ПК 4.3.
учебно-методический материал
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые технологии | 2.32 МБ |
Интеллектуальная игра | 45 КБ |
Технология дистанционного обучения | 24.31 КБ |
Технология "Дебаты" | 30.4 КБ |
Презентация к технологии "Дебаты" | 421.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра по русскому языку
Форма работы: интеллектуальная игра
Цель: привить любовь к великому русскому языку.
Планируемые результаты:
- повысят общую языковую культуру;
- расширят, углубят и дополнят языковые знания, умения и навыки, получаемые на уроках русского языка.
Участники: 3 класс
Оборудование: презентация, карточки с заданиями.
Этап занятия | Хроно-метраж | Содержание занятия. Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный этап | 4 мин | Ребята, сегодня у нас пройдет интеллектуальная игра по русскому языку. Посмотрите на оформление класса, и вы без труда узнаете тему нашей игры. Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Прочитайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Лев Николаевич Толстой. «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого». Проспер Мериме «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками». Иван Сергеевич Тургенев Сегодня выступают четыре команды. Сейчас разделимся на команды. Напоминаю правила игры: 1. Команда, которая первая верно справится с заданием – получает балл. 2. За дополнение вы получаете дополнительно 1 балл. 3. За то, что перебиваете, перекрикиваете или мешаете – вычитается 1 балл. | Приветствовать учителя Размышлять над темой занятия Читать высказывания Делиться на команды Вспоминать и запоминать правила |
Основной этап | 25 мин | Вопросы:
«Летели лебеди с лебедятами» (с, т)
Жыил (лыжи), ански (санки), кьионк (коньки), нолс (слон).
Мебель (ж.р.), кофе (м.р.), тюль (м.р.), такси (ср.р.), рояль (м.р.), хрусталь (м.р.), кенгуру (м.р.), какао (ср.р.)
Дог (код), кот (ток), араб (пара).
с о л м в е е с п к я о а к м л о о к м ж а д е в е т (Смекалка во всяком деле поможет)
… об …. Из … вон плохо. Мастер на все …. Сидеть сложа …. Золотые …. Как … сняло. (Рука об руку. Из рук вон плохо. Мастер на все руки. Сидеть сложа руки. Золотые руки. Как рукой сняло).
ё сто ки за л ро ас ро ра жи т го ра д бо та (Ёжики, стол, роза, город астра, работа)
(Герой, море, тема, атом, рота, март, гора, гром, грот, том…)
Подснежники, подъехать, поездка, складывать, подводник
Рыбу не скот ина крыше съел. (Рыбу нес кот и на крыше съел.) После ответов каждый раз подводится итог. | Самостоятельно выполнять задания Формировать фонетический слух Определять род имен существительных Разгадывать ребус Логически рассуждать Изменять по лицам и числам глагол Участвовать в учебном диалоге Слушать мнение других Работать в команде Размышлять Анализировать нестандартные задачи и искать пути их решения Вспоминать пословицы и поговорки Вспоминать словарные слова Разбирать слова по составу Систематизировать знания Выполнять анализ и синтез с целью решения задачи |
Заключительный этап | 1 мин | Подводим итог. Победителем в нашей интеллектуальной игре становится … . Поздравляем победителей! Продолжайте совершенствовать свои знания и умения, решайте дома интересные занимательные задачи. |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
РЕФЕРАТ
Выполнили: Двойнишникова Мария,
Понарина Ксения;
Курс: 4, группа: 41
Челябинск, 2020
Организация и проведение дистанционного урока
Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения учащегося. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.
Дистанционный учитель - автор урока. Он проводит большую подготовительную работу по созданию учебного ресурса, который является основой всего занятия. Образовательный ресурс, созданный в виде web-сайта и размещенный в сети Internet, содержит:
- инструкцию для учащегося по работе с представленным ресурсом;
- методически грамотно структурированный учебный материал, снабженный иллюстрациями;
- задания для проверки усвоения с возможностью самоконтроля;
- возможность выбора индивидуальной траектории учения
- задания творческого содержания по созданию учащимся образовательного продукта;
- средства связи с учителем (электронная почта, форум, чат), обеспечивающие возможность задать вопрос учителю, получать от него указания, оперативно выполнить самопроверку.
Основу дистанционного обучения составляют дистанционные уроки.
Определимся, что такое «дистанционный урок».
Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.
В настоящее время существует три типа дистанционных уроков.
