ПК 4.3.
учебно-методический материал

Уразаева Анастасия Владимировна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами ‒ с  5,6 до 16,4%, нарушением осанки с 1,9 до 16,8%.Одна из самых частых патологий у школьников ‒ нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей. Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Здоровьесберегающие технологии ‒ что это?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: «Это совокупность форм и приёмов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребёнка и педагога».

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

1. Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребёнка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребёнку).

2. Учитывают возрастные возможности ребёнка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.

3. Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями ребёнка).

4. Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Отсюда возникают основные задачи:

- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

- снижение уровня заболеваемости обучающихся;

- сохранение работоспособности на уроках;

- формирование у школьников знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе (Н.К. Смирнов):

1. «Не навреди».

2. Забота о здоровье учителя и ребёнка в приоритете.

3. Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

4. Соответствие содержания обучения возрасту.

5. Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

6. Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребёнка ответственность за своё здоровье.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования:

Динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, лёгкие физические упражнения. Время ‒ 2-3 минуты.

Пальчиковая гимнастика ‒ применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время ‒ 2-3 минуты.

Релаксация ‒ проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Смена видов деятельности ‒ это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

Позы учащихся. Неправильные позы, которые принимает ребёнок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Беседы о здоровье. Нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребёнка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях ‒ это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель во время организации учебного процесса. Обобщая всё вышеизложенное, можно сказать, что школа способна заботиться о здоровье детей. Многие учителя уже давно используют разнообразные элементы, снижающие заболеваемость, в своей работе. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе ‒ мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.

 



Предварительный просмотр:

Дата: 29.11.19

 ФИО учителя:  Моцная  Н.В.

Школа № 104

ФИО студента: Кудряшова А.

Класс: 1 «Т»

      ФИО методиста: Солопова Т. В.

Кабинет: 109

Конспект урока письма

Тема: «Буквы Пп». 

Цели деятельности учителя: формирование графического облика строчной и заглавной букв П п.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • знать элементы буквы «п», графический облик букв Пп, алгоритм написания печатных и письменных букв Пп;
  • уметь писать букву «п» 

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Проводить самооценку своих действий;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
    Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебное пособие для 1 класса начальной школы в 2-ух ч., Ч.1. (Л..Ф. Климанова, А.В. Абрамов, Л.Н. Барейко) – М.: Просвещение, УМК «Перспектива» ; Презентация.

Челябинск 2019 г.

Этап урока, методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Самоопределение к деятельности.

Словесный: слово

учителя

Психологический

настрой

1 мин

- Доброе утро, меня зовут Анастасия Владимировна, сегодня я проведу у вас урок письма.

Учитель обращает внимание на посадку учащихся.

- Сядьте так на свои рабочие места, чтобы вам было удобно работать на уроке письма.

Проверяем: «спинки», «локотки», «ножки».

- У нас с вами на календаре осень, а за окном практически зима.

Давайте попробуем согреться.

Повернитесь лицом друг к другу, улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.

Надеюсь, в течение урока у нас будет царить такая же теплая атмосфера.

- приветствуют друг друга

К: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

2.

Актуализация знаний и мотивация

Слов: пальчиковая гимнастика

Наглядный:

презентация

2 мин

  К нам на уроки приходят сказочные герои, они приходят к нам не случайно, вот и сегодня у нас новый гость.

Послушайте загадку и скажите кто он?

Хвост с узорами, Сапоги со шпорами,

Беленькие перышки, Красный гребешок.

Кто это на колышке? (Петя Петушок)        

Давайте вспомним, чем вы занимались на прошлом уроке письма, чему учились?

На какие две группы делятся все звуки речи?

Чем они отличаются? 

Что бы узнать знакомство с какой буквой нас ждет сегодня, нам нужно прослушать стихотворение.

Петя, Петя-петушок

Вмиг расправил гребешок.

Просит Петя букву «п»

Написать красиво.

