько часов открыты цветы шиповника?)

2 уровень

Ноготь на пальце полностью меняется за _______. Сколько это месяцев? Сколько раз за год ноготь поменяется полностью?

(Ноготь на пальце полностью меняется за 150 дней. Сколько это месяцев? Сколько раз за год ноготь поменяется полностью?)

- Заканчиваем работу. Посмотрите на экран, проверьте свои работы и поставьте себе оценки за каждый блок, последнюю строку, где написано «Итог» вы не заполняете.

- Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.

Читают текст.

-11 лет.

- На 1 год дольше правил Иван Калита.