Первый тип дистанционных уроков заключается в том, что и учитель (локальный координатор), и учащиеся удалены друг от друга, но при этом пользуются уроком, предварительно размещенным в Интернете.
Второй тип дистанционных уроков заключается в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока от них удалены.
Третий тип дистанционных уроков – это размещение учебной информации на учебном сайте.
Дистанционный урок может проводиться как с одним учеником, так и с группой учащихся. При этом в обоих случаях, во время урока могут присутствовать два педагога: дистанционный учитель, ведущий урок, и локальный координатор, помогающий ученикам в случае затруднения применения информационных технологий.
Требования к дистанционному уроку:
1. При подготовке дистанционного урока необходимо предусмотреть его форму проведения - в режиме off-line или в режиме on-line.
2. В зависимости от выбранного режима предусмотреть все способы взаимодействия с обучаемыми:
- Доставку учебного материала обучаемым (HTML-страница с URL-адресом, отправка письма в любом формате по E-mail, используя технологию гостевой книги или др.),
- Непосредственное общение с обучаемыми во время выполнения практических и зачетных заданий (по E-mail, используя технологию гостевой книги, беседу (чат) и др.),
- Способ приема контрольных работ.
3. Для страховки необходимо материалы урока расположить не на одном, а, по крайней мере, на двух серверах. Для общения с участниками обучающего процесса необходимо иметь запасной "почтовый ящик".
4. При планировании дистанционного урока необходимо предусмотреть включение эвристических методов в ход урока.
Правила проведения дистанционного урока
- Дистанционный урок проводится по заранее составленному расписанию.
- Дистанционный урок может быть начат при условиях:
- учитель находится в дистанционной оболочке класса, а именно в курсе, по материалам которого планируется проведение урока
- учитель использует возможность для оперативной связи с учеником (чат, скайп, обмен внутренними сообщениями, телефон)
- учитель посылает текстовое сообщение в начале урока в обмен сообщениями сайта Администратору дистанционных занятий по форме: имя ученика, урок.
- Учитель инициирует контакт с ребенком в начале урока, объявляет задачи урока и план его проведения, приглашает ребенка к общению в программах для он-лайн взаимодействия, момент завершения урока также обозначается учителем.
- В течение всего урока, независимо от выбранной формы его проведения, учитель находится в классе и доступен в программе для оперативного он-лайн взаимодействия (чате, скайпе или др.)
- При отсутствии ученика в дистанционной оболочке школы учитель старается выяснить причины его отсутствия (индивидуальный форум ребенка, телефонный звонок ребенку, завучу) и сообщает о несостоявшемся уроке завучу.
Типы интерактивных учебных материалов. Каждый из этих типов имеет множество настроек и представлений.
- Импортированные стандартные пакеты SCORM или AICC. Это позволит готовить учебный материал в других программах.
- Вики (Wiki) - позволяет совместно работать над документом, добавляя, расширяя и изменяя его содержание.
- Анкеты - можно использовать как угодно, например, для оптимизации построения курса.
- Базы данных - формат и структура не ограничены.
- Глоссарий - список определений с автоматическим формированием ссылок по всем документам курса. Если определение занесено в глоссарий, то если оно встречается в текстах курса, автоматически формируется ссылка на справочный элемент глоссария.
- Задания (4 типа) - преподаватель может использовать для получения ответа в электронном виде (в любом формате).
- Лекция - набор страниц, где каждая страница заканчивается вопросом, на который ученик должен ответить. В зависимости от правильности ответа, ученик переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую. Это позволяет определять маршрут обучения и не пропускает дальше без понимания изучаемого предмета.
- Опросы - голосование учеников.
- Пояснения - произвольные текст и графика на странице курса.
- Рабочая тетрадь – место, где ученик высказывается по заданной теме.
- Ресурс - средства загрузки и отображения различных файлов с автоматическим формированием представления. Например при загрузуке аудиозаписи лекции она отображается как медиапроигрыватель.
- Семинар – задание, где участники оценивают работы друг друга.
- Тесты - набор различных вариантов тестов. Вопросы могут быть: с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, а также некоторые другие виды. Масса различных опций и вариантов представлений.
- Форум - 3 вида форумов (вопрос-ответ, у каждого своя тема, стандартное обсуждение).
- Чат - обсуждения в реальном времени.
Одни типы материалов нацелены на взаимодействие ученика и преподавателя, другие обеспечивают взаимодействие учеников между собой.