Почему он выбрал «п»

Отгадать смогли вы?

-Кто может выйти к доске и вписать буквы?

-Почему не можем?

-У нас возникло затруднение.

-Петя Петушок

- учились писать букву ?

- гласные, согласные

Р: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

П: Подведение под понятие

П: анализ, сравнение, обобщение

3.

Постановка учебной задачи

Наглядный:

презентация

Словесный: учебный

диалог

3 мин

- Значит, какую букву мы будем сегодня учиться писать?

Какая тема будет у нас сегодня на уроке?

Какие цели мы поставим на урок?

-Давайте составим план работы?

Сегодня у нас следующий план:

1) Узнать количество элементов в букве П

2) научиться писать печатные буквы Пп

3) научиться писать строчную букву п

4) научиться писать прописную букву п

Печатную, заглавную и строчную п.

- Письмо букв «Пп»

- узнать элементы из которых состоит печатная и письменная буква «П»

 - писать печатную и письменную букву «П»

-стараться слушать и слышать

-быть внимательным

П: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста, наблюдение и анализ. 

Р: уметь организовать свою деятельность. 

Р: умение определять и формулировать цель

4.

Открытие нового знания.

Словесный: учебный диалог 

Копировальный

Линейный 

Динамическая пауза

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика для глаз

6-7 мин

Наш гость просит нас найти элементы буквы П.

Найдите и назовите подходящие элементы для написания буквы «П».

Из скольки элементов состоит буква «П»?

- Отлично, теперь нам надо написать элементы буквы «П»

Сначала внимательно посмотрите, как пишу я, а затем будете пробовать самостоятельно.

Комментированное письмо на доске. Печатных букв «п, П».

Теперь посмотрите еще раз внимательно на слайде.

Сейчас я буду проговаривать стихотворение, а вы внимательно слушайте, что я говорю.

Я тетрадь свою открою

Откройте ваши прописи на странице 48.

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Покажите, как правильно нужно держать ручку.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Давайте пропишем элементы печатной буквы «П»

- Ставим ручку на верхнюю пунктирную линию, ведем линию вниз до линии рабочей строки, затем от                            

и ведем линию вправо,

, после чего доводим линию влево до нижней рабочей строки.

- Обводим еще один раз элементы и в оставшихся клеточках прописываем самостоятельно.

- маленькая буква «п» пишется так же. Но начинается она на верхней линии рабочей строки, а заканчивается чуть ниже нижней линии рабочей строки.

Сначала пропишите пунктирную букву «П» в верхней части страницы.

- Чтобы нам продолжить, нужно немного отдохнуть и размяться, встаем и повторяем за мной

Раз - кружок, два -  кружок,

Раз – шажок, два - шажок,

Наши пальчики шагают,

На кружочки наступают.

Раз, два, три, четыре, пять.

Ходят пальчики опять.

От мизинца - до большого,

А потом к мизинцу снова.  

Раз, два, три, четыре, пять.

Будут пальцы отдыхать!    

«Мотылек». Быстро и легко моргать глазами. Это расслабляющее движение выполнять после каждого упражнения.

«Заборчик». Поднимать глаза вверх и опускать вниз

- Нам осталось научиться писать элементы заглавной и строчной буквы «П».

Начнем мы с отдельных элементов, внимательно посмотрите, как это делаю я.

Строчная буква п состоит из двух элементов. Первый элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведём вниз до нижней линии рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки. Ведём вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведём вниз; немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх вправо до середины рабочей строки.

-Держите спину прямо, возьмите ручку правильно.

Попробуйте обвести элементы буквы «П» в ваших прописях.

Теперь продолжите ряд до конца.

Наш Петушок почти готов к изучению заглавной буквы П.

Буква П состоит из 3 элементов.

Заглавную букву П начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведём линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведём дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведём линию вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

Третий элемент – верхний – пишется слева направо. Начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведём вправо прямую линию

Обведите пунктирные Элементы. Продолжите строку до конца.

Из 3

- прописывают элементы

Р – находят способ решения учебной задачи 
и выполняют учебные действия в устной 
форме.

К – обмениваются 
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении.

Первичное закрепление во внешней речи

Копировальный

Линейный

2-3 мин

Осталось еще немного, теперь попробуем написать сочетание буквы «п» с буквой «а», «п» с «у».

Не забываем держать спину прямо, голову не опускаем.

- выполняют упражнение

Л – осознают свои возможности в учении.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют 
и аргументируют свое мнение и позицию.

Самостоятельная работа

Вернемся к нашему затруднению.

Теперь мы модем списать буквы?

-Приступайте

- выполняют самостоятельную работу

Включение в систему знаний

1 мин

На стр. 48 у нас картинки. Нам необходимо составить по ним предложение. Что там зашифровано?

Верно!

Нам предложено 2 варианта, какие?

Давайте составим звуко-буквенный анализ.

-Произнесите по слогам.

-Сколько слогов?

-Назовите первый слог?

Из чего состоит?

Попугай спрашивает: «Что у Васи в портфеле?

Пенал и гвозди

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют 
и аргументируют свое мнение и позицию

Рефлексия деятельности

1 мин

Какая основная тема сегодня была, о чем мы узнали?

Какие цели мы ставили пред собой?

- Из скольки элементов состоит буква «п»?

- Спасибо за урок, мне очень было приятно с вами работать, до свидания.

-Буква П

- Из двух

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют 
и аргументируют свое мнение и позицию.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой обучающихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия школьников.

Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учёта общего уровня обученности, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности. Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе урока.

Исследованиями педагогов-психологов установлено, что при введении нового материала одни обучающиеся усваивают его сразу и легко оперируют новыми понятиями, другие же достигают высшего уровня усвоения лишь после длинной дополнительной работы.

Школьники, медленно усваивающие знания, проходят в основном те же этапы в процессе обучения, что их товарищи, но для этого им требуется значительно больше времени. Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории обучающихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что приведёт к снижению успеваемости.

Дифференцированный подход обеспечивает успех в учении, что ведёт к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации.

Под внутренней понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются на уроке в своём классе. Такое понятие дифференциации очень сходно с понятием индивидуализации обучения.

При внешней дифференциации обучающиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. При внутренней дифференциации, личностно-ориентированное обучение достигается в основном за счет педагогических технологий, а при внешней дифференциации ученики объединяются в учебные группы по некоторым индивидуальным признакам.

Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по способностям к тем или иным предметам: одни ребята имеют большие склонности к гуманитарным предметам, другие ‒ к точным наукам, одни ‒ к историческим.

В настоящее время в российском образовании применяется дифференциация:

- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

- по полу (мужские, женские, смешанные классы);

- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и др. группы, направления, отделения, школы);

- по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с ЗПР);

- по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие);

- по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту и др.).

Существует дифференциация как предоставление разноуровневых заданий:

- по уровню сложности;

- по объёму;

- по степени креативности: по образцу / творчески;

- по обязательности выполнения;

- по степени самостоятельности: выполнил сам, с консультантом, с алгоритмом (образец выполнения), с учителем.

Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий возрастающей степени трудности, индивидуальные дифференцированные задания, групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки обучающихся, общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.



Предварительный просмотр:

Дата: 24.01.20                                                                                                                        ФИО учителя: Нестерова Т. А.

Школа: 104                                                                                                                        ФИ студента: Кудряшова А.

Класс: 2 «А»                                                                                                                         ФИО методиста: Боева С. З.

Кабинет: 207

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Живая и неживая природа»

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с элементарными представлениями о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.