Учебные средства дистанционного урока
К учебным средствам в рамках дистанционного урока относятся:
- учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
- сетевые учебно-методические пособия;
- компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
- аудио учебно-информационные материалы;
- видео учебно-информационные материалы;
- лабораторные дистанционные практикумы;
- учебные тренажеры с удаленным доступом;
- базы данных и знаний с удаленным доступом;
- электронные библиотеки с удаленным доступом.
Алгоритм разработки дистанционного урока
- Определить тему дистанционного урока. Выделить основные учебные элементы.
- Определить тип дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль и т.д.).
- Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели дистанционного урока. Выбор модели дистанционного урока осуществляется с учетом уровня ИКТ-компетентности дистанционных учеников. Для этого рекомендуется провести анкетирование учеников.
- Определить форму проведения дистанционного урока (вебинар, веб-квест, семинар, конференция и т.д.).
- Выбрать способ доставки учебного материала и информационные обучающие материалы.
- Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученикам (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.).
- Подготовка глоссария по тематике дистанционного урока.
- Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.
- Подбор списка литературы и гиперссылок на ресурсы Интернет (аннотированный перечень лучших сайтов по данной тематике, сайты электронных библиотек и электронных магазинов) подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет.
- Определение времени и длительности дистанционного урока, исходя из возрастной категории обучающихся.
Обратите внимание!
Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся:
1-х классов - 10 мин,
2-5-х классов - 15 мин,
6-7-х классов - 20 мин,
8-9-х классов - 25 мин,
10-11-х классов - 30 мин.
- Подготовить методические рекомендации и технологическую карту урока для тьютора.
- На основе анализа результатов уровня ИКТ-компетентности учеников подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.
- Программирование учебных элементов урока для представления в Интернете, в случае размещения урока на веб-сайте.
- Тестирование урока, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.
- Опытная эксплуатация урока.
- Модернизация урока по результатам опытной эксплуатации.
- Проведение урока.
- Анализ урока. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны учеников, тьютора, так и дистанционного учителя.
Выводы:
Дистанционные уроки – очень увлекательный процесс, таящий в себе много нового и неизведанного! Поле для исследований в сфере дистанционного образования огромно, и начинать их нужно как раз с практики.
Дает возможность ученикам самостоятельно освоить учебный материал, не отставать от программы и не быть оторванными от коллектива.
Делает уроки интересными, насыщенными качественными, результативными. Повышает мотивацию к обучению. Применение дистанционных уроков открывает перспективное направление в обучении.
Предварительный просмотр:
«Использование педагогической технологии «Дебаты» на уроках в начальной школе»
Основная часть миссии по обучению и воспитанию молодежи возложена, конечно же, на школу. Одна из задач современного образования - создать условия для успешной адаптации и самореализации человека в современном мире, дать ему глубокие знания, внушить чувство ответственности, научить принимать самостоятельные решения, представлять и доказывать свою точку зрения, отвечать на критику оппонентов. Поэтому я считаю, что научить этому школьников мы можем, применяя инновационные образовательные технологии, в том числе и технологию «дебаты», которая получила распространение в 33 странах мира.
В 1999г. группой специалистов Министерства образования РФ была проведена экспертная оценка программы “Дебаты”, по результатам которой был составлен научный отчет. “ Программа дебаты в условиях России является инновационным проектом, цель которого – внедрение новой педагогической технологии развивающего обучения. “Дебаты” представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирование у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества; способствуют развитию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации – тех качеств, которые необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики”.
3 слайд.
Наибольшие возможности методики дебатов связаны с использованием их как элемента урока: в процессе актуализации знаний, систематизации и закрепления материала, обеспечения “обратной связи” или организации самостоятельной работы обучающихся. Использование дебатов как формы урока требуют большой предварительной подготовки и включение всех обучающихся в ходе урока.
4 слайд.
Классические дебаты – это формат дебатов, в которых участвуют шесть человек и таймспикер. Остальные – либо жюри, либо слушатели, либо судьи. В данном случае дебаты выступают как форма урока. Такому уроку предшествует определенная подготовка. Всех обучающихся перед игрой следует ознакомить с правилами. Минимум шесть человек (или весь класс) получают опережающие задания – подготовиться к дебатам. Перед уроком определяются спикеры.
5 слайд.