Планируемые результаты

Предметные:

знать различия объектов живой и неживой природы;

уметь сравнивают эти объекты на основе внешних признаков.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Личностные:

-осознавать личностный смысл учения;

- проводить самооценку своих действий, поступков ,  а также других людейна основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;                                                                                                                                                                                              -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Перспектива», учебник Окружающий мир: 2кл.: Учебник:  В 2 ч./ А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая - М.: «Просвещение»\ Учебник, 2013.-Ч.2.; УМК «Перспектива», рабочая тетрадь Окружающий мир: 2кл.: Рабочая тетрадь:  В 2 ч./ А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая - М.: «Просвещение»\ Рабочая тетрадь, 2013.-Ч.2., презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

-Добрый день, ребята! Я очень рада Вас видеть сегодня, присаживайтесь.

Сегодня урок окружающего мира проведу я, меня зовут Анастасия Владимировна. Я надеюсь, у всех сегодня хорошее настроение, ведь на улице такая прекрасная погода / несмотря на погоду за окном.

-Давайте поприветствуем друг друга приветливой улыбкой...

— Вот мы все улыбнулись, и жизнь стала радостнее и интереснее.

 -Думаю, и наш сегодняшний урок пройдет интересно и с пользой для всех.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

6 мин

-Теперь я предлагаю отгадать загадки.

-Горит жарко

И светло

Дарит нам

Свое тепло

-Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала.  

Без языка, а говорит, без ног, а бежит.    

-Хвост пушисты,

Мех золотистый

В лесу живет,

В деревне кур крадет

-Могу ли я утверждать, что все эти объекты относятся к природе?  

-Обоснуйте свой ответ.

-Ребят, предположите, как будет звучать тема нашего урока.

Солнце

Снежинка

Ручей

Лиса

Да

Это всё то, что нас окружает и не создано руками человека

«Природа»

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

2 м

Итак, тема нашего урока «Живая и неживая природа»

-А цель?

-Узнать отличия живой и неживой природы;

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словест.: слово учителя

Практич.: работа в группах

Работа с раздаточным материалом

9 мин

-Давайте ещё раз вспомним, что относится к природе?

-Как вы думаете, что необходимо растениям и животным для жизни?        

-Откройте учебники на с. 24-25 и рассмотрите фотографии.

-Назовите, что вы видите.

-Можем объединить их одним словом «природа»?    

-Обоснуйте ответ.

-По каким признакам можно разделить изображённые объекты природы на 2 группы?          

-Молодцы! Работа в паре.

-Предлагаю поработать в паре.

-Зелёными фишками обозначьте, что относится к живой природе, а жёлтыми – к неживой природе.

-Повторим основные правила работы в паре.

-Можете приступить к работе.

-Проверим.

-Назовите объекты живой природы.  

-Назовите объекты неживой природы.            

–Давайте сделаем вывод, чем отличаются объекты живой природы от объектов неживой природы?    

-Предлагаю ещё раз всё повторить.  

1.Природа бывает живая и неживая.  

2.Солнце, звёзды, воздух, вода, камни – это объекты неживой природы.

3.Растения, грибы, животные, человек – это объекты живой природы, или живые существа.

4.Живые существа, в отличие от объектов неживой природы, дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.

-Оцените свою работу на листах самооценки.

-Покажите мне сигнальной карточкой.

-Сейчас мы с вами примерим роль исследователей. У нас будет 3 группы. Обратите внимание на слайд:

Первая группа – «Грин пис» будет писать совместно рассказ о живой и неживой природе. Дайте простор вашей фантазии. Встречаются у 1 парты.

Вторая группа – «Зеленый крест» будет изучать взаимосвязь живой и неживой природы: кошка, комар, цветок, вода. Встречаются у 3 парты.

А третья группа – «Зоозащитники» будет разгадывать кроссворд о живой и неживой природе. Встречаются у первой парты.

Сейчас вы поделитесь на 3 группы с помощью предметов, которые лежат на ваших партах (распечатки: аптечка, лупа, мусор).

Это всё то, что нас окружает и не создано руками человека

Солнце, воздух, вода

Камень, бабочка, вода, солнце, воздух, кошка.