“Модифицированные” дебаты – их организация допускает некоторые изменения правил, например, можно увеличить или уменьшить количество игроков в командах; допустимы вопросы аудитории; организуются группы поддержки, к которым команды могут обращаться во время тайм-аутов; создается “группа экспертов”, которая выполняет функции судейства. Такие дебаты чаще всего выступают как элемент урока или форма проверки знаний обучающихся.
6 - 7 слайд.
Необходимо не только поставить перед собой цель и задачи дебатов в процессе обучения, но и дидактические функции использования дебатов.
8 слайд.
На уроках можно использовать несколько типов дебат.
9 слайд.
Эффективность использования дебатов в обучении во многом зависит от осознания учителем возможности и целесообразности их применения:
- при изучении той и ли иной темы – не всякая тема может быть предметом дискуссии; тема должна быть грамотно сформулирована;
- в том или ином классе – успех проведения дебатов во многом зависит от доброжелательной, творческой атмосферы на уроке; учитель должен адекватно оценивать степень подготовленности обучающихся, необходимой для проведения разного типа дебатов;
- дебаты могут использоваться для обобщения, систематизации, контроля знаний, закрепления материала;
- для реализации поставленных учебных целей – успешная реализация поставленных целей, достигаемых посредством дебатов, определяется умением учителя создать условия для эффективного взаимодействия на уроке; установления доверительных отношений с обучающимися, четкое определение темы и объема обсуждаемого материала, умение учителя и учащихся организовать деловое общение.
При распределении обучающихся по группам можно руководствоваться разными принципами:
- учитель сам создает группы, распределяет роли;
- учащиеся сами создают группы, а роли распределяют по взаимной договоренности;
- перед началом занятия можно провести тестирование, по результатам которого разделить обучающихся на три группы (сильные, слабые, средние) и объединить по одному человеку из каждой группы в команду;
- в группу можно объединить соседей по партам и ли по рядам;
10 слайд.
Правила дебатов по формату Карла Поппера.
В состав каждой команды входит три человека. Команды сформированы по желанию учащихся, хотя члены команды могут назначаться и учителем. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 - первый спикер, У2 - второй спикер, У3 -третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1-первый спикер, О2 - второй спикер, О3 - третий спикер).
Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы.
Перед началом игры обязательно вспоминаем принципы игры:
- уважение необходимо;
- честность обязательна;
- проигравших нет.
В школьных дебатах любая проблема рассматривается с двух точек зрения: утверждения и отрицания. Например, во 2 классе после изучения темы «Сказка – ложь, да в ней намёк…» на уроке обобщающего повторения учащиеся дискутировали на тему «Приметы волшебных сказок нам помогают в жизни». Утверждающая команда доказывала этот тезис, а отрицающая команда - противоположный, что «Приметы волшебных сказок выдуманы» т.к. сказки придуманы людьми.
Далее дети доказывали свои тезисы. Для этого они выдвигали аргументы в поддержку своей точки зрения и контраргументы на высказывания противников.
Игра проходила в течение 3-х раундов:
І раунд
11 слайд.
Обязанности спикеров:
У1
*представляет утверждающую команду;
*представляет тему, обосновывает ее актуальность;
*дает определение понятиям, входящим в тему;
*представляет точку зрения утверждающей команды;
*обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;
*представляет аргументы утверждающей стороны, которые команда будет доказывать в ходе игры;
*переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);
*заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
*задает перекрестные вопросы О2.
12 слайд
О1
*представляет отрицающую команду;
*отрицает тему (тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;
*принимает определения, представленные утверждающей стороной;
*представляет позицию отрицающей стороны;
*принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты;
*представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргументы отрицающей стороны, которые команда будет доказывать в ходе игры);
*опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1;
*заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
*задает перекрестные вопросы У2.
13 слайд.
Цель перекрестных вопросов
- внести ясность в аргументы оппонентов;
- вынудить оппонента ответить выгодно для вас;
- выявить изъяны в кейсе оппонентов;
Цель задающих вопросы: принизить значение аргументов другой стороны, а также прояснить или уточнить детали;
Задача спикера – ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя «на личности».
14-15 слайд
Вот так проходит дискутирование в течение 3-х раундов.
У2
*восстанавливает точку зрения утверждающей стороны;
*приводит новые доказательства;
*повторяет важные аспекты предыдущих доказательств;
*подробно развивает утверждающую позицию и утверждающий кейс;
*опровергает отрицающий кейс;
*не приводит новых аргументов
*заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
*отвечает на перекрестные вопросы О1.