Да

Живое и неживое

Дерево, девочка, бабочка, цветы, медведь

Солнце, камень, небо, облака, сосульки

Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются, умирают

Выполняют задание

Рассказывают классу информацию

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

П: построение речевого высказывания

К: взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словест.: уч.диалог

Практич: работа с рабочей тетрадью

4 мин

-Итак, предлагает поиграть в игру на внимание «Живое – неживое»      

 -Я называю предмет. Если этот предмет живой, то хлопаете в ладоши, если неживой, то сидите тихо.  

Лягушка,    комар,    вода,    рыба,    ученик,    гора,    град,    тыква, дождь, ромашка

Отвечают на вопросы

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации 

Физминутка

Зрительная физминутка:

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, 

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Закрывают оба глаза.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву о.

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Глаза смотрят вправо- влево.

Глазами смотрят вверх, вниз.

VI. Самостоятельная работа

Самоанализ

Практ: работа c раздаточным материалом

3-4 мин

Тест:

1. Как сохранить лес?

А. Бросать мусор

Б. Ломать ветки деревьев

В. Убирать мусор за собой

2. Как улучшить жизнь птицам и животным зимой?

А. Подкармливать их, создавать ночлеги

Б. Кидаться в них снежками

В. Забирать всех домой

3. О каких животных Красной книги ты сегодня узнал?

А. Кошка, голубь, лев

Б. Белый медведь, тигр, филин

В. Собака, орел, воробей

4. Каких животный Красной книги, обитающих на Урале, ты сегодня узнал?

А. Кенгуру, орел, тигр

Б. Кошка, медведь, воробей

В. Выхухоль, европейская норка, лесной лемминг

-Проверьте со слайда свой тест. У кого 4 верных ответа, поставьте себе «+».

Итак, проведем небольшую проверку знаний.

1 группа детей.

-Напишите отличия живой и неживой природы.

….

Живые существа, в отличие от объектов неживой природы, дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.

2 группа детей.

Вставьте пропущенные слова в текст.

… существа, в отличие от объектов неживой природы, …, …, …, приносят потомство, … .

Ответ: (Живые существа, в отличие от объектов неживой природы, дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.)

3 группа детей.

Исправьте ошибки в тексте.

Живые существа, как и объекты неживой природы, дышат, питаются, растут, приносят потомство, не умирают.

Выполняют тест

Проводят самопроверку

Выполняют задание

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

VII. Включение в систему знаний, повторение

Практ.: работа с рабочей тетрадью

4 мин

- -Исправьте ошибки в утверждениях (зачеркните лишнее слово).    

1). Солнце, звёзды, воздух, вода, камни, растения – это неживая природа.  

2). Растения, грибы, животные, человек, звёзды – это живая природа.

Проверьте соседа по парте.

Выполняют задание

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесн.: беседа

4мин

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная анкета, в которые записывают свое мнение.

1. Мне понравилось…

2. Я узнал…

3. На уроке мне запомнилось…

Проводят самоанализ

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля

Домашнее задание

1 мин

РТ стр.28-29, № 1, 5,

Слушают

Записывают



Предварительный просмотр:

Современное российское общество подвергается глобальным социальным, экономическим, политическим и культурным изменениям, что делает необходимым обновление содержания образования. Вот уже почти 100 лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира.

Известная как выдающийся ученый и гуманист она создала систему, равной которой в мировом опыте не было и нет. Европа, Америка, Индия, Китай, Япония - тысячи Монтессори школ открыты по всему миру.

Что же делает метод Монтессори таким привлекательным? Он удивительно технологичный, продуманный, цельный и включает в себя не только развитие интеллектуальных способностей, но и будущих «доспехов духа». М. Монтессори действительно нашла уникальный способ работы с каждым ребенком.

Девиз педагогики М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому..»

Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.

Суть метода

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.

“Самая важная необходимость в этот период - снабжать пищей голодный разум и раскрывать широкие области знаний перед пытливыми исследователями, всё остальное меркнет по сравнению с этой задачей”,- пишет Мария Монтессори в книге «Как развить внутренний потенциал человека». Однако, по ее мнению, эту задачу невозможно решить не опираясь на определённую методику и на фундаментальные принципы психологии:

  • Ребёнок должен учиться в процессе своей деятельности, ему должна быть предоставлена внутренняя свобода выбирать то, что ему требуется.
  • Обучение должно отвечать интеллектуальным потребностям ребёнка, и тогда не надо ему что-либо навязывать.

Задача учителя – приготовить большой объём познавательной информации, чтобы удовлетворить интеллектуальный голод ребёнка.

В Монтессори-школе дети сами выбирают себе занятие по душе, учатся читать на интересных и нужных им текстах, а писать – сочиняя собственные книги, делая стенгазеты, сочиняя сценарии, изготавливая учебный материал для товарищей. В итоге – нет того сопротивления, нежелания учиться, трудиться, думать, с которым часто сталкиваются родители школьников. "Ребёнку должно нравиться всё то, что он изучает, поскольку его интеллектуальный рост и эмоциональное развитие взаимосвязаны. Всё то, что преподносится ему, должно быть прекрасным и ясным, поражающим его воображение. Если однажды разжечь в нём любовь к познанию, все проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, исчезнут", - пишет Мария Монтессори.

Сенситивным периодом возраста 6-12 является усвоение культурного наследия человечества. Если в данный период не дать ребёнку возможность изучать мироустройство и культурное наследие, есть большая вероятность, что потом у него и не будет интереса к этому, человек останется на уровень ниже своих возможностей, курсируя между скучной работой ради денег и домом, в котором будет интересовать только телевизор… Таким образом, человек может лишиться шанса на самореализацию, на творческий труд, а в конечном счете - на счастье и полноценную жизнь.

Роли детей:

- Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

- Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

- Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

- Дети принимают самостоятельные решения.

- Занятия проходят в специально подготовленной среде.

- Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

- Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

-Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

- Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

- Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Роль учителя.

Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие!

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.

Особенность классов, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

Какие бывают формы работы в Монтессори-школе:

Свободная работа с Монтессори-материалом: дети выбирают дидактические пособия, сами определяя:

  • продолжительность и темп работы
  • место (на столе или на коврике)
  • возможность работать самостоятельно или с другим ребёнком

При этом ребёнок учится планировать собственную работу. Младшие просто записывают, что они сделали за сегодняшний день и предполагают, чем могут заняться завтра. Более старшие планируют себе занятия на неделю, и даже на несколько месяцев.

Рефлексивный круг: обсуждение вопросов, волнующих детей, текущих дел, праздников.

Дидактический круг: занятие, по мере необходимости проводимое педагогом для всей группы.

Проекты: глубокое исследование изучаемого предмета, обращение к различным источникам, использование художественных технологий, элементов театральной деятельности. По времени обычно длятся около недели, завершаются спектаклями, большими коллективными творческими работами, какими-то интересными событиями.

Исследования: личный проект ребёнка, его собственное научное исследование, обычно завершаемое защитой проекта – то есть выступлением перед всем классом.

Коммуникативные игры: занятия со всей группой, направленные на формирование эмоционального интеллекта.

Творческие мастерские: занятия с частью детей по их выбору (рисование, лепка, аппликация и другие виды творчества).

Кулинарные и столярные мастерские.

Спортивные прогулки в любое время года.

Подвижные игры на улице и в помещении.

Экскурсии в музеи, города, на заводы и фабрики.

Встречи с другими школами: праздники, соревнования.

Встречи с интересными людьми, мастер-классы.

Игротека: занятия с конструкторами, настольные игры.

Индивидуальные дополнительные занятия по потребностям ребёнка.

Походы, выезды на природу.

Недостатки системы М. Монтессори:

1. Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.

2. В системе нет ролевых и подвижных игр.

3. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

4. После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.