О2
*восстанавливает отрицающую позицию;
*подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс;
*продолжает опровергать утверждающую позицию;
*приводит новые доказательства;
*не приводит новых аргументов;
*заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;
*отвечает на перекрестные вопросы У1.
У3
*еще раз акцентирует узловые моменты дебатов;
*следует структуре утверждающего кейса;
*возвращается к аспектам, выдвинутым У1, и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;
*выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;
*сравнивает утверждающие аргументы с отрицающими и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;
*не приводит новых аргументов;
*завершает линию утверждения;
*задает вопросы О1.
ОЗ
*еще раз акцентирует узловые моменты;
*следует структуре отрицающего кейса;
*возвращается к аспектам, выдвинутым О1, и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания;
*выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;
*сравнивает отрицающие аргументы с утверждающими и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;
*завершает линию отрицания;
*не приводит новых аргументов;
*задает вопросы У1.
Схема задаваемых вопросов между спикерами (У и О).
У1 О1
У2 О2
У3 О3
16 слайд.
Эффективность дебатов зависит от возможности и целесообразности их применения.
Тема, проблема.
Следует выбирать темы, которые затрагивают значимые проблемы, представляют интерес, актуальны, могут быть пригодны для спора ( например: «Погода влияет на климат» или «Приметы волшебных сказок наблюдаются в жизни»);
Класс.
Успех проведения дебатов во многом определяется наличием доброжелательной, творческой атмосферы на уроке. Необходимо адекватно оценивать степень овладения учащимися умениями и навыками, необходимыми для проведения разного типа дебатов;
Урок.
Дебаты могут использоваться в целях обобщения, систематизации знаний, закрепления учебного материала, контроля знаний; наименее эффективно применение данной технологии на уроках, где рассматривается новая тема, новый материал;
Учебная цель.
Успешная реализация поставленных на уроке целей, достигаемых за счет использования дебатов, в значительной степени определяется умением учителя создать условия для эффективного взаимодействия на уроке: установление доверительных взаимоотношений с учащимися; четкое определение темы; умение учителя и учащихся организовывать деловое общение.
17 слайд.
В заключение своего выступления мы хотели бы еще раз обратить внимание на плюсы данной педтехнологии:
*глубокое и всестороннее рассмотрение вопроса при подготовке к дебатам;
*развитие умения анализировать и сопоставлять различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
*развитие способности концентрироваться на сути проблемы;
*развитие процессуальных навыков: умение извлекать и обрабатывать информацию, пользоваться библиотекой, конспектировать тексты и др.;
*овладение навыками культуры дискуссии: умение слышать доводы оппонентов, корректно использовать язык невербального общения (мимика, жесты, интонация);
*развитие умения четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
*обучение терпимости к различным точкам зрения, отличным от собственных.
Поиграем!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФОРМЫ ДЕБАТОВ КЛАССИЧЕСКИЕ ДЕБАТЫ МОДИФИЦИРОВАННЫЕ ДЕБАТЫ
«Классические» дебаты В них участвуют 6 человек (2 команды по 3 человека), тайм c кипер, а остальные учащиеся являются либо «рецензентами», либо судьями, либо пассивными слушателями. Следует предусмотреть, чтобы все учащиеся перед игрой были ознакомлены с правилами. « Классический » (имеется в виду не измененный) формат дебатов может стать основой для организации и проведения имитационно-моделирующей игры. В этом случае учащиеся выступают от чьего-либо имени, играют определенную роль, создают образ и т.п. Данный тип дебатов в связи с присущими ему ограничениями рекомендуется использовать не чаще чем 1—2 раза в четверть.
«Модифицированные» дебаты Это использование отдельных элементов « классических » дебатов или дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил. Например: - изменяется регламент выступлений (чаще всего сокращается); - увеличивается число игроков в командах; - допускаются вопросы из аудитории.
Правила дебатов В состав каждой команды входит 3 человека. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 – первый спикер, У2- второй спикер, У3-третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1- первый спикер, О2- второй спикер, О3 – третий спикер). Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. Игра проходит в течение 3-х раундов. Дебаты начинаются с выступления команды утверждения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕБАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Цель: создание устойчивой мотивации обучения, достижение личностной значимости учебного материала для учащихся, стимуляция их творческой, поисковой деятельности. Задачи: обучающие – актуализация ранее полученных знаний, овладение новыми знаниями и умениями; развивающие – формирование системного видение проблемы, наличия взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения; развитие логики, критического мышления, интеллектуальных и творческих способностей; воспитательные – формирование культуры спора, толерантности, признания множественности подходов к решению проблемы и способности найти компромисс; коммуникативные – осуществление учебной деятельности в межличностном общении, способствующей складыванию у учащихся самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки .
Дидактические функции использования дебатов Задачи организации взаимодействия в группе переработка сведений, информации для убедительного изложения Задачи содержательного плана осознание учащимися противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой представление своей позиции, ее аргументация выбор и взвешивание подходов к рассмотрению и решению проблемы актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей их применения выполнение коллективной задачи Согласованность в обсуждении проблемы и выработка подхода к ее решению соблюдение специально принятых правил и процедур совместной деятельности
Типы дебатов на уроках Проблемные дебаты Экспресс – дебаты Дебаты как форма работы с документами Дебаты как форма подведения итогов самостоятельной работы Дебаты как повторительно-обобщающие уроки
Основные элементы дебатов Тема. Тема должна быть актуальной. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения. Например: имя существительное отвечает на вопросы « кто что» Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих позиций относительно формулировки темы. Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки. Аргументы . Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной. Поддержка и доказательства . Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию. Перекрестные вопросы . Наибольшее количество видов дебатов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.
Обязанности спикеров У1 представляет утверждающую команду; представляет тему, обосновывает ее актуальность; дает определение понятиям, входящим в тему; представляет точку зрения утверждающей команды; обосновывает аспекты рассмотрения данной темы; представляет аргументы утверждающей стороны, которые команда будет доказывать в ходе игры; переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности); заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды; задает перекрестные вопросы О2.
О1 представляет отрицающую команду; отрицает тему (тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания; принимает определения, представленные утверждающей стороной; представляет позицию отрицающей стороны; принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты; представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргументы отрицающей стороны, которые команда будет доказывать в ходе игры); опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1; заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды; задает перекрестные вопросы У2.
Цель перекрестных вопросов - внести ясность в аргументы оппонентов; - вынудить оппонента ответить выгодно для вас; - выявить изъяны в кейсе оппонентов; Цель задающих вопросы: принизить значение аргументов другой стороны, а также прояснить или уточнить детали; Задача спикера – ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя «на личности».
Дискутирование в течение трех раундов У2 восстанавливает точку зрения утверждающей стороны; приводит новые доказательства; повторяет важные аспекты предыдущих доказательств; подробно развивает утверждающую позицию и утверждающий кейс; опровергает отрицающий кейс; не приводит новых аргументов; заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды; отвечает на перекрестные вопросы О1.
О2 восстанавливает отрицающую позицию; подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс; продолжает опровергать утверждающую позицию; приводит новые доказательства; не приводит новых аргументов; заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды; отвечает на перекрестные вопросы У1.
У3 еще раз акцентирует узловые моменты дебатов; следует структуре утверждающего кейса; возвращается к аспектам, выдвинутым У1, и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды; выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе; сравнивает утверждающие аргументы с отрицающими и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны; не приводит новых аргументов; завершает линию утверждения; задает вопросы О1.
Схема задаваемых вопросов между спикерами У 1 О1 У2 О2 У3 О3
Эффективность дебатов зависит от возможности и целесообразности их применения: тема, проблема. Следует выбирать темы, которые затрагивают значимые проблемы, представляют интерес, актуальны, могут быть пригодны для спора класс. Успех проведения дебатов во многом определяется наличием доброжелательной, творческой атмосферы на уроке. Необходимо адекватно оценивать степень овладения учащимися умениями и навыками, необходимыми для проведения разного типа дебатов;
Эффективность дебатов зависит от возможности и целесообразности их применения: урок. Дебаты могут использоваться в целях обобщения, систематизации знаний, закрепления учебного материала, контроля знаний; наименее эффективно применение данной технологии на уроках, где рассматривается новая тема, новый материал; учебная цель. Успешная реализация поставленных на уроке целей, достигаемых за счет использования дебатов, в значительной степени определяется умением учителя создать условия для эффективного взаимодействия на уроке: установление доверительных взаимоотношений с учащимися; четкое определение темы; умение учителя и учащихся организовывать деловое общение.
Что дают дебаты? Важнейшее достоинство дебатов – учат учиться и совершенствоваться, и не останавливаться на достигнутом
Поиграем!